PISA
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.
Весной (апрель-май) 2018 года запланировано проведение международного исследования PISA. В рамках исследования будет проведено компьютерное тестирование 15-летних обучающихся по чтению естествознанию, математике, и решению глобальных проблем. Дополнительно на части выборки будет проведено тестирование по финансовой грамотности.
Международная программа по оценке образовательных достижений PISA
Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников.
В 2021 году основное направление исследования PISA — математическая грамотность.
Что лежит в основе исследования можно узнать уже сейчас, так как опубликована новая Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 (Схема 1).
Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни.
Концепция объясняет теоретические основы оценивания математической грамотности в исследовании PISA, а также включает официальное определение понятия «математическая грамотность».
В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия математическая грамотность является математическое рассуждение.
Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы — это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. Математика — это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов.
PISA — Международная программа по образовательных достижений учащихся
В рамках изучения математики учащиеся узнают о том, что, используя правильные рассуждения и предположения, они могут получить результаты, которые заслуживают доверия.
В целом концепция описывает взаимоотношения между математическим рассуждением и тремя процессами цикла по решению задачи (формулирование, применение, интерпретация и оценивание).
- Количество
- Неопределенность и данные
- Изменение и зависимости
- Пространство и форма
Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены восемь навыков 21 века:
- Критическое мышление
- Креативность
- Исследование и изучение
- Саморегуляция, инициативность и настойчивость
- Использование информации
- Системное мышление
- Коммуникация
- Рефлексия
Исследование PISA проводится циклично: раз в три года. Российская Федерация принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого цикла в 2000 году.
В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.
Математическая грамотность была в центре исследования в 2003 и 2012 году.
Концепция по математике PISA-2021
Схема 1. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021
Нормативные документы | |
Письмо ФГБУ «ФИОКО» от 22.02.2018 №02-18/92 «О проведении международного исследования PISA-2018 в субьектах Российской Федерации» | |
Приказ Департамента образования Ивановской области от 28.02.2018 №302-o «О проведении международного исследования PISA-2018 в Ивановской области» | |
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 28.02.2018 №302-o «Список образовательных организаций Ивановской области, отобранных для участия в международном исследовании PISA-2018» | |
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 28.02.2018 №302-o «Список учащихся образовательной организации» | |
Программа диагностики компьютеров «Система диагностики PISA» | |
Руководство по диагностике компьютеров (исследование PISA) | |
Примеры заданий PISA | |
Результаты и примеры заданий исследования PISA-2018 | |
Результаты и примеры заданий исследования PISA 2015 | |
Примеры заданий по математической грамотности, которые использовались в исследовании PISA в 2003-2012 годах | |
Международна программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию | |
PISA: разбор заданий международного исследования | |
Примеры заданий по естествознанию | |
Примеры заданий, проверяющих грамотность чтения | |
Примеры заданий, проверяющих математическую грамотность | |
Примеры заданий, проверяющих естественнонаучную грамотность | |
Примеры заданий с сайта Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО» | |
Материалы вебинаров «Проведение международного исследования PISA-2018» | |
Материалы вебинаров с сайта Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО» |
Источник: www.ivege.ru
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment, PISA) — это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах мира и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.
Исследование проводится начиная с 2000 года, трёхлетними циклами, в странах ОЭСР и странах-партнёрах ОЭСР. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается. Основные направления исследования, концептуальные подходы к разработке инструментария, способы обработки и представления результатов периодически обсуждаются на научных форумах, в работе которых принимают участие ведущие специалисты в области образования, и утверждаются представителями стран-участниц проекта (как правило, представителями министерств образования) с учётом их практической значимости для этих стран.
В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования (ИСМО РАО) при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Россия принимала участие во всех циклах программы PISA, начиная с 2000 года. Результаты проведённых исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской Академии образования, Федерального института развития образования и других организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школ, при разработке государственных стандартов второго поколения, а также компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений.
В рамках исследования изучается уровень грамотности учащихся организаций общего среднего образования и способность учащихся применять на практике полученные в процессе образования знания и навыки. Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15–16–летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Выбор учащихся такого возраста объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и навыков, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Как было показано в дополнительных исследованиях, проведённых в ряде стран по итогам PISA 2000 и 2003 годов, результаты оценки функциональной грамотности учащихся 15–16–летнего возраста являются надёжным показателем дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности молодых людей.
В исследовании выделяют следующие показатели, связанные с обеспечением возможностей для раскрытия потенциала учащихся в процессе их обучения:
- Результаты учащихся, обучающихся по различным образовательным программам.
- Результаты учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях, отличающихся расположением, статусом или другими характеристиками.
- Учёт гендерных различий учащихся.
- Учёт социально-экономических условий семей учащихся.
Оценка образовательных достижений учащихся проводится по трём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность:
- Математическая грамотность — это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, методов, фактов и инструментов для того, чтобы описать, объяснить и предсказать явления, а также интерпретацию полученного решения математической задачи.
- Читательская грамотность — это способность индивидуума понимать, оценивать и использовать информацию из письменных текстов для освоения и расширения знаний, достижения поставленных целей, развития потенциала, участия в общественной жизни.
- Естественнонаучная грамотность — это способность индивидуума осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, которые основаны на научных доказательствах; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Для реализации программы исследования разработан специальный диагностический инструментарий, который состоит из блока тестовых заданий, включающих в себя закрытые и открытые задания по математике, естественнонаучным дисциплинам, пониманию текстов и других видов информации. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различного уровня сложности, которые относятся к одной и той же ситуации.
Отчёты об исследованиях, оценки результатов и рекомендации странам по актуализации национальных стратегий в сфере образовательной политики публикуются в периодическом обзоре ОЭСР «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР» (OECD Education at a Glance), в котором рассматривается ситуация с образованием в развитых и ключевых развивающихся странах мира, включая Россию.
В целом, программа PISA оказывает значительное влияние на образовательную политику стран, охваченных данным исследованием. Для объяснения результатов, полученных в процессе реализации программы, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли объективно определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других государств и определить направления совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях.
Источник: gtmarket.ru
Статья на тему: PISA – Международное исследование в области качества образования
статья по географии по теме
Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?
На этот вопрос пытаются ответить специалисты 65 стран мира в ходе Международной программы PISA, в которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оценивается читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность).
Задачи программы: выяснить
1. Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?
2. Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие?
3. В каком направлении следует совершенствовать российское образование?
Почему российская система образования не способствует развитию у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.
Исследование PISA — проводится трехлетними малыми циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений исследования. В 2000 году основным направлением исследования была «читательская грамотность», в 2003 году –«математическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность». В 2009 году, в котором основным направлением являлась опять читательская грамотность, завершился первый полный цикл мониторинга сформированности читательской грамотности.
Важно отметить, что с каждым циклом проекта увеличивается количество стран-участниц (2000 год – 32 страны; 2003 год – 40 стран, 2006 год – 57 стран, 2009 год – 65 стран). Это свидетельствует о том, что все больше стран мира признают важность данного исследования для совершенствования общего образования.
Состав российской выборки с учетом образовательных программ представлен в таблице. В выборку вошли учащиеся основной и средней школы, которым на момент тестирования исполнилось 15 лет, а также 15-летние учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. ( показано в %). ( В таблице показано количество учащихся разных параллелей в %). Учащиеся, обучавшиеся по программе основного общего образования (7-9 классы), составили 71% выборки (в 2000 году в выборку вошло 29,3% таких учащихся) 4 , при этом учащиеся только 9 класса составили 60,1%. Учащиеся старшей средней школы, обучавшиеся по программе общего среднего образования, составили 24% (в 2000 году – 48,4%); студенты начального и среднего профессионального образования – 4,9% (в 2000 году – 22,1%).
Для оценки сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности разрабатывались комплексные или структурированные задания, объединенные общей темой или проблемой, связанной с реальной жизнью. Каждое из заданий включало тексты, а также таблицы, или диаграммы, или графики, в которых описывалась или была представлена некоторая проблема или ситуация, и 1-6 вопросов различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивалась способность учащихся понять текст или проблему, тем или иным образом связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией, ответить на вопросы к тексту или решить проблему, используя знания из той или иной предметной области.
В международных тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений.
- Читательская грамотность.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Математическая грамотность.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
- Естественнонаучная грамотность.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные
особенности естествознания как формы человеческого познания.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2009 года показала весьма неутешительные для России результаты. По всем параметрам наша страна не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников.
Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи. Одна из причин этого явления – крайности в реализации академической направленности российской школы, перегруженность программ и учебников, ориентация учебного процесса в основном на изучение содержания отдельных предметов.
Даже первичный анализ выполнения отдельных заданий показывает, что результаты могут быть даже выше среднего международного по заданиям, в которых оцениваются предметные знания. А вот если нужно эти знания применить в конкретных ситуациях, то, к сожалению, наши школьники показывают более низкий результат. Это зафиксировано не только по итогам исследования PISA, но и всех международных исследований, которые проводили.
Это PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста. Проводится раз в пять лет, изучаются результаты обучения в начальной школе.
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования. В 2007 г. наша страна впервые принимала участие. Результаты выполнения международных тестов превышают средние международные показатели.
Невысокие результаты международных тестов PISA можно объяснить несколькими причинами. Почти все задачи были предложены в нестандартной для российских учащихся формулировке, которая значительно отличалась от учебных заданий, типичных для большинства российских действующих учебников.
Отдельные задачи требовали либо приближенных методов решения, использование которых не практикуется при обучении математике, либо для решения задачи требовалось выполнить только простейшие непосредственные вычисления, что зачастую смущало 15-летних учащихся России. В некоторых случаях требовалось с учетом содержания задания интерпретировать полученное решение и отобрать ответ, отвечающий условию задачи. Невысокие результаты выполнения таких заданий в ряде случаев объясняются отсутствием у учащихся привычки к самоконтролю.
К сожалению, формированию практико-ориентированных знаний и умений в российской школе не уделяется должного внимания.
Как показали последние результаты PISA-2009, по владению естественнонаучными дисциплинами Эстония вышла на 2-е место среди стран Европы. Достижение таких результатов не обходится без некоторого заимствования положительного опыта соседней Финляндии.
Фины показывают достаточно высокие результаты и в академических областях и в функциональной грамотности. У них сбалансированная программа. В Финляндии работать учителем очень престижно, конкурс в университеты на педагогический факультет – шесть человек на одно место, у учителей высокая зарплата.
Все школы имеют практически одинаковое хорошее материально-техническое обеспечение. И что не менее важно – проводится ранняя диагностика знаний и оказывается целевая помощь детям с самого раннего обучения. По данным финской статистики, более 40 процентов пятнадцатилетних школьников находились в процессе обучения в школе в системе коррекционного обучения, но не в классе коррекции, а просто с ними дополнительно занимались специалисты. То есть проблемы не накапливаются из класса в класс, а решаются по мере их возникновения с помощью специалистов.
В лидерах PISA-2009 — Китай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Канада. При этом в сравнении с последним исследованием PISA-2006 результаты Южной Кореи подросли на 30 баллов, Германия, проведя реформу образования, существенно сократила разрыв между хорошо и слабо подготовленными детьми. Польша, которая в 2000 году была рядом с нами на первых местах с конца, сейчас уверенно заняла 11-е место. Чили улучшила показатели на 50 баллов. В 2006 году мы скатились в самый конец, а сейчас вернулись на уровень 2000 года .
Результаты исследования PISA выдвигают много вопросов перед школьным естественнонаучным образованием, в котором пока слабо реализуются новые приоритеты образования: ориентация не на освоение большого объема естественнонаучных знаний, а на формирование способности применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию.
Сейчас в России начинают внедрять президентскую инициативу «Наша новая школа». Там прописан переход на «исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения».
Российской системе образования необходимо предпринять ряд усилий по созданию новых учебных пособий, переподготовке учителей, мониторингу способности применять изученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные условия обучения учащихся в школе.
Результаты исследования PISA требуют дальнейшего анализа российскими методистами, психологами, авторами учебников, разработчиками стандартов и другими специалистами в области общего образования. При разработке стандартов второго поколения и сопровождающих методических материалов, которая осуществляется в настоящее время, необходимо широкое общественное обсуждение для нахождения разумного баланса между традиционными приоритетами в области общего образования в России и приоритетами, которые проявились в исследовании PISA.
Источник: nsportal.ru
Исследование PISA-2022
Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни. И для оценки усваиваемой в школах информации будет проводиться исследование PISA-2022 в России и в других странах. А как именно и в каком формате оно пройдёт? Все подробности читайте ниже.
Суть исследования и его организаторы
Состоящая из английских букв аббревиатура PISA расшифровывается как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Данное исследование призвано проанализировать имеющееся актуальное качество получаемого школьниками образования, а также соответствие знаний реалиям жизни в современном мире.
На что направлены мероприятия в рамках PISA? На оценку грамотности пятнадцатилетних школьников, получивших общее среднее образование. И эта грамотность анализируется в трёх основных областях: математической, естественнонаучной и читательской. Но упор делается на то, как достигшие 15-летнего возраста ученики школ могут применять получаемые во время обучения знания в жизненных повседневных ситуациях для решения большого количества задач в разных сферах деятельности человека, включая финансовые достижения, социализацию и преодоление различных препятствий.
PISA имеет принципиальные отличия от прочих существующих оценочных систем. Они заключаются в:
- Широте охвата. В программе участвуют многие мировые государства.
- Уклоне на непрерывное обучение в течение жизни. Участники исследования сообщают о представлении о себе спустя некоторое время, о мотивации к продолжению обучения после основного образования, о стратегиях получения новых знаний и навыков.
- Ориентации на политику, предполагающую связывание данных о результатах образовательного процесса и отношении к обучению со сведениями о происхождении учащихся, их социальном статусе и о факторах, влияющих на усвоение знаний и навыков в школах.
- Систематичности и планомерности, позволяющих странам-участницам отслеживать успешность достижения образовательных целей в динамике.
Исследования проводятся OECD – Организацией экономического сотрудничества и развития (русская аббревиатура – ОЭСР). В России программа реализуется Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО), являющимся бюджетным учреждением.
Что оценивается
В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:
- Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.
- Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.
- Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.
Также в рамках каждого цикла вводятся дополнительные направления. Например, в 2012-ом проверялась финансовая грамотность, в 2015-ом году внимание уделялось решению проблем, в 2018-ом упор делался на глобальные компетенции.
Как проходит PISA: особенности проведения
Цикл длится три года. В рамках PISA выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская, естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится одна дополнительная предметная область.
Факт! Впервые программа PISA была реализована в 2000-ом году и с тех пор проводится на регулярной основе, охватывая всё большее количество стран. Россия принимала участие во всех циклах и демонстрировала неплохие результаты. А с 2018-го года в программе участвовала столица в качестве отдельного российского субъекта.
В структуру исследования входят:
- Компьютерное тестирование для школьников по естественным наукам, чтению и математике, а также дополнительной предметной области. На решение задач отводится два часа.
- Анкетирование участников (школьников). Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий. На анкетирование даётся сорок девять минут.
- Анкетирование администрации участвующего в исследовании общеобразовательного учреждения (для учителей или руководства). Такая анкета призвана выявлять факторы, которые определяют различия в образовательных системах государств-участников.
Кроме того, дополнительно предусматриваются анкеты для родителей и вопросы по финансовой образованности для администрации. Ученики могут проходить тестирование и анкетирование последовательно или в разное время.
Предлагаемые задания и результаты выполнения
Задания тестирования делятся на два типа:
- Стандарт. Это задания с описанием проблем и вопросами.
- Интерактив. Такие задания содержат интерактивные материалы в формате компьютерной симуляции. Участник как бы попадает в виртуальную реальность, погружается в симулированную, но максимально приближенную к реальности ситуацию. В ходе таких заданий задаются вопросы, предлагаются разные варианты развития событий.
Формат каждого из заданий может предполагать выбор предлагаемых вариантов (одного верного или нескольких подходящих) или конкретный ответ с развёрнутым объяснением. Посмотреть примеры и опробовать свои силы в решении задач можно на официальном сайте ФИОКО тут: https://clck.ru/JE3iG.
Результаты становятся доступными и публикуются после каждого цикла лишь на следующий год, причём в его конце. То есть для PISA-2022 итоги будут обнародованы только в декабре 2022-го.
Результаты проверки знаний школьников по каждому направлению делятся на шесть уровней, для которых предусматриваются минимальные количества баллов, то есть нижние границы. Баллы подсчитываются по ответам. И учащиеся, достигшие того или иного уровня, должны демонстрировать определённые навыки и умения, применимые не только в обучении, но и в реальной жизни.
Что известно о PISA-2022
В рамках PISA-2022, по официальным данным, будет тщательно анализироваться в качестве основополагающего направления математическая грамотность. А дополнительной областью станет креативное мышление. Будет выясняться, насколько эффективно в разных государствах учеников готовят к активному использованию математики в главных аспектах: общественном, профессиональном и личном.
- неопределённость и данные;
- количества;
- формы с пространствами;
- зависимости, изменение.
В математическую концепцию добавляются навыки, особенно необходимые в 21-ом веке. Это креативность, умелое использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и настойчивость, а также коммуникация.
Важно! Апробационный (пробный) этап PISA-2022 должен стартовать весной 2022-го. Основной же этап запланирован на весну 2022-го года.
Участники PISA-2022 определяются в ходе выборки. Но теоретически принять участие в масштабном исследовании могут соответствующие установленным критериям подростки из разных регионов РФ. Это учащиеся, достигшие 15-летнего возраста и проходящие обучение в образовательных учреждениях. В школах будут отбираться ученики 2005-го года рождения, начиная с седьмых классов.
А в учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования (колледжах, ПТУ), отбираются студенты первых курсов, родившиеся в 2005-ом году. Окончательные списки формируются ближе к дате проведения PISA, а пока они неизвестны.
Подготовительные мероприятия
Подготовка к основному этапу PISA идёт полным ходом. Так, весной должны стартовать пробные тестирования. А разработчики федерального проекта «Современная школа» сообщили о том, что в октябре 2022-го года запускается пилотное исследование качества российского образования по стандартам PISA. В нём примут участие всего четырнадцать регионов и в общей сложности 1400 школ.
Организаторы подготовительного пилотного исследования планируют получить обширный аналитический материал, чтобы дальше работать с ним. Это позволит по итогам разработать рекомендации, полезные не только при проведении PISA, но и для выстраивания траектории дальнейшей работы на уровнях министерств и регионов.
Также начались и масштабные международные подготовительные мероприятия. На сайте Роспотребнадзора появились сведения о том, что первая встреча национальных координаторов исследования состоялась в Вене, и в ней участвовали эксперты из РФ. В новом цикле PISA в 2022-ом году продемонстрируют знания учащихся 88 государств. И уже готов инструментарий для апробации 2022-го.
А чтобы подготовиться к тестированию самостоятельно, можно просмотреть примеры и решить задачи прошлых лет. Это позволит не только проверить свои навыки и знания, но и выяснить формат и суть предстоящих заданий.
PISA-2022 – это международное масштабное исследование, которое позволит проанализировать не только знания школьников, но и их соответствие современной жизни, а также умение применять на практике навыки и умения.
Источник: v-2021.org