Аккредитация
Аккредитация организации образования – процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг, установленным стандартам (регламентам) аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения;
Международная аккредитация — аккредитация организации образования или отдельных образовательных профессиональных программ в признанном зарубежном аккредитационном агентстве;
Национальная аккредитация — институциональная аккредитация организации образования или образовательных программ национальными аккредитационными агентствами;
Институциональная аккредитация – оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом;
Специализированная аккредитация – оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования;
Стандарты (регламенты) аккредитации – документы аккредитационного органа, устанавливающие требования к процедуре аккредитации.
ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Правила признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, и формирования реестра признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 ноября 2016 года № 629.
Основными положениями Руководящих принципов ВОЗ/ВФМО по аккредитации базового медицинского образования являются использование специфических стандартов для медицинского образования, создание прозрачной и надежной системы аккредитации, вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс аккредитации
World Federation for Medical Education. Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Improvement. WFME Office, The 2015 Revision.
Внедрение стандартов институциональной аккредитации медицинских организаций образования в Республике Казахстан и адаптация Международных стандартов ВФМО по улучшению качества базового медицинского образования начата при поддержке ВОЗ/ЕВРО и ВФМО
в 2009 году в рамках реализации инвестиционного проекта МБРР и МЗ РК по реформе медицинского образования
С 2017 года будет осуществлен полный переход от государственной аттестации вузов к аккредитации.
Это предусматривает создание эффективной системы обеспечения качества образования, включающей как внутреннее обеспечение качества, так и внешнее обеспечение качества. Будут выработаны механизмы оценки внутреннего обеспечения качества и повысится ответственность вузов за эффективное его функционирование.
Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 (стр.60).
Будет проведена аккредитация организаций и программ высшего (к 2018 году), технического и профессионального, послевузовского (к 2020 году) медицинского и фармацевтического образования в соответствии с лучшими международными стандартами.
О лицензировании и аккредитации образовательной деятельности
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176. (п.5.5.2 Модернизация медицинского образования)
Основой обеспечения качества образования в Европейском регионе является применение в практике аккредитации Стандартов и руководств для обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG). Этот документ был разработан Европейской ассоциацией по обеспечению качества образования (ENQA) в сотрудничества с Европейским союзом студентов (ESU), Европейской ассоциацией высших учебных заведений (EURASHE), Европейской ассоциацией университетов (EUA) и принят в 2005 г. министрами образования стран Европы.
Ключевой целью Стандартов и руководств для обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования является содействие общему пониманию обеспечения качества обучения во всех странах и среди заинтересованных сторон. Вузы и агентства по обеспечению качества используют ESG как справочный документ для внешней и внутренней систем обеспечения качества в высшем образовании.
Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG). (2015). Brussels, Belgium.
Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG)
Обеспечение качества образовательных программ PhD докторантуры осуществляется по Стандартам аккредитации Организации PhD программ в биомедицине и науках о здоровье (клинических науках) в Европейской системе образования (ORPHEUS)
ORPHEUS 2009 position paper: Towards Standards for PhD Education in Biomedicine and Health Sciences. 2009. www.orpheus 2009.org/ and ORPHEUS
Статья 1. Орган по аккредитации — юридическое лицо, определяемое на конкурсной основе, осуществляющее деятельность по аккредитации и являющееся членом международных организаций по аккредитации.
Эксперты по аккредитации — физические лица, аттестованные в порядке, определяемом органом по аккредитации;
Статья 3. Принципами аккредитации являются:
- добровольность;
- доступность информации о процедурах, критериях аккредитации;
- прозрачность деятельности по аккредитации в области оценки соответствия;
- недопущение дискриминации;
- компетентность;
- единство и целостность системы аккредитации;
- независимость;
- недопустимость совмещения деятельности по аккредитации с деятельностью по оценке соответствия;
- приоритетность использования стандартов международных (региональных) организаций при осуществлении аккредитации.
Закон РК «Об аккредитации в области оценки соответствия» от 5 июля 2008 г. № 61-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.03.2016 г.).
Аккредитационный орган проводит институциональную или специализированную аккредитацию в соответствии со своими стандартами (регламентами) аккредитации
Закон Республики Казахстан «Об образовании», глава 2. Управление системой образования (статья 9-1), пункт 3.
Организации образования вправе пройти национальную и международную институциональную, специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр уполномоченного органа.
Закон Республики Казахстан «Об образовании», глава 2. Управление системой образования (статья 9-1), пункт 5.
Реестр признанных аккредитационных органов (Реестр 1) – перечень аккредитационных органов, являющихся полноправными членами международных европейских сетей по обеспечению качества образования, признанных на территории Республики Казахстан уполномоченным органом для проведения институциональной и (или) специализированной аккредитации.
Правила признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, и формирования реестра признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 ноября 2016 года № 629. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 ноября 2016 года № 14438.
Министерство образования и науки Республики Казахстан одной из своих задач определяет (раздел 2, п.8) установление требования и порядка признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, и формирование реестра признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ.
Положение о о Министерстве образования и науки Республики Казахстан.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1111 (с изменениями к
27 августа 2016 г.)
Аккредитованные организации образования – организации образования, прошедшие процедуру признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг, установленным стандартам (регламентам) аккредитации;
Аккредитованная образовательная программа – образовательная программа (специальность), прошедшая процедуру признания аккредитационным органом соответствия ее содержания и направления (назначения) установленным стандартам (регламентам) аккредитации;
По результатам проведения аккредитаций аккредитационный орган направляет в уполномоченный орган копию рекомендаций по устранению выявленных в деятельности организации образования системных недостатков (при наличии.
Аккредитационный орган не позднее тридцати рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации организации образования представляет в уполномоченный орган информацию (свидетельство об аккредитации) для внесения аккредитованную организацию образования в Реестр 2 и размещает ее на интернет-ресурсе аккредитационного органа.
Правила признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, и формирования реестра признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 ноября 2016 года № 629. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 ноября 2016 года № 14438.
Аккредитационные органы – юридические лица, которые разрабатывают стандарты (регламенты) и проводят аккредитацию организации образования на основе разработанных ими стандартов (регламентов).
О создании Национальных реестров аккредитационных органов, аккредитованных организаций и образовательных программ. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 556 (с изменениями и дополнениями от 04.07.2014 г.).
Проведение аккредитации специализированным органом аккредитации с области здравоохранения основывается на Руководящих принципах ВОЗ/ВФМО, а именно:
- адаптация национальной системы медицинского образования к европейским принципам;
- создание надежной системы обеспечения качества медицинского образования;
- соответствие национальных стандартов по аккредитации международным требованиям и рекомендациям;
- внесение информации о системе аккредитации во Всемирную базу данных по конкретной стране и информации об аккредитационном статусе отдельного медицинского ВУЗа, что ведет к международному признанию медицинского ВУЗа и его образовательной программы.
- Руководящие принципы ВОЗ/ВФМО по аккредитации базового медицинского образования, Женева, Копенгаген, 2005
Европейская спецификация к Международным стандартам ВФМО по улучшению качества медицинского образования одобрена ВОЗ и Комиссией Европейского Союза и рекомендована к использованию национальными органами в области аккредитации медицинского образования для создания системы обеспечения качества в медицинском образовании.
World Federation for Medical Education. Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Improvement. WFME Office, The 2015 Revision.
Организации образования, прошедшие институциональную и специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ, освобождаются от процедуры государственной аттестации по аккредитованным образовательным программам (специальностям) на срок аккредитации, но не более 5 лет.
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г. № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.), глава 8 «Государственное регулирование в области образования» включает статью 59 «Государственный контроль в системе образования»
Внесение аккредитованных медицинских организаций образования и их образовательных программ по специальности «Общая Медицина» (базовое медицинское образование) во Всемирную Директорию Медицинских Школ (ВФМО/ FAIMER).
The World Directory of Medical Schools has been developed through a partnership between the World Federation for Medical Education (WFME) and the Foundation for Advancement of International Medical Education and Research (FAIMER).
The World Directory provides a comprehensive compilation of the information previously contained in the IMED and Avicenna directories.
В 2023 году к международным выпускникам будут предъявляться требование чтобы они завершили обучение в медицинской школе, аккредитованной по стандартам и критериям, установленным Комитетом по сязям в медицинском образовании (The Liaison Committee on Medical Education/LCME) для медицинских школ США или международным стандартам ВФМО.
Источник: www.ecaqa.org
Оценка качества образования
Система оценки качества в НИУ ВШЭ строится на сочетании различных оценочных механизмов:
- внешней оценке качества образовательных программ;
- внутренней оценке качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся.
Внешние оценочные процедуры качества образовательных программ
Об аккредитации
Аккредитация — это процесс признания качества образования соответствующим нормам и стандартам качества аккредитующей организации. Если эти нормы задаются государством (через федеральные государственные образовательные стандарты), то аккредитация называется государственной. Большинство образовательных программ НИУ ВШЭ получили государственную аккредитацию на 6 лет в 2020 году. С 1 марта 2022 года для основных образовательных программ, имеющих аккредитацию на указанную дату, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности действует бессрочно.
Узнать, есть ли у конкретной образовательной программы государственная, международная, общественная или профессионально-общественная аккредитация, можно на сайте этой программы:
Общественная аккредитация
Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. (Пункт 4, статья 96 Федерального закона № 273)
Профессионально-общественная аккредитация
Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. (Пункт 4, статья 96 Федерального закона № 273)
Международная аккредитация
Международная аккредитация — это признание авторитетной международной организацией соответствия высшего учебного заведения, набора его программ или отдельной образовательной программы определенным международным стандартам качества образования.
Источник: www.hse.ru
Международная аккредитация образовательных программ РУДН
Международная аккредитация — это процедура оценки соответствия российских образовательных программ международным и европейским стандартам качества, осуществляется аккредитационными агентствами, являющимися членами Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA) и зарегистрированными в Европейском реестре агентств гарантии качества (EQAR).
Преимущества международной аккредитации
Международная аккредитация способствует повышению качества обучения, совершенствованию образовательной программы и обеспечивает международное признание качества реализации программы
Наличие международной аккредитации программы учитывается при государственной аккредитации
Количество программ, получивших международную аккредитацию, является одним из показателей в Проекте 5-100
Наличие международной аккредитации положительно влияет на статус Университета и на готовность зарубежных вузов к развитию партнёрства
Международная аккредитация является доказательством успеха процесса интернационализации высшего образования и знаком качества образовательной программы (далее ОП) для международной, образовательной и профессиональной среды
Международная аккредитация обеспечивает «прозрачность» и понятность ОП для международного сообщества, повышение привлекательности ОП для иностранных абитуриентов, повышение ценности выпускников ОП на международном рынке труда, развитие академической мобильности студентов и преподавателей на основе повышения доверия между высшими учебными заведениями
Процесс прохождения международной аккредитации не менее важен, чем результат, поскольку создается устойчивый канал коммуникации с международным профессиональным сообществом
Источник: www.rudn.ru
Международная аккредитация образовательных программ что это
Уважаемые руководители образовательных программ!
Если Вы хотите подтвердить качество Ваших программ и выйти на международные рынки образовательных услуг, мы можем помочь в организации процесса получения международной аккредитации образовательных программ. Мы сотрудничаем с агентствами по аккредитации в Германии и Бельгии. Процедура получения международной аккредитации состоит из двух этапов:
1. Составление самоотчета о реализации образовательной программы.
2. Получение внешней оценки программы в ходе визита иностранных экспертов.
На международном уровне аккредитованы следующие образовательные программы ЮФУ
Наименование ООП
Наименование агентства. Срок аккредитации
Институт математики, механики и компьютерных наук имени И.И. Воровича
Фундаментальная информатика и информационные технологии (бакалавриат)
Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия).
Фундаментальная информатика и информационные технологии (магистратура)
Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия).
Прикладная математика и информатика (бакалавриат)
Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия).
Прикладная математика и информатика (магистратура)
Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия).
Академия психологии и педагогики
Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия).
Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия).
Высшая школа бизнеса
Реаккредитована в European Council for Business Education.
Источник: sfedu.ru