Между какими словами должны находиться операторы программы

Под операторами в языке Паскаль подразумевают только описание действий. Операторы отделяются друг от друга только точкой с запятой. Если оператор стоит перед end , until или else , то в этом случае точка с запятой не ставится.

Оператор присваивания

v := a;

здесь v – переменная, a – выражение, := — операция присваивания. Выражение a может содержать константы, переменные, названия функций, знаки операций и скобки.

Пример: f := 3 * C + 2 * sin(x);

Вид выражения однозначно определяет правила его вычисления: действия выполняются слева направо с соблюдением следующего старшинства (в порядке убывания):

  1. not;
  2. *, /, div, mod, and;
  3. +, -, or;
  4. =, , <>, =, in.

Любое выражение в скобках вычисляется раньше, чем выполняется операция, предшествующая скобкам.

Присваивание допускается для переменных всех типов, за исключением типа файл.

В операции v := a переменная v и выражение a должны иметь один и тот же тип, а для интервального типа – одно и то же подмножество значений.

Java практика #11 — && and || операторы (логические операторы), продолжаем писать приложение

Примечания. Разрешается присваивать переменной типа real выражение типа integer . Нельзя присваивать переменной типа integer выражение типа real .

Составной оператор

Если при некотором условии надо выполнить определенную последовательность операторов, то их объединяют в один составной оператор.

Составной оператор начинается ключевым словом begin и заканчивается словом end . Между этими словами помещаются составляющие операторы, которые выполняются в порядке их следования. После end ставится точка с запятой, а после begin – только пробелы (либо комментарий).

begin i := 2; k := i / 5 end;

Слова begin и end играют роль операторных скобок. Тело самой программы также имеет вид составного оператора. После последнего end программы ставится точка. Нельзя извне составного оператора передавать управление внутрь него.

Порядок выполнения операций

В сложных выражениях порядок операций определяется их приоритетом. Операции одного приоритетного уровня выполняются слева направо. Порядок операций можно изменить, воспользовавшись круглыми скобками. Значения функций вычисляются раньше, чем выполняются другие операции. Приоритетные уровни операций следующие (по убыванию приоритета):

  1. Одноместные (унарные) операции: +, -, not.
  2. Мультипликационные операции: *, /, div, mod, and.
  3. Аддитивные операции: +, -, or, xor.
  4. Операции отношения: , >=, =, <>.

Источник: pas1.ru

Раздел операторов

Раздел операторов программ содержит операторы, которые выполняют какие-либо полезные действия: ввод/вывод данных, вычисления и т.д.

Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой и определяют ход выполнения прораммы.

Раздел операторов начинается ключевым словом begin, и заканчивается ключевым словомend с точкой.

Язык Си для начинающих / #4 — Условные операторы

Ключевые слова begin иend операторами языка Турбо Паскаль не являются и не выполняют никаких действий.

Они называются операторами скобками и служат для выделения программы или части программы в логически целую часть.

Операторы в программе могут размещаться как на отдельных строчках так и по нескольку в строке.

Пример программ на языке Турбо Паскаль

Структуру программ рассмотрим на следующем примере.

Ввести с клавиатуры значения переменных а и в. Вычислить s=а+b иp=а-b. Результат вывести на экран дисплея.

Схема алгоритма решения этой задачи имеет вид:

В схемах алгоритма параллелограммами обозначаются блоки ввода/вывода информации,

— прямоугольниками – блоки решения, в которых происходят вычисления.

— Блоки «начало» и «копии» сами никаких действий не выполняют, а служат для обозначения начала и конца схемы алгоритма.

Программа решения примера имеет вид

a, b, s, p : integer;

writeln(‘ Введите через пробел значения а и b ‘);

writln (‘s= ‘, s, ‘ p= ‘,p);

Данная программа содержит заголовок Program Primer;

с именем программы Primer;

Раздел подключаемых модулей для подключения модуля crt, используемого для очистки экрана.

Читайте также:
Программа это продукт или услуга

Данная программа не содержит ни меток, ни констант, ни типов, задаваемых пользователем, поэтому соответствующие разделы отсутствуют.

Раздел переменных содержит описание переменных a, b, c, p типа integer.

Раздел операторовпрограммы начинается с оператора очистки экрана clrscr.

Далее идет оператор вывода текста приглашения пеользователю

«Введите через пробел значения a и b»

Оператор readln (a,b) служит для ввода с клавиатурычислимых значений a и b.

Далее следуют операторы присваивания

служащие для вычисления значений s и p.

Оператор writeln(‘s= ‘, s, ‘ p= ‘, p) служит для вывода на экран полученных значений.

Оператор readln останавливает выполнение программы для просмотров результатов.

Программа заканчивается ключевым словом end с точкой.

Стиль программирования

Вопрос стиля программирования, оформления текста программы не только эстетический, но и вопрос эффективности труда программиста.

При наборе текста программы ее операторы следует располагать таким образом, чтобы понятной была логика программы.

Для этого отдельные операторы располагаются на отдельных строках, используются пробелы между элементами операторов, а также отступы.

Каждый программист имеет свой стиль использования пробелов и отступов. Пробелы и отступы помогают читателю программы определить уровень подчиненности каждой строки.

Компьюторные программы солдержат большое количество информации в концентрированом виде, и хорошое форматирование может оказаться очень полезным.

Надо иметь в виду, что вновь написанная программа вряд ли будет работать сразу правильно (это возможно только тогда, когда программа очень простая и короткая).

На отладку порограммы может уйти в несколько раз больше времени, чем на ее написание.

Строгое и продуманное форматирование,тщательный выбор имен переменных, констант, типов, процедур, функций, разумное документирование программ может значительно увеличить производительность труда.

Не следует размещать в одной строке более одного оператора. Рекомендуется при записи программы использовать пустые строки для выделения логически связанных групп операторов.

Важной частью исходного текста программы являются комментарии. Комментарий представляет собой поясняющий текст, служащий для облегчения работы с программой.

Например (*вычисление дискриминанта*).

Текст комментария не обрабатывается компилятором и не включается в исполняемый файл.

Комментарии позволяют включить подробное описание программы и пояснения к ней прямо в исходный текст.

Граммотное и уместное применение комментариев упрощает понимание программы, облегчает жизнь ее автору и программистам, работающим с уже готовым текстом.

Кроме того , во время отладки программы часто возникает необходимость временно убрать из программы какие-то операторы, сохранив, тем не менее, их запись. Тогда поступают следующим образом: оформляют соответствующий фрагмент программы как комментарий.

Затем отлаживают программу без этого фрагмента. И после успешного завершения этапа отладки, удаляют символы начала и конца комментария, подключая фрагмент к работе.

Признак начала комментария < или (*

Признак конца комментария > или *)

Внутри комментариев можно использовать любые символы:

русские и латинские буквы;

Исключением является закрывающая фигурная скобка >, и последовательность символов *) – которое воспринимается как конец комментария, а текст после этих символов не воспринимается компилятором как комментарий.

(* определение корней квадратного уравнения *) – правильный комментарий.

< задание множества – начальное значение > – неправильный комментарий, т.к. внутри его текста есть закрывающаяся фигурная скобка.

Источник: studfile.net

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания

В этом видеоуроке продолжено рассмотрение основ языка программирования Pascal. Рассматриваются составляющие структурные элементы программ, правила их оформления и служебные слова, которые в них применяются. Также рассматривается оформление и принцип работы оператора, используемого наиболее часто — оператора присваивания.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ

Конспект урока «Общие сведения о языке программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания»

· Части программы на языке Pascal.

Из чего же состоит программа на языке Pascal? Всю программу, можно разделить на три основных блока, которые записываются последовательно, один, за другим. Программа на языке Pascal начинается с заголовка. После заголовка следует блок описания используемых данных. И последним следует программный блок (блок операторов), который содержит действия, которые выполняет программа над данными.

Читайте также:
Как с помощью программы сделать печать

Составные части программы

· оно должно состоять из букв английского алфавита, цифр и знаков подчёркивания;

· оно может начинаться с буквы английского алфавита или знака подчёркивания;

· оно не может совпадать с служебными словами языка или операторами.

Описание заголовка программы

В некоторых версиях языка Pascal заголовок программы может отсутствовать. Однако всё равно рекомендуется его указывать. Имя программы должно быть осмысленным, чтобы было понятно, для чего это программа нужна. Длина имени программы не ограничена, но значимы в нем лишь первые 63 символа.

После заголовка программы следует блок описания используемых данных. Он в свою очередь может состоять из двух разделов. В начале следует раздел описания постоянных или констант, он начинается со служебного слова const. После него следует перечисление постоянных. Каждую постоянную рекомендуется указывать в новой строке, с отступом в один пробел от слова const.

Описание постоянной состоит из её имени, после которого следует знак равенства и значение константы. Описание каждой константы заканчивается точкой с запятой. Если в программе не нужны постоянные, то раздел их описания может отсутствовать.

Далее следует раздел описания переменных. Он начинается со служебного слова var, от английского слова variable, что в переводе на русский язык означает «Переменная». Далее следуют описания переменных. В их начале следуют имена переменных одного типа, перечисленные через запятую.

После них следует двоеточие, а после него – название типа к которому принадлежат перечисленные переменные. После названия типа следует точка с запятой. Далее следует описание переменных другого типа. Описания каждого типа переменных рекомендуется записывать в отдельной строке. С отступом в один пробел от слова var.

Если для работы программы не требуется переменных – раздел их описания может отсутствовать.

Имена переменных и констант также должны соответствовать нескольким требованиям. Они могут состоять из английских букв, знаков подчёркивания и цифр. Они могут начинаться со знака подчёркивания или буквы и не могут совпадать с именем программы, служебными словами языка или операторами.

Блок описания используемых данных

В конце программы следует программный или операторный блок. Его содержимое всегда заключено между служебными словами begin и end. В переводе на русский язык они означают соответственно «Начало» и «Конец». После слова end, которое заканчивает программный блок всегда следует точка.

Слова begin и end также часто называются логическими скобками потому, что между ними всегда заключена последовательность операторов – действий, которые выполняет программа над данными. Они записываются в порядке их выполнения. Для удобства ориентирования в тексте программы, каждый новый оператор рекомендуется записывать с новой строки, на расстоянии одного пробела от служебных слов begin и end. После каждого оператора следует точка с запятой. Этот знак играет роль разделителя между операторами.

Операторный блок программы

Также программа на языке Pascal может содержать комментарии – текстовые сообщения, которые при переводе программы в машинные коды не учитываются. Как правило, они используются для, того чтобы пояснить назначение некоторых участков исходного кода.

Комментарий можно указать двумя способами:

1. Текст комментария заключается между фигурными скобками. Так комментарий можно ставить где угодно даже в начале или конце строки кода, главное при этом не разрывать служебные слова или имена переменных и констант, а также операторы.

2. Текст комментария начинается с двух знаков слэш. Комментарием становится весь текст, который следует в этой строке после указанного знака. Этот способ можно использовать только для записи комментария в конце строки кода.

Способы записи комментариев

Команды, компьютеру записываются в виде операторов. Так называются действия, которые программа совершает над данными в процессе своего выполнения. Данными, для операторов могут быть переменные, константы и значения любых типов.

Читайте также:
Установить программу безопасность системы

Давайте рассмотрим один из операторов языка Pascal. Первым оператором, который мы рассмотрим будет оператор присваивания. Он используется в программах наиболее часто. Оператор присваивания придаёт или по-другому – присваивает указанной ячейке памяти, которой является переменная, некоторое значение. Оператор присваивания состоит из знаков двоеточия и равенства.

Перед ним следует имя переменной, которой присваивается значение, а после него – значение, которое присваивается переменной. Значение может иметь вид чила, строки, символа или же может само содержать один или несколько операторов.

Запись оператора присваивания

При использовании оператора присваивания важно помнить, что переменная с указаным именем должна быть предварительно объявлена в разделе описания переменных. Значение, которое присваивается переменной должно соответствовать типу переменной. Допустим переменная a имеет тип integer.

Значит этой переменной можно присвоить только целое число, которое входит в диапазон значений этого типа. Если мы попытаемся присвоить ей дробное число или символ – такая программа работать не будет, и выведет сообщение о несоответствии типов. При записи значений важно помнить, что в дробных числах, дробная часть отделяется от целой части, точкой, а символьные и строковые значения заключаются в одинарные кавычки.

Теперь давайте повторим, то что мы сегодня изучили. В редакторе среды программирования Pascal ABC запишем заголовок программы, объявим несколько постоянных и переменных. А затем в логических скобках запишем несколько операторов присваивания, и посмотрим, как они будут работать.

Начнём с заголовка. Запишем служебное слово program и и укажем имя программы test. Поставим точку с запятой.

Запишем раздел описания постоянных. Он начинается со служебного слова const. Запишем две константы. Первую назовём c1. Поставим знак равенства и укажем её значение равным 3. Поставим точку с запятой.

Вторую костанту назовём c2 и зададим ей значение равное 2.5. Вспомним что при записи дробного числа, дробная чать отделяется от целой точкой.

Запишем раздел описания переменных. Он начинается со служебного слова var. Объявим три переменные. Запишем названия переменных a и s. Поставим двоеточие и укажем тип этих переменных – integer. Поставим точку с запятой.

Запишем ещё одну переменную. Назовём её b, и объявим её типа real.

Теперь запишем логические скобки, то есть служебные слова begin и end. После слова end, как мы помним ставится точка. Запишем несколько операторов присваивания. Присвоим переменной b значение 8.8. Поставим точку с запятой и перейдём на следующую строку.

Переменной a присвоим значение 5. А переменной s — сумму числа 7, переменной a и константы c1.

Исходный код программы

Теперь давайте посмотрим, как будут выполняться, написанные нами операторы присваивания. При выполнении первого оператора процессор считает из кода программы значение 8.8 и присвоит его ячейке оперативной памяти, которя соответствие переменной b.

При выполнении второго оператора процессор считает из кода программы значение 5, которое присвоит ячейке оперативной памяти, соответствующей переменной a. Третий оператор присваивания будет работать немного иначе, так как он содержит в своём составе два оператора арифметического сложения, которые обозначены знаком плюс.

Сначала процессор считает число 7 из кода программы, затем – значение из ячейки оперативной памяти, соответствующей переменной a. Он выпонит первsй оператор сложения и получит значение двенадцать. Это значение будет первым слогаемым второго оперетора суммы. Затем процессор считает значение второго слагаемого из кода программы, то есть значение константы c1. Затем он выполнит второй оператор сложения и его результат, то есть 15, присвоит ячейке оперативной памяти, которая соответствует переменной s.

Важно запомнить:

· Программа на языке Pascal состоит из 3 блоков: заголовка программы, блока описания данных и программного блока (блока операторов).

· Оператор – это действие, которое программа выполняет над данными. Так же его можно назвать командой, компьютеру.

· Оператор присваивания записывается с помощью знаков двоеточия и равенства. В результате его выполнения, ячейке памяти, соответствующей переменной, имя которой указано слева от оператора присваивается значение, указанное справа от оператора.

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru