Организация учебного процесса на основе междисциплинарных связей
Выделяются следующие уровни организации учебного процесса на основе междисциплинарных связей:
- — урочный (обобщающие уроки, учебные темы);
- — тематический — вся система занятий изучаемой дисциплины подчиняется решению крупной междисциплинарной проблемы (связь с другими дисциплинами, курсами);
- — сквозной — система занятий, охватывающих несколько учебных тем разных курсов;
- — внутрицикловой (например, одна и та же тема изучается в разных дисциплинах);
- — межцикловой (разные дисциплины и общие темы дополняют друг друга) — конкретизация учебного материала в ракурсе междисциплинарной системы.
Учебная программа является основным документом, по которому организуется весь учебный процесс на занятии. Она раскрывает цели и задачи изучения дисциплины, логику ее построения, указывает на тесную взаимосвязь с другими дисциплинами.
- — основные понятия и термины, раскрывающие сущность конкретных технических объектов и процессов изучаемой дисциплины;
- — основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями в рамках данной дисциплины;
- — факты повседневной действительности, науки и техники.
Каждый преподаватель должен обеспечить процесс обучения различным видам знаний в комплексе, так как все являются общими для целых групп профессий, основными видами знаний в программе будут раскрытие принципов, лежащих в основе профессиональных процессов, а также знания о технологии и организации процессов производства.
Междисциплинарные исследования
Специфика общетехнических дисциплин МГОТУ, кафедры «Управление качеством и стандартизации» заключается в наличии достаточно тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания интегрированы в профессиональную деятельность студентов. Навыки и умения появляются у студентов только тогда, когда они применяют опыт в процессе собственной деятельности.
Результативность процесса образования на основе междисциплинарных связей выявляется на основании:
умений студентов осуществлять междисциплинарный перенос знаний при решении профессиональных задач, самостоятельно решать крупные междисциплинарные проблемы (увидеть проблему, составить план ее решения, отобрать нужные знания из разных дисциплин, обобщить их и сделать соответствующие выводы);
- — мотивации учебно-познавательной деятельности студентов на основе междисциплинарных связей;
- — степени трудоемкости междисциплинарных заданий для студентов разных курсов и разной подготовки к установлению связей;
— степени осознанности междисциплинарных связей в процессе обучения разным дисциплинам.
Выявление и последующее существование необходимых и важных для раскрытия положений учебных тем междисциплинарных связей позволяет:
- — довести приобретенные студентом знания до их практического воплощения;
- — сосредоточить внимание преподавателей и студентов на узловых аспектах учебных дисциплин, которые играют важную роль в раскрытии основных идей наук;
- — осуществлять последовательную организацию работы по установлению;
- — междисциплинарных связей, постоянно усовершенствуя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой мотивации и познавательной деятельности студентов;
- — формировать познавательные интересы студентов средствами различных учебных дисциплин в их единстве;
- — осуществлять творческое подходы в образовании между преподавателями и студентами;
- — устранять дублирование при изучении одних и тех тем на смежных дисциплинах.
Источник: ozlib.com
Решение административных вопросов при организации работы междисциплинарных команд
Междисциплинарное обучение – а у нас такое есть?
0
Спам
1 маргаритка3898 • 13:46, 27.06.2014
Уважаемая Алина Сергеевна! Позвольте с Вами не согласиться. На современном этапе развития образования главным аспектом в преподавании являются межпредметные и мета предметные связи. И от каждого учителя зависит, как он выстроит урок, сможет ли он в рамках своего урока и своей темы провести эти параллели.
Свидетельство о публикации
Комментарии
Здравствуйте. Скажите, на какой документ опираться по соответствию типов уроков
Чтобы скачать материал, нужно нажать большую серую кнопку СКАЧАТЬ под материалом
Как скачать
Вот мне встретились и нормальные люди учителя, и расизм, и неадекватные, и горды
в столбец А внесите значения x∈[-9,9] c шагом 0,2;
в столбец В внесит
Отзывы
Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу.
С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу , выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время , своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво . Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио . Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара.
Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время , сейчас же составляю табель для работников.
Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени , т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Хостинг от uCoz
- Опубликовать урок
- Опубликовать статью
- Дать объявление
- Подписаться на новости
- Частые вопросы
сервис вебинаров —>
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Источник: pedsovet.su
Межпредметность и метапредметное обучение в школе
Когда выпускники ВУЗов на рабочем месте начинают по-настоящему осваивать профессию, многие из них признаются, что не понимают, для чего нужны те академические знания, которые пришлось получать на протяжении 5-6 лет учебы. Это – классический пример отсутствия метапредметной связи в обучении, характерный для молодых людей, получивших образование в период последних 2-3 десятилетий.
Недооценка фундаментальных знаний выпускниками говорит о серьезных упущениях прошлых лет: система дала сбой – нарушены главные дидактические принципы обучения и воспитания, которые помогают использовать накопленные знания и постоянно находить для них практическое применение.
Именно поэтому сегодня речь пойдет о том, как реализовать межпредметные связи и метапредметное обучение в школе.
Межпредметные связи и метапредметное обучение – принципы взаимодействия
Классическое построение учебных программ основано на незыблемом принципе: строго регламентируемый порядок прохождения тем в установленные сроки от простого – к сложному. Таким образом спланированы все учебные предметы.
Однако, как показала практика, строго придерживаться этого принципа достаточно сложно: невозможно на уроке истории не рассказать о развитии искусства, литературы, о первых открытиях в астрономии, физике, математике, биологии или географии, как об определенном этапе исторического прошлого. Точно так же, рассказывая о творчестве писателя, учитель литературы углубляется в исторические факты, для понимания эпохи, в которой жил писатель. Без исторических деталей нет понимания произведения, не реализуется в полной мере его воспитательная цель.
Необходимость преподавания одного предмета с опорой на знания по другому предмету – налицо. Другими словами, сегодня межпредметная связь должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Снова обратимся, для примера, к истории и литературе:
В ходе подготовки к уроку, учитель литературы вынужден преподавать историю, в меру своей филологической компетентности (зачастую не имея представления о том, «что сейчас проходят по истории»). Вполне логично, что ученики 10 класса на уроке литературы ведут себя пассивно, если тема отечественной войны 1812 года пройдена и забыта в 8 классе. Не совпадает она и с программой по литературе в 6 классе, когда дети без эмоций и понимания исторической значимости сражения заучивают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Таких примеров в школьной программе много. Безусловно, по степени сложности поэтическое произведение Лермонтова не сопоставимо с романом-эпопеей Толстого, с его сложным переплетением сюжетных линий, глубоким психологизмом. Стоит даже заметить, что последнее произведение осмысленно воспринимается лишь в более зрелом возрасте.
В этом и заключается задача метапредметного обучения: раскрыть историческую тему, вызвать интерес к ней с помощью эмоционального восприятия, который пробуждают литературные образы, художественное слово, для лучшего запоминания. К теме уроков литературы и истории можно прибавить и просмотр одноименного художественного фильма Бондарчука, посещению художественного музея и знакомству с живописью художников, вдохновленных подвигом русского народа. Такая форма подачи материала запомнится наверняка, а в будущем станет и жизненным ориентиром, и зрелым размышлением о жизни, любви, патриотизме.
Межпредметность и метапредметность – сущность, сходство и различие понятий, взаимосвязь
ФГОС требует от современного образования формирования у школьников целостного представления о картине мира, природе вещей и явлений, умения логически соединять предметные знания воедино и использовать их. Этого можно достичь только при условии повсеместного внедрения метапредметного обучения и использования межпредметных связей. Но, к сожалению, даже среди педагогов иногда нет четкого понимания, в чем состоит сходство и различие межпредметных связей и метапредметности обучения.
Попробуем дать определение простыми словами, для непосвященных.
Межпредметные связи
Межпредметность – изучение предмета с точки зрения разных наук, в результате чего происходит расширение знаний, накопление информации. Например, рассвет – явление, которое может рассматриваться географами и астрономами. Начальное представление о явлении дается детям еще в дошкольном возрасте, в пределах, доступных для понимания.
Объясняя, что такое рассвет, возникает необходимость выйти за рамки одного предмета, дать ребенку первоначальное представление о причине явления. Если ограничить тему объяснением, что рассвет – начало дня, сославшись на возрастные особенности младших школьников и сложную для их понимания природу физических и астрономических явлений, то первоначальное представление ребенка о рассвете останется размытым, и он не сможет воспользоваться полученным знанием, пока не овладеет дополнительной информацией по теме.
Безусловно, маленькие «почемучки» обязательно зададут наводящие вопросы воспитателю. И ему придется выйти за рамки конкретного и сжатого объяснения:
- показать картинки о строении Солнечной системы,
- рассказать о вращении планет, о силе притяжения Солнца,
- организовать просмотр обучающего мультика по астрономии для самых маленьких.
Но при этом, он должен сказать, что остальные знания дети получат в школе, когда подрастут. Таким образом, он сможет и любопытство воспитанников удовлетворить, и заинтересовать их обучением в школе.
Метапредметное обучение
Метапредметность формирует не только целостное и образное восприятие мира, выходя за пределы одного предмета, но и интерес к обучению вообще. Обозначенная и озвученная перспектива дальнейшего развития темы дает ребенку в раннем возрасте установку на запоминание, «включает» долгосрочную память. Такие «установки», при регулярном их использовании, развивают логику, а также способность выделять из всех предметных знаний необходимую информацию и самостоятельно ее анализировать.
Рассказывая малышу о том, почему наступает рассвет, невозможно не обратиться к астрономическим знаниям, которые, согласно учебной программе общеобразовательной школы, предстоит открывать только в старших классах. И здесь на помощь приходит метапредметная связь, которая учит ребенка пользоваться всеми полученными знаниями: самостоятельно выстраивать логические цепочки и находить решение.
Метапредметность основывается на всех приобретенных знаниях, и ее конечной целью является формирование целостного мировоззрения, умений и навыков, необходимых для гармоничного развития личности. Фундаментом для метапредметного обучения являются межпредметные связи, в основе которых лежат суммированные и синтезированные знания по теме из разных учебных дисциплин.
Межпредметность и метапредметность – абстрактные понятия и четкой границы между ними не существует. Но, все же, объединенный учебный материал, структурированный на межпредметной основе, способствует реализации метапредметных задач, воплощению дидактических принципов обучения и воспитания.
То есть, образно говоря, метапредметность – домашнее задание, тема для самостоятельного изучения на будущее, когда учителем станет сама жизнь. Но реализация этой задачи возможна лишь на основе межпредметных связей в обучении.
Общеобразовательные программы требуют перемен
Возможно, вопрос о развивающих программах, межпредметных связях и метапредметном обучении пора поднимать даже на уровне занятий в детском саду. Сегодня дети приходят в первый класс, умея читать и писать, вполне уверенно владеют начальными навыками ПК, а их учат читать слоги по букварю. О каких дидактических принципах может идти речь, когда первое полугодие в первом классе проходит впустую! Здесь неплохо было бы взять на вооружение, например, систему образования в Индии, где уже давно и успешно детей трехлетнего возраста обучают трем языкам одновременно.
Непонимание молодых специалистов, для чего нужные фундаментальные знания, неумение ими воспользоваться – это отсутствие системного метапредметного обучения, «родом из детства», влияющего на уровень профессионализма, несмотря на отличные оценки в дипломе по отдельным дисциплинам.
Между тем, приведенные примеры демонстрируют, что для реализации в полной мере принципов метапредметности в школе необходимо уделить серьезное внимание структуре школьных программ, чтобы максимально привести в соответствие программы предметов, в которых одни и те же темы изучаются в разное время. Это поможет учащимся отыскать параллели и лучше усвоить материал, а учителям по разным предметам – организовать совместные уроки литературы и истории, географии, физики и астрономии, биологии и химии, со сходной темой.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник: fulledu.ru
Минобрнауки: междисциплинарный подход станет основой образовательных программ
МОСКВА, 26 сентября. /ТАСС/. Новый технологический уклад требует изменить подход к разработке образовательных программ, сделав акцент на их междисциплинарности. Об этом сообщил в среду на конференции молодых ученых глава Министерства науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.
«Одна из задач на новом этапе технологического развития — обеспечить единую связку образования, науки и индустрии. Здесь точно нужно сочетать различные компетенции, как говорится, нужна конвергенция различных знаний. И междисциплинарный подход в самую первую очередь. И образовательные программы должны это учитывать», — сказал Котюков в ходе панельной дискуссии «Инженерные кадры с новыми компетенциями — ключевой фактор диверсификации предприятий оборонно- промышленного комплекса (ОПК)».
Он пояснил, что речь идет не только о программах высшего образования, но и о среднеспециальном, дополнительном профессиональном образовании. «Этим мы будем сейчас заниматься. Этот подход для новой системы профобразования будет основополагающим», — пояснил министр.
В качестве примера он привел машиностроение — сферу, которая вбирает в себя компетенции из абсолютно разных научных и образовательных направлений. «Это инженерная школа, в основе которой математика, физика, материаловедение и так далее», — пояснил Котюков, добавив, что машиностроение будущего также будет включать различные природоподобные технологии.
Панельная дискуссия на тему: «Инженерные кадры с новыми компетенциями — ключевой фактор диверсификации предприятий ОПК» прошла в рамках XI Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России», организованной Союзом машиностроителей России и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Мероприятия приурочено ко Дню машиностроителя России, который отмечается в последнее воскресенье сентября.
Источник: tass.ru