Разработка и утверждение образовательной программы осуществляются образовательной организацией самостоятельно (п. 5 ст. 12). В соответствии с ФГОС начального общего образования (далее — Н00) и основного общего образования (далее — ООО) образовательная организация разрабатывает и утверждает основную образовательную программу (далее — ООП) соответствующего уровня образования, а также определяет комплекс условий для ее реализации.
Понятие междисциплинарной программы не содержится в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, оно вводится Примерной основной образовательной программой, когда речь идет о структуре планируемых результатов. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП Н00 и ООО как система обобщенных личностно ориентированных целей образования обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП обучающимися, являются содержательной и критериальной основой для разработки междисциплинарных программ. Разработка программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ является прерогативой образовательной организации. Междисциплинарная программа — это комплексная программа, определяющая вклад каждого предмета, курса, модуля, внеучебной и внеурочной деятельности в достижение поставленных целей. В соответствии с Примерной основной образовательной программой междисциплинарные программы должны найти отражение в приложении к школьной ООП как отдельные программы или как целостная программа формирования планируемых результатов по всем необходимым направлениям, включающая описание содержания и организации работы по формированию универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
Формирование универсальных учебных действий с помощью образовательных комплексов «1С:Школа»
Практика разработки междисциплинарных программ
Практика разработки междисциплинарных программ позволяет констатировать, что непосредственная включенность педагогов в процесс и есть тот путь, когда удается добиться полной осознанности и принятия учителями целей и задач новых стандартов. В нашей образовательной организации разработка междисциплинарных программ стала результатом обучения педагогических работников на курсах повышения квалификации.
Администрацией были организованы курсы по образовательной программе «Организационно-управленческая деятельность педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы общего образования» для более чем половины педагогического коллектива с выездом преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования непосредственно в школу. Погружение слушателей курсов, имеющих к этому времени базовую курсовую подготовку по ФГОС Н00 и ООО и внедряющих стандарт в течение четырех лет (начальная школа) и двух лет (основная школа), в проблемы формирования и оценки достижения планируемых результатов освоения ООП позволило выйти на целесообразность определения итоговой аттестации педагогов в форме защиты разработанной в группе проекта междисциплинарной программы. Безусловно, подход к созданию проектных групп предполагал, что в них должны входить педагоги разных уровней образования (начальная школа и основная школа), разных предметов, разной степени мотивации к проектной деятельности. Таким образом были созданы пять групп, каждой из которых путем обыкновенной жеребьевки досталась та или иная программа.
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
1. Программа формирования и развития УУД на уровне Н00.
2. Программа развития УУД на уровне ООО.
3. Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся.
4. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
5. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
В школе был разработан локальный акт «Положение о междисциплинарных программах», представленный ниже. В нем изложены требования к структуре программы в части ее максимального наполнения.
В процессе групповой работы педагогов появилась предложенная и обоснованная самими разработчиками структура междисциплинарной программы.
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы.
3. Механизмы реализации междисциплинарной программы.
4. Система оценки планируемых результатов освоения междисциплинарной программы.
Основываясь на материале примерных ООП Н00 и ООП ООО и с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, педагоги — слушатели курсов осуществили декомпозицию итоговых планируемых результатов их освоения по этапам обучения:
• на конец 4-го класса;
• на конец б, 8, 9-го классов.
Наличие в междисциплинарной программе раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы» педагоги обосновали с нескольких позиций:
• необходима промежуточная аттестация обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также итоговая оценка по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, оценка проектной деятельности;
• необходим инструментарий (его нужно либо разрабатывать, либо адаптировать имеющийся) для оценки достижения планируемых результатов по междисциплинарным программам;
• наконец, необходима модель и, соответственно, инструментарий для оценки деятельности педагогов и образовательной организации в целом.
На процедуре защиты разработанных проектов междисциплинарных программ присутствовали все пять групп педагогов-слушателей, также на нее были приглашены другие члены педагогического коллектива, не вошедшие в группы слушателей. Все участники имели возможность выступить с презентацией своей программы, а члены коллектива и преподаватели учреждения дополнительного профессионального образования — задать вопросы на уточнение, понимание или высказать замечания. По завершении процедуры все ее участники определили важность такой работы персонально для себя, выявилась необходимость совместного обсуждения общих подходов к выбору критериев и показателей в системе оценки достижения планируемых результатов, определения количества и содержания процедур мониторинга системы оценки (единый подход на уровне образовательной организации к структуре междисциплинарных программ).
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения междисциплинарных программ
1. Общие положения
1.1. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения междисциплинарных программ (далее — Положение) определяет структуру, порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее — школа).
1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.15 № 1/5); а также в соответствии с уставом школы.
1.3. Междисциплинарная программа — нормативный документ образовательной организации, представляющий собой комплексную программу, которая определяет вклад каждого предмета, курса, модуля внеурочной деятельности в достижение целей и задач основной образовательной
программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования школы.
1.4. Содержательной и критериальной основой для разработки междисциплинарных программ являются планируемые результаты освоения обучающимися ООПН00 и ООП 000 как системы обобщенных личностно ориентированных целей образования. Междисциплинарные программы обеспечивают связь между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной деятельностью и системой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП Н00 и ООП 000.
1.5. Междисциплинарные программы являются составной частью ООП Н00 и ООП 000 школы. Они разрабатываются в соответствии с ФГ0С общего образования и содержат значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках универсальных учебных действий, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, описание особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.
1.6. Цели междисциплинарных программ.
1.6.1. Целью междисциплинарной программы развития универсальных учебных действий является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГ0С общего образования, с тем чтобы сформировать у обучающихся способность к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству. Междисциплинарная программа по развитию универсальных учебных действий разрабатывается отдельно для начального и основного общего образования.
1.6.2. Целью междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» является содействие участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также содействие становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение их в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как на уроках, так и во внеурочной среде. Данная программа разрабатывается для основного общего образования.
1.6.3. Целью междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» является консолидация возможностей всех учебных предметов для формирования ИКТ-компетентности, содействие участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, способствующих закреплению ИКТ-компетентности, формирование навыка использования информационно-образовательной среды обучающимися и педагогами в урочной и внеурочной деятельности.
Данная программа разрабатывается для основного общего образования. 1.6.4. Целью междисциплинарной программы «Смысловое чтение и работа с текстом» является целенаправленное формирование компетенций грамотного чтения в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы. Программа разрабатывается для основного общего образования.
1.7. Контроль реализации междисциплинарных программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.
2.1. Обязательные структурные элементы междисциплинарных программ.
2.1.1. Титульный лист. Должен содержать:
• наименование школы;
• название программы;
• уровень освоения ООП;
• ФИО учителя или коллектива учителей;
• гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя школы);
• гриф согласования с научно-методическим советом школы;
• год составления программы.
2.1.2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования в соответствии с уровнем (начальное, основное) и с учетом специфики междисциплинарной программы. Пояснительная записка содержит общую характеристику междисциплинарной программы, описание места междисциплинарной программы в учебном плане школы.
При составлении пояснительной записки следует учитывать:
• цели и задачи, решаемые при реализации междисциплинарной программы с учетом требований ФГОС общего образования и особенностей образовательной политики школы;
• нормативные правовые документы, на основании которых разработана междисциплинарная программа;
• место и роль междисциплинарной программы в овладении требованиями к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с ФГОС общего образования;
• информацию о количестве учебных часов, необходимых для реализации междисциплинарной программы;
• планируемые результаты освоения междисциплинарной программы и систему их оценки;
• формы организации образовательной деятельности;
• технологии обучения;
• механизмы реализации междисциплинарной программы;
• необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации междисциплинарной программы.
2.1.3. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ должны представлять собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих основу программы.
Планируемые результаты описываются в виде классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся. Содержание данного раздела строится с учетом оснащенности школы, возможного вклада каждого педагога, работающего в рамках реализации конкретной междисциплинарной программы, и отражает логику развертывания образовательной деятельности во временной перспективе. При разработке раздела следует предположить адаптацию итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарной программы применительно к этапам учебного процесса и возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов отдельных учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности.
2.1.4. Механизмы реализации междисциплинарных программ. Основными организационными механизмами реализации междисциплинарных программ являются учебный план и план внеурочной деятельности школы. В содержании данного раздела следует указать потенциальные варианты их использования для реализации междисциплинарных программ (введение отдельного учебного курса, интеграция с программами дополнительного образования, реализация в рамках одного или нескольких учебных предметов и др.). При определении механизмов реализации необходимо учесть категории педагогических работников, ответственных за конкретную междисциплинарную программу, с отражением участия каждого педагога.
2.1.5. Система оценки планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. При оценке достижения планируемых результатов освоения междисциплинарных программ каждым обучающимся начальной и основной школы следует использовать два типа результатов: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». В границах первого и второго типа результатов применяются количественная и качественная оценки. В основу системы оценки необходимо заложить возможные процедуры: экспертная оценка работы обучающихся в ходе выполнения ими учебно-исследовательских и проектных видов работ, экспертная оценка работ обучающихся, представленных на школьной научно-практической конференции, рубежное оценивание планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (на конец 6, 8 и 9-го классов), самооценивание, оценка индивидуального итогового проекта (в 9-х классах).
3. Порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ
3.1. Порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ определяется настоящим Положением.
3.2. Междисциплинарные программы перед утверждением рассматриваются на заседании научно-методического совета школы и утверждаются приказом директора школы. Директор вправе провести экспертизу междисциплинарных программ (непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов) на их соответствие требованиям ФГОС общего образования.
3.3. Школа самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются междисциплинарные программы.
3.4. Школа может вносить изменения и дополнения в междисциплинарные программы, рассмотрев их на заседании научно-методического совета школы и утвердив приказом директора.
Источник: www.den-za-dnem.ru
Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов
статья по теме
В статье изложена мысль о том, как в соответствии со школьной системой оценки новых образовательных результатов по выполнению междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» выглядет вся «цепочка» от основной образовательной программы до внутришкольного контроля. Надеемся, опыт МКОУ СОШ п.Мирный по формированию УУД будет полезен для других участников регионального эксперимента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Валентина Ушакова , заместитель директора по УВР МКОУ СОШ п.Мирный Дергачёвского района Саратовской области
В 2012- 2013 учебном году МКОУ СОШ п.Мирный Дергачёвского района Саратовской области является участником регионального эксперимента по внедрению ФГОС ООО. С 1 сентября учащиеся 5 класса школы обучаются в соответствии со стандартами нового поколения.
В соответствии с ФГОС ООО на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ: « Формирование универсальных учебных действий», « Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
К компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ; программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ.
Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ является составной частью основной образовательной программы основного общего образования, разработанной МКОУ СОШ п.Мирный.
Педагогическим коллективом школы разработана система работы по реализации междисциплинарной программы « Формирование универсальных учебных действий ».
Все УУД, формирование которых предусматривает новый стандарт, ООП ООО и примерные предметные программы выписываются, классифицируются, составляется их пронумерованный список (условные обозначения) по каждому предмету учебного плана. Например, предлагаем список УУД по предмету ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики):
Условные обозначения УУД при изучении ОРКСЭ в 5 классе
Л-1 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Л-2 Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Л-3 Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Л-4 Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Л-5 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Л-6 Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты (УУД):
Р-1 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Р-2 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Р-3 адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
П-1 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
П-2 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
П-3 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
К-1 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
К-2 определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПР-1 Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
ПР-2 Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
ПР-3 Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
ПР-4 Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
ПР-5 Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
ПР-6 Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
ПР-7 Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
ПР-8 Осознание ценности человеческой жизни.
Затем, в соответствии со списком, происходит планирование УУД в рабочих программах педагогов. Причём, в тематическом планировании пишется условное обозначение УУД. Таким образом, рабочая программа значительно сокращается в объёме, что позволяет легче ориентироваться в запланированных для формирования УУД. Предлагаем фрагмент рабочей программы по ОРКСЭ учителя Т.И. Верзилиной, в которой запланировано формирование УУД в условных обозначениях (см.выше):
Источник: nsportal.ru
Курс междисциплинарного обучения как средство формирования ууд у младших школьников в рамках ведения внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угольникова Екатерина Викторовна, Федорова О.В.
Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий в начальной школе через ведение курса междисциплинарного обучения (МДО) в рамках внеурочной деятельности. Представлены этапы проведения занятий МДО и приведены примеры двух занятий.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Угольникова Екатерина Викторовна, Федорова О.В.
Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в работе кружка «Юный исследователь» (1 класс)
Внеклассное занятие «Экологическая тропа»
Tехнология формирования иноязычной коммуникативной компетенции
Моделирование групповых конфликтных ситуаций в воспитании младших школьников. Практика в традиционном образовании
Формирование критического мышления обучаемых при изучении физики в свете новых стандартов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Курс междисциплинарного обучения как средство формирования ууд у младших школьников в рамках ведения внеурочной деятельности»
Угольникова Е.В., Федорова О.В. Курс междисциплинарного обучения как средство формирования УУД у младших школьников в рамках ведения внеурочной деятельности
Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий в начальной школе через ведение курса междисциплинарного обучения (МДО) в рамках внеурочной деятельности. Представлены этапы проведения занятий МДО и приведены примеры двух занятий.
Ключевые слова: междисциплинарное обучение, групповая работа, проблема, исследование, открытие, младшие школьники.
Формирование универсальных учебных действий — это то, что сегодня позволяет учащимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, что обеспечивает школьникам умение учиться. В связи с этим актуальным становится вопрос, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.
Стандарты нового поколения позволили расширить рамки образовательного пространства, что дало возможность педагогам использовать во внеурочной деятельности наиболее эффективные программы, направленные на достижение новых образовательных результатов. На наш взгляд, такой является программа творческого развития младшего школьника «Междисциплинарное обучение».
Курс междисциплинарного обучения помогает современному учителю построить педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями, одними из которых являются достижение метапредметных результатов.