Междисциплинарная программа что это

Междисциплинарная подготовка научных кадров

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ Под общей редакцией профессора В.Ю. Петрова Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 4
1. Междисциплинарная подготовка научных кадров
в современных образовательных системах . 6
2. Образовательные программы междисциплинарной
подготовки введущихуниверситетахмира. 9
3. Реализация междисциплинарной подготовки научных
кадров в российских университетах. 56
Заключение. 79
Список литературы. 82
Приложение. Curriculum программы Biomedical Computation
(BMC) Stanford University . 85

3

Междисциплинарное обучение и интеграция в школе | Видеолекции | Инфоурок

ВВЕДЕНИЕ Устойчивая тенденция повышения спроса на высококвалифицированные научные кадры, способные решать задачи на стыке областей знания, со стороны рынка труда обусловливает необходимость развития междисциплинарной подготовки. Междисциплинарные образовательные программы основаны на единстве образовательного, научного и инновационного процессов в вузе, характеризуются наличием межпредметных связей и применением практико- и проблемно-ориентированного подхода.

Эффективность реализации междисциплинарных образовательных программ определяется ресурсными возможностями вузов и может быть повышена расширением межвузовской кооперации в сотрудничестве с научными организациями РАН, отраслевой наукой и высокотехнологичными предприятиями. Междисциплинарная подготовка научных кадров в образовательных системах развитых стран осуществляется на основе организованных в ведущих вузах интегрированных научнообразовательных структур, оснащенных современным научным оборудованием. При этом междисциплинарная подготовка выстраивается с учетом прогнозного состояния пространства знаниевых и технических проблем, уровня развития системы подготовки научных кадров в соответствии с требованиями экономики, рынка труда и тенденциями развития, науки, техники и высоких технологий. Расширение междисциплинарной подготовки становится возможным на основе принципов интеграции России в единое международное образовательное пространство и пространство научных исследований, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях подготовки научных кадров и научных исследований, поддержке ведущих научных школ и создании конкурентоспособной образовательной среды. Основу междисциплинарных образовательных программ составляет междисциплинарный компонент, который обеспечи- 4

вает формирование профессиональных компетенций научных кадров, способных производить исследования на стыке различных отраслей науки, техники и технологий. В этой связи важную роль играет совершенствование и развитие новых механизмов и инструментов реализации междисциплинарного компонента образовательных программ в условиях межвузовской кооперации. Разработанные на основе системных исследований российского и международного опыта механизмы и инструменты формирования и реализации междисциплинарного компонента образовательных программ могут быть использованы для совершенствования комплекса научно-методических и нормативноправовых документов межвузовской кооперации в подготовке научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям науки, техники и технологий. 5

Человек в междисциплинарном пространстве гуманитарного знания

сифицируемых объектов, которые в таксономической иерархии находятся ниже ранга вида [16]. По формам междисциплинарные программы различаются внутренней организацией их содержания [14]: − монопрограммы, строящиеся на интегральном учебном плане; − объединенные, подразделяющиеся в зависимости: • от временных характеристик (процессов реализации): o на дуальные – параллельные во времени; o сопряженные – последовательные во времени; • от профиля подготовки: o на однопрофильные (близкие по содержанию); o разнопрофильные(разныепоизучаемойобластизнаний).

Виды междисциплинарных программ могут классифициро- ваться по признакам, определяющим различие содержания [13]: − исследовательские – ориентированные на получение исследовательских степеней, характеризующиеся большим объемом НИР; − академические – ориентированные на получение академических степеней, характеризующиеся приоритетом академической составляющей. Анализ инфравидовых рангов классифицируемых междисциплинарных программ позволяет выделить их подвиды : − додипломные (уровень бакалавриата); − последипломные (уровеньмагистратурыиаспирантуры). Междисциплинарность образовательной программы обес- печивается так называемым дисциплинарным компонентом (МДК) [18], составляющим ядро программы и основывающимся на определенных связях научных дисциплин, методах и технологиях решения комплексных научно-технических проблем. Наиболее значимыми механизмами междисциплинарного компонента являются механизмы, связанные с оперированием ресурсами вузов и их партнеров [17]: − интеграция образования и науки; − кооперация вузов. 7

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТАХ МИРА Оксфордский университет (the University of Oxford) реа- лизует междисциплинарные программы в основном на последипломном (graduate, postgraduate) уровне. Однако элементы междисциплинарности вводятся и на додипломном (undergraduate) уровне [4]. • На додипломном уровне ( undergraduate ) – уровне бака- лавриата (Bachelor of Science – B.Sс.) реализуются программы на стыке родственных областей знания (примеры таких про- грамм: Mathematics and Computer Science, Mathematics and Statistics, Archaeology and Anthropology, English and Modern Lan- guages, History and Politics, Economics and Management ). Прак- тикуются и междисциплинарные программы на стыке точных и гуманитарных наук ( Engineering, Economics and Management ). Будучи классическим университетом с более чем десятивековой историей, Оксфорд продолжает традиции европейского фундаментального образования, рассматривающего философию как «науку наук» – дисциплину, изучающую ключевые мировоззренческие вопросы и фундаментальные принципы бытия и познания. В этой связи на уровне бакалавриата, дающего базовое фундаментальное образование, реализуются междисциплинарные программы на стыке различных наук и философии: Mathematics and Philosophy , Computer Science and Philosophy , Physics and Philosophy , Philosophy and Modern Languages и др. Примером такой программы является сопряженная (B.A.- B.Sc. + M.A.-M.Sc.) двухуровневая междисциплинарная програм- ма – Computer Science and Philosophy . Искусственный интеллект, робототехника, виртуальный мир – наиболее очевидные области, где пересекаются компьютерные науки и философия. Однако моделирование, математическая логика, алгоритмизация и программирование также строятся на рациональном мышлении, 9

а вопросы интеллектуальной собственности и компьютерной безопасности в первую очередь затрагивают этические пробле- мы. Программа Computer Science and Philosophy направлена на получение степеней бакалавра наук и искусств Bachelor of Science (B.Sc.) M.Sc.) – по окончании четвертого года обучения (решение принимается по окончании второго курса).

Программа обучения базируется на программе Mathematics and Computer Science (блок дисциплин профиля Computer Science) и программе Mathematics and Philosophy (блок дисциплин профиля Philosophy). Первый год обучения охватывает базовые (core) дисциплины обоих профилей, включая дисциплины «методы вычислений» и «искусственный интеллект».

Программа последующих курсов охватывает широкий круг дисциплин на стыке изучаемых наук. Практическая часть – групповой проект, выполняемый на стыке наук. Четвертый год посвящен изучению спецглав продвинутого уровня и выполнению междисциплинарных исследовательских проектов, обеспечивающих глубину (depth) подготовки. Учебный план приведен в табл. 1 [4].

Программа нацелена на формирование специальных компетенций в области Computer Science и овладение философией и методологией системного анализа, логического мышления, необходимых для обеспечения лидирующего положения в технических науках и высокой конкурентоспособности на современном рынке труда. • На последипломном (postgraduate) уровне – магистра- тура ( M.Sc. ) и докторантура ( D.Phil. ) – междисциплинарные образовательные программы делятся на два вида: монопрограммы (основанные на едином учебном плане) исследовательские (Research Programmes) и дуальные – академические программы, реализуемые параллельно двумя факультетами (Taught Programmes). 10

Источник: studfile.net

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ПОЧЕМУ НУЖНА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ: МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ

Гурова К.А. 1
1 Сергиево Посадский гуманитарный колледж
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Сначала о междисциплинарном обучении.Любая система обучения направлена на достижение определенных целей и ряда конкретных задач, что позволяет охарактеризовать ее принципиальные особенности. Среди подразумеваемых целей и задач всегда есть главные и второстепенные, выделив которые, можно определить сущность или ядро системы.

Характеристикой традиционной системы обучения в школе выступает триада «знания, умения, навыки», что определяет «знаниевую» сущность или доминанту такого обучения.

Характеристикой междисциплинарного обучения выступает «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности» ребёнка. Задача педагога– не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребенку. Ребенок, наученный добывать знания и применять их в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена.

Цели и задачи Междисциплинарного обучения:

1.Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка.

2. Создать условия для развития творческих возможностей.

3.Развитие целостного миропонимания.

4.Развитие всех видов мышления и способности к решению проблем.

5.Развитие способности к самостоятельным исследованиям, умению работать совместно.

6.Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я — концепции», и понимания ценности и уникальности другого человека.

Методы построения междисциплинарного обучения:

1.Обучение через собственное исследование, т.е. обучение носит творческий характер (нет готового образца).

2.Обучение без образца основано на собственном открытии знаний об окружающем мире.

Снижение интереса к обучению, показателей интеллектуального и творческого развития детей, начинающих учиться в школе, вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран. Важнейшим звеном в решении этой проблемы является создание специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям учащихся.

— изучении глобальных, основополагающих тем;

— интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;

— использовании принципа междисциплинарности;

— рассмотрении задач «открытого типа «, т.е. не имеющих единственного и окончательного решения;

— соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

Методы обучения, предлагаемые программой должны развивать: продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

Читайте также:
Chromesetup что это за программа

Междисциплинарное обучение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность содержания обучения и формирование у учащихся целостной картины мира. При этом сами учебные предметы не исчезают, не теряют своей специфики, а вносят лишь свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи.

Данная модель обучения дает ключ к созданию системы развивающего обучения детей, а не просто отдельного курса развития, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.

Обучение по междисциплинарной программе:

• способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей,

• способствует развитию абстрактного мышления и речи,

• позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению, творческим и исследовательским формам работы,

• формирует стремление к построению целостной картины мира,

• позволяет развивать любознательность детей, легкость общения.

Теперь о межпредметных связях. Межпредметные связи – это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях. Межпредметные связи рассматривались в различных аспектах – философском, психологическом, общепедагогическом, что и породило различные подходы к их классификации. Из известных классификаций межпредметных связей наиболее полная дана в работе В.А. Скакуна, который делит межпредметные связи на четыре типа: по содержанию изучаемого материала, по формируемым умениям, по методам, средствам обучения и по методам воспитания.

Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Наличие межпредметных связей в учебных программах позволяет создать у учащихся младшей ступени обучения представления о системах понятий и универсальных законах, а у учащихся старшей ступени об общих теориях и комплексных проблемах. Например, математическими понятиями приходится оперировать на уроках по физике, преобразовывая формулы, решая физические задачи. Знание математики необходимо и при изучении химии. Математика, физика и химия широко используется при изучении основ производства.

Межпредметные связи повышают уровень научности обучения и его роль в формировании научного мировоззрения учащихся. Существуют различные виды межпредметных связей:

1. Фактические связи – связи между учебными дисциплинами на уровне фактов.

2. Понятийные связи – направленные на формирование понятий, общих для родственных дисциплин.

3. Теоретические связи – система научных знаний в определённой предметной области.

4. Философские связи, отражающие категории материалистической диалектики.

Функции межпредметных связей.

Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Значение межпредметных связей. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

Трудности, возникающие при реализации межпредметных связей.

1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.

2. Не всегда правильно оценивается роль изучаемого предмета в формировании у учеников умений и навыков, необходимых для смежных предметов.

3. При обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов.

Межпредметные связи дисциплины «русский язык».

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности навыков правописания и речевых умений. Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа над связной речью учащихся. Например:

в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис.

Обратимся к другим предметам.

В географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д..

В химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни.

В математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д..

В биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д..

В литературе: рассуждение о поступках героев и т.д..

В изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.

Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами.

Межпредметные связи в обучении математике.

Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения, астрономии и др.).

В курсе алгебры 7-9 классов последовательность расположения тем обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. Например, при изучении равноускоренного движения используются сведения о линейной функции, при изучении электричества – сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости. При изучении физики целенаправленно применяются понятия пропорции, вектора, производной, функций, графиков и др. Знания о процентах и умения решать уравнения используются в курсе химии. Таким образом, начиная изучать новый предмет, ученики уже имеют необходимый математический аппарат для решения задач из смежных дисциплин.

Межпредметные связи на уроках окружающего мира.

На уроках окружающего мира появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Межпредметные связи на уроках английского языка

Английский язык и литература.

Знакомство с известными зарубежными писателями и поэтами, чтение стихов и художественных текстов, перевод и анализ текстов, цитирование пословиц и изречений, формулирование главной мысли и прочее – все это связывает предмет «иностранный язык» с литературой.

Английский язык, история, география.

Невозможно изучение иностранного языка без интеграции с географией и историей. Тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера. Ребята знакомятся с историей, географическим положением, климатом, политическим устройством, экономикой стран изучаемого языка, с биографиями исторических и политических деятелей, великих путешественников, композиторов, ученых, спортсменов.

Основная задача преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы представить данную информацию учащимся в интересной и максимально доступной форме.

Английский язык и музыка.

Этапы работы над песнями:

–объяснение грамматического материала, на котором строится песня; демонстрация песни;

–разбор песни по логическим и смысловым фразам;

–пение песни вместе с учителем;

–игры, направленные на запоминание текста песни;

Дети, обучающиеся по программе междисциплинарного обучения, более эффективно осваивают каждый предмет; при этом решаются задачи развития рефлексии, логического мышления, формирования навыков учебной деятельности. Значительному большинству нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает учитель, изучать проблему с разных сторон, оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. Учащимся нравится, когда есть возможность самим сформулировать проблему для изучения на уроке или дома, самостоятельно искать необходимую информацию. Учащиеся с интересом воспринимают групповую и проектную формы работы на уроке.

Иноземцева К.М., Купченко А.К. Интегративность и междисциплинарность как основа преподавания иностранного языка в профессиональных целях.//журнал «Иностранные языки в школе» 2013.

Сенашенко В.С. Междисциплинарность образования как отражение многообразиця окружающего мира.//журнал «Университетское управление6 практика и анализ», Том 21, №1, 2017.-С.88-94.

Тоболкина И.Н., Черепанова Т.Б. Стратегии междисциплинарного обучения: размышления, опыт, практика: Учебное пособие. — Томск, «Томский ЦНТИ», 2006.- 180 с.

Тоболкина И.Н. Междисциплинарные стратегии как эффективный подход к реализации задач модернизации образования (опыт Областного научно-практического центра «Дарование»)//«Одаренный ребенок»: Научно-практический журнал/Под ред. Е. Ивановой, Д.Б.Богоявленской. — М.: ООО «Связь-Принт», 2004. – №6.

Тоболкина И.Н. Управление внедрением междисциплинарного обучения //Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. – Томск: Томский ЦНТИ, 2005. – 184 с. – С.14 – 25.

Источник: scienceforum.ru

Междисциплинарная программа что это

Разработка и утверждение образовательной программы осуществляются образовательной организацией самостоятельно (п. 5 ст. 12). В соответствии с ФГОС начального общего образования (далее — Н00) и основного общего образования (далее — ООО) образовательная организация разрабатывает и утверждает основную образовательную программу (далее — ООП) соответствующего уровня образования, а также определяет комплекс условий для ее реализации.

Понятие междисциплинарной программы не содержится в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, оно вводится Примерной основной образовательной программой, когда речь идет о структуре планируемых результатов. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП Н00 и ООО как система обобщенных личностно ориентированных целей образования обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП обучающимися, являются содержательной и критериальной основой для разработки междисциплинарных программ. Разработка программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ является прерогативой образовательной организации. Междисциплинарная программа — это комплексная программа, определяющая вклад каждого предмета, курса, модуля, внеучебной и внеурочной деятельности в достижение поставленных целей. В соответствии с Примерной основной образовательной программой междисциплинарные программы должны найти отражение в приложении к школьной ООП как отдельные программы или как целостная программа формирования планируемых результатов по всем необходимым направлениям, включающая описание содержания и организации работы по формированию универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

Практика разработки междисциплинарных программ

Практика разработки междисциплинарных программ позволяет констатировать, что непосредственная включенность педагогов в процесс и есть тот путь, когда удается добиться полной осознанности и принятия учителями целей и задач новых стандартов. В нашей образовательной организации разработка междисциплинарных программ стала результатом обучения педагогических работников на курсах повышения квалификации.

Администрацией были организованы курсы по образовательной программе «Организационно-управленческая деятельность педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы общего образования» для более чем половины педагогического коллектива с выездом преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования непосредственно в школу. Погружение слушателей курсов, имеющих к этому времени базовую курсовую подготовку по ФГОС Н00 и ООО и внедряющих стандарт в течение четырех лет (начальная школа) и двух лет (основная школа), в проблемы формирования и оценки достижения планируемых результатов освоения ООП позволило выйти на целесообразность определения итоговой аттестации педагогов в форме защиты разработанной в группе проекта междисциплинарной программы. Безусловно, подход к созданию проектных групп предполагал, что в них должны входить педагоги разных уровней образования (начальная школа и основная школа), разных предметов, разной степени мотивации к проектной деятельности. Таким образом были созданы пять групп, каждой из которых путем обыкновенной жеребьевки досталась та или иная программа.

Читайте также:
Винчи программа что это

1. Программа формирования и развития УУД на уровне Н00.
2. Программа развития УУД на уровне ООО.
3. Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся.
4. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
5. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

В школе был разработан локальный акт «Положение о междисциплинарных программах», представленный ниже. В нем изложены требования к структуре программы в части ее максимального наполнения.

В процессе групповой работы педагогов появилась предложенная и обоснованная самими разработчиками структура междисциплинарной программы.

1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы.
3. Механизмы реализации междисциплинарной программы.
4. Система оценки планируемых результатов освоения междисциплинарной программы.

Основываясь на материале примерных ООП Н00 и ООП ООО и с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, педагоги — слушатели курсов осуществили декомпозицию итоговых планируемых результатов их освоения по этапам обучения:

• на конец 4-го класса;
• на конец б, 8, 9-го классов.

Наличие в междисциплинарной программе раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы» педагоги обосновали с нескольких позиций:

• необходима промежуточная аттестация обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также итоговая оценка по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, оценка проектной деятельности;

• необходим инструментарий (его нужно либо разрабатывать, либо адаптировать имеющийся) для оценки достижения планируемых результатов по междисциплинарным программам;

• наконец, необходима модель и, соответственно, инструментарий для оценки деятельности педагогов и образовательной организации в целом.

На процедуре защиты разработанных проектов междисциплинарных программ присутствовали все пять групп педагогов-слушателей, также на нее были приглашены другие члены педагогического коллектива, не вошедшие в группы слушателей. Все участники имели возможность выступить с презентацией своей программы, а члены коллектива и преподаватели учреждения дополнительного профессионального образования — задать вопросы на уточнение, понимание или высказать замечания. По завершении процедуры все ее участники определили важность такой работы персонально для себя, выявилась необходимость совместного обсуждения общих подходов к выбору критериев и показателей в системе оценки достижения планируемых результатов, определения количества и содержания процедур мониторинга системы оценки (единый подход на уровне образовательной организации к структуре междисциплинарных программ).

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения междисциплинарных программ
1. Общие положения

1.1. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения междисциплинарных программ (далее — Положение) определяет структуру, порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее — школа).

1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.15 № 1/5); а также в соответствии с уставом школы.

1.3. Междисциплинарная программа — нормативный документ образовательной организации, представляющий собой комплексную программу, которая определяет вклад каждого предмета, курса, модуля внеурочной деятельности в достижение целей и задач основной образовательной

программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования школы.

1.4. Содержательной и критериальной основой для разработки междисциплинарных программ являются планируемые результаты освоения обучающимися ООПН00 и ООП 000 как системы обобщенных личностно ориентированных целей образования. Междисциплинарные программы обеспечивают связь между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, образовательной деятельностью и системой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП Н00 и ООП 000.

1.5. Междисциплинарные программы являются составной частью ООП Н00 и ООП 000 школы. Они разрабатываются в соответствии с ФГ0С общего образования и содержат значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках универсальных учебных действий, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, описание особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.

1.6. Цели междисциплинарных программ.

1.6.1. Целью междисциплинарной программы развития универсальных учебных действий является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГ0С общего образования, с тем чтобы сформировать у обучающихся способность к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству. Междисциплинарная программа по развитию универсальных учебных действий разрабатывается отдельно для начального и основного общего образования.

1.6.2. Целью междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» является содействие участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также содействие становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение их в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как на уроках, так и во внеурочной среде. Данная программа разрабатывается для основного общего образования.

1.6.3. Целью междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» является консолидация возможностей всех учебных предметов для формирования ИКТ-компетентности, содействие участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, способствующих закреплению ИКТ-компетентности, формирование навыка использования информационно-образовательной среды обучающимися и педагогами в урочной и внеурочной деятельности.

Данная программа разрабатывается для основного общего образования. 1.6.4. Целью междисциплинарной программы «Смысловое чтение и работа с текстом» является целенаправленное формирование компетенций грамотного чтения в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы. Программа разрабатывается для основного общего образования.

1.7. Контроль реализации междисциплинарных программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.

2.1. Обязательные структурные элементы междисциплинарных программ.
2.1.1. Титульный лист. Должен содержать:
• наименование школы;
• название программы;
• уровень освоения ООП;
• ФИО учителя или коллектива учителей;
• гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя школы);
• гриф согласования с научно-методическим советом школы;
• год составления программы.

2.1.2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования в соответствии с уровнем (начальное, основное) и с учетом специфики междисциплинарной программы. Пояснительная записка содержит общую характеристику междисциплинарной программы, описание места междисциплинарной программы в учебном плане школы.

При составлении пояснительной записки следует учитывать:

• цели и задачи, решаемые при реализации междисциплинарной программы с учетом требований ФГОС общего образования и особенностей образовательной политики школы;

• нормативные правовые документы, на основании которых разработана междисциплинарная программа;

• место и роль междисциплинарной программы в овладении требованиями к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с ФГОС общего образования;

• информацию о количестве учебных часов, необходимых для реализации междисциплинарной программы;
• планируемые результаты освоения междисциплинарной программы и систему их оценки;
• формы организации образовательной деятельности;
• технологии обучения;
• механизмы реализации междисциплинарной программы;

• необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации междисциплинарной программы.

2.1.3. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ должны представлять собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих основу программы.

Планируемые результаты описываются в виде классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся. Содержание данного раздела строится с учетом оснащенности школы, возможного вклада каждого педагога, работающего в рамках реализации конкретной междисциплинарной программы, и отражает логику развертывания образовательной деятельности во временной перспективе. При разработке раздела следует предположить адаптацию итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарной программы применительно к этапам учебного процесса и возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов отдельных учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности.

2.1.4. Механизмы реализации междисциплинарных программ. Основными организационными механизмами реализации междисциплинарных программ являются учебный план и план внеурочной деятельности школы. В содержании данного раздела следует указать потенциальные варианты их использования для реализации междисциплинарных программ (введение отдельного учебного курса, интеграция с программами дополнительного образования, реализация в рамках одного или нескольких учебных предметов и др.). При определении механизмов реализации необходимо учесть категории педагогических работников, ответственных за конкретную междисциплинарную программу, с отражением участия каждого педагога.

2.1.5. Система оценки планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. При оценке достижения планируемых результатов освоения междисциплинарных программ каждым обучающимся начальной и основной школы следует использовать два типа результатов: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». В границах первого и второго типа результатов применяются количественная и качественная оценки. В основу системы оценки необходимо заложить возможные процедуры: экспертная оценка работы обучающихся в ходе выполнения ими учебно-исследовательских и проектных видов работ, экспертная оценка работ обучающихся, представленных на школьной научно-практической конференции, рубежное оценивание планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (на конец 6, 8 и 9-го классов), самооценивание, оценка индивидуального итогового проекта (в 9-х классах).

Читайте также:
Expert tool что это за программа

3. Порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ
3.1. Порядок разработки и утверждения междисциплинарных программ определяется настоящим Положением.

3.2. Междисциплинарные программы перед утверждением рассматриваются на заседании научно-методического совета школы и утверждаются приказом директора школы. Директор вправе провести экспертизу междисциплинарных программ (непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов) на их соответствие требованиям ФГОС общего образования.

3.3. Школа самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются междисциплинарные программы.

3.4. Школа может вносить изменения и дополнения в междисциплинарные программы, рассмотрев их на заседании научно-методического совета школы и утвердив приказом директора.

Источник: www.den-za-dnem.ru

Междисциплинарные программы во ФГОС ООО Титаренко Н.Н.. доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ Междисциплинарные программы во ФГОС ООО Титаренко Н.Н.. доцент, — презентация

Презентация на тему: » Междисциплинарные программы во ФГОС ООО Титаренко Н.Н.. доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ Междисциплинарные программы во ФГОС ООО Титаренко Н.Н.. доцент,» — Транскрипт:

1 Междисциплинарные программы во ФГОС ООО Титаренко Н.Н.. доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ Междисциплинарные программы во ФГОС ООО Титаренко Н.Н.. доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ

2 Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер

3 Результаты Извлечь информацию из таблицы Выполнить математические вычисления Расставить слова в алфавитном порядке Составить план выполнения задания Описать сходство и различие деревьев и кустарников По плану местности определить местонахождение объекта Изобразить модель объекта Систематизировать список предложенных объектов Сопоставить графическое и текстовое представление информации Сформулировать цель выполнения задания Сопоставить страну и достопримечательности

4 Делаем вывод В начальной школе – три междисциплинарные программы; в основной школе – четыре: 1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся 3.Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4.Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» В начальной школе – три междисциплинарные программы; в основной школе – четыре: 1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся 3.Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4.Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

5 Представление результатов Междисциплинарная программа формирования универсальных учебных действий. Какие группы УУД заявлены в Стандартах второго поколения (основная школа)?. — перечислить группы, привести примеры действий для каждой группы, приемы их формирования на уроке.

6 Представление результатов Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Какие группы читательских умений заявлены в программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»? — перечислить группы, привести примеры действий для каждой группы, приемы их формирования на уроке.

7 Представление результатов Междисциплинарная программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся. Какова структура программы формирования ИКТ- компетентности обучающихся? перечислить группы, привести примеры действий для каждой группы, приемы их формирования на уроке.

8 Представление результатов Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Каковы особенности учебно- исследовательской и проектной деятельности? Перечислить особенности учебно-исследовательской и особенности проектной деятельности; установить отличия

9 Подведём итоги В начальной школе – три междисциплинарные программы; в основной школе – четыре: 1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся 3.Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4.Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» В начальной школе – три междисциплинарные программы; в основной школе – четыре: 1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся 3.Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4.Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

10 В программе формирования универсальных учебных действий – 4 группы результатов: – личностные, – регулятивные, – коммуникативные, – познавательные. В программе формирования универсальных учебных действий – 4 группы результатов: – личностные, – регулятивные, – коммуникативные, – познавательные. Подведём итоги (продолжение)

11 В программе формирования ИКТ- компетентности обучающихся – 10 групп умений: обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание письменных, графических, музыкальных и звуковых сообщений, создание, восприятие и использование гипермедиасообщений, коммуникация и социальное взаимодействие, поиск и организация хранения информации, анализ информации, математическая обработка данных в исследовании, моделирование, проектирование и управление. В программе формирования ИКТ- компетентности обучающихся – 10 групп умений: обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание письменных, графических, музыкальных и звуковых сообщений, создание, восприятие и использование гипермедиасообщений, коммуникация и социальное взаимодействие, поиск и организация хранения информации, анализ информации, математическая обработка данных в исследовании, моделирование, проектирование и управление. Подведём итоги (продолжение)

12 В программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» заявлено три группы читательских умений: поиск и понимание, преобразование и интерпретация, оценка. В программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» заявлено три группы читательских умений: поиск и понимание, преобразование и интерпретация, оценка. Подведём итоги (продолжение)

13 В программе «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» обозначено сходство и различие видов деятельности и приведена структура деятельности: постановка проблемы, формулировка гипотезы, планирование исследовательских работ и выбор инструмента, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов, оформление результатов, представление результатов. В программе «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» обозначено сходство и различие видов деятельности и приведена структура деятельности: постановка проблемы, формулировка гипотезы, планирование исследовательских работ и выбор инструмента, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов, оформление результатов, представление результатов. Подведём итоги (продолжение)

14 Направления деятельности МО Методики формирования УУД. Обучение педагогов методикам формирования УУД. Механизмы взаимодействия с учениками и родителями по формированию УУД. Управление системой формирования УУД учащихся в МОУ.

15 Программы оценки образовательных достижений – необходимый набор для эффективной системы ОКО Виды программ оценки Государственные экзамены Оценка на уровне класса Мониторинговые исследования Национальные мониторинги ВступительныеВыпускные вопросытесты наблюдения Международные сравнительные исследования учебныезадания

16 Процедуры оценки образовательных достижений в РФ Экзамен выпускной Экзамен вступительн ый Национальные мониторинги Междунаро д. срав. исследов. Единый государственны й экзамен, 11 класс Государственна я итоговая аттестация, 9 класс Единый государствен ный экзамен, 11 класс В стадии апробации: Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Оценка качества начального образования (4 класс) Диагностика читательской грамотности (5-9 классы) Оценка ИК-компетентности учащихся (9 класс) PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS, … + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оценивание (много контроля, мало обратной связи, «вычитательный» принцип оценивания) Оценка индивидуального прогресса (инициативные проекты SAM, Дельта, мониторинг обр. достижений в нач. школе)

17 ОСОКО завтра. Оценка образовательных достижений Государственные экзамены Национальные мониторинги Международ. срав. исследов. Единый государственный экзамен, 11 класс Государственная итоговая аттестация, 9 класс Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Централизованный мониторинг образовательных достижений учащихся начальной и основной школы (4, 6, 8 классы) Мониторинг готовности учащихся основной школы (9 класс) к выбору образовательной и профессиональной траектории Мониторинг социализации молодёжи в возрасте 16 лет. PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS, TALIS, ECES + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оценивание (разнообразные инструменты, критериальное оценивание, «накопительный» принцип оценивания) Оценка индивидуального прогресса

18 Штрихи к «идеальному» портрету федерального мониторинга образовательных достижений школьников Инструментарий. Стандартизированные измерительные материалы и анкеты для сбора контекстных данных. Охват. Репрезентативные федеральная и региональные выборки. Участники. Учащиеся 4, 6, 8 классов. Периодичность.

1 раз в 3-5 лет. Содержание оценки. личностные, метапредметные, предметные результаты (по математике, русскому языку постоянно и ряду других предметов периодически). Использование результатов. Для оценки результатов деятельности образовательных систем и принятия управленческих решений на разных уровнях системы образования. Без последствий для школ и учителей.

19 Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач

20 Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов Коммуникативные УУД ИКТ компетентности Познавательные УУД Регулятивные УУД Чтение в составе УУД Личностные УУД Междисциплинарная программа начальной школы «Чтение. Работа с текстом» Междисциплинарная программа основной школы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

22 Несплошной текст: диаграмма PISA 2006: уровни владения навыками чтения СПРАВКА: ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития (участники: 34 страны)

24 Стратегия «АЛФАВИТ» Предтекстовая стратегия Используется на этапе урока: Актуализация необходимых знаний Создает условия для формирования первой группы умений: Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации Адаптация Базовые национальные ценности Внеурочная деятельность учащихся Государственные требования в области общего образования Духовно-нравственное воспитание Знаково-символические универсальные действия Индивидуальные потребности личности в области общего образования Качество образования Личностные результаты образовательной деятельности

25 Отсроченная отгадка Эпиграф урока Предмет: информатика Класс: 5 Тема: Передача информации Эпиграф «Слухами земля полнится…»

26 Ответьте на вопросы: 1.Что надо знать, чтобы решить задачу? 2.В котором часу самолёт вылетел из С-П? 3.Сколько времени было в Ор? 4.Сколько времени самолёт находился в пути? 5.В котором часу самолёт приземлится в Ор?

27 Тема урока:____________ Планируемые результаты: личностные, метапредметные,предметные. Тип урока: _____________________ Оборудование:______________ Тема урока:____________ Планируемые результаты: личностные, метапредметные,предметные. Тип урока: _____________________ Оборудование:______________ Этап урока Содержание и деятельност ь учителя Деятельность учащихся Формируем ые УУД

28 Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»! Иоганн Вольфганг Гёте

29 Рефлексия: насколько продуктивно работала моя группа?

Источник: www.myshared.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru