Методы создания культурно досуговых программ монтаж иллюстрирование театрализация игра

Методика подготовки представлений:

Создание постановочной группы:

1 вариант — социальный заказ

2 вариант — плановое мероприятие

Определение темы (О чем?)

Определение сверхзадачи (Ради чего?)

Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу — программа, конкурсная программа и др.)

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

Составление сметы расходов

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

В культурно — досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно — досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения — методы социологического исследования.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД РЕЖИССУРЫ — видео лекция режиссера и педагога Александра Плотникова

К ним относятся:

— Опрос: устный (интервью, беседа), письменный (анкетирование, тестирование)

— Наблюдение: (включенное, не включенное, систематическое, случайное)

— Метод социометрии: теория измерения межличностных отношений. Социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений).

Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений. Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

Педагогические методы в социально — культурной деятельности — методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Психологические методы социально — культурной деятельности — методы воздействия на человека через психические процессы.

Исследовательские методы в социально — культурной деятельности — это организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД — видео лекция режиссера и педагога АЛЕКСАНДРА ПЛОТНИКОВА

2.2 Родовые методы

Поэтому профессиональное мастерство специалиста — менеджера — поставщика культурно — досуговых программ и определяется уровнем овладения им родовых методов, рожденных природой клуба, парка культуры и отдыха, Дома или Дворца культуры. Профессиональное мастерство специалиста культурно — досуговой деятельности проявляется в том что, несмотря на обилие факторов, оказывающих влияние на личность, он умеет находить наиболее оптимальные, приемлемые способы её включения в процесс культурно — досуговой деятельности, удовлетворяющих духовные потребности на основе интереса. Сделать это в культурно — досуговой деятельности помогают универсальные, природные для разных организационно — педагогических условий методы, представляющие собой закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Родовые методы культурно — досуговой деятельности являются всеобъемлющими и включают в себя как элементы “внешней”, так и “внутренней” культуры. Следовательно, выбрать метод при подготовке и проведении культурно — досуговой программы возможно только при анализе всех компонентов и элементов технологического процесса.

Читайте также:
Программа запускается с низким разрешением

Для того чтобы создать культурно — досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально — педагогическая и психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно — досуговой программы, ибо с их помощью она из проекта переходит в реальную конструкцию.

Метод иллюстрирования

Предпочтение методу иллюстрирования режиссер — постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории.

По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно — просветительных программ, а в художественно — публицистических и культурно — развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно — досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно — популярных и документальных кинофильмов.

Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно — просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами — поэтическими, хореографическими, музыкальными — достигают эмоционального эффекта огромной силы.

Метод театрализации

Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария.

Источник: smekni.com

Тема 7.4. Родовые методы социально-культурной деятельности

Для того чтобы создать культурно-досуговую программу недостаточно только хорошо разбираться в законах драматургического построения. Необходимо понимать, уметь использовать возможность методов монтажа, иллюстрирования, театрализации, игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа. Любая КДП начинает формироваться с драматургического замысла.

Поэтому первым родовым методом СКД является — монтаж (с французского сборка) Монтаж используется при разработке сценария. В каждом сценарии используется документальный материал, отрывки из различных литературных произведении; которые необходимо соединить в определенном порядке. Чередование фактов, событий, их сопоставление требует монтажной организации материала. Во 1-х: монтаж выражает мысль, идею, видение сценариста; во 2-х: является творческим методом, в 3-х: необходим определенный уровень гражданственности, жизненного опыта.

Моделируя программу, сценарист использует закон монтажа: музыкальной драматургии, кино, фото, видеоматериалов, литературных материалов, документальных, фрагментов из сценических постановок.

Метод монтажа пронизывает всю деятельность КДУ, органично соединяя информацию, искусство и публицистику. Используя готовую продукцию — стихи, прозу, песни — необходимо подчинить этот материал идее, отбирая наиболее ценное, сильное по выражению.

Основные принципы монтажа:

-Идейность — направленность материала (идея автора);

-Композиционная целостность — монтируя материал, нужно стремиться к стройности, целостности сценария к гармоничному сочетанию отдельных частей, эпизодов в единую композицию;

— Контрастность — ритмическое разнообразие материала сценария. Монтаж является родовым для драматургии СКД.

Метод иллюстрирования — является родовым видом для режиссуры.

Метод иллюстрирования, театрализации, игры соединяет стихи, песни, фрагменты из к/ф в соответствии с темой, замыслом постановщика. Важно определить категории «меры» количество и порядок использования различных художественных, выразительных средств, составляющих конструкцию КДП.

Метод иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа, в какой либо форме.

Метод театрализации. Суть метода в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве, времени, раскрывающих образ, принося его через единое «сквозное действие». Наиболее органичен художественно-публицистическому типу программ. Этот метод призван, прежде всего, создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет не просто пассивным созерцателем, а активно, реагирующим зрителем. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением.

Читайте также:
Как замедлить видео на Айфоне снятое в обычном режиме без программ

Метод игры. Потребности личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира. Поэтому умение играть – это показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Играющий человек стремится к творчеству, раскрытию собственного потенциала.

Каждое игровое театрализованное действие отличает эмоциональная реакция, активный отклик на события. Каждая игровая ситуация ставит личность в положение участника, а не зрителя. Метод игры в практической деятельности культурно-досуговые трансформируется в форму социально-культурной деятельности (игровые программы, сюжетно-игровые программы)

Технология проведения игры: отбор участников, формирование команд, завязка — условие игры, основное действие-игра ход игры — управление игровым действием, организация игрового финала, кульминация ­достижение игровой цели, финал — чествование победителей.

Вывод: Специалисту социально-культурной сферы необходимо помнить основные принципы:

— соответствие идейного содержания форме программы;

— сочетание логического и эмоционального в моделировании культурно-досуговой программы;

— комплексное использование художественно- выразительных средств различных

Раздел 8. Технология социально-культурной деятельности.

Источник: studopedia.su

Средства и методы — структурная основа формы мероприятия.

Художественно — выразительные средства: живое слово, музыка. Хореография, пение, драматургия.

Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)

Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура.

Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)

Финансовые средства — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.

Арсенал средств культурно — досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально — культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально — культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны.

Методы социально — культурной деятельности

В культурно — досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно — досуговой деятельности, не относятся к родовым, принесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения — методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно — досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.

Метод состязательности. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Например, очень низка культура болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».

Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом.

Читайте также:
Как отформатировать жесткий диск с помощью программы victoria

Метод театрализации. Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно — педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно — досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально — психологическое обоснование.

Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем.

Метод игры. Следующий родовой метод культурно — досуговой деятельности — игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма.

Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно — досуговой деятельности.

Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно — досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно — логическое и информационно — образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.Практическое задание: аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы.

Нужно в течение 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия.

В результате можно сделать вывод, что для совершенствования организации культурно-досуговой деятельности сельских учреждений необходимо:

– регулярно изучать интересы и запросы различных категорий населения;

– организовывать и осуществлять работу кружков разных профилей (в том числе и на платной основе);

– необходимо совершенствования культурной инфраструктуры в сельской местности (наличие спортивных объектов, детских площадок и другое);

– привлекать большее количество людей в клубные формирования;

– использовать в работе различные инновационные формы культурно-досуговой деятельности;

– организовать новые виды платных услуг населению (поздравления на дому, проведение различных мероприятий, написание и разработка сценариев под заказ, продажа изделий художественного любительского творчества, прокат сценических костюмов и театрального реквизита; изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спектаклей; организация творческих выставок в музее; демонстрация кинофильмов; работа студии звукозаписи);

– повышать профессиональный уровень работников клубного учреждения, по средствам мастер-классов и тренингов;

– вести согласованную работу по организации досуга населения с другими социальными институтами (школа, детский сад, библиотека), организациями и ведомствами.

Таким образом, удовлетворение культурно-досуговых потребностей жителей требует совершенствования социально-культурной инфраструктуры, модернизации форм деятельности и создания современных комплексных объектов, отвечающих разнообразным культурным запросам населения.

Дата добавления: 2021-05-18 ; просмотров: 977 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru