Учебный курс призван вместе с другими дисциплинами обеспечить формирование у магистров фундаментального теоретического базиса, широкого кругозора, социологического мышления и практических навыков изучения и оценки современных общественных процессов, явлений и событий. Его цель — познакомить студентов с современными подходами, методами и приемами прикладных социологических исследований, обучить инновационным навыкам сбора, обработки и анализа эмпирической информации.
- познакомить студентов с современными приемами, методами и подходами сбора, обработки и анализа информации о различных социальных явлениях и процессах;
- обучить пользоваться адекватным инновационным социологическим инструментарием, методами, приемами для изучения и диагностики современных общественных процессов, явлений и событий;
- обучить навыкам компьютерного измерения, анализа, интерпретации, объяснения эмпирической социальной информации.
Дисциплина «Современные методы социологических исследований» занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации магистров, самостоятельного изучения ими различных социальных проблем, их компьютерного социологического анализа. Данный курс рассчитан на 1 семестр и расположен в Профессиональном цикле учебного плана в его базовой части.
Методы социологических исследований
Курс тесно связан с другими частями ООП, как фундаментального («История и методология социологии»), так и прикладного характера, («Современные социологические теории», «Демография»). «Входными» знаниями и умениями обучающегося являются: знание основ фундаментальной теоретической социологии, умение использовать их при анализе социальных явлений, знание теоретического базиса отраслей социологического знания.
Современные методы социологических исследований
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 326)
составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.
Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1. Цели освоения дисциплины
формирование у студентов целостной системы представлений о современных методах социологических исследований, способствовать повышению уровня компетентности в использовании современных социологических методов для анализа социальных проблем и получения эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития конкретных социальных явлений и процессов. |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Раздел 1. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования | ||||||
1.1. | Методы планирования, организации и проведения социологического исследования | Лекции | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Управление процессом исследования как трудовой деятельностью: разведение ролей, затраты, методы стимулирования | Лекции | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Дизайн исследования как стратегия проведения эмпирического социологического исследования | Практические | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Обоснование выбора методов сбора и анализа данных | Практические | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Основная стратегия исследования: поисковая, описательная, аналитическая | Практические | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Методы планирования, организации и проведения социологического исследования | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Современные методы сбора социологической информации | ||||||
2.1. | Современные методы сбора социологической информации | Лекции | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Технологии сбора данных: общие проблемы традиционных и современных методов | Лекции | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Сбор информации методами опросов: интервью face-to-face, телефонное интервью, анкетирование, on-line и off-line опросы, прессовые и почтовые опросы | Практические | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Развитие опросов в формате mixed-method.Способы использования количественно-качественных (mixed) методов | Практические | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Интервью (биографическое, фокусированное, углубленное/глубинное и др.). Фокус-группа. Коллективная дискуссия. Открытая групповая дискуссия. Анализ случая как исследовательская стратегия. | Практические | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Современные методы сбора социологической информации | Сам. работа | 1 | 22 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования | ||||||
3.1. | Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования | Лекции | 1 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Обоснование методов обработки данных. Назначение программ для ввода данных. Технология компьютерного анализа социологических данных. | Практические | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Анализ одномерных распределений и таблиц сопряженности. Методы многомерного анализа. Социологический индекс как инструмент анализа социологических эмпирических данных. | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Документальные источники в социологических исследованиях и методы их анализа. Качественный подход к анализу текстов. | Практические | 1 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5. Фонд оценочных средств
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр М.Ф. | Основы научных исследований: Учебное пособие | М.: Дашков и Ко, 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_redid=82773 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | |||
Э2 | http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э3 | http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет | |||
Э4 | http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э5 | http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э6 | http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э7 | http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных | |||
Э8 | http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Методы социологических исследований
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям
Источник: www.asu.ru
Рабочая программа по дисциплине «Методы социологического исследования» (Содержание дисциплины. Темы контрольных работ. Вопросы для зачета (экзамена))
Рабочая программа по дисциплине «Методы социологического исследования».
Уральский государственный педагогический университет.
Екатеринбург, 2006. ____ с.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______.
Протокол № от __________г. Зав. кафедрой ___________ (Ф.И.О.)
Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса УрГПУ.
Сертификат № ______ от ___________ г.
I. Введение
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – дать систематические знания о познавательных возможностях методов социологического исследования и сформировать практические навыки организации и проведения эмпирического социологического исследования, использовать методы социологического исследования для научно-исследовательской, организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской работы.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
• рассмотрение специфические особенности методов социологического исследования;
• анализ основных методов социологического исследования с точки зрения познавательных возможностей и ограничений;
• практическое освоение выбора метода сбора социологической информации и подготовки полевого этапа исследования.
Специфика содержания программы
Методы социологического исследования изучаются студентами после дисциплины по методологии социологического исследования, тем самым соблюдается преемственность в освоении дисциплин. Помимо этого, освоение дисциплины «Методы социологического исследования» предполагает использование знаний, полученных студентами в других курсах (например, «Введение в социологию», «Маркетинг», «История социологии» и пр.).
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины
Предполагается, что во время освоения дисциплины студенты самостоятельно готовят основу эмпирического исследования курсовых и дипломной работы.
Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы
Выполнение всех указаний по самостоятельной работе для студентов очного и заочного отделений позволяет в полной мере овладеть как теоретическими основами дисциплины, так и практическими навыками.
II. Учебно-тематический план
Наименование темы, раздела
Источник: vunivere.ru