Цель занятия: научить студентов оценки показателей здоровья и физического развития и сравнению их со стандартами.
Учебная база: – методический кабинет, аудитория.
Материальное обеспечение: учебно-методическая литература, плакаты, секундомер, сантиметровая лента.
Задание: Выполнить измерения и расчеты по формулам и сравнить свои показатели с расчетными. После каждого измерения результаты записываются в таблицу №1.
Самоконтроль это система наблюдений занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок и влиянием занятий на организм занимающегося.
Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических нагрузок, выявить утомление и переутомление. На этой основе вносить коррективы в план занятий.
Каждый занимающийся самостоятельно физическими упражнениями должен знать основы самоконтроля и уметь применять их. Самонаблюдение желательно проводить в одни и те же часы, одним и тем же методом и в одинаковых условиях, используя проверенные приборы и выверенный стандартный инструментарий. Регистрация показателей самоконтроля, например, может проводиться утром сразу после сна (фоновые показатели) пульса, частоты дыхания, давление. Затем эти показатели необходимо замерить перед началом и после тренировочного занятия. Желательно регистрировать пульс непосредственно в самом занятии, в особенности после напряженной его части.
Физическая культура 5 класс (Урок№15 — Самонаблюдение и самоконтроль.)
Кроме измерений показателей, желательно выкладывать график, например, месячный, что позволяет затем провести анализ.
Помимо самоконтроля в процессе занятий физической культурой возможно принимать и другие меры. Учет данных самоконтроля окажется полезным при посещении врача или для тренера – инструктора, который опираясь на данные, может скорректировать нагрузку учитывая индивидуальные особенности занимающегося. Так же необходимо время от времени проходить врачебно-педагогические наблюдения, что поможет выявить, если они есть, неблагоприятные реакции в организме (утомление, переутомление, перетренировку).
Основу самоконтроля составляет оценка занимающихся общедоступными методами и приемами субъективных и объективных показателей состояния своего организма.
К субъективным показателям относятся: самочувствие, настроение, сон, желание заниматься и др.
Самочувствие. Этому показателю при самоконтроле порой уделяется мало внимания, т.к. его считают недостаточно объективным. Однако, человек может иногда хорошо себя чувствовать, хотя в его организме возникли болезненные изменения. Проходит время и состояние предболезни (или болезни) даст о себе знать целым комплексом признаков, в том числе ухудшением самочувствия. Занимающемуся необходимо постоянно слушать свой организм, что бы в процессе занятия, особенно в играх, где поддавшись азарту игры, человек не заметил симптомов переутомления и ухудшения самочувствия.
При хорошем самочувствии отмечается ощущение бодрости, силы; при удовлетворительном — ощущение небольшой вялости, нежелании выполнять задание преподавателя; при плохом самочувствии — могут быть выраженная слабость, снижение работоспособности, угнетенное состояние.
Карпова Г.Г. Лекция №2 «Методы врачебного контроля и самоконтроля состояния человека»
Настроение. Это очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающегося. Занятия должны всегда доставлять удовольствия. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек растерян, подавлен.
Сон. Глубина сна и его спокойствие является высшей характеристикой хорошего состояния организма. Сон является лучшим средством восстановления сил. Оценивая состояние сна следует проследить за способностью организма к засыпанию, поведению во время сна (частота пробуждений, спокойность сна) и состоянием после пробуждения.
Сон считается хорошим, если человек не пробуждался, спал положенное время. Удовлетворительный сон, когда трудно засыпается, после сна чувствуется легкая усталость. Не удовлетворительный сон характеризуется, частыми пробуждениями, трудным засыпанием, чувством разбитости после сна.
Желание заниматься. Этот показатель в дневнике самоконтроля отмечается словами: «большое», «безразличное», «нет желание». В состоянии хорошей подготовленности у занимающихся бывает, как правило, отличное самочувствие, крепкий сон, хороший аппетит и желание заниматься.
Объективные показатели – это данные физического развития, функциональное состояние систем организма, уровень физической подготовленности, которые можно измерить и выразить количественно.
Наиболее доступными методами определения объективных показателей, измеренных с помощью антропометрических измерений, являются метод стандартов и метод индексов.
Метод стандартов: Антропометрические стандарты – это средние величины признаков физического развития, полученные путем статистической обработки большого числа измерений однородного по составу контингента людей (по полу, возрасту, занятию, проживанию в одной местности и т.д.).
Метод индексов позволяет периодически, с учетом наступающих изменений (у студентов изменяется рост, вес, возраст и т.п.), давать ориентировочную оценку антропометрических данных.
Они могут использоваться в том случае, если нет подходящих антропометрических стандартов и номограмм. Недостаточная достоверность оценки по индексам связана с тем, что в них обычно не учитывается возраст, профессия и.т.п.
Индексы представляют собой определенное арифметическое соотношение 2-х или 3-х признаков физического развития, принимаемых за норму. Их известно очень много.
Источник: studfile.net
Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы)
Ростовский государственный строительный университет институт промышленного и гражданского строительства, Ростов на Дону, Ст. преподаватель Радченко С.В., Предмет — Физическое воспитание, 2012 г., 15 стр.
Содержание:
Введение.
Самоконтроль.
Методы оценки физического здоровья.
Заключение.
Литература.
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Педагогика
- Дошкольное образование
- Физическое воспитание
- Академическая и специальная литература
- Педагогика
- Методики преподавания
- Методика преподавания в начальной школе
- Физическая культура
- Академическая и специальная литература
- Педагогика
- Методики преподавания
- Методика физвоспитания
- Академическая и специальная литература
- Физическая культура и спорт
- Спортивная периодика
- Теорія та методика фізичного виховання
- Академическая и специальная литература
- Физическая культура и спорт
- Спортивная периодика
- Физическое воспитание студентов
Источник: www.studmed.ru
Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития
1. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Уфимский институт (филиал)
Выполнила студентка 2 курса
направления Менеджмент
Майорова Яна Геннадьевна
Проверил преподаватель
по физической культуре
Дмитриева Мария Владимировна
2. Содержание
Введение. 3
Самоконтроль. 4
Субъективные показатели. 6
Объективные показатели. 8
Метод стандартов. 15
Метод индекса. 19
Дневник самоконтроля. 30
Вывод. 31
Список использованной литературы. 32
3. Введение
Объект исследования:
самоконтроль состояния здоровья
Изучить
теоретические
аспекты
самоконтроля
состояния здоровья
и физического
развития
Предмет исследования:
методы самоконтроля состояния здоровья и
физического развития
ЦЕЛЬ
Систематизировать
изученную
информации в виде
таблиц, рисунков,
формул
Определить методы
самоконтроля
состояния здоровья
и физического
развития
4. Самоконтроль – система наблюдений занимающегося физическими упражнениями
за состоянием своего здоровья
за физическим развитием
за функциональным состоянием организма
за физической подготовленностью
за переносимостью физических нагрузок
за влиянием занятий на организм занимающегося
5.
Показатели
самоконтроля
субъективные
Настроение
Самочувствие
Сон
Аппетит
Желание заниматься
Утомление
объективные
Пульс
Артериальное давление
Частота дыхания
Вес
Рост
Окружность (обхват)
отдельных частей тела и т.д.
6. Субъективные показатели самоконтроля
Настроение
Самочувствие
Сон
Аппетит
Желание
заниматься
Утомление
•хорошее (спокойствие, жизнерадостность)
•удовлетворительное (спады настроения)
•неудовлетворительное (подавленность, растерянность)
• хорошее (ощущение силы и бодрости)
• удовлетворительное (вялость, упадок сил)
• неудовлетворительное (слабость, утомление)
• хороший (глубокий, крепкий, наступающий сразу)
• плохой (беспокойный сон, бессонница и т.д.)
• хороший
• удовлетворительный
• плохой
• большое
• безразличное
• нет желания
• по норме кратковременное (2-3 часа)
• долговременное (переутомление)
7. Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями
Признак усталости
Окраска кожи
Потливость
Степень утомляемости
небольшая
значительная
резкая (большая)
Небольшое
покраснение
Значительное
покраснение
Резкое покраснение или
побледнение, синюшность
Небольшая
Большая (плечевой
пояс)
Очень большая (все туловище),
появление соли на висках, на
рубашке, майке
Движение
Быстрая
походка
Неуверенный шаг,
покачивание
Резкие покачивания, отставание
при ходьбе, беге, в
альпинистских походах, на
марше
Внимание
Хорошее,
безошибочное
выполнение
указаний
Неточность в
выполнении
команды, ошибки
при перемене
направлений
Замедленное выполнение
команд, воспринимаются только
громкие команды
Никаких жалоб
Жалобы на
усталость, боли в
ногах, одышку,
сердцебиение
Жалобы на усталость, боли в
ногах, одышку, головную боль,
«жжение» в груди, тошноту, и
даже рвоту. Такое состояние
держится долго
Самочувствие
8. Объективные показатели
Артериальное
давление
Жизненная
емкость
легких
Пульс
Окружность
грудной
клетки
Частота
дыхания
Рост
Вес
Сила
мышц
9.
Пульс
Метод
измерения
10. Рост (длина тела)
Техника
измерения
роста
11. Вес тела
Техника измерения веса:
исследуемый должен стоять
неподвижно;
должен находится на середине
весов;
контроль целесообразно
проводить утром;
натощак;
показатель фиксируется с
точностью до 50 г.
12. Окружность грудной клетки
Измеряется в трех фазах:
Обычное
дыхание (пауза)
Максимальный
выдох
Максимальный
вдох
13.
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) — это объем воздуха,
который можно выдохнуть при максимально глубоком
выдохе после максимально глубокого вдоха (отклонения в
норме15 %).
Формула отклонения от средних значений:
ЖЕЛфакт х100 / ЖЕЛср
Жизненная емкость легких
(ЖЕЛ) измеряется на водяном или
сухом спирометрах
14.
Метод
стандартов
Антропометрических
измерений
Физическое
развитие
Метод
индексов
15. Метод стандартов
При проведении самоконтроля определяется соответствие или
степень отклонения индивидуальных показателей физического
развития от средних стандартных.
Мужчины
Женщины
Возраст
Окружность
Рост, см Вес, кг грудной
клетки, см
Рост, см Вес, кг
Окружность
грудной
клетки, см
17
178,8
65,2
89,0
163,5
56,8
58,0
18
175,6
67,8
90,8
164,0
57,3
83,5
19
175,8
68,2
91,5
164,0
57,6
83,5
20
176,0
69,2
92,0
164,0
57,7
83,5
21-25
176,0
70,0
92,0
164,0
58,0
83,3
Средние данные физического развития для лиц 17–25 лет
16.
Антропометрические величины физического развития студентов
17.
Средняя жизненная емкость легких для женщин, мл
Вест тела, кг
Длина
тела, см
45
50
55
60
65
70
75
80
150
2650
2700
2750
2850
2850
2900
2950
3000
155
2850
2900
2950
3000
3050
3100
3150
3200
160
3050
3100
3150
3200
3250
3300
3350
3400
165
3250
3300
3350
3400
3450
3500
3550
3600
170
3450
3500
3550
3600
3650
3700
3750
3800
175
3650
3700
3750
3800
3850
3900
3950
4000
180
3850
3900
3950
4000
4050
4100
4150
4200
18.
Средняя жизненная емкость легких для мужчин, мл
Длина
тела,
см
Вест тела, кг
50
55
60
65
70
75
80
85
90
95
100
160
3500 3650 3800 3950 4100 4250 4400 4550 4700 4850 5000
165
3700 3850 4000 4150 4300 4450 4600 4750 4900 5050 5200
170
3900 4050 4200 4350 4500 4650 4800 4950 5100 5250 5400
175
4100 4250 4400 4550 4700 4850 5000 5150 5300 5450 5600
180
4300 4450 4600 4750 4900 5050 5200 5350 5500 5650 5800
185
4500 4650 4800 4950 5100 5250 5400 5550 5700 5850 6000
190
4700 4850 5000 5150 5300 5450 5600 5750 5900 6050 6200
19. Метод индекса
Коэффициент
пропорциональ
ности
Весо-ростовой
показатель
(Кетле)
Росто-весовой
индекс БрокаБругша
Метод
индекса
Индекс
крепости
телосложения
Индекс
пропорциональ
ности развития
грудной клетки
Пропорциональ
ность между
ростом и
шириной плеч
Жизненный
индекс
Силовой
индекс
Индекс
пропорциональ
ности между
ростом и
окружностью
грудной клетки
20. Весо-ростовой индекс (Кетле)
Формула:
ИК=Р(г) / L(см),
где P-вес, L-рост
Оценка веса
Соотношение веса к росту в г/см
Мужчины
Женщины
Нормальный
350-430
340-420
Повышенный
431-450
421-440
Пониженный
349-340
339-330
Ожирение
Более 450
Более 440
Истощение
Менее 320
Менее 330
21. Росто-весовой индекс (Брока-Бругша)
Формула:
P=L-100, при L=155см-165см
P=L-105, при L=166см-175см
P=L-110, при L>175см
Рост в
152
154
156
158
160
162
164
166
168
170
172
174
176
178
Женщины
18-25лет
50, 7
52, 2
53, 8
55, 3
56.9
58, 5
60, 00
61, 6
63, 1
64, 7
66.3
67.8
Примерный вес мужчин и женщин
(в кг) в зависимости от роста и
возраста.
25-40 лет
49, 9
51, 6
53.4
55, 1
56, 8
58, 5
60.2
62, 0
63, 7
65, 4
67.1
68.8
Мужчины
18-25 лет
53.6
56, 1
58, 5
61.0
63.4
65, 9
68.4
70, 8
73, 3
75.8
78.3
80, 8
83, 3
85.9
25-40 лет
59.8
62, 2
64, 6
67.0
69.4
71, 8
74.2
76, 6
79.0
81.4
83, 9
86.4
88.8
91.2
22. Жизненный индекс (ЖИ)
Формула:
ЖИ=ЖЕЛ/Р,
где ЖЕЛ — жизненная емкость легких,
Р — вес
Средняя величина ЖИ для мужчин 60 мл/кг
Средняя величина ЖИ для женщин 50 мл/кг
Средняя величина ЖИ для спортсменов 68-70 мл/кг
Средняя величина ЖИ для спортсменок 57-60 мл/кг
23.
Расчет должной
жизненной
емкости легких
с использованием
номограммы
24. Силовой индекс (СилИ)
Формула:
СилИ = сила кисти более сильной руки / Р,
Силовой
индекс у
мужчин
Силовой
индекс у
женщин
• 0,70-0,75
• 0,50-0,60
25. Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки
Формула:
ИПрг = окружность грудной клетки*100%/L
В норме
50—55%
26. Пропорциональность между ростом и шириной плеч
Формула:
ИПрш = ширина плеч*100%/L
для мужчин
22%
для женщин
21%
27. Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана)
Формула:
ИЭ= окружность грудной клетки – (L/2)
= или >5,8
= или >3,3
(у мужчин)
(у женщин)
Грудная
клетка
пропорцио
нально
развитая
28. Индекс общего физического развития (показатель Пинье)
Формула:
ПП = L–(P+ОГК)
Крепкое
телосложение
• Хорошее
•от 10 до 20
Среднее
•от 21 до 25
Слабое
•от 26 до 35
Очень слабое
•>36
29. Коэффициент пропорциональности (КП)
Формула:
КП = (L1-L2)/L2 *100%,
где L1 —длина тела в положении стоя;
L2 — длина тела в положении сидя
В норме
87—92%
30. Дневник самоконтроля
Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник
31. Вывод
Оценка состояния здоровья и физического
развития с помощью метода стандартов и
метода индексов дает возможность
определять уровень и особенности
физического развития человека и на сколько
это развитие соответствует полу и возрасту,
выявлять имеющиеся отклонения, а также
определять динамику физического развития
под воздействием занятий различными
физическими нагрузками.
Источник: ppt-online.org