Методы разработки целевых программ сохранения и развития народной художественной культуры

Методические основы разработки, апробации и внедрения региональной программы сохранения и развития народной художественной культуры

Цель: выработка умения моделировать программу сохранения и развития народной художественной культуры. Наглядные пособия: федеральные и региональные законодательные акты, направленные на сохранение и развитие народной художественной культуры («Основы законодательства РФ о культуре», Федеральный закон РФ «О народных художественных промыслах», Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и план действий по их реализации, Закон Тюменской области «О государственной политике в сфере культуры и искусства в Тюменской области», Закон Тюменской области «О государственной поддержке национально – культурных автономий и иных общественных объединений в Тюменской области», областная целевая программа «Основные направления развития культуры Тюменской области на 2008 – 2010 г.г.» и т. д.). Ход занятия: Изучая методические основы разработки, апробации и внедрения региональной программы сохранения и развития народной художественной культуры студенты последовательно осуществляют: 1. изучение содержания действующих на территории РФ законодательных актов (федерального и регионального уровней); 2. вычленение основных структурных элементов каждого законодательного акта; 3. анализ законодательных актов регионального уровня на предмет учета при их разработке материалов законодательных актов федерального уровня; 4. изучение отчетной документации о реализации законодательных актов регионального уровня; 5. разработку критериев оценки результативности законодательных актов регионального уровня.

Вопросы сохранения и развития народной художественной культуры

Тематический план курса

Для студентов

Квалификаций «Художественный руководитель музыкально – инструментального коллектива, преподаватель», «Режиссер любительского театра, преподаватель»

(5 Лет, озо)

Наименование разделов и тем курса Количество часов
В том числе
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Раздел 1. Научно – методическое руководство коллективами народного художественного творчества 2 10
1.1. Становление и развитие методического руководства культурно – просветительной работой 4
1.2. Предмет и сущность методического руководства культурно – просветительной работой 2 2
1.3. Специфика и функции методического руководства культурно – просветительной работой 4
Раздел 2. Организация деятельности методических органов и служб 2 2 16
2.1. Формирование системы государственного руководства коллективами народного художественного творчества 2 2
2.2. Роль домов народного творчества в организации концертов, выставок, гастролей, фестивалей, смотров и конкурсов коллективов народного художественного творчества 2 2
2.3. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества 4
2.4. Основные направления и формы деятельности домов народного творчества в различных регионах России 4
2.5. Деятельность учреждений культуры Тюмени и Тюменской области 4
Раздел 3. Технология деятельности учреждений культуры 32
3.1. Понятие «технология» культурно – досуговой деятельности 4
3.2. Основные этапы подготовки культурно – досуговых программ 4
3.3. Сценарные основы подготовки культурно – досуговой программы 4
3.4. Режиссура как компонент технологического процесса подготовки культурно – досуговой программы 4
3.5. Общие положения музыкального оформления культурно – досуговых программ 4
3.6. Механизм восприятия личностью культурно – досуговых программ 4
3.7. Изучение культурных потребностей и интересов аудитории учреждений культуры 4
3.8. Деятельность Советов и правлений в учреждениях культуры 4
Раздел 4. Методическое обеспечение культурно – досуговой деятельности 2 2 37
4.1. Технология методического процесса в культурно – досуговой деятельности 2 3
4.2. Оказание методической помощи специалистам на местах 4
4.3. Информационное обеспечение научно — методической деятельности в сфере культуры 4
4.4. Общая характеристика документов, необходимых для проведения различных мероприятий коллективов народного художественного творчества 4
4.5. Разработка различных видов документов, необходимых для проведения мероприятий коллективов народного художественного творчества 4
4.6. Обобщение опыта по разработке различных видов документов, необходимых для проведения мероприятий коллективов народного художественного творчества 2 2
4.7. Методические основы обучения профессиональному мастерству 4
4.8. Система повышения профессионального мастерства работников культуры 4
4.9. Методические основы разработки системы повышения профессионального мастерства работников культуры 4
4.10. Методические основы разработки, апробации и внедрения региональной программы сохранения и развития народной художественной культуры 4
Всего: 105 часов 6 4 95
Читайте также:
Whatscracker программа как выглядит

Источник: studfile.net

ФАОП дошкольного образования: как разработать программу для групп компенсирующей направленности

СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Столбовских, Н.В. Клубные культурно-досуговые формирования: учебно-практическое пособие по предмету «Народное художественное творчество», специальность 017302 (51) Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество. /Н.В.Столбовских, ГОУ СПО «Курганский областной колледж культуры» — Курган, 2008. – 52 с.

В учебно-практическом пособии рассмотрены вопросы теории и практики клубных культурно-досуговых формирований, закономерности их функционирования в условиях досуга, типовые различия, художественно-педагогическая деятельность руководителя, методическое обеспечение народного художественного творчества.

Пояснительная записка 3

Система сохранения и развития народной художественной культуры 5

Клубные культурно-досуговые формирования 8

Технология организации клубных культурно-досуговых формирований 16

Художественно-педагогическая деятельность в клубном культурно-

досуговом формировании 21

Учебно-исполнительская деятельность в клубном культурно-

досуговом формировании 24

Руководитель как организатор художественно-педагогического

процесса клубного культурно-досугового формирования 28

Организация выступлений клубных культурно-досуговых формирований 31

Методическое обеспечение народного художественного творчества 38

Практические задания 47

Список литературы 52

Разнообразные интересы и увлечения населения в сфере свободного времени реализуются через деятельность клубных культурно-досуговых формирований. Специалистам социально-культурной сферы необходимо знать типовые различия, технологию организации клубных формирований.

Цель данного пособия — систематизировать теоретический материал по разделу «Клубные культурно-досуговые формирования», а так же предложить варианты практических заданий и вопросы для самоконтроля.

В пособии рассмотрены вопросы теории и практики клубных культурно-досуговых формирований, закономерности их функционирования в условиях досуга, представлены типовые различия, рассмотрена художественно-педагогическая деятельность руководителя, методическое обеспечение народного художественного творчества.

Структура пособия представлена лекциями, вопросами для самоконтроля и практическими заданиями.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей колледжа культуры.

Раздел «Клубные культурно-досуговые формирования» является составной частью предмета «Народное художественное творчество».

СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Проблемы сохранения и развития национальных культурных традиций и народного художественного творчества нашли отражение в законодательных документах Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 года гарантирует свободу художественного творчества, права граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохранении исторического и культурного наследия.

Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 года, регулирует культурную деятельность в областях:

— художественных народных промыслов и ремесел;

— самодеятельном (любительском) художественном творчестве;

— эстетическом воспитании, художественном образовании и др.

Научно-исследовательская, фольклорная деятельность в области народного художественного творчества осуществляется Государственным республиканским центром русского фольклора, Государственным российским домом народного творчества, ВУЗами культуры и искусства.

Читайте также:
Как закрывать программы на телефон

В стране действует система учреждений культуры и дополнительного образования, которые наряду с другими направлениями социально-культурной деятельности, занимаются возрождением и сохранением традиций (обрядов, праздников, ремесел), развитием художественной культуры населения (организация деятельности разнообразных коллективов, студий, клубов и т.д.). Процессы глобализации поставили в качестве важнейшей государственной задачи сохранение нематериального культурного наследия. В этом контексте развитие народного творчества и трансляция лучших образцов духовной культуры последующим поколениям, как основы идентификации нации является обязанностью соответствующих государственных и муниципальных структур, закреплённой в Федеральном законе № 199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Международное законодательство в отношении традиционной народной культуры употребляет термин, рекомендованный ЮНЕСКО «нематериальное культурное наследие».

В отечественной культурологии и практике культурной деятельности словосочетание «художественное творчество» обычно употребляется в значении самодеятельное (любительское) творчество, которое включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку. Понятие «местное традиционное народное художественное творчество» определяется как деятельность по созданию или интерпретации культурных ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества. Народное художественное творчество является объёмным понятием, включающим в себя как указание

традиционных видов культурной деятельности, так и самодеятельный характер их освоения.

Впервые в полномочия местных органов власти отдельной строкой введена ответственность за создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества (№ 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Из совокупности норм законодательства следует, что понятие «создание условий» означает комплекс действий, направленных на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельностью, обеспечивающей реализацию прав и обязательств органов местного самоуправления по вопросу реализации установленных полномочий, и, в частности, по созданию условий для сохранения и развития местного традиционного художественного творчества.

С целью создания условий для развития традиционного художественного творчества органы местного самоуправления создают условия для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры путём:

— разработки и реализации программ по сохранению и развитию народного
художественного творчества;

— создания специализированных учреждений культуры, осуществляющих
функции сохранения, развития и популяризации народного художественного

— поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носителями и
распространителями материальных и духовных традиций народной культуры,
используя механизмы грантовой поддержки, учреждения премий, других мер
морального и материального стимулирования;

— нормативного регулирования деятельности субъектов народного художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных организаций);

— финансирование работ и услуг по сохранению и пополнению собрании
фольклорно- этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах,
библиотеках и других учреждениях, созданных на территории муниципального

— финансирования работ и услуг по созданию и экспонированию предметов
традиционной культуры, предметов декоративно-прикладного искусства;

— финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного
художественного творчества;

— финансирование творческих проектов по организации и проведению
праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью
популяризации и развития народного художественного творчества.

Базовым условием для развития народного художественного творчества, является создание коллективов различной жанровой направленности. В 2002 году Министерством культуры РФ принято «Примерное положение о клубном культурно-досуговом формировании». Это положение регулирует деятельность клубных формирований государственных и муниципальных культурно-досуговых учреждений.

Читайте также:
Python как открыть программу в окне

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких законодательных документах нашли отражение проблемы сохранения и развития НХТ?

2.Что включает в себя понятие «местное традиционное народное

3. Каким путём органы местного самоуправления создают условия для развития традиционного художественного творчества?

Источник: megaobuchalka.ru

Организация деятельности по сохранению и возрождению НХТ

Народная художественная культура – это реальность, оказывающая большое влияние на жизнь общества. Многие специалисты рассматривают ее как эффективное средство противостояния агрессивности, суверенизации национальных ценностей, американизации(!). Неслучайно ЮНЕСКО расширает меры по поддержке традиционной народной культуры. Неслучайно народная художественная культура названа важнейшим ресурсом общественного развития (Программа развития национальной культуры и образования). На это направлена государственная культурная политика в форме законодательных актов:

1. Конституция РФ как гарант культурного развития

2. Закон «о культуре» в разделе «Национальное культурное достояние и культурное наследие народов РФ»

3. Указы президента о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов

4. Региональные программы «возрождения НХК»

5. Программа этнохудожественного образования подрастающего поколения

Определенную роль в системе возрождения народных традиций играют нучные исследования в сфере НХК, которые проводятся на базе: НИИ Искусствознания, НИИ Культурологии, Этнологии; Российский институт культурного и природного наследия; Государственный Российский дом НХТ, Государственный республиканкий центр русского фольклора… С их помощью создается целостная, многоуровневая система выявления и учета фольклорных процессов.

С целью развития традиций НХК систематически проводятся: международные фестивали фольклора, детского танца, Евровидение, всероссийские выставки народной игрушки, вышивки, бисероплетения и т.д., фестиваль народной музыки, танцев и др.

Для активизации деятельности по возродения народных традиций и созранению культурного наследия необходимо решать следующие задачи:

1. Создание условий для расширения деятельности различных объединения историко-краеведческого, фольклорно-этнографического, декоративно-прикладного направления

2. Поддержка историко-этнографического филилогического просвещения в форме языковых курсов, экспедиций, изучения диалектов, проведения дискуссйи, общественных обсуждений

3. Популяризация народных традиций посредством организаций народных гулйний, обрадовых празденств, фестивалей народного творчества

4. Поддержка общественных инициатив по сохранению и реставрации историко-культурных памятников, реликвий, по организации заповедных зон

5. Обучение и воспитание подрастающего поколения с целью формирования этно-художественного сознания, основанного на традициях народной педагогики

6. Популяризация различных стилей, жанров НХТ (в кружках, студиях, мастерских, любительских объединениях)

7. Содействие в создании любительских объединений декоративно-прикладного творчествана базе местных предприятий, художственных промыслов и ремесел

8. Расширение экспедиционно-изыскательной, собирательской, исследовательской деятельности в изучении популяризации историко-художественного наследия

9. Разработка целевых комплексных социально-культурных программ с привлечением специалистов, ученых, сотрудников музеев, учреждений культуры, СМИ

Фольклор становится популярным элементом художественно-массовых программ, мероприятий в условиях социально-культурной сферы: народные праздники, обряды, представления, связанные с историко-культурными событиями («Ноктюрн в конце июня» на Бежином лугу, «Толстовские вечера» в Ясной поляне, «Сказки Арины Родионовны»), камерные формы СКД («Рязанские чудесья», демонстарция мод, «Секреты из бабушкиного сундука»), использование выставок декоративно-прикладного искусства на днях города (организация «Города мастеров») и т.д.

Возрождение традиций НХК – это путь духовно-нравтсвенного исцеления и обновления нашего общества, требующий совместных усилий государственных, муниципальных органов, ведомственных и коммерческих структур, общественных организаций, заинтересованности и активности самого населения

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru