Методы разработки целевых программ

Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..

Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности. 7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………. ………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17

«Как увеличить количество целевых обращений. Экспресс методы» — Юлия Герц, Callibri


1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61

Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Омский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Кафедра управление развитием образования

Допустить к защите ВР

Зав кафедрой управления

Программно-целевой подход в управлении

(на примере конкретной организации)

Выпускная работа по специальности

«Государственное и муниципальное управление»

слушателем группы ГиМУ-2

фио, к.п.н., доцент кафедры

управления развитием образования

Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода

1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности. 7

1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………. ……………………… ………..12

1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………… ……………………17

1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования

в условиях модернизации……………………………………………… …….…29

[Методы разработки программного обеспечения]: Исследование и разработка

Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД

«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………… ……………………38

2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38

2.2.Информационная справка о МОУДОД

2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД

2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД

«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………… ……………………51

Конец ХХ столетия и первые годы нового века обозначены глобальными переменами в жизни российского общества, которые не могли не отразиться на состоянии системы образования в целом и на системе дополнительного образования в частности.

В 21 веке изменилась парадигма управления образованием. В основе новой парадигмы лежит программно-целевое управление, взят курс на личностно-ориентированный подход в образовании.

Современные исследователи признают главным назначением управления – обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности. Этому будет способствовать программно-целевой подход организации деятельности. Программно-целевой подход определяется как способ решения значительных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем [32].

Программно-целевой метод управления дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершать и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. С другой стороны и участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, что от них ждут и что произойдет в случае несвоевременного решения своих частных задач.

Организации и сферы деятельности могут различаться, но их управленческая деятельность строится на схожих принципах. То есть программно-целевой подход организации деятельности будет эффективным как в организациях коммерческой сферы, так и в учреждениях образования.

Информационный взрыв, произошедший повсеместно, со всей очевидностью показал бессмысленность требования усвоения учащимися «всей суммы знаний», которое выработало человечество, заставил переосмыслить и принять новые цели образования, в которых акцент сделан на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Эту задачу может выполнить школа, только сама эффективно развивающаяся в динамично и качественно меняющемся окружении.

Под процессом изменений системы детских школ искусств Федеральное агентство по культуре и кинематографии понимает именно содержательные изменения, перемены в жизнедеятельности школ не могут быть целью, это лишь средство для ее развития в соответствии с требованиями времени. Особенно важной, жизненно необходимой становится деятельность школ по созданию программы развития- документа, определяющего цели и задачи на ближайшее будущее детской школы искусств. Сегодня создание программы развития — это определение конкретных действий школы по вхождению в новое социально-экономическое пространство, в котором очень важно быть необходимым социуму, сохраняя лучшие традиции, предлагая при этом уникальные образовательные услуги (концепция художественного образования).

В научной литературе данная тема широко представлена в трудах М.М.Поташника, В.С.Лазарева, П.И.Третьякова, В.И.Зверевой и других, которые приводят в своих исследованиях различные технологии разработки программ деятельности образовательного учреждения. Данная работа позволит с помощью этих технологий разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».

Противоречие в том, что при глобальных экономических и политических изменениях в условиях деятельности школы остались старыми способы и средства управления.

Проблема исследования: Поиск средств и способов управления в условиях модернизации дополнительного образования.

Объект исследования: управление образовательным учреждением в режиме развития.

Предмет исследования: программно-целевой подход к управлению МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ»

Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.

1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.

2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.

3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».

4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..

1.Теоретические (анализ литературы, систематизация, обобщение, моделирование).

2.Эмпирические (анализ школьной документации, анкетирование, наблюдение).

4.Организационные (создание проекта, подготовка технической базы, распределение управленческих функций и т.д.).

Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода к управлению

1.1. Особенности программно-целевого подхода организации деятельности

В базисных понятиях программно-целевого управления, получивших широкое распространение в отечественной и мировой практике ключевыми терминами являются «программа» и «цель», представляющие не только социологические, но и философские категории.

Программа (от греч. programma — публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях [16]. Подобное определение может быть отнесено не только к программам осуществления комплекса мер по решению возникшей проблемы, но и к таким специфическим программам, как учебные, компьютерные и даже театральные, телевизионные, программы радиопередач, содержащие сведения о сценических действиях, времени их проведения, исполнителях.

Цель как универсальное понятие означает мысленно представляемый, ожидаемый, намеченный результат направленных действий. В то же время цель есть мотив осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему.

Синтез понятий «программа» и «цель» образует в своем единстве категорию «программно-целевая деятельность» с модификациями «программно-целевые методы», «программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание слов «программность» и «целенаправленность» позволяет выделить круг программных действий, обладающих направленностью, в совокупность четко целеориентированных мер. Такие меры образуют целенаправленный программно-целевой комплекс, в котором цель деятельности выходит на первый план, становится, с одной стороны, главным ориентиром, а с другой — связующим звеном всей системы действий.

Определенная подобным образом программно-целевая деятельность имеет самые разные формы, получившие название «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление» [32]. Все формы, виды деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую программно-целевым подходом, или программно-целевым методом.

В широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

Для получения полного представления о программно-целевом подходе решения социально-педагогических проблем разного уровня и масштаба, А.М. Моисеев описал основные черты и признаки этого подхода [24].

Программно-целевой подход относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных, долговременных проблем и чаще всего используется в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы.

Читайте также:
Как взломать 1 с программу

Программно-целевой подход подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой. Система целей программы должна быть определена исходя, с одной стороны, из характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного потенциала. Постановка целей должна осуществляться в непосредственной увязке с намеченными сроками выхода на заданный целевой уровень. Развитость целеполагания и целеобоснования относится к одному из определяющих признаков подхода, что следует из самого его названия. Углубленная проработка целей, выделение целевой стадии программирования находят конкретное проявление в следующих чертах, свойственных программно-целевому управлению:

• формирование отдельных целей и системы программных целей на основе анализа социальных, педагогических проблем. Анализ должен включать исследование общественных потребностей в динамике, принимая во внимание изменение структуры и масштабов государственных, общественных, личных потребностей;

• использование в процессе целеполагания научно обоснованных рациональных норм и других целевых нормативов;

• структуризация целей, выделение главной и соподчиненных целей, распределение целевых задач по уровням иерархии, построение иерархически организованной системы («дерева») целей;

• сочетание количественного и качественного подходов при формулировании целей и целевых задач, достижение высокого уровня количественной определенности в исходной постановке социальных целей развития;

Программно-целевой подход характерезуется еще и тем, что предусматривает постановку целей не только в виде главного целевого ориентира единственной цели. Этому подходу свойственно рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах, с учетом разных сторон.

Сердцевину программно-целевого подхода представляет переход от совокупности системно организованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий, мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению или снятию проблемы. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.

Подобная согласованность достигается благодаря тому, что программно-целевой подход опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой формулой: «цели программы — пути достижения программных целей — средства, необходимые для практической реализации путей». Таким образом, главная формула применения программно-целевого подхода звучит как «цели — пути — средства» и отражает основной методологический принцип, согласно которому программные цели надлежит воплощать в систему мероприятий, путей и способов их реализации, обеспеченных, в свою очередь, требуемыми для этого средствами, ресурсами.

Важно понимать также, что программно-целевой подход подразумевает не однонаправленное движение от заданных, заранее определенных целей к целереализующим мерам и от них к потребным ресурсам. В основу подхода положено представление о двунаправленном движении: от целей к средствам их достижения и от средств к целям, которые могут быть достигнуты посредством их использования. Цель первична лишь в том отношении, что она вытекает из программной проблемы и задает общую направленность программных действий, их ориентацию на решение проблемы. В то же время параметры цели в виде достигаемого уровня решения программных задач зависят от ресурсных возможностей программы, включая и такой ресурс, как время.

Источник: www.myunivercity.ru

Целевые комплексные программы как эффективный результат программно-целевого метода

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что программно-целевой метод – используется при финансировании отдельных государственных программ социального и экономического развития. Дает возможность выявить источники ресурсов для выполнения программ и определить эффективность этих программ.

Сама идея программно-целевого метода лежит в том, чтобы сосредотачивать внимание не только на возможностях бюджета, а и на том, как наиболее эффективно их использовать с целью получения конкретных результатов. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании, рассмотрение практики планирования данного метода при планировании расходов бюджета муниципального образования.

К задачам данной курсовой работы можно отнести:

— рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования;

— выявление преимуществ и недостатков применения программно-целевого метода;

— изучение практики планирования расходов бюджета города Омск программно-целевым методом;

— внесение предложений по эффективному планированию расходов бюджета города Омска программно-целевым методом.

Предметом исследования данной курсовой работы выступает программно-целевой метод бюджетного планирования.

Объектом данной курсовой работы является бюджет муниципального образования – города Омска.

Методы исследования, использовавшиеся при подготовке курсовой работы, включают с одной стороны эмпирическую часть, а с другой –подкреплены объемной теоретической и методологической базой. В основе эмпирической базыкурсовой работы лежит рассмотрение применения программно – целевого метода при планировании расходов муниципальных образований РФ. Теоретической и методологической базойисследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, законодательные и нормативные акты РФ, методические и справочные материалы.

1. Сущность и значение программно-целевого метода бюджетного планирования

1.1 Сущность программно-целевого метода бюджетного планирования

Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути – способы – средства».

Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов [6, с. 321].

Программно-целевой метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [8, с.109].

Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.

При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка.

Читайте также:
Программа которая показывает загруженность процессора и видеокарты в играх

При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия. Проведение мероприятий по изменению целей фирмы и программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы.

1.Разработка общих целей.

2.Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени.

3.Определение путей и средств их достижения.

4.Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими [11, с.299].

На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

Таким образом, рассмотрев значение программно-целевого метода планирования расходов бюджета, можно сделать вывод, программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.

Целевые комплексные программы как эффективный результат программно-целевого метода

Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [9, с. 206].

По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов:

1. Социально-экономические программы — предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.

2. Научно-технические программы — направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

3. Производственно-экономические программы — предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.

4. Территориальные программы — направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.

5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера.

6. Организационно-хозяйственные программы — направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели.

3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы [6, с.110].

На рисунке 1 представлены принципы отбора эффективных целевых программ.

Рис.1. Принципы отбора эффективных целевых программ

планирование бюджет экономика

Концепция целевой программы должна включать следующие разделы:

— обоснование соответствия целей и задач целевой программы целям и задачам развития экономики и социальной сферы субъекта;

— обоснование целесообразности разработки целевой программы;

— характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;

— возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

— ориентировочные сроки, а в случае необходимости — этапы решения проблемы программно-целевым методом;

— предложения по целям и задачам целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;

— предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации целевой программы;

— предложения по исполнителям целевой программы;

— предложения о разработчике целевой программы и исполнителе-координаторе целевой программы;

— предложения по основным направлениям финансирования целевой программы; общие принципы и механизмы формирования мероприятий целевой программы.

Итак, целевая программа представляет обой собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. По своему содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.

Источник: megaobuchalka.ru

Программно-целевой метод 5.5.1. Сущность программно-целевых методов и порядок разработки программ

Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.

Этот метод планирования применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач.

Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением

межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли, региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей интеграцию. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональную ограниченность. Поэтому программно-целевые методы стали важнейшими методами планирования, а целевая комплексная программа — основным плановым документом, содержащим увязанный по срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В сочетании с отраслевым и

территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы он позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом.

Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации

экономической политики государства. В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ,

региональные и местные целевые программы.

На федеральном уровне установлен перечень приоритетных проблем подлежащих программной разработке.

В него входят:

социальное развитие, включая повышение экологической безопасности;

поддержка эффективных и свертывание бесперспективных и устаревших производств;

развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;

эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала;

сбалансированность производства и платежеспособного спроса;

диверсификация экспортного потенциала.

Для решения особо важных общегосударственных задач целевым программам присваивается статус президентских программ, инициатором их выступает Президент РФ. В ряде случаев статус президентской может получить уже утвержденная программа. Координацию реализации президентских программ осуществляет Центр президентских программ Администрации Президента РФ.

Органы исполнительской власти РФ и субъектов РФ принимают участие в постановке проблем и обосновании необходимости их решения на основе программ под патронажем и по поручению Президента РФ. По поручению Президента РФ Центр проводит экспертизу представленных проектов программ. Прошедшие экспертизу проекты программ направляются Президентом РФ в Правительство РФ для дальнейшей проработке и реализации.

Перечень целевых программ формируется в соответствии с прогнозом социальноэкономического развития страны, определяемыми приоритетами и включается в бюджет на очередной год. Приоритетное место в составе федеральных программ занимает программа социально-экономического развития России. В программе оцениваются итоги развития экономики РФ за предыдущий период по следующим направлениям: макроэкономическое, инвестиционное и структурное, аграрное, экологическое, социальное, региональное, внешнеэкономическое и др.

Читайте также:
Программа которой диктуешь а она пишет

Программа социально-экономического развития страны разрабатывается на краткосрочную и среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ Федеральному собранию. Она представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу для рассмотрения.

Целевые программы состоят из следующих разделов:

основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;

система программных мероприятий, в том числе меры по созданию и сохранению рабочих мест на региональном и отраслевом уровнях, мероприятия по трудоустройству, переподготовке и социальной защите высвобождаемых работников в результате реализации программы;

по обустройству мигрантов (в целевых программах экономического и социального развития регионов и отдельных субъектов Российской Федерации);

нормативное обеспечение качества продукции (работ, услуг), а также метрологическое обеспечение, включая систему мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных программой; ресурсное обеспечение программы (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации);

механизм реализации программы; организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;

оценка эффективности, социально — экономических и экологических последствий от реализации программы;

паспорт целевой программы К проекту целевой программы прилагается: пояснительная записка,

бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программы на очередной год,

лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,

положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду)

и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основными принципами разработки федеральных целевых программ являются: 1.

Реализация положений государственной стратегии устойчивого развития, приоритетного решения экономических, оборонных, научных, социальных и других задач. 2.

Обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения федеральных, региональных, отраслевых проблем. 3.

Участие в программе не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и других субъектов. 4.

Достижение конкретного конечного результата и получение необходимого социально-экономического эффекта в период от одного до пяти лет. 5.

Взаимная ответственность заказчиков и исполнителей программы.

Разработка программы включает стадии: отбор проблем; принятие решения о

разработке; обоснование намечаемых мероприятий; экспертиза и оценка эффективности; утверждение; контроль за ходом выполнения.

Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица.

Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств — участников СНГ.

Отбор проблем для решения на федеральном уровне осуществляется на основе следующих критериев: —

значимость для крупных структурных изменений и повышения эффективности экономики отдельных отраслей и регионов, социальной сферы, обеспечение экологической безопасности; —

невозможность их решения в приемлемые сроки чисто рыночными методами и необходимость государственной поддержки; —

новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкого распространения прогрессивных научнотехнических достижений;

взаимоувязанность программных мероприятий.

Инициаторы постановки проблем направляют в Министерство экономики РФ, осуществляющее методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации программ предложения, содержащие: —

обоснование проблемы и анализ причин ее возникновения, возможные способы решения и предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы и возможные сроки их реализации; —

оценки потребности в финансовых ресурсах и предполагаемые источники их обеспечения; —

предварительную оценку ожидаемой социально-экономической эффективности, соответствия программных мероприятий экологическим требованиям и последствий от реализации программы; —

перечень возможных государственных заказчиков и основных исполнителей, сроки и стоимость подготовки программы.

Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ и другими ведомствами на основе прогнозов социально-экономического развития страны, приоритетов структурной политики и анализа представленных материалов подготавливает предложения по решению проблемы и направляет их в Правительство РФ. Правительство РФ на основе предложений Министерства экономики принимает решение о подготовке соответствующей федеральной целевой программы, сроках и стоимости ее разработки и определяет государственного заказчика целевой программы.

Решение о разработке межгосударственной программы принимается Правительством РФ после заключения соответствующего межгосударственного соглашения.

Ответственным за разработку и реализацию программы является государственный заказчик. Государственных заказчиков — координаторов федеральных целевых программ назначает Правительство РФ. Ими становятся соответствующие федеральные министерства и ведомства. Государственными заказчиками по территориальным подпрограммам выступают органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Государственный заказчик путем конкурсного отбора осуществляет выбор исполнителей по каждому программному мероприятию.

В процессе разработки целевой программы государственный заказчик: —

согласовывает с основными исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; —

определяет и согласовывает с Министерством экономики, Министерством финансов и другими заинтересованными ведомствами формы и размеры государственной поддержки целевой программы.

Проекты федеральных программ направляются на экспертизу в Экспертный совет при Правительстве РФ или в другие организации. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программы, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Экспертиза должна установить степень достаточности системы мер для эффективного решения задач. В случае вынесения экспертным органом отрицательного заключения по объекту экспертизы, проект должен быть доработан и представлен на вторую экспертизу. Заключения экспертных органов в части несоблюдения нормативно-правовых положений, международных договоров, государственных стандартов и требований директивных документов являются обязательными для всех юридических и физических лиц.

Государственные заказчики программ, экспертные органы и органы

исполнительной власти субъектов РФ привлекают на договорной основе для проведения экспертизы проектов программ российских и зарубежных юридических и физических лиц, являющихся признанными авторитетами в соответствующих областях знаний.

Заключения таких экспертов носят рекомендательный характер и используются для повышения обоснованности принимаемых официальных заключений по государственной экспертизе.

Согласованный проект программы государственный заказчик направляет Министерству экономики РФ и Министерству финансов РФ. Министерство экономики с участием Министерства финансов и с учетом предложений заинтересованных

министерств и ведомств, региональных органов государственного управления подготавливает заключение по проекту программы и предварительной бюджетной заявки.

В случае положительной оценки Министерство экономики РФ по согласованию с Министерством финансов представляет проект целевой программы с предварительной бюджетной заявкой и заключением в Правительство РФ для рассмотрения и утверждения.

Федеральные целевые программы, реализующие важнейшие приоритеты экономической и социальной политики государства, а также межгосударственные целевые программы Правительство РФ направляет на утверждение (одобрение) в Федеральное Собрание Российской Федерации.

В случае одобрения Федеральным Собранием РФ межгосударственной целевой программы и форм участия в ней Российской Федерации Правительство РФ или по его поручению орган государственного управления подписывает межгосударственную

После утверждения целевой программы и с учетом объемов финансирования из федерального бюджета государственный заказчик на основе заключенных ранее с исполнителем программы соглашений о намерениях заключает с ними государственные контракты и обеспечивает исполнителей финансовыми ресурсами.

Формы и методы управления целевой программой определяются государственным заказчиком. Для управления могут создаваться дирекция, координационный совет,

специальный фонд и другие органы.

Государственные заказчики программ ежегодно направляют в Министерство финансов РФ доклады о ходе работ по программам, эффективности использования финансовых средств. В свою очередь Министерство экономики и Министерство финансов с участием государственных заказчиков, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Правительство РФ доклад о ходе реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. 5.5.2.

Источник: laws.studio

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru