Методы разработки проектов и программ

При разработке сайтов, приложений и прочих программных продуктов используется достаточно много отличных методологий. Какую из них выбрать, во многом зависит от конкретной ситуации — особенностей проекта, бюджета, сроков, личных предпочтений разработчика и т.д. В рамках этой статьи мы хотели бы рассказать вам о пяти наиболее популярных методологиях.

«Водопад» или каскадная модель (Waterfall Model)

Классическая методология, используемая «с незапамятных времен». Представляет собой строго последовательное выполнение всех стадий разработки. Иными словами, новая стадия не начинается до тех пор, пока не будет полностью закончена предыдущая.

Каскадная модель очень удобна для управления проектом, поскольку процесс разработки легко отслеживается. Это дает возможность жесткого контроля над процессом разработки, что позволяет достаточно точно заранее определить сроки окончания и общую стоимость проекта.

Однако такая жесткость имеет и негативную сторону. «Водопад» хорошо подходит для проектов с предельно четкими требованиями и заранее продуманными способами реализации. Но если в техническом задании есть «туманные» моменты, которые можно трактовать двусмысленно, каскадная методология становится крайне неудобной. «Водопад» не предусматривает возможности откатить разработку на одну-две стадии назад, отсутствует возможность протестировать отдельный аспект до полного окончания разработки. По этой причине невозможно вносить изменения, поправки и корректировки в уже сделанную часть работы, либо внесение таких поправок резко повышает стоимость проекта.

Методологии SCRUM, Agile, Kanban и т.д. с точки зрения руководителя и разработчика

Таким образом, каскадная методология подходит исключительно для тех проектов, где требования в техническом задании предельно точны, понятны и зафиксированы на бумаге, а какие-либо разночтения или недопонимания отсутствуют. Также очень желательно использовать данную методологию только для относительно небольших проектов.

V-образная модель (V-Model)

Данная модель имеет в целом те же принципы последовательной «шаг-за-шагом» разработки, что и каскадная, но отличается от нее одним принципиальным моментом — на каждом этапе осуществляется тестирование готовой части проекта.

V-образную модель обычно используют при разработке программного обеспечения, предназначенного для важных систем, где недопустимы перебои в их работе. К примеру, при создании программного обеспечения для мониторингового медицинского оборудования, различных систем безопасности и т.д. Словом везде, где ошибки и недочеты в программном продукте могут иметь серьезные последствия.

В целом можно уверенно говорить о предпочтительности V-образной модели для тех проектов, которые требуют тщательного тестирования всех аспектов от удобства интерфейса до системной стабильности и отсутствия уязвимостей для внешнего вмешательства.

Читайте также:
Программа Гугл камера для Андроид отзывы

Инкрементная модель (Incremental Model)

Данная методология используется для проектов, предусматривающих несколько вариантов (сборок) готового продукта. Зачастую разработка ведется несколькими циклами, то есть в итоге получается своего рода «мульти-водопад». При этом в каждом цикле имеются свои этапы и создаваемые модули. Для каждого модуля предусмотрены собственные этапы уточнения требований, создания проекта, кодирования, тестирования и т.д.

Гибкие методологии управления проектами. Часть 1

Инкрементная модель предполагает особую последовательность создания сборок: сначала реализуется основной проект (базовая сборка), затем на ее основе создаются новые сборки с новыми функциями, называемыми «инкрементами».

Разработка по инкрементной модели хороша для тех проектов, в которых четки и ясны не только базовые требования к системе, но и запросы на внесение изменений тоже ясны, а сами изменения легко реализуются. При этом вполне допускается, что отдельные функции и новые сборки могут дорабатываться уже после внедрения на практике базовой сборки.

Быстрая разработка приложений или «RAD Model»

Представляет собой разновидность описанной выше инкрементной модели. Ключевым отличием является то, что компоненты проекта (модули) или разные сборки разрабатываются не поочередно одной командой, а параллельно несколькими командами. В условиях жестко лимитированного времени созданные одновременно модули собирают в единый рабочий прототип. В итоге удается предоставить заказчику рабочую систему в предельно сжатые сроки.

Важным условием применения данной методологии является наличие нескольких высококвалифицированных команд специалистов. Следствием такого подхода становятся высокие расходы на оплату услуг большого количества задействованных спецов и рабочих инструментов, которые они используют.

Гибкая модель разработки (Agile Model)

Ключевая особенность данной методологии заключается в максимальной прозрачности процесса разработки для заказчика, у которого есть возможность отслеживать буквально каждую итерацию и одобрять ее либо требовать переделки. Таким образом, полностью исключается малейшая вероятность сделать совсем не то, чего хотел клиент.

Очевидным недостатком гибкой модели является сложность предварительной оценки трудозатрат и стоимости проекта. Однако в условиях отсутствия четких требования и невнятного ТЗ, когда заказчик сам весьма смутно понимает, что ему нужно, гибкая модель является единственно возможной для использования.

Важным атрибутом гибкой методологии является проведение непродолжительных ежедневных встреч, которые именуются «Scrum», а также регулярных собраний раз в неделю или реже, именуемых «Sprint».

Методология хорошо себя показывает при разработке больших проектов, либо проектов, которые нужно постоянно адаптировать к меняющимся условиям рынка.

Источник: depix.ru

Какие существуют методологии разработки программного обеспечения

Узнайте об основных методологиях разработки ПО, таких как Waterfall, Agile, RUP и DevOps, и выберите подходящую для вашего проекта!

Читайте также:
Как изменить программу для открытия файла на самсунге

Software development team using different methodologies

Алексей Кодов
Автор статьи
9 июня 2023 в 16:41

Методологии разработки программного обеспечения играют важную роль в современном мире IT. Они определяют рамки и подходы, согласно которым команды разработчиков и тестировщиков работают над созданием качественных и стабильных продуктов. В этой статье мы рассмотрим основные методологии разработки ПО.

Водопадная модель (Waterfall)

Водопадная модель – это классический подход к разработке программного обеспечения, при котором процесс разработки представляет собой последовательность этапов, каждый из которых зависит от предыдущего. Основные этапы водопадной модели:

  1. Сбор требований
  2. Проектирование
  3. Реализация
  4. Тестирование
  5. Интеграция
  6. Поддержка

Основным недостатком этой модели является сложность внесения изменений на поздних этапах разработки.

Гибкая разработка (Agile)

Гибкая разработка – это подход, при котором процесс разработки программного обеспечения происходит итеративно и инкрементально. Agile подход позволяет быстрее реагировать на изменения требований и улучшать процесс разработки. Основные принципы Agile:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта
  • Готовность к изменениям важнее следования плану

Примеры гибких методологий: Scrum, Kanban, XP (eXtreme Programming).

Рациональный единый процесс (RUP)

Рациональный единый процесс (Rational Unified Process) – это фреймворк, основанный на объектно-ориентированном анализе и проектировании. RUP предлагает гибкий и настраиваемый подход к разработке, с акцентом на повторное использование компонентов, моделирование и управление требованиями.

Инженер-тестировщик: новая работа через 9 месяцев
Получится, даже если у вас нет опыта в IT

DevOps

DevOps – это практика разработки программного обеспечения, которая объединяет разработчиков и операционных специалистов, что позволяет ускорить процесс разработки и сократить время выхода продукта на рынок. Основные принципы DevOps:

  • Культура сотрудничества и обмена знаниями
  • Автоматизация разработки, тестирования и развертывания
  • Мониторинг и обратная связь
  • Непрерывное улучшение

Пример использования гибкой разработки: команда разработчиков работает по методологии Scrum, выполняя работы итерациями (спринтами) и предоставляя рабочий продукт после каждого спринта.

Таким образом, существует множество методологий разработки программного обеспечения, и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Выбор подхода зависит от специфики проекта, команды и организации.

Источник: sky.pro

2. Современные методы и средства разработки программного обеспечения

Суть метода заключается в определении спецификаций компонентов системы путем последовательного выделения в ее составе отдельных составляющих и их постепенной детализации до уровня, обеспечивающего однозначное понимание того, что и как необходимо разрабатывать и реализовывать.

Этот метод является незаменимым при разработке сложных по характеру и больших по объему программ, когда к их разработке необходимо привлекать большое число программистов, работающих параллельно. Он позволяет концентрировать внимание разработчиков на наиболее ответственных частях программы, а также облегчает возможность постоянного контроля за ее работоспособностью по мере разработки, отладки и объединения отдельных составляющих программ за счет организации непрерывности этого процесса в течение всей разработки.

Читайте также:
Программа сканер то видит то не видит сканер

Для ускорения разработки программного комплекса часто вместо некоторых программ нижнего уровня, находящихся в процессе разработки, могут применяться специальные «программы-заглушки» Программы-заглушки требуются только на ранних стадиях разработки для того, чтобы не сдерживать общий ход создания программного комплекса. Суть программы-заглушки заключается в том, что при обращении к ней в соответствии с заданным набором исходных тестовых данных она не формирует, а выбирает результат «решения» из заранее подготовленного набора. Благодаря этому обеспечивается возможность имитировать работу на ЭВМ реально создаваемой программы, а следовательно, осуществлять проверку работоспособности программ верхнего уровня еще до того, как будут разработаны и отлажены все составляющие программы нижнего уровня.

Модульное проектирование

Реализация метода нисходящего проектирования тесно связана с другим понятием программирования — модульным проектированием, так как на практике при декомпозиции сложной программы возникает вопрос о разумном пределе ее дробления на составные части. Вместе с тем понятие модульности нельзя сводить только к представлению сложных программных комплексов в виде набора отдельных функциональных блоков.

Модуль — это последовательность логически взаимосвязанных фрагментов задачи, оформленных как отдельная часть программы. При этом программные модули должны обладать следующими свойствами:

  • на модуль можно ссылаться (т.е. обращаться к нему) по имени, в том числе и из других модулей;
  • по завершении работы модуль должен возвращать управление тому модулю, который его вызывал;
  • модуль должен иметь один вход и выход;
  • модуль должен иметь небольшой размер, обеспечивающий его обозримость.
  • большую программу могут разрабатывать одновременно несколько исполнителей, и это позволяет сократить сроки ее разработки;
  • появляется возможность создавать и многократно использовать в дальнейшем библиотеки наиболее употребимых программ;
  • упрощается процедура загрузки больших программ в оперативную память, когда требуется ее сегментация;
  • возникает много естественных контрольных точек для наблюдения за осуществлением хода разработки программ, а в последующем для контроля за ходом исполнения программ;
  • обеспечивается более эффективное тестирование программ, проще осуществляются проектирование и последующая отладка.
  • во-первых, в том, что актуализация данных в Data Warehouse означает не обновление элементов информации, а добавление новых элементов к уже имеющимся (что расширяет возможности проведения различного рода сравнительного анализа);
  • во-вторых, в том, что наряду с информацией, непосредственно отражающей состояние системы управления, в Data Warehouse аккумулируются и метаданные.
  • структуру и содержимое хранилища;
  • соответствие между исходными и выходными данными;
  • объемные характеристики данных;
  • критерии архивирования;
  • отношения между данными;
  • информацию по кодированию;
  • интервал жизни данных и т.п.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru