Методы разработки инновационных проектов и программ в образовании

Содержание

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишарина Наталья Викторовна

Статья посвящена феномену инновационного проекта в образовании . Автор статьи отмечает, что проблема развития творческого инновационного мышления обучающихся бакалавров и магистрантов может быть решена, в том числе и через педагогический тренажёр разработку инновационного проекта в образовании . Даётся обоснование авторской идеи технологии разработки инновационного проекта в образовании . Особое внимание в статье уделено алгоритму разработки инновационного проекта в образовании . Предложенная технология будет интересна специалистам в области образовательной деятельности различного уровня. Автор статьи даёт смысловую характеристику инновационного проекта в образовании . В статье раскрывается сущностная характеристика инновационного проекта в образовании с позиций синтеза и интеграции различных форм и способов мышления дисциплинарного, мультидисциплинарного и междисциплинарного характера.

Организация инновационной деятельности в организации дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишарина Наталья Викторовна

Инновации в воспитании как фактор эффективного развития образовательной организации
К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ
Инновационное сетевое взаимодействие как практика социального воспитания
Методологическое обоснование проблемы изучения инноваций в воспитании

Участие детей в принятии решений как механизм реализации Концепции развития дополнительного образования

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology development of an innovative project in education

The article is devoted to the phenomenon of innovation project in education . The author notes that the problem of development of creative innovative thinking of students of bachelors and masters can be solved, including through the pedagogic simulator the development of an innovative project in education . The substantiation of the author’s idea of the technology of innovative project development in education is given. Special attention is paid to the algorithm of innovative project development in education . The proposed technology will be of interest to specialists in the field of educational activities at various levels. The author gives a semantic description of the innovative project in education . The article reveals the essential characteristics of the innovative project in education from the standpoint of synthesis and integration of various forms and ways of thinking of a disciplinary, multidisciplinary and interdisciplinary nature.

Текст научной работы на тему «Технология разработки инновационного проекта в образовании»

Шишарина Наталья Викторовна

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена феномену инновационного проекта в образовании. Автор статьи отмечает, что проблема развития творческого инновационного мышления обучающихся бакалавров и магистрантов может быть решена, в том числе и через педагогический тренажёр — разработку инновационного проекта в образовании.

Разработка инновационных программ. Дополнительное образование

Даётся обоснование авторской идеи технологии разработки инновационного проекта в образовании. Особое внимание в статье уделено алгоритму разработки инновационного проекта в образовании. Предложенная технология будет интересна специалистам в области образовательной деятельности различного уровня. Автор статьи даёт смысловую характеристику инновационного проекта в образовании. В статье раскрывается сущностная характеристика инновационного проекта в образовании с позиций синтеза и интеграции различных форм и способов мышления дисциплинарного, мультидисциплинарного и междисциплинарного характера.

Ключевые слова: образование, инновация, технология, проект, инновационной проект в образовании.

Вопрос, связанный с пониманием понятия «инновация» выделяется особенно. Так Н.Л. Селиванова отмечает, что «сейчас нельзя констатировать наличия полномасштабного анализа . имеющихся и появляющихся инноваций . » [7, с. 8].

Инновации в образовании и в воспитании в частности нами рассматривались в разных научных статьях [10; 11; 12; 13], с разных позиций и смыслов. Данная научная статья посвящена теоретико-методологическому описанию технологии разработки инновационного проекта в образовании (в воспитании). Проблема состоит в том, чтобы разработать алгоритм и представить технологию инновационного проекта в образовании как механизма реализации инновационного процесса и инновационной деятельности через создание оригинального результата продукта/процесса, как сейчас принято называть «бренда».

Реализуя педагогические дисциплины на бакалавриате и в магистратуре, преподаватели сталкиваются с проблемами формирования и развития у обучающихся творческого, инновационного мышления. Один из способов решения данной проблемы является процесс формирования компетенций по разработке инновационного проекта в образовании.

Инновационный проект в образовании — это комплекс целенаправленных, взаимообусловленных по ресурсам и срокам, мероприятий ориентированных на решение конкретной задачи; спланированный и документально зафиксированный, направленный на разработку и внедрение новшества технологического характера, в существенной мере уникальный и автономный продукт [6].

Технология разработки инновационного проекта в образовании нами изучалась в различных научных источниках [1; 2; 3; 4; 5; 7]. Представим авторскую позицию, апробированную и реализованную в ходе преподавания педагогических дисциплин на бакалаврате и в магистратуре.

Технологическая карта разработки инновационного проекта в образовании представляет собой следующий алгоритм шагов:

Шаг 1. Тема проекта. Выбор и формулировка темы один из самых сложных этапов. Найти «бренд», который должен быть научным, интересным, оригинальным, инновационным, неповторимым.

Шаг 2. Проблема проекта. Определить в чём состоит проблема, как она может быть сформулирована, представлена и композиционно выстроена. Найти проблему для инновационного проекта в образовании не простая задача, требующая активного мозгового штурма всей команды разрабатывающей проект. Лучше всего чтобы проблема носила мультидисциплинарный или междисциплинарный характер. Это позволит убедительнее представить проблему, требующею интересного решения.

Шаг 3. Цель проекта. Очень важно определить и найти результат проекта. Результат проекта, это то, к чему мы должны прийти в процессе реализации данного проекта. Цель должна быть конкретной и понятной.

Шаг 4. Уникальность проекта. Поиск неповторимости проекта, его оригинальности требует от участников смысловых методологических усилий по описанию главной идеи проекта. Это гипотеза проекта — предположение, которое нужно подтвердить в ходе процесса реализации.

Шаг 5. Описание ресурсов проекта. Наличие ресурсов проекта, позволяющих осуществить проект в практике является обязательным условием при разработке проекта. Человеческие, материальные ресурсы должны быть обозначены, раскрыты, актуализированы.

Шаг 6. Прогрессивность проекта. Нацеленность проекта на перспективу на будущие, важная часть проектирования. Смысл проекта: идти впереди.

Шаг 7. Вероятность успеха проекта. Востребованность проекта, его социальная значимость. Поддержка и реклама проекта.

Вестник КГУ ^ 2018

Технология разработки инновационного проекта в образовании

Шаг 8. Интеграция проекта с другими проектами. Если в образовательной организации есть еще проекты, которые реализуются, то нужно описать взаимосвязь и взаимовлияние проектов.

Шаг 9. Социально-экономический эффект проекта. Полезность проекта для общества и экономики. Полезно раскрыть особенно для грантодателя.

Шаг 10. Здоровьесбережение и психологический комфорт всех участников проекта.

Шаг 11. Риски проекта. Продумать причины, по которым инновационный проект может быть не реализован.

Шаг 12. Инновационная форма организации и реализации проекта. Сложный шаг, который предполагает, что участники команды разработают свою форму реализации идеи проекта. Например: «Творческая сессия обогащающего обучения» [10].

Шаг 13. Стартап проекта. Описание нового процесса или нового продукта инновационного проекта.

Шаг 14. Авторы, проект-менеджер и команда проекта.

Таким образом, инновационной проект в образовании — это сложный ценностно-смысловой, событийный [14, с. 124], самобытный самостоятельный социально-педагогический и культурно-психологический феномен, сущность которого состоит в процессе синтеза и интеграции различных форм и способов командного мышления: дисциплинарного (педагогика; психология), муль-тидисциплинарного (педагогика + психология) и междисциплинарного (педагогика/психология/ менеджмет/социология) обогащения.

В результате нашего исследования мы выделили три смысла или три основные характеристики инновационного проекта в образовании:

1) первый смысл — это новизна (новое, неповторимое, творческое обновление);

2) второй смысл — это процесс (самостоятельный поиск нового результата, его обретение);

3) третий смысл — это система (образ эффективного нового, его презентация).

Представленный вариант алгоритма разработки инновационного проекта в образовании может быть использован специалистами в области образовательной деятельности. Мы полагаем, что представленная технология может быть обогащена более глубоко с разных позиций.

Очевидно, в разработке данной темы крайне трудной задачей остаётся доказательность оснований и смыслов самого феномена, именуемого «инновационный проект в образовании» вследствие того, что, во-первых, по-прежнему сохраняется доминирующая ориентация образовательной практики на процессы обучения, нежели на вопросы воспитания. Во-вторых, недостаточно исследованной остается проблема становления и развития инновационных процессов. Как следствие, недостаточ-

но понятна сама категория инновационный проект в образовании.

1. Костюкевич С.В. Инновации: подход современных авторов в контексте российского опыта // Вестник высшей школы. — 2011. — № 4. — С. 69-78.

Читайте также:
Программа которая копирует файлы

2. Кройтор С.Н. Инновации в образовании: Социологический анализ (на примере системы высшего образования Республики Беларусь): дис. . канд. соц. наук [Электронный ресурс]. — Минск, 2009. — Режим доступа: http://vivakadry/15.htm (дата обращения: 23.02.2017).

3. Мудрик А.В. Социализация человека. — М.: МПСИ: Воронеж: МОДЭК — 2010. — 624 с.

4. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образования. — 2007. — № 2. — С. 4-14.

5. Поляков С.Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологичекие тезисы // Сибирский педагогический журнал. — 2013. -№ 2. — С. 21-26.

6. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е.В. Тка-ченко, М.А. Галагузова. — Вып. 9. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. — 484 с.

7. СеливановаН.Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: сб. науч.-метод. матер. -Вып. II. — М.: АНО «ЦНПРО», 2012. — С. 8-13.

8. Сидоркин А.М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 16-20.

9. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. — 2012 -№ 1. — С. 18-32.

10. Шишарина Н.В. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация // Вестник Костромского государственного университета им Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.

Социокинетика. — 2015. — Т. 21. -№ 2. — С. 216-220.

11. Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Инновации в воспитании: понятийно-терминологические сюжеты. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. — Вып. 9. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. — С. 191-205.

12. Шишарина Н.В. К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ // Сибирский педагогический журнал. — 2018. — № 1. — С. 29-37.

13. Шишарина Н.В. Методологическое обоснование проблемы изучения инноваций в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. — 2017. — № 1. — С. 25-27.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

14. Янсен Ф. Эпоха инноваций. — М.: Инфра, 2002. — 308 с.

1. Kostyukevich S.V. Innovacii: podhod sovremennyh avtorov v kontekste rossijskogo opyta // Vestnik vysshej shkoly. — 2011. — № 4. — S. 69-78.

2. Krojtor S.N. Innovacii v obrazovanii: Sociologicheskij analiz (na primere sistemy vysshego obrazovaniya Respubliki Belarus’): dis. . kand. soc. nauk [EHlektronnyj resurs]. — Minsk, 2009. — Rezhim dostupa: http://vivakadry/15.htm (data obrashcheniya: 23.02.2017).

3. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. — M.: MPSI: Voronezh: MODEHK — 2010. — 624 s.

4. Polonskij VM. Innovacii v obrazovanii (metodologicheskij analiz) // Innovacii v obrazovaniya. — 2007. — № 2. — S. 4-14.

5. Polyakov S.D. Problemy i perspektivy social’nogo vospitaniya: futurologichekie tezisy // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2013. — № 2. — S. 21-26.

6. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / otv. red. E.V. Tkachenko, M.A. Galaguzova. — Vyp. 9. — Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2016. — 484 s.

7. Selivanova N.L. Napravleniya perspektivnyh razrabotok v sfere vospitaniya // Psihologo-pedagogicheskie i social’nye problemy gumanizacii prostranstva detstva: sb. nauch.-metod. mater. —

Vyp. II. — M.: ANO «CNPRO», 2012. — S. 8-13.

8. Sidorkin A.M. Social’noe vospitanie v gonke obrazovanij // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2013. — № 2. — S. 16-20.

9. Fel’dshtejn D.I. Psihologo-pedagogicheskaya nauka kak resurs razvitiya sovremennogo sociuma // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2012 -№ 1. — S. 18-32.

10. SHisharina N.V. Tekhnologiya ehffektivnogo setevogo vospitatel’nogo vzaimodejstviya kak innovaciya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social’naya rabota. YUvenologiya.

Sociokinetika. — 2015. — T. 21. — № 2. — S. 216-220.

11. SHisharina N.V, Romm T.A. Innovacii v vospitanii: ponyatijno-terminologicheskie syuzhety. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. — Vyp. 9. — Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2016. — S. 191-205.

12. SHisharina N.V. K voprosu ob innovaciyah v vospitanii: nauchnyj obraz // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2018. — № 1. — S. 29-37.

13. SHisharina N.V Metodologicheskoe obosnovanie problemy izucheniya innovacij v vospitanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. — 2017. — № 1. — S. 25-27.

14. YAnsen F. EHpoha innovacij. — M.: Infra, 2002. — 308 s.

Источник: cyberleninka.ru

Современные инновации в образовании. Примеры

Инновации в сфере образования — все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

инновации в образовании примеры

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения.

Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

инновационные технологии в образовании

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.

дистанционное обучение

Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.

инновации в высшем образовании

Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

инновации в дошкольном образовании

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника).

Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через «Скайп» можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Читайте также:
Лучшие бесплатные программы для видеомонтажа на русском

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

инновации в профессиональном образовании

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных.

Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.

педагогические инновации

Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я — исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений».

Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования.

Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Источник: businessman.ru

Инновационная деятельность в школе: понятие, новые методы обучения, программы

Тема инновационной деятельности в школе отличается своими особенностями. Первая из них состоит в том, что субъектами соответствующего процесса выступают дети, педагоги и родители. Если не учитывать представленный фактор, то из педагогической инновации устранится, собственно, образовательное, то есть гуманистический элемент деятельности, связанной с инновациями.

Второй отличительной чертой является необходимость охвата максимального количества педагогических проблем в системном ключе. В нашей статье речь пойдет об инновационных подходах к деятельности школы. Рассмотрим новые методы обучения и актуальные программы, а также иные немаловажные аспекты темы.

Общие положения. Эффективность инновации

темы инновационной деятельности в школе

Сегодня тема инновационной деятельности в школе поднимается на государственном уровне. Ей уделяется особое значение практически в любом регионе РФ. Современная школа всегда в поиске различных путей реализации собственных функций, одной из которых выступает инновационная деятельность. Под инновацией следует понимать изменение, новшество, нововведение.

Стоит заметить, что в историческом плане так или иначе новизна считается понятием относительным. Она имеет конкретно-исторический характер, иными словами, может появляться раньше «своего времени», после чего превращается в нормальное явление или устаревает. Из этого можно сделать вывод, что реализация инновационной деятельности в школе непрерывна: одни ее направления постоянно заменяются другими.

Условием, которое определяет эффективность педагогической инновации, считается исследовательская деятельность преподавателей. Последние в процессе решения проблем частной методики задают себе и коллегам общие вопросы. Они начинают принципиально по-новому переосмысливать ранее существующие принципы дидактического плана.

Необходимо учитывать, что успешная организация инновационной деятельности школы и ее дальнейшая реализация — категории, которые во многом зависят от педагогического состава, от осознания учителями инновационной идеи. Дело в том, что в условиях инновационного режима осуществляется активный процесс, при котором педагог самоопределяется в личностном плане. Кроме того, происходят существенные изменения во взаимоотношениях между преподавателями.

Цель и задачи инновационной деятельности

программа по инновационной деятельности в школ

Ключевой целью инновационной деятельности в школе является активное реагирование на потребности и многообразие интересов детей, а также их родителей. Стоит заметить, что немаловажную роль играет достижение высокой степени качества образования и, конечно же, развитие обучающихся.

Среди основных задач, решаемых в процессе развития инновационной деятельности в школе, целесообразно выделить следующие:

  • Повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются в школе.
  • Создание оптимальных условий для поиска правильных решений актуальных образовательных проблем.
  • Привлечение преподавателей к экспериментальной и инновационной деятельности школы в соответствии с приоритетными направлениями современной образовательной системы.
  • Обеспечение взаимодействия практики образования и научного направления.
  • Содействие в распространении инновационного преподавательского опыта.
  • Разработка системы мониторинга экспериментальной и инновационной деятельности в школе.

Принципы и направления инновационной и экспериментальной деятельности

организация инновационной деятельности школы

В процессе анализа инновационной деятельности школы выяснилось, что при модернизации образовательной системы признается неоспоримая ценность психологического, физического, нравственного и духовного благополучия подростков. Экспериментальная и инновационная деятельность реализуется с позиции единства инноваций и традиций в развитии образования, ориентированных в первую очередь на повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются учебными заведениями.

Среди основных направлений экспериментальной деятельности целесообразно отметить следующие:

  • формирование и опытная проверка принципиально нового содержания образовательной категории, а также новых воспитательных и образовательных технологий, методик, средств и форм воспитания, обучения;
  • разработка и дальнейшая проверка новой учебно-методической и учебно-программной документации;
  • создание и проверка систем оценки качественных характеристик образования, процедур и форм промежуточной аттестации учащихся, поддержка разных категорий обучающихся, а также систем адресного сопровождения.
Читайте также:
Установить программу msvcp120 dll

Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления:

  • отработка механизмов, связанных с обновлением содержания процесса образования (разработка компьютеризированных курсов, программное обеспечение, проблемное обучение, организация исследовательской работы при условии получения новых для учащихся знаний и прочее), а также форм процесса образования (новые методы преподавания, принципиально новые методики организации занятий на уроках, воспитательных мероприятий и прочее);
  • отработка новых способов оценивания процесса образования (рейтинговая система, создание портфолио, расширение шкалы баллов и прочее);
  • отработка систем, которые основаны на применении новых средств воспитания, в полной мере способствующих социализации школьников;
  • отработка новшеств, которые направлены на привлечение общественных представителей к управлению учебным заведением;
  • отработка новых способов повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждения образования, ориентированных в первую очередь на обеспечение предельно высокого качества образования (тьюторство, дистанционное обучение, освоение курсов касательно обучения экспертов, менеджеров образования и так далее).

Управление инновационной деятельностью в школе

положение об инновационной деятельности в школе

Следует отметить, что общие вопросы, связанные с управлением экспериментальной и инновационной деятельностью, решает директор школы. К ним целесообразно отнести следующие моменты:

  • Определение приоритетных направлений экспериментальной и инновационной деятельности в школе.
  • Принятие необходимых мер, относящихся к совершенствованию нормативно-правовой основы в сфере экспериментальной и инновационной работы.
  • Выступление с предложениями, которые направлены в первую очередь на совершенствование экспериментальной и инновационной работы в образовательном учреждении.
  • Контроль реализации программ по инновационной деятельности в школе.

Для развития экспериментальной и инновационной деятельности, разработки управленческих решений в области экспериментальной работы, осуществления гласной, объективной, компетентной и независимой экспертизы инновационных проектов в сфере образования, экспериментальных программ, а также отслеживания как промежуточных, так и конечных результатов инновационной деятельности учреждения образования приказом директора формируется научно-методический совет. Именно он руководит экспериментальной и инновационной работой, организует экспертизу образовательных проектов в области инноваций, программ инновационной деятельности школы, а также ежегодно подводит итоги проведенной работы.

Направления развития учреждения образования

Инновационная деятельность учителей школы предполагает соответствующее развитие образовательной структуры. Здесь целесообразно выделить следующие моменты:

  • Разработка и последующее внедрение модели управления качественными характеристиками современного образования.
  • Создание условий для полноценного развития интеллектуального потенциала и творческих способностей школьников.
  • Реализация программы, связанной с информатизацией процесса образования.
  • Применение информационных технологий в системе управления образовательным учреждением.
  • Обеспечение надлежащего образования школьников в плане качества.

Рассмотрим вопрос инноваций на практике

инновационная деятельность в начальной школе

Как выяснилось в процессе анализа инновационной деятельности школы, среди основных ее направлений следует выделить формирование современной инновационной среды, надлежащее управление качественными характеристиками образования, а также информатизацию учебно-воспитательной работы. Целесообразно рассмотреть названные моменты на практике.

На сегодняшний день большинство школ в России имеют специально оборудованный компьютерный класс с тем или иным количеством компьютеров (в зависимости от числа учащихся и других факторов), интерактивные доски, медиатеки и медиапроекторы. Помимо этого, в образовательных учреждениях есть множительная техника, сканеры, принтеры, ламинаторы. Как правило, преподавание информатики и ИКТ осуществляется со второго класса. Большое количество педагогов российских школ принимают участие в мероприятиях по ИКТ методического плана. Кроме того, большинство предметов преподаются с использованием ИКТ.

Стоит отметить, что инновационная деятельность в начальной школе несколько отличается, нежели в средней и старшей. Так, электронная методическая копилка начальной школы включает разработанные руководством и преподавателями многочисленные презентации по базовым предметам для младших школьников. Для них организуются уроки с использованием мультимедиаучебников, применяются обучающие, а также контролирующие программы, направленные на подготовку ко вхождению в среднее звено.

На протяжении многих лет школы работают в инновационном режиме. В них функционирует единое образовательное информационное пространство, базой которого, как правило, служит школьный сайт. Стоит отметить, что большое значение придается вопросам информационной грамотности как преподавателей, так и учащихся. Результатом внедрения ИКТ во все области школьной жизни выступает повышение качественных характеристик образовательного процесса. Необходимо отметить, что выпускники российских школ успешно продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.

Цели использования ИКТ

Сегодня инновационная деятельность педагогов школы тесно связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Их использование актуально в следующих целях:

  • Иллюстративный материал для объяснения новой темы учащимся.
  • Инструмент для закрепления знаний, навыков и умений, а также для самостоятельной работы учеников.
  • Средство для проверки знаний школьников.
  • Помощь при оформлении работ творческого плана.
  • Средство, применяемое на стадии коррекции и непосредственно процесса обучения.
  • Инструмент для трактовки результатов посредством совершенствования дозировки материала для изучения, его систематизации, классификации.
  • Помощь при реализации возможностей учеников, носящих поисково-творческий характер.
  • Инструмент для систематизации и эффективного использования дополнительных знаний по тем или иным предметам.
  • Средство для качественной подготовки к олимпиадам по предметам.
  • Помощь в стимулировании самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Сегодня для проведения родительских собраний, классных часов, а также внеклассных мероприятий в российских школах принято использовать фотофильмы, презентации и информационные буклеты. Это говорит о надлежащем исполнении поставленных перед инновационной деятельностью задач.

Положение об инновационной деятельности в школе

инновационные подходы к деятельности школы

Важно отметить, что на сегодняшний день каждая школа располагает таким документом. Он разрабатывается с целью выявления общего порядка, условий организации и последующего управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении. Представленная бумага формируется на основе ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, а также Устава конкретного учреждения образования.

В Положении обязательно отмечаются основные направления работы инновационной площадки, например, совершенствование соответствующего вида деятельности в педагогической области; экономических механизмов, связанных в организацией образовательной работы; методологии и теории современной образовательной системы, предметно-пространственного аспекта образования и так далее.

Деятельность школьной инновационной площадки так или иначе должна обеспечить разработку, внедрение и апробацию новых, как правило, более эффективных и качественных образовательных услуг, продуктов, которые в полной мере отвечают на общественные запросы, а также обеспечивают комплексное профессиональное и личностное самоопределение, построение правильных образовательных и воспитательных траекторий обучающихся.

Стоит заметить, что статус такой площадки может присваиваться образовательному учреждению в рамках единой программы (иными словами, инновационного образовательного проекта), которая объединяет всех участвующих в творческом коллективе. Именно они представляют учреждение образования или инновационную сеть структур. Причем это не зависит от организационно-правовой формы, вида и типа.

Что еще указывается в Положении

Помимо названной выше информации, в Положении касательно инновационной работы в школе принято определять актуальные цели и задачи данного вида деятельности. К примеру, одной из целей инновационной работы служит формирование надлежащих условий для повышения качества образовательного процесса и, соответственно, конечного результата. Так, для осуществления поставленной цели целесообразно выполнение целого ряда задач (они обязательно перечисляются в документе). Список задач рассмотрен выше, поэтому повторяться не имеет смысла.

Еще одним пунктом Положения, как правило, выступает методическое руководство и организация инновационной деятельности. Следующий пункт связан с перечислением актуальных документов. Обычно это локальные акты, которые регламентируют инновационную работу в образовательном учреждении. Они оформляются ответственным куратором, который по итогам года занимается подготовкой отчета и анализирует показатели инновационной деятельности в учреждении образования.

Целесообразно разобрать основные функции куратора:

  • Планирование инновационной деятельности в учреждении образования, а также привлечение по мере необходимости научных консультантов; осуществление контрольной функции, связанной с реализацией утвержденных инновационных образовательных программ (проектов).
  • Осуществление мониторинга реализуемых инновационных образовательных проектов.
  • Организация своевременного и достоверного информационного сопровождения реализации образовательных проектов; информирование родителей несовершеннолетних учащихся и других заинтересованных лиц касательно целей, задач, техник осуществления, а также результативности реализации программ.
  • Полноценное обеспечение соблюдения законных интересов и прав участников процесса образования.
  • Своевременное информирование вышестоящих структур о возникших проблемах, которые препятствуют осуществлению инновационной образовательной программы. Стоит помнить, что они могут стать причиной невыполнения инновационного проекта в сфере образования или календарного плана работ.

Заключение

анализ инновационной деятельности школы

Итак, мы рассмотрели понятие и определение инновационной работы в школе, ее направления, принципы, цели и задачи. Кроме того, изучили новые методики обучения и программы, рассмотрели соответствующее Положение, разобрали один из аспектов темы на конкретном примере.

В заключение следует отметить, что в настоящее время большинство российских школ отличаются надлежащим исполнением требований касательно организации инновационной деятельности. Среди основных направлений в данном случае целесообразно выделить принципиальное обновление содержания категории образования, внедрение инновационных педагогических методик и технологий, разработку инноваций в плане организации процесса образования, постановку интеллектуально-творческой работы учителей, организацию интеллектуально-творческих занятий учащихся, осуществление методической работы с преподавательским составом, реализацию инновационных педагогических программ и проектов, а также работу над формированием имиджа российских образовательных учреждений и благоприятной воспитательной среды.

В современных активно меняющихся условиях руководство любой школы должно помнить, что образовательное учреждение так или иначе испытывает острую необходимость в пересмотре привычной практики деятельности. Инновационная работа в школе, реализуемая педагогическим коллективом, предполагает обеспечение высокого уровня удовлетворенности качественными характеристиками образовательных услуг всех участвующих в учебно-воспитательном процессе; поступательное обновление образовательных технологий; повышение мотивации подростков к учебной работе; поддержание высоких стандартов осуществления кадровой политики, а также исполнение общественного (иными словами, государственного) заказа.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru