Практическое применение методов прогнозирования и планирования социально-экономического развития – это воплощение в жизнь разнообразных методик, обеспечивающих определение будущего состояния социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований посредством прогнозирования и планирования.
Сущность прогнозирования и планирования социально-экономического развития
Выработка государственной политики на долгосрочную перспективу требует предвидения будущего состояния социально-экономического развития государства и отдельных его территориально административных единиц. Инструментом определения этого будущего состояния социально-экономического развития выступают прогнозирование и планирование.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Определение 2
Планирование социально-экономического развитие – это процесс, призванный обеспечивать сбалансированное взаимодействие ресурсов выбранного управляемого объекта, устанавливающего пропорции и темпы роста.
Быстрое прогнозирование в Microsoft Excel
Определение 3
Прогнозирование социально-экономического развития – это методы исследования, представляющие собой специальное научное изучение определенных перспектив развития государства и его территориальных единиц в социально-экономическом плане.
Прогнозирование предваряет планирование социально-экономического развития. Прогнозирование ориентировано на разработку и формирование научных предпосылок, обеспечивающих принятие адекватных управленческих решений.
Методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития
Для осуществления прогнозирования социально-экономического развития применяют:
«Практическое применение методов прогнозирования и планирования социально-экономического развития»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- во-первых, методы экспертных оценок. В основе этих методов заложено применение мнений экспертов, признанных специалистами, в отношении будущего состояния социально-экономического развития;
- во-вторых, методы логического моделирования. Использование этих методов осуществляется преимущественно с целью качественного описания прогнозных процессов. В их основе находится совокупность общих закономерностей функционирования социально-экономического развития, анализ которого выполняется в соответствии с определенной логической последовательностью; в-третьих, методы экономико-математического моделирования. Данные методы основаны на имитации реального состояния исследуемого объекта за счет построения его упрощенной экономико-математической модели. Данные методы являются наиболее перспективными при формировании социально-экономических прогнозов.
К числу методов планирования социально-экономического развития относят балансовый, нормативный, технико-экономический, программно-целевой, многовариантного расчета, экономико-математический.
Математические методы прогнозирования объемов продаж — Константин Воронцов
Балансовый метод состоит в формировании балансовых уравнений, позволяющих определять потребности материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсах.
Нормативный метод планирования подразумевает определение будущего состояния социально-экономического развития посредством использования системы норм и нормативов.
Технико-экономический метод планирования социально-экономического развития состоит в обеспечении определения будущего состояния социально-экономического развития на основе технических показателей развития производства, народного хозяйства и так далее.
Практика применения методов прогнозирования и планирования социально-экономического развития
Методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития имеют повсеместное применение в системе государственного и муниципального управления.
Данные методы применяются при разработке стратегии государственного и муниципального управления, программ социально-экономического развития страны, регионов и муниципальных образований. Методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития формируют информационную базу для принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.
Основное практическое назначение методов прогнозирования и планирования социально-экономического развития состоит в обеспечении ориентиров выработки государственной политики на краткосрочную и долгосрочную перспективу с опорой на определенные показатели, установленные в ходе формирования прогнозов и планов.
Методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития применяются на всех уровнях государственного и муниципального управления. Масштабы применение этих методов зависит от прогнозируемого и планируемого объекта. Причем эти масштабы напрямую влияют на точность и эффективность планирования и прогнозирования социально-экономического развития. Чем более масштабный проект является объектом исследования, тем более размытые и нечеткие получаются плановые и прогнозные показатели.
Применение методов планирования и прогнозирования социально-экономического развития затрудняется недостатком информационной базы, неточностью исходных данных, вариативностью развития будущих событий.
Результаты применения методов прогнозирования и планирования социально-экономического развития обеспечивают определение перспектив развития государства, его административно-территориальных единиц, выработку конкретных шагов государственного и муниципального управления, определение возможных перспектив с учетом влияние разнообразных факторов, установление контрольных показателей, позволяющих оценить эффективность применения тех или иных программ государственного и муниципального развития.
Специалисты ведут постоянную работу по поиску новых возможностей применения методов прогнозирования и планирования социально-экономического развития, устранения их недостатков и повышения точности.
Однако необходимо отметить, что практические возможности применения методов прогнозирования планирования социально-экономического развития носят ограниченный характер, обладая определенной условностью полученных результатов.
Источник: spravochnick.ru
Методы прогнозирования в экономике
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.05 «бизнес-информатика»(утвержден приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 №1002)
составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.
Заведующий кафедрой
к.э.н, доцент, Рудакова О.Ю.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н, доцент, Рудакова О.Ю.
1. Цели освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования. Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач: Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования. Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики. Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов. Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов. Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики. Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях. |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ПК-19: умение готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
— о методах прогнозирования — о технологии прогнозирования — о способах фомирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов — о трендовых моделях прогнозирования динамики — о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами — о способах верификации прогнозов — о методах предпрогнозных исследований — о сущности и принципах прогнозирования |
|
Уметь: | |
— применять формализованные методы для разработки прогнозов — применять экспертные методы для разработки прогнозов |
|
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
— разработки задания на прогноз — разработки прогнозов — выбора методов прогнозирования, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов — оценки достоверности прогноза — сбора информации для разработки прогнозов |
Раздел 1. Теоретические и методические основы прогнозирования | ||||||
1.1. | Сущность экономического прогнозирования | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Сущность экономического прогнозирования | Практические | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Организация экономического прогнозирования | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Сущность экономического прогнозирования | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Организация экономического прогнозирования | Практические | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Организация экономического прогнозирования | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Формализованные методы прогнозирования | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л1.1 |
1.8. | Формализованные методы прогнозирования | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-19 | Л1.1 |
1.9. | Методы прогнозирования динамики экономических процессов | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л1.1 |
1.10. | Методы прогнозирования динамики экономических процессов | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-19 | Л1.1 |
1.11. | Методы прогнозирования динамики экономических процессов | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-19 | Л1.1 |
1.12. | Прогнозирование сезонных процессов | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Прогнозирование сезонных процессов | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Прогнозирование сезонных процессов | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Интуитивные методы прогнозирования | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Интуитивные методы прогнозирования | Практические | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Интуитивные методы прогнозирования | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Коллективные экспертные оценки | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Коллективные экспертные оценки | Практические | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Коллективные экспертные оценки | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Методы предпрогнозных исследований | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Методы предпрогнозных исследований | Практические | 5 | 4 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.26. | Методы предпрогнозных исследований | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
1.27. | Верификация экономических прогнозов | Лекции | 5 | 2 | ПК-19 | Л2.1, Л1.1 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. М. Бутакова | Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов | М.: КноРус, 2008 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Е. Басовский | Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие | М.: ИНФРА-М, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Основы экономического прогнозирования» | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=634 | ||
Э2 | www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода) | |||
Э3 | www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа) | |||
Э4 | www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ) | |||
Э5 | www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ) | |||
Э6 | www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда) | |||
Э7 | www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ) | |||
Э8 | www.fst.ru — (официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ ) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru) Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
208С | лаборатория информационных технологий — компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO — 15 единиц |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При освоении дисциплины рекомендуется использовать материалы ЭУМК, размещенные на образовательном портале АлтГУ |
Источник: www.asu.ru
Бизнес-прогнозирование: какой метод выбрать
2 марта 2022
Бизнес-прогнозирование: какой метод выбрать
Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»
Планирование бизнеса – это подготовка прогнозов развития компании, наиболее вероятных и обоснованных предположений о возможных проблемах в будущем, о необходимых бизнес-решениях и желаемых финансово-экономических показателях. Какие методы прогнозирования существуют, в чем их особенности и какой лучше выбрать, какие риски сопряжены с неправильным подходом к бизнес-прогнозированию, расскажем в статье.
Методы прогнозирования: понятие и сфера применения
Прогнозирование применяется в бизнес-среде для стратегического планирования. Составление финансового прогноза – это определение желаемого финансового результата и наиболее вероятностных путей его достижения на основе накопленного опыта, имеющихся экономических закономерностей, анализа текущих данных, определения возможных перспектив развития и т.д.
Прогнозирование, как процесс предугадывания возможного будущего на основе исходных данных, применяется во многих сферах: демография, экология, генетика, метеорология, социология, и конечно, экономика. Независимо от сферы применения, использование прогнозирования предопределено необходимостью принимать различного рода управленческие решения во избежание значительных неблагоприятных факторов, ошибок либо же достижении желаемых, запланированных показателей.
Выбор методов прогнозирования обусловлен сферой применения, поставленными целями прогнозирования, доступности инструментов и наличия необходимого числа исходных данных.
Отличие прогнозирования от планирования
Прогнозирование и планирование в бизнес-сфере тесно взаимосвязаны, поскольку составление прогнозов дает информацию для эффективного планирования, хотя и не определяет конкретных задач и результатов. В большинстве случаев прогнозы формируются для составления плана, а также помогают оценивать возможные последствия его реализации.
Прогнозирование не носит директивный, обязательный характер – его цель заключается в предопределении возможного исхода развития экономики, поэтому оно должно охватывать не только внутреннюю, но и внешнюю среду. Планирование же ориентировано только на деятельность предприятия и базируется на анализе внутренних факторов бизнеса.
Планирование должно иметь четкие временные рамки, прогнозы же могут составляться и на более долгосрочный период. При этом прогнозирование не подразумевает большой конкретики в достижении конечных результатов.
Для автоматизации прогнозирования и планирования можно использовать решение «1С:ERP Управление предприятием». Например, прогнозы о работе предприятия из следующих отчетов:
- Исполнение плана закупок.
- Исполнение плана продаж.
- Исполнение плана производства.
- Исполнение плана сборки (разборки).
- Плановая потребность в видах РЦ.
- Плановая потребность в материалах.
- Плановая потребность в полуфабрикатах.
- Плановая потребность в трудовых ресурсах.
- Сбалансированность планов.
Этапы прогнозирования
Процесс прогнозирования проходит в несколько этапов:
- Определение цели составления прогноза и постановка конкретных задач. Помимо этого, определяется состав рабочей команды, формулируются задания для них, определяется информационная составляющая (источники данных, какие сведения необходимы).
- Проведение анализа: определяются критерии оценки, качественные и количественные показатели, анализируются внутренние и внешние условия.
- Выбор метода прогнозирования. Начиная от момента сбора необходимых данных, до проведения анализа, расчетов, экспертных оценок.
- Аналитическая оценка полученных результатов.
- Принятие управленческих решений, разработка рекомендаций на основе полученного прогноза.
Основные методы прогнозирования
В экономике существует несколько классификаций методов прогнозирования.
По признаку оценки
Выделяют качественные и количественные методы. Качественные – это, как правило, экспертные оценки, основанные на суждениях и умозаключениях, когда отсутствуют ретроспективные данные для расчетов.
Количественные подразумевают возможность проведения расчетов на основе числовых показателей прошлых и текущего периодов. Базируются на математических методах.
По информационной составляющей
Статические (или формализованные) основаны на использовании сведений о динамике развития явления, наиболее достоверны, имеют короткие сроки выполнения, точность расчетов, минимизируют проблемы при сборе и оценке сведений.
Интуитивные методы основаны на проведении аналогий, оценке имеющихся закономерностей. Необходимость экспертной оценки в соответствующей области. Оцениваются схожие процессы и явления.
По степени охвата задач
Все методы прогнозирования можно условно разделить на общие и специализированные методы. Общие методы применимы для широко спектра проблем и могут применены в различных сферах деятельности. Специализированные методы ориентированы на определенную сферу деятельности и не могут быть применены в иных целях, поскольку не дадут достоверных и точных результатов, либо же необходимы специфические вводные данные.
Характеристика методов прогнозирования
К основным методам относят те, которые можно нашли широкое применение во многих отраслях.
Метод экстраполяции
Часто применяется в продажах. Также называется методом аналогии. Заключается в изучении прошлого опыта, полученные результаты переносятся на будущее. Выявляется общая закономерность, которая независима во времени, сохраняется в долгосрочной перспективе и данные оценки можно проецировать на будущие результаты. Однако следует учитывать несколько нюансов: сезонность продаж некоторых категорий товаров, циклические колебания экономики, уровень инфляции, макроэкономическую среду, влияние внешней среды.
Метод экспертных оценок
Применяется, когда нет возможности провести математические расчеты – например, отсутствуют числовые показатели для оценки в динамике за несколько периодов, в случае нестандартных ситуаций, когда необходима профессиональная оценка опытного эксперта. Основывается на интуитивной оценке на субъективной основе, на проведении тестирования или опроса с последующей оценкой полученных результатов. Минусом можно считать субъективность оценки эксперта, возможный недостаток квалификации и знаний и низкое качество знания проблемы. Достоверность прогноза проверить невозможно, особенно если эксперты не обладают достаточным объемом информации.
Если привлекается один эксперт, то применяются методы построения сценария, интервьюирование, анкетирование. При привлечении команды специалистов используют мозговой штурм, совещания, метод Дельфи, ситуационный анализ.
Моделирование
Связан с построением моделей на основе оценки данных конкретных объектов или явлений, их аналогов. Итогом служит макет, чертеж, формула, схема. Прежде, чем принимать управленческое решение в реальном мире, можно спроецировать его результат на модель. При необходимости в конечную модель вносятся коррективы.
Таким образом, повышается шанс избежать неудачного результата, повысить эффективность управленческих решений. Из недостатков – сложности расчета, однако привлечение компьютерных программ значительно упрощает механизм расчета.
Построение матрицы
Матрица представляет специальную таблицу, в которой целевая функция разбивается на несколько функций следующего уровня. Размер матрицы определяется, исходя из перечня подцелей. Исследуемое явление или объект зависят от множества факторов, которые разбиваются на группы по однородному признаку. Эти группы ранжируются по определенному критерию и далее оценивается влияние друг на друга, а также на конечную цель/результат. При оценке применяется балльная система (например, от 1 до 10).
Статистические методы
Данная группа включает методы средних и относительных величин, индексный метод, группировки, построение графиков, корреляционный анализ. Общий фактор – проведение математических расчетов на основе числовых показателей за прошлые и текущий периоды. Эти методы являются наиболее точными при условии полноты и достоверности исходных сведений.
Метод сценариев
Применяется при принятии управленческих решений для оценки вероятностного наступления того или иного события и возможных результатов. При этом анализируется действие управленческого решения на конечный прогнозируемый результат, часто с привлечением экспертов или использованием математических расчетов.
Проблемы прогнозирования
Прогнозирование в бизнесе – это всегда попытка предсказать исход события, однако это жизненно важный процесс, поскольку он дает возможность планировать деятельность предприятия. Тем не менее, существуют некоторые проблемы, которые необходимо учитывать:
- Устаревшие данные. Все сведения, применяемые для расчета, будут считаться историческими, и нет никаких гарантий, что аналогичные тенденции сохраняться в будущем.
- Невозможно учесть абсолютно все факторы, которые смогут повлиять на будущие прогнозные результаты. Так, нельзя предсказать результаты биржевых торгов, рост уровня инфляции, ключевых ставок, процентов по кредитам и вкладам и т.д.
- Существует риск не принять во внимание фактор, который в настоящее время является незначительным или отсутствует вовсе, но уже завтра его влияние окажется значимым и повлияет на итоговый прогнозируемый результат.
Как выбрать подходящий метод
Выбор методов прогнозирования в бизнесе зависит от его целей, наличия и качества исходной информации, опыта экспертов и технических возможностей. Краткосрочные прогнозы не требуют применения большого количества методов или привлечения большого количества специалистов. Для них важна оперативность. В долгосрочной перспективе составление прогноза требует большого числа методов с применением компьютерного моделирования, математических и статистических расчетов.
На практике, при выборе метода следует учитывать несколько моментов:
- Наибольшая точность и достоверность составления прогноза.
- Сроки составления и период прогноза.
- Сокращение затрат на процесс прогнозирования.
Проблема выбора заключается в том, что методов очень много, в них сложно ориентироваться, и трудно подобрать те, которые полностью удовлетворяют целям составления прогноза. Сложность объектов прогнозирования повышается, увеличивается число факторов, влияющие на итоговый ожидаемый результат, необходимо оценивать как внешнюю, так и внутреннюю среду.
Успех составления прогноза зависит от качества, полноты и достоверности исходных данных. При отсутствии информации прогнозирование может стать невозможным.
Результаты прогнозирования должны быть простыми и удобными для анализа и использования, быть своевременными и максимально точными, надежными (дающими наибольшую вероятность достижения).
Источник: upr.ru