Методы принятия оптимальных решений рабочая программа

Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки (специальности) 080100 «Бухгалтерский учет и аудит», код квалификации (степени) 62, рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом НГАУ от «30» мая 2011 года, протокол № 5.

Программу разработал(и):
Ст.преподаватель
М.П.Самойлова

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры бухгалтерского учета и математической статистики

Протокол № _____ от «_____» ______________________201__ г.
[ номер и дата протокола]
Зав. кафедрой,
ученая степень и звание
________________

Программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии экономико-юридического факультета

Протокол №______ от «____» _____________ 201_ г.
Председатель методической комиссии ученая степень и звание
________________

РАЗДЕЛ 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1 Лист регистрации изменений (Приложение1 )

1.2 Внешние и внутренние требования

1.3 Цели освоения учебной дисциплины

Цели дисциплины:

Лучший Метод Принятия Решений: Квадрат Декарта

1. Получение базовых знаний и формирование основных навыков по методам оптимизации и исследованию операций для решения прикладных финансово-экономических задач.

2. Развитие теоретико-практической базы и формирование уровня математической подготовки, необходимых для понимания основных идей применения оптимизационных методов в экономике и финансах.

Задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Методы оптимальных решений» студенты должны владеть основными математическими понятиями дисциплины; уметь использовать математические методы оптимизации для решения теоретических и прикладных задач экономики и финансов, уметь решать типовые задачи, иметь навыки работы со специальной математической литературой.

1.4 Особенности (принципы) построения дисциплины

Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системно-образующим фактором в динамической системе учебного процесса по ООП и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин, в результате этого следует обосновать межпредметные связи:

Дисциплина «Методы оптимальных решений» является базовой дисциплиной математического цикла Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100 «Бухгалтерский учет и аудит» (бакалавриат).

Изучение дисциплины «Методы оптимальных решений» основывается на базе знаний, полученных студентами на первом курсе в ходе освоения дисциплин «Линейная алгебра» и «Математический анализ» того же блока.

Дисциплина «Методы оптимальных решений» изучается на втором году обучения и является базовым теоретическим и практическим основанием для последующих математических и финансово-экономических дисциплин подготовки бакалавра экономики, использующих оптимизационные методы.

Оптимизация и математические методы принятия решений. Лекция 1. Метод Гаусса.

Таблица 3 — Междисциплинарные связи дисциплины
Наименование обеспечиваемых дисциплин базовой части
Статистика
Бухгалтерское дело
Эконометрика
Бухгалтерский учёт и анализ
Страхование
Финансовый анализ

Бухгалтерский финансовый учет
Учет на предприятиях малого бизнеса и в К(Ф)Х
Экономика труда

1.5 Требования к уровню освоения учебной дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части математического цикла ФГОС ВПО дисциплина «Методы оптимальных решений» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра бухгалтерского учета:

Общекультурные компетенции (ОК):

1. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

Профессиональные компетенции (ПК):

2. Способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

3. Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

4. Способность выполнять расчёты, необходимые для составления экономических разделов планов. Обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

5. Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

6. Способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчётов и обосновывать полученные выводы (ПК-5).

В результате изучения дисциплины «Методы оптимальных решений» студент должен:

· основы теории оптимизации и методов исследования операций, необходимые для решения финансовых и экономических задач;

· применять оптимизационные методы для решения экономических задач;
владеть
· навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;

· методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам теории оптимальных решений).

Таблица 1 — Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями
Осваиваемые знания, умения, навыки
Формируемые компетенции (ОК, ПК)

основы теории оптимизации и методов исследования операций, необходимые для решения финансовых и экономических задач

ОК-1, ПК-3, ПК-5
применять оптимизационные методы для решения экономических задач;
ПК-1, ПК-2, ПК-4
Владеть:
навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач
ПК-1, ПК-3, ПК-4

Читайте также:
Как отправить программу с компьютера на диск

методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам теории оптимальных решений)

ОК-1, ПК-2, ПК-5

РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2 — Тематический план дисциплины. Очная форма обучения

Наименование разделов и тем
Количество часов
Формируемые компетенции
Лекции (Л)
Вид занятия (ЛР, ПЗ)
Самостоятельная работа (СР)
Всего по теме
Семестр № 3
Раздел 1. Введение.

Задачи оптимизации в экономике и финансах

Общая постановка задачи оптимизации. Задача математического программирования. Примеры задач оптимизации в экономике и финансах. Производственные функции, функции полезности, функции спроса. Эластичность функций одной и нескольких переменных.

ПК-1, ПК-2, ПК-4
Раздел 2. Финансово-экономические приложения линейного программирования

Двойственные задачи линейного программирования. Экономический смысл двойственной задачи. Примеры двойственных задач линейного программирования в экономике. Транспортная задача. Метод потенциалов.

ПК-1, ПК-2, ПК-4

Метод потенциалов и двойственность. Экономический смысл потенциалов. Постоптимальный анализ. Различные ограничения перевозок в транспортной задаче.

Двухфазный симплекс-метод (повторение). Предпосылки применения двойственного симплекс-метода. Псевдорешение. Алгоритм решения задач линейного программирования двойственным симплекс-методом.

Постановка задачи целочисленного программирования. Основные методы решения задач целочисленного программирования (графический, метод ветвей и границ, метод Гомори)

Алгоритм решения задач целочисленного программирования методом Гомори. Примеры решения задач.
Раздел 3. Задачи многокритериальной оптимизации

Происхождение и постановка задачи многокритериальной оптимизации. Множество достижимых критериальных векторов. Доминирование и оптимальность по Парето. Эффективные решения и паретова граница.

ПК-1, ПК-3, ПК-4
Раздел 4. Элементы теории игр

Понятие об игровых моделях. Платежная матрица. Верхняя и нижняя цена игры. Принципы максимина и минимакса. Седловая точка.

Решение игр в смешанных стратегиях. Теорема Неймана.

ПК-1, ПК-2, ПК-4
Геометрическая интерпретация игры . Матричная игра как задача линейного программирования.
Раздел 5. Задачи выпуклого программирования

Постановка задачи выпуклого программирования. Условия регулярности системы ограничений задачи оптимизации (условия Слейтера). Функция Лагранжа. Теорема Куна-Таккера.

ОК-1, ПК-2, ПК-5

Экономический смысл множителей Лагранжа. Связь с седловыми точками функции Лагранжа. Задача об оптимизации портфеля ценных бумаг.

Раздел 6. Динамическое программирование

Основные предпосылки метода динамического программирования. Условия оптимум. Уравнения Беллмана и порядок их решения. Задача о распределении средств между предприятиями (непрерывный случай).

ОК-1, ПК-2, ПК-5

Дискретный случай задачи о распределении средств между предприятиями. Решение задач об оптимальной замене оборудования и оптимальном распределении ресурсов методами динамического программирования.

Таблица 3 — Тематический план дисциплины. Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем
Количество часов
Формируемые компетенции
Лекции (Л)
Вид занятия (ЛР, ПЗ)

Самостоятельная работа (СР)
Всего по теме
Семестр № 3
Раздел 1. Введение. Задачи оптимизации в экономике и финансах

Общая постановка задачи оптимизации. Задача математического программирования. Примеры задач оптимизации в экономике и финансах. Производственные функции, функции полезности, функции спроса. Эластичность функций одной и нескольких переменных.

ПК-1, ПК-2, ПК-4
Раздел 2. Финансово-экономические приложения линейного программирования

Двойственные задачи линейного программирования. Экономический смысл двойственной задачи. Примеры двойственных задач линейного программирования в экономике. Транспортная задача. Метод потенциалов.

ПК-1, ПК-2, ПК-4

Метод потенциалов и двойственность. Экономический смысл потенциалов. Постоптимальный анализ. Различные ограничения перевозок в транспортной задаче.

Двухфазный симплекс-метод (повторение). Предпосылки применения двойственного симплекс-метода. Псевдорешение. Алгоритм решения задач линейного программирования двойственным симплекс-методом.

Постановка задачи целочисленного программирования. Основные методы решения задач целочисленного программирования (графический, метод ветвей и границ, метод Гомори)

Алгоритм решения задач целочисленного программирования методом Гомори. Примеры решения задач.
Раздел 3. Задачи многокритериальной оптимизации

Происхождение и постановка задачи многокритериальной оптимизации. Множество достижимых критериальных векторов. Доминирование и оптимальность по Парето. Эффективные решения и паретова граница.

ПК-1, ПК-3, ПК-4
Раздел 4. Элементы теории игр

Понятие об игровых моделях. Платежная матрица. Верхняя и нижняя цена игры. Принципы максимина и минимакса. Седловая точка. Решение игр в смешанных стратегиях.

Теорема Неймана.

ПК-1, ПК-2, ПК-4
Геометрическая интерпретация игры . Матричная игра как задача линейного программирования.
Раздел 5. Задачи выпуклого программирования

Постановка задачи выпуклого программирования. Условия регулярности системы ограничений задачи оптимизации (условия Слейтера). Функция Лагранжа. Теорема Куна-Таккера.

ОК-1, ПК-2, ПК-5

Экономический смысл множителей Лагранжа. Связь с седловыми точками функции Лагранжа. Задача об оптимизации портфеля ценных бумаг.

Раздел 6. Динамическое программирование

Основные предпосылки метода динамического программирования. Условия оптимум. Уравнения Беллмана и порядок их решения. Задача о распределении средств между предприятиями (непрерывный случай).

ОК-1, ПК-2, ПК-5

Дискретный случай задачи о распределении средств между предприятиями. Решение задач об оптимальной замене оборудования и оптимальном распределении ресурсов методами динамического программирования.

В содержании выделяются темы, ключевые понятия, направления изучения методологических и методических основ дисциплины.

Раздел 1. Введение. Задачи оптимизации в экономике и финансах

Тема 1.1. Общая постановка задачи оптимизации. Задача математического программирования. Примеры задач оптимизации в экономике и финансах. Производственные функции, функции полезности, функции спроса.

Эластичность функций одной и нескольких переменных.

Раздел 2. Финансово-экономические приложения линейного программирования

Тема 2.1. Двойственные задачи линейного программирования. Экономический смысл двойственной задачи. Примеры двойственных задач линейного программирования в экономике. Транспортная задача.

Читайте также:
Программа кодов ошибок автомобилей

Метод потенциалов.

Тема 2.2. Метод потенциалов и двойственность. Экономический смысл потенциалов. Постоптимальный анализ. Различные ограничения перевозок в транспортной задаче.

Тема 2.3. Двухфазный симплекс-метод (повторение). Предпосылки применения двойственного симплекс-метода. Псевдорешение. Алгоритм решения задач линейного программирования двойственным симплекс-методом.

Тема 2.4. Постановка задачи целочисленного программирования. Основные методы решения задач целочисленного программирования (графический, метод ветвей и границ, метод Гомори)

Тема 2.5. Алгоритм решения задач целочисленного программирования методом Гомори. Примеры решения задач.

Раздел 3. Задачи многокритериальной оптимизации

Тема 3.1. Происхождение и постановка задачи многокритериальной оптимизации. Множество достижимых критериальных векторов. Доминирование и оптимальность по Парето. Эффективные решения и паретова граница.

Раздел 4. Элементы теории игр

Тема 4.1. Понятие об игровых моделях. Платежная матрица. Верхняя и нижняя цена игры. Принципы максимина и минимакса. Седловая точка. Решение игр в смешанных стратегиях.

Теорема Неймана.

Тема 4.2. Геометрическая интерпретация игры . Матричная игра как задача линейного программирования.
Раздел 5. Задачи выпуклого программирования

Тема 5.1. Постановка задачи выпуклого программирования. Условия регулярности системы ограничений задачи оптимизации (условия Слейтера). Функция Лагранжа. Теорема Куна-Таккера.

Тема 5.2. Экономический смысл множителей Лагранжа. Связь с седловыми точками функции Лагранжа. Задача об оптимизации портфеля ценных бумаг.

Раздел 6. Динамическое программирование

Тема 6.1. Основные предпосылки метода динамического программирования. Условия оптимум. Уравнения Беллмана и порядок их решения. Задача о распределении средств между предприятиями (непрерывный случай).

Тема 6.2. Дискретный случай задачи о распределении средств между предприятиями. Решение задач об оптимальной замене оборудования и оптимальном распределении ресурсов методами динамического программирования.

2.2 Учебная деятельность

Структура практических занятий в общем такова:
1. Проверка наличия выполненного задания самостоятельной работы.
2. Выборочная проверка наличия и правильности выполнения домашнего задания.
3. Разбор типичных ошибок, возникших в самостоятельной работе.
4. Рассмотрение теоретических оснований для практики текущей темы.

5. Разбор практических методов и решение соответствующих задач.
6. Корректировка заданий для самостоятельной работы студентов.
На некоторых практических занятиях вместо пп. 4 — 6 проводится аудиторная контрольная работа).

2.3 Содержание и организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по дисциплине состоит из 17 заданий (еженедельных), каждое из которых рассчитано на 3 часа внеаудиторной нагрузки. Подробный перечень заданий для самостоятельной работы (с тематической связью аудиторных занятий, формами контроля и рекомендуемой учебно-методической литературой) приведен в приложении.

Внеаудиторными формами и инструментами самостоятельной работы студентов по дисциплине являются:
· выполнение домашних заданий (практических и теоретических);
· выполнение домашних контрольных работ (как средство подготовки к аудиторным контрольным работам);
· подготовка к практическим занятиям как работа с лекционным материалом;
· подготовка к экзамену.
Экзаменационные требования (теоретические вопросы и практические задания) изложены в [11].

2.4 Контролирующие материалы для аттестации по дисциплине

Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:

Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра или учебного года. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование, контрольная работа, задания и др. Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.

Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам (дидактическим единицам) или учебным модулям дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Рекомендуется проводить 2-3 рубежных контроля в семестр с интервалом 1,5 – 2 месяца. В качестве форм рубежного контроля можно использовать коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами определенного числа домашних заданий (например, решение задач, выписывание рецептов и другое) с отчетом (защитой), тестирование по материалам учебного модуля или дидактической единицы. Не менее одного раза в семестр должна быть проведена письменная работа.

Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее изучения. Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в виде контрольной работы и зачета.

Для аттестации студентов по дисциплине используется бально-рейтинговая система, позволяющая выставлять оценки по шкале ECTS.

Баллы набираются студентом в течение всего периода изучения учебной дисциплины за различные виды успешно выполненных работ. Система оценок по дисциплине доводится до каждого студента в начале семестра.

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество подготовки эссе, контрольных работ (тестов) и докладов.

Рубежный контроль успеваемости, в результате которого набирается очередное количество баллов, должен проводиться после изучения очередной темы, или 1 раз в месяц, но не реже 3-4 раз в семестре.

Контроль следует осуществлять в точно установленные календарным планом сроки.
Рекомендуется использовать письменные ответы при проведении контрольной работы.

Исходные данных по дисциплине: лекций – 28 часов, семинаров – 30 часов, самостоятельная работа – 86 часа, всего 144 часов.

Читайте также:
Похожие программы как manycam

Источник: umkmop.blogspot.com

Рабочая учебная программа

Методы оптимальных решений. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» квалификации (степени) бакалавр. – М.: ВЗФЭИ, 2012.

Ó Всероссийский заочный

финансово-экономический

Институт (взфэи), 2012 Содержание

Содержание 3

III. Нелинейное программи-рование 9

1. Цели и задачи дисциплины

Преподавание дисциплины «Методы оптимальных решений» ведется исходя из требований, установленных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

Конечные цели преподавания дисциплины:

овладение методологией построения и применения математических методов и моделей в сфере управления, в научно-исследовательской и преподавательской деятельности;

освоение типовых методов и моделей, используемых в экономическом анализе, в принятии управленческих решений, в планировании и прогнозировании различных процессов и уровней хозяйственного механизма;

углубление теоретических знаний о проблемах современной экономики и управления, исследуемых средствами математического моделирования.

В ходе изучения дисциплины ставится задача развития навыков разработки и применения математических и компьютерных методов для моделирования экономических, финансовых и управленческих процессов. Необходимо привить студентам умение самостоятельно изучать литературу по экономико-математическим методам. Бакалавр по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

— разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;

— анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

— прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

— разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов.

Источник: studfile.net

Методы принятия оптимальных решений рабочая программа

Дисциплина «Методы оптимальных решений»
Автор программы: к.ф.-м.н., доцент Стрелкова Нина Александровна

Требования к студентам: Учебная дисциплина «Экономико-математические методы»
использует материал предшествующих ей дисциплин «Математический анализ», «Ли­
нейная алгебра», «Теория вероятностей и математическая статистика».

Аннотация: Дисциплина «Экономико-математические методы» предназначен для сту­
дентов второго курса специальности «Финансы и кредит». Учебная дисциплина вво­
дит студентов в математическую проблематику оптимизации, принятия решений, ис­
следования операций, моделирования. Отличительная особенность курса состоит в
том, что он соединяет изучение математических методов с содержательным рассмот­
рением экономических приложений. Программа курса предусматривает чтение лекций
и проведение семинарских занятий, а также регулярную самостоятельную работу сту­
дентов. Программа курса обеспечивает в дальнейшем изучение таких дисциплин, как
«Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика». Знания, полученные по
данной дисциплине, могут быть использованы при выполнении курсовых и диплом­
ных работ.

Содержание программы.

Предмет, история и перспективы развития методов оптимальных решений. Основные этапы принятия оптимальных решений. Общая постановка и классификация задач оптимизации.

Тема 1. Линейное программирование

Постановка и формы записи задачи линейного программирования. Экономические приложения. Геометрическая интерпретация задачи. Симплекс-метод: основная схема ал-горитма. Экономическая интерпретация итоговой симплекс-таблицы.

Метод искусствен­ного базиса.

Двойственные задачи линейного программирования. Основное неравенство теории двойственности. Теорема о существовании прямого и двойственного решений, теорема о дополняющей нежесткости. Примеры использования теорем двойственности для построе­ния оптимального решения задачи ЛП. Анализ модели на чувствительность. Экономиче­ская интерпретация двойственной задачи.

Третья теорема двойственности (об оценках). Пример использования объективно обусловленных оценок для принятия оптимальных

Тема 2. Транспортная задача линейного программирования

Общая постановка транспортной задачи. Открытая и закрытая ТЗ. Метод северо­западного угла. Метод наименьшей стоимости. Определение первоначального распреде­ления поставок в вырожденном случае. Проверка оптимальности базисного распределения поставок.

Улучшение неоптимального плана перевозок. Алгоритм распределительно­го метода.

Тема 3. Целочисленное программирование и дискретная оптимизация

Целочисленные переменные в задачах экономического планирования. Общая зада­ча целочисленного программирования, общая задача целочисленного ЛП, задача частич­но-целочисленного программирования. Геометрическая интерпретация задачи целочис­ленного программирования. Алгоритм Гомори. Метод ветвей и границ.

Задача о назначе­ниях.

Тема 4. Нелинейные задачи оптимизации

Общая постановка задач конечномерной оптимизации. Выпуклые множества и их свойства. Экономическая и геометрическая интерпретации. Теорема Вейерштрасса и следствие из неё. Метод множителей Лагранжа в гладких экстремальных задачах с огра­ничениями типа равенств и неравенств. Задачи выпуклого программирования.

Теорема Куна-Таккера.

Схемы численных методов оптимизации: градиентный метод с постоянным шагом, метод скорейшего спуска, метод Ньютона, метод проекции градиента.

Тема 5. Многокритериальная оптимизация

Постановка и методы решения задач многокритериальной оптимизации. Примеры многокритериальных задач в экономике.

Тема 6. Математическая теория оптимального управления. Динамическое

программирование Постановка задач оптимального управления. Принцип максимума для дискретных

линейных задач оптимального управления. Методы нелинейного программирования в задачах оптимального управления.

Динамическое программирование. Математическая теория оптимального управле­ния. Принцип оптимальности Р. Беллмана. Рекуррентные соотношения Беллмана. Чис­ленные методы расчета оптимальных программ.

Схемы динамического программирова­ния в задачах оптимального управления.

Тема 7. Марковские процессы; задачи систем массового обслуживания

Понятие марковского случайного процесса. Потоки событий. Уравнения Колмого­рова. Процессы «рождения-гибели». Экономико-математическая постановка задач массо­вого обслуживания. Задачи анализа замкнутых и разомкнутых систем массового обслужи­вания Модели систем массового обслуживания в коммерческой деятельности.

СМО с от­казами. СМО с ожиданием (очередью).

Источник: umotnas.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru