Салавова, Б. М. Современные методы оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов / Б. М. Салавова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80275/ (дата обращения: 13.07.2023).
В статье подробно рассмотрены современные методы оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов, определены их преимущества, в сравнении со стандартными, традиционными методами, которые используются для оценки эффективности инвестиций.
Ключевые слова: методика STAR, метод реальных опционов, модифицированная норма рентабельности, чистый дисконтированный доход, потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта.
Инвестиционно-инновационные проекты являются новым направлением разработки и реализации проектов, и представляют собой инвестиции в инновации, или проект, который предполагает создание нового продукта или опытного образца с использованием привлеченных денежных средств. Таким образом, инвестиционно-инновационный проект является достаточно сложным процессов и требует грамотного подхода, верных и конструктивных оценок перед его реализацией, а также сведений о его практической эффективности [2].
ИнЭИ Экономика Лекция Лекция №4.1 «Экономическая оценка эффективности инвестиционных проектов»
На данный момент большое количество методов оценки эффективности проектов сводятся к оценке инвестиций, то есть определяют экономическую целесообразность вложения, однако говоря о инвестиционно-инновационных проектах необходимо так же делать акцент на инновациях, то есть эффективности не только затрат, но и конечного инновационного продукта.
Традиционные методы оценки эффективности инвестиционных проектов основываются на применении таких показателей как чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индексы доходности затрат и инвестиций, а также срок окупаемости и дисконтированный срок окупаемости, все эти показатели рекомендованы к использованию согласно документу и «Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса» [3].
Предлагаемые в Методических рекомендациях коэффициенты для оценки экономической эффективности проектов (NV, NPV, IRR, РР и др.) часто противоречивы, так как имеют различные принципы расчета. Вместе с этим названные показатели дают разные типы оценок (таблица 1).
Показатели, используемые в традиционных методах оценки инвестиций в инновации
В Методических рекомендациях отсутствуют какие-либо указания в отношении специфических особенностей их применения в отношении инновационных проектов. Указано только, что инвестиции в инновации являются высокорисковыми [6].
Таким образом, существующие на сегодняшний день в России методики оценки эффективности инвестиций в инновационную деятельность не позволяют в полной мере учитывать специфические особенности инновационных проектов, что, в частности, отмечается и в самих нормативных документах.
Инвестиционный анализ — что такое NPV, IRR и другие понятия.
В зарубежной практике оценки эффективности инноваций существует четкое разделение между инновационными и инвестиционными проектами. На рисунке 1 представлены наиболее популярные современные методы оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов.
Рис. 1. Современные методы оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов [4]
Одним из наиболее популярных зарубежном методом оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов является методика STAR. Данная методика основана на логике нахождения и оценки проектов, которые минимизируют издержки и риск и повышают уровень полученной в ходе реализации проекта прибыли. В методике используются такие показатели как, потенциальные потоки доходов, скорость или задержка рыночной адаптации проекта, издержки на разработку, коммерциализацию проекта, а также рыночное состояние компании, которая будет реализовывать роет и конкуренцию на рынке товаров и услуг. То есть данная методика выключает в себя как относительные, так и абсолютные показатели реализации инвестиционно-инновационного проекта, что приближает полученные расчеты к действительности и позволяет наиболее точно определить возможность его реализации [1].
Вторым популярным современным методом является метод реальных опционов, который основан на комплексной оценке инвестиционно-инновационного проекта и рассматривает всевозможные условия его эффективности с коммерческой точки зрения. Данный метод так же наиболее полно описывает инновационную часть инвестиционно-инновационных проектов, однако недостаточно подробно изучает коммерческую часть реализации.
Модифицированная внутренняя норма доходности отражает то же, что и простая IRR, но учитывает то, что каждый денежный поток происходит в разные промежутки анализируемого периода [5].
Многокритериальный метод оценки экономической эффективности инвестиционно-инновационных проектов строится на учете экономических, научно-технических, социальных и экологических показателей. Суть этого метода заключается в использовании системного подхода к оценке инновационных проектов.
Система сбалансированных показателей (BSC) дает наиболее полное представление о связи между финансовыми и нефинансовыми параметрами проекта, между разными уровнями управления, между прошлыми и предстоящими результатами
Однако среди основных недостатков данного метода стоит отметить сложность в подборе параметров, оказывающих влияние на итоговые показатели и сложность оценки вклада каждого из параметров, что говорит о наличии определенной доли субъективизма в оценке инвестиционно-инновационных проектов данным методом.
Таким образом, рассмотрев традиционные и современные методы оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов можно сказать, что в настоящий момент времени неизвестно метода, который бы учитывал всевозможные параметры, с целью выбора наиболее эффективного проекта. Поэтому необходимо разработка комплексного метода оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов, который будет включать в себя как детальный анализ коммерческой части реализации проекта, так и учитывать специфику его реализации, то есть инновацию.
- Гареев Т. Ф. Формирование комплексной оценки инноваций на основе нечеткоинтервальных описаний: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / КГТУ — Казань, 2009. — С. 17–37
- Куликов Д. Л., Кучеров А. А. Становление и развитие методов оценки эффективнсоти инновационных проектов // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): [утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем России, 21 июня 1999 г.], — М.: ЭКОНОМИКА, 2000.
- Турманидзе, Т. У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: Учебник / Т. У. Турманидзе. — М.: Юнити, 2015. — 247 c.
- Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. — М.: Дашков и К, 2016. — 544 c.
- Яшин С. Н., Боронин О. С. Многокритериальная оценка экономической эффективности инновационных проектов. // Экономические науки. — 2010. — № 11. — С. 34–41.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, IRR, STAR, современный метод оценки эффективности, инвестиционно-инновационный проект, показатель, BSC, NPV, инновация, чистый дисконтированный доход.
Ключевые слова
чистый дисконтированный доход, методика STAR, метод реальных опционов, модифицированная норма рентабельности, потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта
методика STAR, метод реальных опционов, модифицированная норма рентабельности, чистый дисконтированный доход, потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта
Похожие статьи
Оценка эффективности инвестиционного проекта
Рис. 1. Основные показатели эффективности инвестиционных проектов динамического и
Чистый дисконтированный доход (NPV) –накопленный дисконтированный эффект за расчетный
Таким образом, были рассмотрены современные методы и подходы к оценке.
Анализ показателей эффективности инвестиционного проекта
В статье рассмотрены показатели оценки эффективности инвестиционных проектов.
Основные термины (генерируются автоматически): NPV, IRR, инвестиционный проект
Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость — Net Present Value, NPV).
Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов
Чистый дисконтированный доход (NPV) — это разница между
При оценке эффективности проектов с одинаковыми первоначальными инвестициями показатель PI полностью
А что касается примитивных показателей эффективности проектов, таких как NPV и IRR, то здесь.
Методы оценки инвестиционных проектов | Статья в журнале.
Оценка эффективности инвестиционных проектов. Чистым дисконтированным доходом (другие названия — ЧДД, чистая приведенная стоимость, NPV, Net present value) называют разность между. ‒ при норме дисконта равной IRR чистый дисконтированный доход проекта.
Оценка эффективности инновационных проектов
Инновационный проект — это сложный комплекс действий, нацеленных на выполнение
Метод отбора инновационных проектов по средствам составления и анализа перечня.
Методы оценки инвестиционного проекта | Статья в журнале.
Для оценки эффективности IRR сравнивают с уровнем окупаемости капиталовложений, по сути это уровень желаемой
NPV — чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта.
Оценка эффективности инвестиционных проектов
Чистый дисконтированный доход. Чистым дисконтированным доходом (другие названия — ЧДД, чистая приведенная стоимость, NPV, Net present value) называют разность между первоначальной величиной инвестиционных затрат и общей суммой дисконтированных.
Проблема оценки эффективности инвестиционных проектов.
При оценке эффективности инвестиционных проектов обычно используют динамические методы оценки. Два основных из них — это
Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость — Net Present Value, NPV) — показывает эффективность вложения в.
Принципы и основные показатели оценки эффективности.
Существуют принципы оценки эффективности инновационных проектов. Рекомендуется придерживаться тех принципов оценки, которые базируются непосредственно на принципах оценки инвестиционных проектов, учитывая нюансы, специфику проекта и предполагаемые.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Научная электронная библиотека
Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта является одним из наиболее ответственных этапов прединвестиционных исследований. Она включает детальный анализ и интегральную оценку всей технико-экономической и финансовой информации, собранной и подготовленной для анализа в результате работ на предыдущих этапах прединвестиционных исследований.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов основаны преимущественно на сравнении эффективности (прибыльности) инвестиций, в различные проекты. При этом в качестве альтернативы вложения средств, в рассматриваемое производство выступают финансовые вложения в другие производственные объекты, помещение финансовых средств, в банк под проценты или их обращение в ценные бумаги.
С позиции финансового анализа реализация инвестиционного проекта может быть представлена как два взаимосвязанных процесса: процесс инвестиций в создание производственного объекта (или накопление капитала) и процесс получения доходов от вложенных средств. Эти два процесса протекают последовательно (с разрывом между ними или без него) или на некотором временном отрезке параллельно. В последнем случае предполагается, что отдача от инвестиций начинается еще до момента завершения вложений. Оба процесса имеют разные распределения интенсивности во времени, что в значительной степени определяет эффективность вложения инвестиций.
Эффективность инвестиционного проекта – это категория, отражающая соответствие результатов и затрат проекта целям и интересам его участников, включая в необходимых случаях государство и население .
Рекомендуется оценивать следующие виды экономической эффективности:
– эффективность проекта в целом;
– эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для всевозможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:
– общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
– коммерческую эффективность проекта.
Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. «Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.
Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего инвестиционный проект, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.
Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников.
Эффективность участия в проекте включает:
– эффективность участия предприятий в проекте (эффективность инвестиционного проекта для предприятий-участников);
– эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий – участников инвестиционного проекта);
– эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям – участникам инвестиционного проекта, в том числе:
– региональную и народнохозяйственную эффективность – для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;
– отраслевую эффективность – для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
– бюджетную эффективность (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
К наиболее значимым видам эффективности проектов следует отнести коммерческую эффективность, которая непосредственно связана с проблемой комплексной оценки эффективности капитальных вложений, поскольку проект в данном случае рассматривается как объект инвестирования. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников. При этом в качестве эффекта на каждом шаге расчета выступает денежный поток, состоящий из притоков и оттоков денежных средств.
При осуществлении инвестиционного проекта необходимо учитывать следующие виды деятельности:
Коммерческая эффективность инвестиционного проекта оценивается исходя из таких показателей, как поток реальных денег, сальдо реальных денег и сальдо накопленных реальных денег.
Поток реальных денег представляет собой разность между притоком (+) и оттоком денежных средств (–) от операционной и инвестиционной деятельности за каждый период осуществления данного проекта.
Сальдо реальных денег – это разность между притоками и оттоками денежных средств от всех трех видов деятельности.
Сальдо накопленных реальных денег – это сальдо реальных денег, нарастающим итогом.
Поток реальных денег – этот показатель используют в дальнейшем для расчета таких критериев эффективности инвестиционного проекта, как: чистая текущая стоимость, срок окупаемости проекта, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя норма доходности и других.
В инвестиционной деятельности к оттокам денежных средств относятся инвестиционные затраты по проекту, к притокам – чистая ликвидационная стоимость (ЧЛС), возникающая в случае возможности реализации объекта инвестирования после реализации инвестиционного проекта.
В операционной деятельности к притокам денежных средств относятся чистая прибыль и амортизационные отчисления, к оттокам – налоговые отчисления, постоянные и переменные затраты, проценты по кредитам.
В финансовой деятельности при формировании денежного потока к притокам денежных средств относятся собственный капитал, краткосрочные и долгосрочные кредиты. К оттокам денежных средств – погашение задолженностей по кредитам, выплата дивидендов.
Денежный поток от каждого вида деятельности формируется как разница между притоками и оттоками денежных средств на каждом шаге расчета. Формирование денежных потоков при разработке инвестиционного проекта можно представить в виде таблицы.
При формировании денежного от инвестиционной деятельности, необходимо учитывать чистую ликвидационную стоимость объекта инвестирования. Чистая ликвидационная стоимость (ЧЛС) учитывается как приток денежных средств на последнем шаге расчета. Формирование денежного потока от ликвидационной деятельности осуществляется согласно следующему алгоритму:
1) рыночная стоимость объекта;
2) затраты на приобретение;
4) балансовая стоимость (п.2 – п.3);
5) затраты на ликвидацию;
6) прирост стоимости капитала (относится только к земле);
7) операционный доход или убыток (п.1 – п.5);
9) чистая ликвидационная стоимость (п.1 – п.8).
Проект считается коммерчески эффективным и финансово реализуемым, если сальдо реальных денег на каждом шаге расчета больше нуля. В случае не соблюдения указанного условия, необходимо перепроектировать денежные потоки от реализации инвестиционного проекта.
Пошаговый алгоритм для расчета коммерческой эффективности инвестиционного проекта представлен в табл. 6.2.
Коммерческая эффективность проекта
Шаги расчета,
в годах
1. Инвестиционная деятельность:
1.2. Здания или сооружения
1.5. Итого инвестиций в основной капитал (п.1.1 + п.1.2 + п.1.3 + п.1.4)
1.6. Прирост оборотного капитала
1.7. Итого инвестиций (п.1.1 + п.1.2 + п.1.3 + п.1.4 + п.1.6)
2. Операционная деятельность
2.1. Объем реализации
2.3. Выручка (п.2.1п.2.2)
2.4. Внереализационные доходы
2.5. Постоянные затраты
2.6. Переменные затраты
2.8. Проценты по кредиту
2.9. Прибыль до вычета налогов (п.2.3 + п.2.4- п2.5-п.2.6-п.2.7-п.2.8)
2.10. Налоги и сборы
2.11. Чистая прибыль (п.2.9-п.2.10)
2.12. Чистый операционный доход (убыток) (п.2.11 + п.2.7)
3. Финансовая деятельность
3.1. Собственный капитал
3.2. Краткосрочный кредит
3.3. Долгосрочный кредит
3.4. Выплата дивидендов
3.5. Погашение задолженностей по кредитам
3.6. Сальдо финансовой деятельности
(п.3.1 + п.3.2 + п.3.3-п.3.4-п.3.5)
Поток реальных денег (п.1.7 + п.2.12)
Сальдо реальных денег (п.1.7 + п.2.12 + п.3.6)
Сальдо накопленных реальных денег
Бюджетная эффективность – это эффективность проекта для бюджетов разных уровней. Показателями бюджетной эффективности проекта являются:
1) бюджетный эффект (Бn) определяется как разница между доходами соответствующего бюджета (Дn) над расходами (Рn) в связи с осуществлением проекта;
2) интегральный бюджетный эффект – превышение интегральных доходов (дисконтированных) над интегральными бюджетными расходами.
Бюджетный эффект рассчитывается по формуле:
Интегральный бюджетный эффект рассчитывается по формуле:
(6.3)
бюджетный эффект n-го года;
ставка дисконтирования, в долях;
период времени, в годах.
При реализации инвестиционного проекта расходы бюджета могут формироваться их следующих статей:
– средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
– кредиты, предоставляемые из бюджета для отдельных участников проекта;
– прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
– возмещение процентных ставок по кредитам в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ;
– выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в результате реализации проекта;
– выплаты по государственным ценным бумагам;
– государственные или региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным или отечественным участникам проекта;
– средства из бюджета для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и компенсации ущерба от реализации проекта.
При реализации инвестиционного проекта доходы бюджета могут формироваться их следующих статей:
– НДС, специальные налоги и все иные налоговые поступления (с учетом льгот), рентные платежи;
– увеличение (уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием проекта на их финансовое положение;
– таможенные пошлины, акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
– эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
– дивиденды от акций, принадлежащих государству;
– поступления подоходного налога с заработной платы;
– отчисления на социальные нужды;
– поступления за пользование землей, водой, другими ресурсами, плата за недра в части, зависящей от осуществления проекта;
– доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
– погашение льготных кредитов на проект, выделенных из бюджета и обслуживание этих кредитов;
– штрафы, санкции, связанные с проектом.
Расчеты можно представить в виде таблицы.
Расчет бюджетной эффективности проекта
Доходы бюджета, Дn, руб. (+)
Расходы бюджета, Рn, руб. (–)
Бюджетный эффект, Бn, руб. (гр.2-гр.3)
Дисконтный множитель при ставке дисконтирования i
Дисконтированный бюджетный эффект, руб. (гр.4?гр.5)
Дисконтированный бюджетный эффект нарастающим итогом, руб.
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета.
Бюджетная эффективность учитывает социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.
С точки зрения бюджетной эффективности проект в первую очередь должен быть направлен не на получение прибыли, а на достижение максимально возможного социально-экономического результата. Однако не следует забывать, что наиболее предпочтительным является тот инвестиционный проект, на реализацию которого потребуется как можно меньше затрат, с учетом социального эффекта который необходимо достигнуть.
Существуют четыре основных показателя эффективности социального инвестирования:
– социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;
– социальная эффективность – показатель, определяющий повышение уровня жизни людей;
– социально-экономическая эффективность – показатель, дающий представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;
– экономическая эффективность – показатель, отражающий экономическую эффективность проекта на основе соотношения результатов к затратам.
Социальный эффект определяется как экономическими или статистическими, так и социологическими показателями: изменением соотношения бюджетов домохозяйств от потребления к сбережению, ростом количества детей в семьях, повышением образовательного уровня населения, удовлетворенностью социальным статусом или финансовым положением. Основной показатель – повышение качества жизни людей в результате социальной инвестиционной деятельности.
Показатели социальной эффективности дают представление о количественной стороне достигнутых социальных целей, ради которых социальный инвестиционный проект разрабатывался и осуществлялся: возникновение дополнительных социальных услуг, изменение индекса потребительских цен, обеспеченности жильем, уменьшение безработицы, увеличение рождаемости и снижение смертности.
Показатели социально-экономической эффективности определяются вслед за социальным эффектом через увеличение физического объема услуги, уменьшение стоимостной оценки услуги, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений развлекательных мероприятий, снижение выплат по безработице – спектр показателей огромен.
Экономическая эффективность социальных инвестиций основывается на минимизации затрат по их разработке и осуществлению: абсолютные (разность между суммой капиталовложений и денежной оценкой его результатов), относительные (отношение денежной оценки результатов и совокупных затрат), временные (период возврата инвестиций).
– социальные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом;
– приемлемость проекта с точки зрения местной культуры, его способность приводить к нужным изменениям в потребностях и поведении людей;
– заинтересованность и участие целевых социальных групп во всех стадиях разработки проекта.
Основным методом оценки социальной эффективности проекта является экспертный метод. Экспертиза социальной результативности инвестиционного проекта может проводиться в следующих формах:
– индивидуальный или групповой опросвысококвалифицированных специалистов (экспертов) соответствующей сферы деятельности;
– социологические опросы населения и трудовых коллективов;
– референдумы по целесообразности проектов, затрагивающих интересы различных групп.
Как правило, принятие решения о реализации инвестиционного проекта основано на его экономических результатах (чистой текущей стоимости, внутренней норме доходности, индексе рентабельности, дисконтируемом сроке окупаемости), в данном контексте доказательства наличия социального эффекта могут послужить важным доводом в пользу проектов, носящих социальный характер. Результаты оценки социальной, градостроительной, оборонной и экологической эффективности могут служить доказательством того, что инвестиции нацелены на повышение качества жизни населения, а не носят исключительно имиджевый характер. Однако в настоящее время процедура оценки данных результатов осуществляется, как правило, при помощи экспертизы, то есть носит субъективный характер.
В качестве базового показателя для расчета стоимостной оценки социальной эффективности проекта берется интегральный показатель социального эффекта от реализации инвестиционного проекта (Es), для этого необходимо рассчитать индикатор социальной эффективности (SE) и коэффициент региональной полезности.
Индикатор социальной эффективности рассчитывается по формуле
(6.4)
значение показателя социальной эффективности по соответствующей группе;
вес (значимость) показателя по соответствующей группе.
Вес и значение показателей определяются на основе предпочтений инвестора. Показатели и их веса определяются экспертно для конкретного инвестиционного проект, исходя из его целей и задач. Примеры показателей представлены в табл. 6.4. Показатели общественной эффективности могут учитывать результаты реализации инвестиционного проекта для общества, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. В основе расчета коэффициента региональной полезности лежит определение отношений показателей социально-экономической обеспеченности РФ и рассматриваемого региона, рассчитываемые по формуле:
Cru = (Ps + Pl + Lp)/3, (6.5)
коэффициент региональной полезности;
соотношение уровней обеспеченности услугами, оказываемыми в ходе реализации проекта, в расчете на душу населения (РФ к региону);
соотношение уровней обеспеченности инвестициями в основной капитал в расчете на душу населения (РФ к региону);
соотношение среднегодовых уровней цен на услуги, оказываемые в ходе реализации проекта, в расчете на 1 услугу (регион к РФ)
Показатели социальной эффективности
Источник: monographies.ru
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Методы оценки эффективности инновационных проектов на региональном уровне
Емельянцева К.А. 1 , Спицына И.Н. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В статье обосновывается актуальность и важность формирования эффективных методов оценки инновационных проектов на региональном уровне. Определены слабые стороны современных методов оценки проектов, выявлены направления совершенствования как методов оценки, так и всей системы оценки инновационных проектов на уровне региона. Заложена база для дальнейших исследований в данной направлении.
Ключевые слова: проект, управление проектами, система показателей, методы оценки, экспертные оценки, комплексность оценки, социальная эффективность.
The article substantiates the relevance and importance of the formation of effective methods for evaluating innovative projects at the regional level. Weaknesses of modern methods of project evaluation are identified, directions of improvement of both evaluation methods and the entire system of evaluating innovative projects at the regional level are identified. The foundation has been laid for further research in this direction.
Key words: project, project management, system of indicators, assessment methods, expert assessments, complexity of assessment, social efficiency.
Key words: project, project management, system of indicators, assessment methods, expert assessments, complexity of assessment, social efficiency.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях, которые характеризуются сложными социально-экономическими условиями, неблагоприятными внешними и внутренними вызовами, кризисом власти как никогда важно обеспечить эффективность регионального развития, возможности для развития всех сфер деятельности в регионах, формирование условий для устойчивого развития региональных подсистем. Конечной целью регионального управления является обеспечение качества и уровня жизни населения региона, что требует повышенного внимания к развитию социальной и экономической сфер, инфраструктуры, а также применения современных инновационных методов и технологий управления, в том числе — проектного управления.
В современных условиях инновации составляют основу эффективного управления, определяют конкурентоспособность региона и возможности его текущего и стратегического развития, внедрение инноваций (в том числе в рамках программно-целевого, проектного подходов), что требует повышенного внимания к механизмам разработки и реализации инновационных проектов.
Проблема исследования заключается в необходимости формирования эффективной системы развития региона, в том числе на основе проектного управления, что требует не только наличия определенных финансовых, кадровых, предпринимательских, природных и материально-технических ресурсов, но и методической и методологической базы проектного управления на уровне региона, в том числе, в сфере оценки (как текущей, так и перспективной) эффективности реализуемых инновационных проектов.
Цель исследования: изучить и определить особенности оценки эффективности инновационных проектов на региональном уровне.
Материалы и методы исследования. В современных условиях проблема проектного управления встает достаточно остро, поскольку именно в рамках проектов реализуются не только коммерческие инновационные инициативы, но и инициативы, связанные с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления (реализация национальных проектов в различных отраслях стала важным фактором развития экономики и социальной сферы Российской Федерации). Необходимо определить, что представляет собой проект.
Как отмечает М.В. Романова «понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее универсальными из которых являются:
направленность на достижение определенных уникальных целей и конкретных результатов;
скоординированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени, с определенными началом и концом» [1, с. 7].
Применительно к теме данного исследования следует отметить, что проекты реализуются сегодня во всех сферах организованной человеческой деятельности, в том числе — в сфере инновационного проектирования. Сегодня существует множество трактовок термина «инновации», на наш взгляд, наиболее приемлемым будет следующее определение: «инновации — общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений. которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности — от исследований и разработок до маркетинга» [2, с. 10].
Инновации, таким образом, могут также активно использоваться в государственном и муниципальном управлении, в процессе регионального управлениям.
Под инновационным проектом следует понимать как проект в классическом понимании (организованная, и как правило, конечная деятельность, направленная на достижение определенных целей), так как сложную систему мероприятий, различных по срокам, ресурсам, исполнителям, но связанных между собой общей целью: формирование и внедрение инноваций в той или иной сфере человеческой деятельности.
То, что проект определяется как сложная система, требующая определенных затрат ресурсов, обуславливает необходимость оптимизации затрат этих ресурсов, сопоставления этих затрат с получаемыми экономическими выгодами, то есть, оценки эффективности проектов. Эффективность подразумевает под собой соотношение затрат и выгод от реализации того или иного проекта [2, с. 26].
Однако проблема оценки эффективности проектов, реализуемых в рамках регионального управления заключается в необходимости учета не только экономических, но и социальных эффектов, что не всегда согласуется с концепцией рыночных отношений.
Г.Г. Фетисов отмечает, что «необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости»[3, с. 3].
То есть, оценка реализуемых в регионе инновационных проектов требует повышенного внимания не только к экономическим последствиям реализации проекта, затрат ресурсов, но и учета социальной составляющей и других факторов, в той или иной степени определяющих качество и уровень жизни населения того или иного региона: так целесообразная с точки зрения экономики добыча никеля в Норильске без должных затрат на социальную инфраструктуру приводит к разрушению экосистем, упадку уровня жизни населения территории, что происходит с рядом других северных территорий, развитие которых строится исключительно исходя из рыночных соображений.
Социальная направленность регионального управления порождает необходимость формирования методов и инструментов, а также критериев и показателей эффективности реализуемых в его рамках инновационных проектов.
Оценка эффективности инновационных и инвестиционных проектов состоит из следующих элементов:
критерии эффективности проектов;
показатели, нормативные значения критериев;
методы сбора и анализа информации о проекте;
методы оценки показателей и обработки данных.
Относительно критериев оценки эффективности можно отметить следующее:
В любом обществе в любой момент времени все ресурсы были бы относительно скудными: невозможно получить все желаемые ресурсы, соответственно, важно определить приоритеты, а затем распределить ресурсы. В такой ситуации (что важно, исходя из целей и задач регионального управления, в том числе, в сфере инноваций) необходимо принимать во внимание цели эффективности и справедливости (чувство справедливости). Если распределение ресурсов или товаров в экономике справедливо между различными членами общества, это указывает на справедливость. Эффективность — это максимальное использование ограниченных ресурсов по наиболее выгодной цене. Эффективность относится к размеру экономического ресурса, а справедливость — к тому, как этот экономический ресурс распределяется, социальная направленность регионального управления в определенной мере призвана обеспечить данную справедливость, что должно отражаться при формировании критериев оценки реализуемых инновационных проектов.
Как пример компромисса между справедливостью и эффективностью можно объяснить экологической политикой в регионе. Кто получает максимальную выгоду от эксплуатации природных ресурсов и сколько это стоит — это политический вопрос, на который необходимо ответить. Осуществляемые проекты окажут неблагоприятное воздействие на местных жителей, которые могут жить здесь из многих поколений (что наблюдается в ряде «сырьевых» регионов России, в частности Кузбасса). Они становятся жертвами проекта. Таким образом, необходимо найти компромисс между эффективным использованием ресурсов в этой области и справедливостью распределения ресурсов среди людей.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в критерии эффективности инновационных проектов необходимо в обязательном порядке включать следующие:
а) влияние проекта на качество и уровень жизни населения регионала и отдельных территорий;
б) влияние на благосостояние жителей региона;
в) воздействие на региональную инфраструктуру;
г) влияние на уровень здоровья населения, экологическую и продовольственную безопасность;
д) возможность обеспечения занятости населения региона.
По сути, данные показатели должны учитываться при любом региональном инновационном проекте, однако, ими часто пренебрегают в угоду экономической эффективности или коррупционным схемам. При формировании системы показателей инновационного проекта, важно обеспечить удельный вес показателей, связанных с социальным благополучием, здоровьем населения на уровне показателей экономической эффективности.
Далее перейдем к методам оценки эффективности инновационных проектов. Сегодня разработаны «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов №ВК 477)», которые утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 и содержат общие направления и методы оценки эффективности инвестиционных проектов [3].
Как отмечает Л.Н. Булгакова «Все существующие методы оценки эффективности инвестиционного проекта подразделяются на две группы: основанные на дисконтированных и учетных оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами»[5, с. 7].
В мировой практике методы дисконтирования ( NPV , IRR, PI, DPP ), как наиболее точные, обусловленные наличием математической базы, возможности учета текущей стоимости будущих вложений, инфляции, динамики процентной ставки, считаются более эффективными. Недостаток данных методов при оценке проектов в сфере регионального развития обусловлен невозможностью учета социальных последствий реализации проектов для населения региона, что требует включения данных методов в механизм оценки эффективности проекта лишь при условии использования других методов оценки, которые позволяют эти последствия оценить, например, результаты экспертных оценок.
Важность экспертных оценок в региональном управлении не вызывает сомнений, экспертные организации имеют достаточно широкие возможности в сфере оценки проектов, так, например, экспертные организации субъектов Российской Федерации проводят с 2018 года государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости в случае, когда в отношении соответствующих объектов капитального строительства бюджету субъекта Российской Федерации предоставлена субсидия в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, актом, устанавливающим пообъектное распределение такой субсидии.
Важно разработать комплексную методику оценки инновационных проектов, реализуемых в регионе, которая включала бы в себя систему показателей и критериев, а также шкалы для экспертной оценки данных показателей. Количество критериев и показателей, а также их удельный вес должны варьироваться в зависимости от сферы реализации проекта, объема инвестиций, возможных социально-экономических последствий. Исходя из этого необходимо разработать методические рекомендации по оценке инновационных проектов в рамках деятельности Министерства регионального развития, с учетом возможности применения методов экспертных оценок, учета мнения различных экспертов, степени согласованности мнений между ними.
Помимо этого, важно оценить проект с точки зрения его соответствия концепции регионального развития как такового, стратегии развития региона, возможности интеграции или дополнения реализуемых в регионе федеральных и региональных целевых программ. Важность данной оценки подразумевает необходимость повышенного внимания к субъектам оценки, а также методам сбора и анализа информации о проекте.
Если применительно к методам оценки можно отметить их проработанность, относительную ясность показателей, их повсеместное использование в проектном менеджменте, то вопросов относительно субъектов оценки существенно больше. Важно, чтобы оценка реализуемых в регионе проектов проводилась не на уровне взаимоотношений «государство — коммерческие структуры», как оценивается и проводится множество проектов, например, в сфере ГЧП, которые часто не приводят к необходимому результату (известная «мусорная концессия» в Новосибирской области), а на уровне взаимодействия «государство — общество — коммерческие структуры». Важно обеспечить доступ к информации по реализуемым инновационным проектам для общественности, возможности формирования общественного мнения и его учета в системе показателей проекта. Также важно подключать к оценке проектов профильные экспертные сообщества базовых исследовательских учреждений, кафедр, что будет способствовать более качественной оценке, формированию научной базы реализации проектов.
Результаты исследования и их обсуждение. С этой целью необходимо сформировать на уровне органов управления регионом экспертные комиссии, оценивающие инновационные проекты, реализуемые в данном регионе, исходя из их экономической целесообразности, социальной, бюджетной, экологической эффективности, значимости для региональной инфраструктуры. При этом деятельность данных советов должна быть обеспечена соответствующим федеральным и региональным законодательством, не носить «совещательный» характер, а оказывать реальное влияние на возможности реализации проектов. Экспертные советы необходимо формировать с участием общественности, в том числе оппозиционных политических групп, представителей региональной и федеральной власти, обеспечить безопасность деятельности членов советов, снизить коррупционные риски.
Таким образом, изучение особенностей проектной деятельности, а также оценки эффективности инновационных проектов в сфере регионального управления позволило сделать ряд выводов:
а) в силу того, что проектное управление сегодня является важнейшим элементом любой социально-экономической (а также политической) системы, возникает необходимость адаптации его инструментов и методов, в том числе в области оценки эффективности проектов по внедрению инноваций, к системам регионального управления;
б) инновации, являясь важнейшей сферой человеческой деятельности, активно внедряются в системе регионального управления, соответственно, возникает необходимость проектного управления в сфере внедрения инноваций, а значит — оценки эффективности реализуемых инновационных проектов;
в) конечная цель регионального менеджмента — это повышение качества и уровня жизни населения, соответственно, внедрение инноваций также преследует данную цель, что оказывает влияние на инструменты и методы оценки эффективности реализуемых в регионе инновационных проектов;
г) как правило, в практике оценки инновационных проектов в регионах используются те же методы (дисконтирование денежных потоков, индексная оценка, методы определения бюджетной эффективности, экспертные оценки и т.д.), при этом важно применение не только методов оценки экономических показателей проекта (как правило — дисконтированные методы), но и методов экспертных, бальных оценок, которые позволят оценить нефинансовую составляющую проекта);
д) на наш взгляд, система показателей и методов оценки инновационных проектов требует уточнения в сфере состава и структуры показателей, а также их удельного веса при определении интегральных показателей (экономические характеристики не должны иметь приоритета перед социальными и экологическими).
Для повышения эффективности регионального управления необходимо совершенствовать механизм оценки эффективности реализуемых в его рамках инновационных проектов: повышать компетенции служащий, производящих оценку, обеспечивать сбор и объективный анализ информации о проекте (достоверной, своевременной, полной), учитывать при реализации проектов потребности и нужды населения региона, предпринимательского сообщества, а также учитывать экологические и социальные последствия реализации проекты в равной степени с экономическими выгодами.
1. Романова, М. В. Управление проектами : учебное пособие / М.В. Романова. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. – 256 с.
2. Управление инновационными проектами: учебное пособие / В.Л. Попов, Н.Д. Кремлев, В.С. Ковшов; Под ред. В.Л. Попова. — Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 336 с.
3. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление : учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 416 с.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). – Москва. : Экономика. – 2000. – 25 с.
5. Булгакова Л.Н. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов / Л.Н. Булгакова, К.В. Шураева //Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2012. – №1 (37). – С. 53.
Источник: scienceforum.ru