Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».
Общеобразовательная программа «Мастерская чудес» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», типовых программ Министерства образования РФ и направлена на развитие творческого потенциала обучающихся. Программа не только прививает умения и навыки рукоделия, но и способствует формированию национальной культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.
Методы и приемы построения ООП ДО на основе Федеральной образовательной программы
Отличительной особенностью ее является использование в работе творческого объединения нескольких видов рукоделия для разработки оригинальных интерьерных решений. Программа дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Актуальность программы
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Сама жизнь более чем убедительно подтверждает правоту тезиса, что декоративно-прикладное творчество способствует эстетическому развитию детей, учит видеть своеобразие и красоту в окружающей их повседневности, развивает фантазию и образное мышление, помогает овладеть изобразительными и техническими навыками, чувством композиционного равновесия и цветовой гармонии, Именно поэтому, эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
- макраме;
- изонить;
- ткачество;
- аппликация из пряжи и ниток;
Работа с нитями – это не просто доступный вид деятельности, но и труд, который способствует умственному, нравственному и художественному воспитанию ребенка.
Макраме — является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные панно и коврики, кашпо, корзинки, детали одежды, аксессуары, игрушки и т.д. Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей.
Обновление содержания и требований к результатам освоения федеральных образовательных программ
Изонить — расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонить требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность.
Аппликация из ниток и пряжи – удивительное искусство, которое можно сравнить разве что с рисованием картин с той лишь разницей, что вместо красок здесь используются нитки. В отличие от многих других видов рукоделия, аппликация из ниток обрела популярность в нашей стране сравнительно недавно, на протяжении последних десяти лет, но уже успела стать довольно распространенным видом творчества.
Ткачество – своеобразный вид народного мастерства, издавна известный в России. В настоящее время интерес к ручному ткачеству не иссяк, домашнее традиционное рукоделие превратилось в изысканный вид декоративно-прикладного творчества.
Отбор направлений деятельности в данной программе сделан с учетом:
- современных социально-экономических условий и трудностей финансирования дополнительного образования;
- доступности и возможности обеспечить материалом для работы детские объединения своими силами;
- практической значимости выполненных изделий, полученных знаний, умений и навыков для будущей самостоятельной жизни;
- широкого возрастного диапазона детей (7-13 лет);
- возможности формирования у обучающихся специальных знаний и умений.
- дает возможность знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества в определенной степени;
- предлагает вариативный учебный план;
- позволяет максимально разнообразить инструменты и материалы;
- помогает ребенку в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться;
- обеспечивает у младших школьников подготовку к трудовой деятельности, т. к. ребенок учится работать в коллективе, адаптируется в системе учебных занятий, а также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение;
- популяризует знания по этнокультуре (дети получают информацию о ремеслах и художественных промыслах России и родного края, подкрепленную практическими навыками).
Педагогическая целесообразность
Программа «Мастерская чудес», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники макраме, изонити, ткачества, и т.д. но и побудить творческую деятельность.
Основные цели работы:
- помощь детям:
- в раскрытии и развитии творческих способностей в процессе овладения разными видами прикладного искусства;
- в обретении жизненного опыта, необходимого для социализации, самоопределения;
- общее знакомство с видами декоративно-прикладного искусства;
- развитие важнейших сфер личности (самосознания, эмоционально-волевой, мотивов поведения, побуждения к творчеству и самостоятельности), обеспечение своевременного и полноценного психологического развития младших школьников;
- создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка.
- Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
- Научить традиционным приёмам и навыкам в узелковом плетение макраме, ткачестве, изонити, аппликации.
- Помочь приобрести элементарные трудовые и необходимые практические навыки о законах композиции (стилевое единство, выбор композиционного центра, пропорциональность, масштабность).
- Научить основным приемам работы с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда.
- Научить видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы и изделия.
- Дать представление об импровизации как самой продуктивной форме художественного творчества и конструирования, формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Создать в детском объединении благоприятную творческую среду, атмосферу успеха и радости.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
- Учить радоваться общению с педагогом и друзьями.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целесообразное расходование времени на занятиях, а также доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров.
- Воспитывать потребность в искусстве.
- Формировать умение наслаждаться красотой, совершенством в искусстве и в жизни.
- Развивать понимание искусства, способности к художественному творчеству.
- Развивать самосознание, пробуждать творческую активность, учить самостоятельно и образно мыслить.
- Посредством участия в выставках, дать возможность оценивать преимущества и слабые стороны своих работ.
- Развивать фантазию, внимание, память, воображение.
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
- принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний;
- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;
- принцип систематичности;
- принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;
- принцип доступности;
- принцип триединства цели обучения;
- принцип наглядности: объяснение всех приемов на крупном демонстрационном материале, использование пособий со схемами, технологических карт выполнения изделий, готовых образцов работ.
- принцип межпредметности:
- история — сведения из истории возникновения макраме, ткачества и др;
- окружающий мир, природоведение — знания при изготовлении цветов, животных, растений, картин, панно и др.;
- литература — знания сказок, басен для изготовления панно, картин;
- изо: знания колорита, композиционных средств выражения и др.
Организация образовательного процесса
Программа «Мастерская чудес» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей и подростков от 7 до 13 лет. В объединение дети принимаются по желанию. Программа построена в соответствие возрастным и психофизиологическим особенностям детей 7-13 лет.
Формы организации деятельности воспитанников.
При организации деятельности воспитанников на занятиях предусмотрены следующие формы занятий: коллективная, групповая, работа в парах т.д.
Программа первого года обучения предусматривает общекультурный уровень освоения материала. На данном этапе необходима работа по формированию детского коллектива и работа с родителями. Первый год обучения предполагает развитие познавательного интереса детей, расширение их информированности, обогащение их навыками общения и совместной деятельности.
Программа данного года обучения включает в себя учебные блоки: аппликация из нарезных ниток, плетение макраме, изготовление игрушек из помпонов, знакомство с техникой «изонить», знакомство с ткачеством как одним из старейших видов прикладного творчества.
Учебные разделы второго года обучения включают в себя более сложное выполнение способов и приемов макраме, ткачества, углубленное изучение техники «изонить», обучение новым техникам: филиграни и изготовлению объемных цветов из шерстяных ниток, изготовление несложных текстильных кукол из разных материалов, самостоятельную разработку и изготовление изделий на основе собственного замысла.
Режим занятий:
Программа «Мастерская чудес» реализуется в объёме 576 часов, из которых
1 год обучения — 144ч; 2 раза в неделю по 2ч (7-9 лет)
2 год обучения — 216ч; 3 раза в неделю по 2ч (10-13 лет)
Программой курса предусмотрены разнообразные методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
в) проблемное изложение знаний;
г) частично-поисковый (эвристический);
Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в представлении свободы педагогу в выборе практических заданий. Программа предусматривает частые переключения деятельности с одного вида на другой, что делает работу динамичной, неутомительной. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса, разнообразными средствами распределять материал и время для его изучения, как на группы, так и между группами.
Для проведения занятий используются разные формы обучения:
занятие-игра, театр, путешествие, экскурсия, сказка, занятие – викторина и др.
Отслеживание результативности обучения данной программы осуществляется поэтапно в течение всего учебного года. После изучения каждой темы определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками, предлагаемые данной темой. Инструментарием мониторинга результатов обучения являются:
— текущий, фронтальный, выборочный, подгрупповой, итоговый контроль;
— конкурс на лучшую работу;
— творческие задания, упражнения;
— тематические игры, кроссворды, тесты;
— защита проекта, презентация своей модели;
Основными видами контроля на всех этапах обучения является практическая и выставочная деятельность. Каждый обучающиеся, с учетом его желания, ведет портфолио.
Система оценки результатов.
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в объединении оценивается также методом личной диагностики и экспресс — опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Результатом образовательного процесса является:
— интерес к рукоделию в разных изученных техниках;
— желание радовать близких людей подарками, сделанными своими руками;
— желание самостоятельно выполнить понравившуюся работу из пособий, используя полученные знания и умения;
— приобретение необходимых для занятия рукоделием личных качеств: усидчивости, аккуратности, настойчивости, фантазии, эстетического вкуса;
— желание детей видеть друг друга, радоваться общению и успеху других, стремиться помогать друг другу.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Виды декоративно-прикладного творчества (ткачество, макраме, изонить и др.) и историю их возникновения.
- Правила техники безопасности с инструментами и материалами.
- Основы в области композиции, формообразования, цветоведения.
- Свойства и возможности волокнистых материалов: шнура, ниток, веревки как материала для художественного творчества.
- Основные способы и приемы плетения макраме;
- Способы и приемы изготовления аппликации из нарезных ниток, игрушек из помпонов, изделий в технике изонить и ткачества.
- Простейшие правила организации рабочего места;
- Приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока);
- Технику изготовления простых изделий с помощью педагога.
- Правильно организовывать свое рабочее место;
- Пользоваться простейшими инструментами для создания работ;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- Плести основные узлы и узоры макраме.
- Дополнять сплетенные изделия декоративными элементами.
- Изготавливать различные игрушки из помпонов;
- Выполнять простейшие элементы в технике изонить;
- Выполнять изделия в технике ткачества;
- Соблюдать технологиюпри выполнении различных видов кукол;
- Самостоятельно выполнять простейшие схемы композиций;
- Прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;
- Выполнять изделия в выученных техниках в соответствии с программой.
- Соблюдать порядок на своем рабочем месте.
- Правила пользования необходимыми инструментами для создания работ.
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- Правила выполнения схем, рисунков.
- Основы выполнения работ в технике ткачества.
- Основы техники изонити.
- Технологию изготовления изделий из шпагата.
- Различные приемы и техники изготовления кукол;
- Технологию выполнения плоских и объемных изделий в разных техниках.
- Способы соединения деталей, их назначение и область применения.
- Технологию выполнения декоративных работ в данных видах прикладного искусства.
- Особенности и отличия разнообразных видов декоративно-прикладного творчества.
- Подготовить и произвести расчет необходимого материала.
- Называть и различать инструменты, правильно ими пользоваться.
Учебно-тематический план
Источник: filling-form.ru
Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с реализацией ФГОС
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Публикация «Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с реализацией ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Наиболее действенными методами и приемами для повышения эффективности образования считаю нестандартные формы занятий (занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-спектакль, занятие-викторина, занятие-игра); игровые технологии (игры-поручения, игры-логические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-загадки, игры-беседы). Так, на занятиях по математике я провожу устный счет, использую при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Собери грибы».
Работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
o Социально-коммуникативное развитие
o Познавательно развитие
o Речевое развитие
o Физическое развитие
o Художественно-эстетическое развитие.
Изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.
Обновление содержания и повышение эффективности образования требует от педагогов:
Применение новых современных форм работы с детьми;
Интегрированной образовательной деятельности;
Проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);
Игровые обучающие ситуации;
Творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.
Одним из важных условий повышения эффективности образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса – это любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:
Идти в ногу со временем,
Стать для ребенка проводником мир новых технологий,
Наставником в выборе компьютерных программ,
Сформировать основы информационной культуры его личности,
Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
ИКТ в работе современного педагога – это:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Power Point (пауэр поинт) для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Используем мы в своей работе и метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогический технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов.
Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов? Причин несколько:
1. Необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;
2. Актуальность приобретения коммуникативных навыков;
3. Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Публикации по теме:
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Методы, приёмы, средства и виды упражнений, активизирующие познавательную деятельность в процессе обучения математике Образовательная коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС». И. Н. Маракина, МДОУ «Детский сад № 32 с. Стрелецкое»,.
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы.
Консультация для педагогов. Формы игры в образовательном процессе детского сада Консультация Формы игры в образовательном процессе детского сада В развитии ребёнка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному.
Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе Методическая разработка «Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе».
Методы и формы организации двигательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС до Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.
Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций,.
Технологии полоролевого воспитания средства, методы и формы 1. Технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений • Специально организованные виды деятельности Этические индивидуальные.
Технология «Коллекционирование» в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС до. Презентация нашей Коллекции «Магниты. Основание – спорт»Ведущий: Здравствуйте, представляем вашему вниманию коллекцию магнитов старшей группы.
Источник: www.maam.ru
Формы, способы, методы и средства реализации программы
рабочая программа на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы, способы, методы и средства работы с детьми
Консультация для воспитателей «Формы, способы, методы и средства работы с детьми».
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Формы, способы, методы и средства реализации программы инструктора по физической культуре (для воспитанников с задержкой психического развития)
формы и методы реализации рабочей программы.
Описание образовательного процесса (для одной из образовательных областей). Описание форм, способов методов и средств образовательного процесса по ОО Социально-коммуникативное развитие
Формы, способы и методы и средства реализации программы в детском саду .
В своей работе представила все способы и методы физической культуры необходимые для проведения занятий по плаванию.
Источник: nsportal.ru