Методы обучения одаренных детей применяемые в программе

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Детская одаренность — сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Лекция 3.2 Организация работы с одаренными детьми. Методы урочного обучения одаренных детей

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности может быть описан следующими признаками:

Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом , ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.

Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности , выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка : высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.

Своеобразный тип обучаемости . Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности : (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность , которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

Особенности работы с высокомотивированными и одарёнными учащимися по учебному предмету

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера :

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. Эвристический метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.

Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы)

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:

работа в малых группах;

игровые технологии (деловые игры и путешествия);

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Важно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Если им будет интересно, они не устанут, а значит необходимо, усложнять задачи.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

разноуровневые тесты, презентации, тренажёры; информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей

творческие и нестандартные задания .

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

консультирование по возникшей проблеме с родителями:

— психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
— поддержка и поощрение родителей одаренных детей;

научные кружки, общества;

Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.

Читайте также:
Температура программы суп в мультиварке

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады . Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.

При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками:

работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;

стимулировать познавательные способности учащихся;

принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.

Конечно, каждый учитель в р аботе с одарёнными детьми должен использовать дифференцированный подход, который позволяет расширять и углублять образовательное пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика из какой бы категории он не был. Использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы, различного рода задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Применять технологию проблемного обучения, метод проекта, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, творческие и нестандартные задания, что является хорошим стимулом для младшего школьника к самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Источник: nsportal.ru

Методы и приемы обучения одаренных детей.

Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной тенденцией современного образования. Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении.

Ю. З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнен Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности – повышенная активность и особенности саморегуляции.ие заданий, развитость творческого мышления и воображения. По модели Л. А. Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.

Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности – повышенная активность и особенности саморегуляции.

Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

По результатам многих психологических исследований, развитие креативности детей происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы), использование различных видов мышления (дивергентное- множество ответов на поставленную задачу), стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей.

Методы и приемы обучения одаренных детей.

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

Федеральная программа «Дети России» принятой 18.08.1994 и подпрограмма «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года);

рабочая концепция одаренности 2003г.;

программа развития муниципальной системы образования на 2005-2008 год.

Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера. Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г). Цель программы «Одаренный ребенок» — создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Читайте также:
Что делает программа unity

Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:

— работа по индивидуальным планам.

Источник: studopedia.ru

Приемы и методы работы с одаренными детьми в условиях нового ФГОС

Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме работы с одаренными учащимися в условиях ФГОС. Данная проблема является одной из главных задач модернизации образования, но она существовала и решалась в той или иной степени на всех стадиях формирования любой системы образования, за счет использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать условия, в которых любой учащийся имел бы возможность проявить себя.

В настоящее время проблема работы с одаренными детьми – является одной из главных задач модернизации образования, но она постоянно существовала и решалась в той или иной степени на всех стадиях формирования любой системы образования, за счет использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача учителя русского языка и литературы состоит в том, чтобы сформировать условия, в которых любой учащийся имел бы возможность проявить себя.

Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в реальное время в большинстве государств осуществляются за счет специально созданных государственных проектов. С целью установления возможностей и одаренности детей применяются особые технологии и методики. Долгие годы умственные способности оценивали, как важнейший показатель одаренности. В нынешнее время закрепились две главные направленности в изучении детской одаренности: все наибольший интерес привлекают так называемые «неинтеллектуальные» факторы умственного развития (то есть роль тех или иных качеств личности с целью формирования возможностей), и увеличивается заинтересованность к естественным предпосылкам умственного развития.

Традиционное обучение в школах длительное время ориентировалось на среднего ученика, не учитывались индивидуальные особенности ребенка. В связи с новыми требованиями, которые прописаны в ФГОС НОО, в настоящее время ситуация в школе меняется, образовательный процесс направлен на дифференциацию и индивидуализацию обучения, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, что позволяет проводить работу по выявлению и поддержке одаренных детей и т.д.

В последние годы работа с одаренными детьми становится приоритетным направлением не только на уровне общества, но и государства. Но при работе с одаренными детьми у педагогов возникают трудности, которые обусловлены разнообразными видами одаренности, множеством подходов и методов вариативного образования, а также отсутствием подготовленных кадров к работе с одаренными детьми.

Изучением проблемы одаренности человека в целом занимались такие исследователи Г. Айзенк, Дж. Бруннер, Л. Леви-Брюль, В. Келер, Р. Штернберг, К. Фишер, М.К. Акимова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К. М. Гуревич, Е. И. Горбачева, Ж. Пиаже, С.Л.

Рубинштейн и др.

Проблема развития детской одаренности и воспитания одаренного ребенка разработана в работах педагогов и психологов, таких как В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн, ДЖ. Рензулли, Д.Ж.

Фельдхьюсен, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время, так как в современном мире возрастает потребность в людях, которые могли бы нестандартно мыслить.

Чтобы помочь ребенку раскрыться, необходимо ежедневно заниматься развитием его духовного мира. Именно одаренность позволяет ребенку, а потом и взрослому человеку добиваться высоких результатов в одной или нескольких деятельностях одновременно.

Одаренность может быть специальной и общей. Первая подразумевает незаурядные способности в определенном виде деятельности:

— математической и пр.

Общая одаренность предполагает собой способности человека отлично владеть сразу несколькими видами деятельности. В случаях, когда человек одинаково сильноодарен во всем, имеет смысл говорить о гениальности.

Также дети, склонные к высоким достижениям, могут демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании) [5, с.87]:

— общие интеллектуальные способности;

— конкретные академические способности;

— творческое, или продуктивное, мышление;

— художественные и исполнительские искусства;

А.С. Сиротюк главными признаками одаренности у детей выделяет следующие:

— развитие навыков в определенной деятельности;

— неугасаемый интерес к деятельности;

— проявление способности мыслить творчески и нешаблонно;

— быстрое усваивание информации и пр. [5, с.14].

Если понаблюдать за таким ребенком, то можно будет заметить, насколько он более любознателен и подвижен. У таких детей отмечается повышенная активность мозга, что является главной причиной их бесконечной исследовательской деятельности.

При работе с одаренными учащимися на уроках русского языка и и литературы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

С учетом требований к преподаванию русского языка и литературы наиболее актуальной представляется работа по организации познавательной и творческой деятельности по предмету, предполагающей развитие способностей, одаренности и индивидуальных личностных качеств школьника. В процессе познания и работы над творческим заданием ребенок учится чувствовать язык и понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут, активизирует исследовательскую потребность в процессе познания предмета и в чтении образцов художественной литературы.

Читайте также:
Программа выполняющая те же действия что и интернет пользователь

Цель моей работы: формирование одаренной личности, обладающей познавательной активностью, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке. На уроках русского языка и литературы создаю условия, способствующие развитию одаренности учащихся с целью занятия детьми активной личностной позиции и для выражения своей индивидуальности.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.

Задачи нашей работы с одаренными школьниками заключались в том, чтобы:

— использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

— организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

— проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

— совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).

Для развития одаренности использую технологию развития критического мышления и технологию активизации правого полушария мозга.

Технологии развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Это именно та технология, которая дает возможность реализовать основные направления модернизации образования: деятельный характер образования; личностная ориентация обучения; востребованность результатов образования в жизни.

Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.

Приведу примеры творческих заданий на уроках русского языка:

1.Сочинение-миниатюра. Письменно объясните смысл одного из высказываний.

1) Пока жив язык — жива и нация. (В. Распутин)

2)Каждый язык отражает культуру того народа, который на немговорит. (Л.Щерба)

2.Создание социальной рекламы.

1)Вспомните, что вы знаете о социальной рекламе и ее назначении в нашей жизни.

2)Попробуйте предложить свой вариант рекламы, призывающий бережно относиться к родному языку. Что, по-вашему, можно изобразить на таком плакате? Какие слова написать?

3.Защита творческих мини-проектов.

4.Рефлексию провожу в форме фронтальной беседы с использованием интерактивного приема «Микрофон»

— Сформулируйте доказательства, подтверждающие и, наоборот, опровергающие суждение: Судьба родного языка зависит от каждого из нас.

— Какие аргументы вам труднее подобрать?

Технологияактивизации правого полушария мозга включает множество приемов. Среди которых на уроке русского языка и литературы мной используется «Сочинение из сна». Например, после прочтения поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» учащимся было предложено закрыть на некоторое время глаза и полностью погрузиться в прошлое.

Представить себя на месте главного героя, представить ночь, почувствовать, как медный всадник гонится за ними. Затем необходимо было открыть глаза и начинать быстро записывать все свои ощущения. В этом задании не требовалось соблюдение правил орфографии и пунктуации. Самое интересное, оригинальные и творческие работы получались у «троечников», тогда как «отличники», привыкшие писать сочинения, опираясь на литературную критику, были слишком задавлены шаблонами и стереотипами и не могли сочинить ни одной интересной истории.

Развитие творческих способностей учеников средних классов находится в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому стараюсь у особо способных учащихся формировать богатый читательский опыт. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью — всё это создаёт ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество. Способных детей побуждаю к сочинительству, как в стихотворной форме, так и в прозе. Даже несовершенные ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха

Но только классно-урочная система работы с одарёнными детьми не в состоянии решить все задачи и проблемы. Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения, литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно — творческих работ. Использование современных технологий в обучении помогло мне повысить качество обучения по предмету, добиваться внимательного, осознанного чтения, побеждать на олимпиадах и конкурсах, развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера, мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатсярефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру).

Важнейшую роль в воспитании и обучении одарённых детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию.

Список использованной литературы

Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М.: Просвещение, 2009. – 219 с.

Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М.: ИП РАН, 2009.– 178 с.

Губайдуллин М. Выявление одарённости и творческих способностей детей // Педагогическая диагностика. — 2008. — № 3. — С.116-123.

Дворжецкая Л. В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. — 2016. — № 8. — С.78-81.

Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. Учебное пособие .-М.:Директ-Медиа, 2014. – 132 с.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru