Методы культурно досуговых программ

Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата. Это конструирование, организация, реализация какой-либо деятельности.

Общая методика – это программа действия в соответствующих условиях.
Включает в себя все этапы осуществления программы.
Общая методика подготовки КДП делится на несколько этапов.
Количество компонентов и процесс подготовки и проведения КДП зависит от масштабности мероприятия, хотя этапы подготовки одинаковы.

1 этап подготовки КДП – этап планирования

Включает в себя:
• Создание оргкомитета, в который входят люди реально влияющие на мероприятие (представители власти, спонсоры, руководство, руководители коллективов и пр)
• Создание организационно-постановочной группы из специалистов- практиков (директор программы, сценарист, режиссер, художественный оформитель, звукорежиссер, зав.постановочной частью, администратор)
• Постановка цели и прогнозирование результатов

Игровые технологии в постановке культурно-досуговых программ


• Определение формы проведения, места и времени
• Разработка подробного плана проведения программы, где четко будет обозначено какие мероприятия нужно осуществлять, к какому сроку и кто персонально за это отвечает

Этап – осуществление сценария, определение затрат для осуществления задуманного, составление сметы расходов

Подготовка программы включает себя:
1. Работа с творческими коллективами
2. Подбор исполнителей, проведение рабочих, монтировочных и генеральных репетиций
3. Подготовка сценических площадок – оформление
4. Звуковое оформление – поиск музыкального решения, замысла и работа с техническими средствами
5. Работа над видеорядом
6. Постановка света
7. Работа с рекламой

4 этап – подведение итогов и анализ результатов
Обсуждение и анализ достигнутого, цели, ошибки, что было новое, интересное
Оформление методического материала: протоколы оргкомитета, сценарий, смета, монтажный лист, отзывы и пр.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Глава 2. Методы социально — культурной деятельности

Методика подготовки представлений:

Создание постановочной группы:

1 вариант — социальный заказ

2 вариант — плановое мероприятие

Определение темы (О чем?)

Определение сверхзадачи (Ради чего?)

Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу — программа, конкурсная программа и др.)

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

Составление сметы расходов

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

Васильковская М.И. Режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ

Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

В культурно — досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно — досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения — методы социологического исследования.

К ним относятся:

— Опрос: устный (интервью, беседа), письменный (анкетирование, тестирование)

— Наблюдение: (включенное, не включенное, систематическое, случайное)

— Метод социометрии: теория измерения межличностных отношений. Социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений).

Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений. Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

Педагогические методы в социально — культурной деятельности — методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Читайте также:
Реализуемые программы в школе это

Психологические методы социально — культурной деятельности — методы воздействия на человека через психические процессы.

Исследовательские методы в социально — культурной деятельности — это организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Родовые методы

Поэтому профессиональное мастерство специалиста — менеджера — поставщика культурно — досуговых программ и определяется уровнем овладения им родовых методов, рожденных природой клуба, парка культуры и отдыха, Дома или Дворца культуры. Профессиональное мастерство специалиста культурно — досуговой деятельности проявляется в том что, несмотря на обилие факторов, оказывающих влияние на личность, он умеет находить наиболее оптимальные, приемлемые способы её включения в процесс культурно — досуговой деятельности, удовлетворяющих духовные потребности на основе интереса. Сделать это в культурно — досуговой деятельности помогают универсальные, природные для разных организационно — педагогических условий методы, представляющие собой закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Родовые методы культурно — досуговой деятельности являются всеобъемлющими и включают в себя как элементы “внешней”, так и “внутренней” культуры. Следовательно, выбрать метод при подготовке и проведении культурно — досуговой программы возможно только при анализе всех компонентов и элементов технологического процесса.

Для того чтобы создать культурно — досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально — педагогическая и психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно — досуговой программы, ибо с их помощью она из проекта переходит в реальную конструкцию.

Метод иллюстрирования

Предпочтение методу иллюстрирования режиссер — постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории.

По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно — просветительных программ, а в художественно — публицистических и культурно — развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно — досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно — популярных и документальных кинофильмов.

Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно — просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами — поэтическими, хореографическими, музыкальными — достигают эмоционального эффекта огромной силы.

Метод театрализации

Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария.

Метод театрализации– это художественно — педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно — досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально — психологическое обоснование.

Метод театрализации в силу двойственности своей функции способствует превращению культурно — досуговой программы в бифункциональную форму, в которой “первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная.

Метод театрализации наиболее органичен художественно — публицистическому типу программ, так как он призван прежде всего создать зрелищно — активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующий зрителям. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

Читайте также:
Лучшая программа от спам звонков

Следующий родовой метод культурно — досуговой деятельности — игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно — досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром.

Метод игры в культурно — досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно — логическое и информационно — образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.

Заключение

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом — лекция, в третьем — концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.

Список используемой литературы

1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.

2. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.

3. Генкин Д.М. Организация и методика художественно — массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.

4. Гончаров И.П. Социально культурная — деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.

5. Жарков А.Д. Культурно — досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.

6. Жарков А.Д. Культурно — досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.

7. Жарков А.Д. Организация культурно — просветительной работы Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.

8. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды Конович А.А.: «Москва», 2006 г.

9. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.

11. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.

12. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.

13. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.

14. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно — досуговой деятельности Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.

16. http://biblios.newgoo.net/t5404 — topic

18. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 — institut — psihologii/467 — socialnokulturnaja — dejatelnost

Приложение 1

Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 679 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Основные методы технологии КДД

Содержимое работы — 1 файл

Перечислите основные методы технологии КДД

Методами технологии культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию.

В культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.

Наряду с термином «метод» употребляется термин «методический прием». Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод — это совокупность приемов, объединенных общностью задачи и единым подходом к их решению.

Прием — это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов применяется с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.

Читайте также:
Программа для того чтобы сделать гифку

В деятельности учреждений культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма — это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре — тоже методический прием.

Вопрос о методах культурно-досуговой деятельности — сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия «метод», зависимость методов от содержания работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалисту необходимо овладеть ими, научиться их творчески применять.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом — лекция, в третьем — концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.

Рассматривать методики культурно-досуговой деятельности в современных условиях чрезвычайно сложно. Поэтому наиболее целесообразно этот вопрос рассматривать с точки зрения технологии. Этот подход наиболее универсален, так как дает возможность культурно-досуговую деятельность разложить на три основные составляющие: информационно-просветительную, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Эти составляющие взаимосвязаны, тем не менее каждая из них имеет и свою специфику, свои преимущественные родовые методы подготовки и проведения культурно-досуговых программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты, но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет говорить о типовых методиках.

Информационно- просветительная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Художественно- публицистическая деятельность призвана практически помочь процессу осознания мира личностью за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Культурно- развлекательная деятельность способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому она позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.

Ведущим, родовым методом информационно- просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.

Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти).

Итак, методика информационно-просветительной деятельности учреждений культуры одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

Методика художественно-публицистической деятельности учреждений культуры пронизывает всю их деятельность и обладает наибольшим воздействием на аудиторию за счет эмоциональной силы искусства. Эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей здесь достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью.

Основным творческим методом в художественно- публицистических программах является метод театрализации. Однако применяется он, как правило, совместно с иллюстрированием и игрой.

Методика культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры является одной из наиболее сложных. На практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны, организация отдыха и развлечений в учреждениях культуры — дело популярное, а с другой — уровень этой деятельности все еще остается низким.

Основным методом в культурно- развлекательной деятельности является игра. Игра выступает в двух ипостасях — как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.

Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих.

Источник: www.turboreferat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru