Методы коррекционно развивающей программы

в данной статье рассматривается проблема создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. Авторами изучается такое явление как задержка психического развития. В работе анализируются программы по планированию, организации и управлению образовательно-воспитательным процессом в группе для детей с задержкой психического развития.

24 февраля 2020 Наталья Николаевна Мартынова
6403 84 0 0

Содержимое публикации

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.

«Организация и проведение коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими детьми»

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития – это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Проблема изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране в последнее время попала в разряд самых актуальных.

К.С. Лебединская подразделяла задержку психического развития на 4 группы:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

4. Церебрально-органического генеза.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь. В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.

Организация корреционно- развивающей работы. Будни школьного психолога.

В основную общеобразовательную Программу дошкольного образования ДОУ, разработанную на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьированье сроков усвоения материала, специальные подходы, формы, методы и приемы усвоения необходимых знаний и навыков, особые условия адаптации детей с ЗПР.

Это достигается за счет модификации коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР под редакцией С.Г. Шевченко, программы коррекции нарушений речи Т.Б. Филичевой и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психо-физического развития детей данного контингента и решения общеобразовательных задач дошкольного образования. Программа предполагает два года обучения в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития.

Главная цель программы – планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом в группе для детей с задержкой психического развития.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики, дидактики и психологии, которые мы с успехом применяем с своей работе.

Коррекционно-развивающая работа в нашей группе строится с учетом четкой организации пребывания детей в детском саду, правильного распределения нагрузки в течении дня, координации и преемственности в работе дефектолога, логопеда и воспитателей.

Ведущим специалистом в группе для детей с ЗПР является учитель- дефектолог, который выстраивает основное направление коррекционной работы и осуществляет взаимодействие с учителем-логопедом, воспитателями группы и узкими специалистами ДОУ.

В своей коррекционно-развивающей работе в ДОУ мы используем различные формы и методы работы с детьми с ЗПР (как традиционные, так и нетрадиционные).

Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР:

1.Фронтальная. Одной из форм работы являются фронтальные занятия (музыкальные, физкультурные и некоторые занятия воспитателей группы).

2.Подгрупповая. Фронтальные занятия с подгруппой детей. Эти занятия с первой подгруппой проводит учитель-дефектолог, а параллельно со второй подгруппой проводит занятие воспитатель. Затем подгруппы меняются.

3.Занятия малой подгруппой (по2–3 ребенка). На этих занятиях проводится коррекция сходных нарушений детей.

Фронтальные занятия проводятся в более короткий временной промежуток по сравнению с нормально развивающимися детьми. Так, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной – 25 минут. Это продиктовано повышенной истощаемостью и низкой работоспособностью детей с данным нарушением. Примерно в середине занятия обязательно проводится физкультурная минутка. Между занятиями обязателен десятиминутный перерыв.

4.Индивидуальная. Индивидуальные занятия проводятся по специально разработанному графику учителем-дефектологом. Длительность 10–15 минут. Индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппами проводят воспитатели во второй половине дня, где закрепляется изученный материал на занятиях у учителя-дефектолога.

5.Консультативная. Одной из наиболее весомых форм работы является работа с родителями группы и работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ, работающих с детьми данной категории.

В качестве основного положительного воздействия на ребенка ЗПР можно выделить работу с семьей ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью.

В своей работе мы стараемся сделать родителей своими союзниками и помощниками, привлекая внимание родителей к процессу обучения и воспитания, к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях.

Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.

1.Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).

2.Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).

3.Практические (практические упражнения, графические работы…).

1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

Читайте также:
Программа для загрузки интернет страниц это

2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами.

При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются.

А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Исходя из опыта своей работы, мы видим, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.

В дополнении к традиционным методам воздействия, мы активно используем нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

1. К таким методам можно отнести фитотерапию. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д.

2. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

3. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли.

Это важно для детей с ЗПР, т. к. многие из них имеют в анамнезе диагноз невролога – ПЭП, ЧМТ, ММД, СДВГ и т. д. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях. В нашем ДОУ приобретен комплект дидактических пособий В.В. Воскобовича («Фиолетовый лес»), который является игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений.

4. Пескотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Таким образом, в коррекционной работе педагогов с детьми с ОВЗ нашего ДОУ практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс воспитания проходит в осложненных условиях, поэтому педагоги решают не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивают удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в разви- тии. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала нашего ДОУ и родителей ребенка.

Список литературы

1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М., 2000.

2. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 2008.

3. Романова Л. И. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов / Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.

4. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994.

5. Филичева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2009.

6. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. – М., 2005.

7. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. – М., 2001.

Источник: www.art-talant.org

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

По способу передачи информации выделяют три группы методов:

1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Существуют наглядные средства для демонстрации такие, как:

— средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии-макеты. муляжи);

— средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);

— условно-символические средства (формулы, символы, схемы).

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как: замедленный темп восприятия, сужен объем восприятия, страдает точность восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т.е. обучение строится с опорой на все органы чувств, особенно в работе с детьми с нарушениями зрения (используются рельефные иллюстрации, точечный шрифт Луи Брайля,которые дети могут воспринимать наощупь)

2. Словесные методы.

Рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию.

Беседа – это диалог учителя и ученика.

Объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Читайте также:
12 какие программы называют червями

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

3. Практические методы.

— упражнения (устные и письменные);

— элементы программированного обучения.

Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Особое значение они имеют для детей с сенсорными нарушениями. Так, в школах для детей с нарушениями слуха специально предусматривается предметно-практическое обучение с опорой на лепку, конструирование, ручной труд, проведение опытов..

Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.

В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.

Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план.

Одной их общих особенностей интеллектуального развития детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС является преобладание наглядных видов мышления. Формирование словесно-логического мышления затруднено, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.

1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

2. Эмпирические методы:

наблюдение, эксперименты (лабораторный, естественный, формирующий или

психолого-педагогический), психодиагностические (тесты, анкеты, беседы),

праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой

деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

1. Интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (между функциями и личностью, между отдельными параметрами и явлением в целом и др.).

2. Методы обучения: практические, наглядные, словесные.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Об этом полезно знать:

Формирование коллектива и его воспитательное влияние на личность План: 1. Роль коллектива в развитии и формировании личности. 2. Развитие теории коллектива в педагогике. 3. Понятие о детском.
Введение. Во введении курсовой работы описывается актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект, методы исследования Во введении курсовой работы описывается актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект, методы исследования.
Сравнительная характеристика фашистских режимов в Италии и Германии. Общее и особенное Вопросы для сравнения Италия Германия Лидер фашистов Б. Муссолини А. Гитлер Год создания фашистской партии https://studopedia.ru/26_79241_metodi-korrektsionno-razvivayushchey-raboti.html» target=»_blank»]studopedia.ru[/mask_link]

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Панова А.С. 1
1 МГТУ им. Г.И. Носова
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Задержка психического развития (ЗПР) — это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). [1] Из выше сказанного определения отметим, что ЗПР не клиническая форма, а замедленный темп развития,основные трудности которой связаны с адаптацией и обучением.В начале 70-х годов среди учащихся начальных классов дети с ЗПР составляли около 5 %, а к середине 90-х годов этот показатель возрос до 15-16 %. [2]

Рассмотрим характерные особенности детей с ЗПР. У таких детей присутствует 4 признака задержки физического развития: задержка роста, недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса.

Особенности проявляются и в умственном плане: задержка формирования речи, чтения, бедный словарный запас, трудность в решение задач по математике и счете, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Также у детей с ЗПР есть отклонения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в своеобразном поведении (снижена адаптация, повышенная агрессия, высокая гиперактивность, низкий уровень самоконтроля).

В целом, незрелость эмоционально-волевой сферы представлена органическим инфантилизмом. У детей такого рода отклонений отсутствует яркость эмоций по сравнению с их сверстниками для них характерна незаинтересованность в деятельности и из-за этого низкая работоспособность и высокая истощаемость. Также наблюдается стойкое нарушение в познавательной деятельности, которое проявляется в неустойчивом внимание, недостаточности произвольной памяти, отставании в мышлении. Поэтому для ребенка необходим длительный период для переработки сенсорных впечатлений.

Читайте также:
Программа ардуино системные требования

Таким образом, большинство детей с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них в этом возрасте, как правило, не сформированы мыслительные операции, навыки умственной деятельности, они не умеют ориентироваться в помещениях, не сосредоточены в своей деятельности. Такой ребенок плохо владеет навыками чтения и письма. Детям с ЗПР, в первую очередь требуется своевременная коррекционно-педагогическая помощь в дошкольном возрасте, благодаря которой, они способны освоить программу общеобразовательной школы и даже продолжить своё образование. Помимо такой помощи создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения, которая определяется в соответствии с образовательными потребностями, обусловленными их возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стеблева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР [3]. По ее мнению, в первую очередь, необходимо учитывать, что такие дети нуждаются, в большой степени, в поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Также необходимо развивать познавательную сферу деятельности и учитывать специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР, которые требуют параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы.

Для формирования положительного отношения к обучению можно выделить следующие направления:

1) эмоционально стимулировать детей, посредством включения любых видов деятельности, личной эмоциональности и занимательности;

2) возбуждать интеллектуальные эмоции —удивления, достижения;

3) формировать оптимистический настрой, вселять уверенность, давать установку на преодоление трудностей.

Следует опираться на игру как ведущую деятельность и для этого можно использовать игротехнику, играть с детьми на уроке и во внеурочное время.

Также должна быть создана положительная атмосфера в школе и дома, для этого рекомендуется исключать методы наказания, такие как упреки, иронию, выговоры, угрозы и т.д., чтобы ребенок не боялся своих ошибок.

К особенностям обучения таких детей можно отнести правильную дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

На сегодняшний день в практике коррекционной работы с детьми с ЗПР существуют множество методов. Мы постараемся обобщить их и выделить основные.

Первая группа методов направлена на развитие сенсорной и моторной сферы. Она включает в себя: пальчиковые игры, шнуровки, лепка, игры с кукольными театрами, рисование, мозаики, аппликация, шитье, конструкторы, работа с шаблонами, штриховка и т.д.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии [4].

Для развития мимической мускулатуры используются специальные упражнения: «Полоскание рта воздухом», «Надувание — втягивание щек», «Подмигивание» и т.д. Если ребенок не может выполнить упражнение, то оно дается легком-пассивном варианте. Если появляется напряжение мышц лица и артикуляционного аппарата, то снять это напряжение поможет массаж.

К третьей группе относится развитие артикуляционной моторики. Сюда входит работа по преодолению саливации (жевание, глотание воды, слюни с проговариваем звука, с запрокинутой головой). Эти упражнения нужны до того, пока ребенок не научится самостоятельно следить за слюной. Перед занятием рекомендуется выучить правило: прежде чем начнешь говорить – проглоти слюну.

Также существует артикуляционная гимнастика. Она может осуществляться с помощью логопедических зондов, шпателя, рукой логопеда, использование рефлекторных актов («вкусное варенье» — обмазать вареньем, медом верхнюю губу, для широкого языка – облизать блюдце), если самостоятельное выполнение невозможно. Каждое движение выполняется многократно с длительным удержанием позы. Ребенок выполняет движения перед зеркалом.

Следующий метод коррекционной работы связан с развитием тактильной чувствительности. Примерами таких упражнений могут быть: использование массажных мячей-валиков. которые разные по структуре, форме, мягкости могут дать большой спектр различных структур. Шариковые ванны, которые представляют собой емкость, наполненную пластмассовыми шариками.

Дети «купаясь» в них получают новые тактильные ощущения. По аналогии можно использовать осязательные ванны. В коробку рассыпать горох или другие бобовые, и «спрятать» там мелкие предметы. Способствует активизации пальцевого гнозиса.

Для развития звукопроизношения используются специальные упражнения, где нужно произнести звуки перед зеркалом и одновременно ответить на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука.

Шестая группа методов направлена на развитие дыхания. Она включает в себя: нижнее диафрагмальное дыхание, выработку ротовой и целенаправленной воздушной струи, дифференциация ротового и носового дыхания.

Последняя группа связана с развитием познавательной сферы. К этой группе можно отнести такие игры, как «Запоминай порядок», 5 детей выстраиваются в ряд. Водящий должен запомнить кто за кем стоит, и с закрытыми глазами перечислить детей (развитие устойчивости и основных свойств внимания). «Зеркало», водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют, затем показывают водящему противоположную мимику (развитие памяти).

Не менее важно физическое воспитание для детей с ЗПР.

У них отмечается нарушение произвольной регуляции движений, а также несформированность техники их выполнения и недостаточность двигательных качеств.

Например, проблемы в ходьбе, беге, плохое развитие моторики рук. Поэтому, необходимо проводить специальные упражнения, направленные на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, координацию движений.

При выполнении всех упражнений ребенок обязательно должен «включать» свое воображение. Например, «Водопад». Ребенок стоит расслабленно, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч. Ведущий: «Представьте себе, что вы стоите под струей воды. Закройте глаза. Она смывает с вас все плохое, злое… Теперь встряхнитесь!»

Каждое занятие строится по схеме:

1. Гимнастика, которая проводится для создания хорошего настроения у детей, способствует активности ребенка.

2. Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные на развитие одного психического процесса.

3. Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д. [5]

Исходя из всего выше сказанного, отметим, что выбор коррекционных методов зависит, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка, поэтому оно происходит индивидуально. Также не менее важно является уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Список использованных источников и литературы:

1). Цвиренко О.Б. учитель-дефектолог

3). Стеблева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.

4). Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru