Методы исследования разработка программы

Данная лекция начинает цикл материалов по организации и проведению социально-психологического исследования, а также по оформлению и презентации результатов исследовательской деятельности.

Думаю, проведение исследования для вас не является абсолютно новой и неизвестной деятельностью. Да и чаще всего структура исследовательских работ общая: введение, обзор литературы, организация и методы исследования, изложение и обсуждение практических результатов, выводы, литература, приложение.

Однако психологическое исследование имеет рядом особенностей, которые связаны со спецификой познания: мы изучаем не внешние объекты, а сами себя, человеческую психику. Поэтому особое внимание мы уделяем описанию методологии исследования: цели, задачи, объект и предмет исследования и т.д.

Именно этому и будет посвящена первая лекция по организации и проведению исследования.

Выбор темы исследования

Актуальность исследования

Рассмотрение значимости и важности выбранной проблемы составляет актуальность исследования, котораяобычно прописывается в нескольких абзацах в начале работы.

Выбор метода UX-исследований. Как выбрать метод в зависимости от этапа создания продукта.

Актуальность — важность, значимость рассматриваемого вопроса для на­стоящего момента. Актуальность важно формулировать чётко и конкретно, привязывая к теме исследования. Не­желательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и психологии. Актуальность темы достаточно выразить в аргументации интереса к избранной теме и значимости для других людей. Но не забывайте, что актуальность важно формулировать не абстрактную («для блага общества» и т.п.), а реаль­ную, отражая следующие ответы на вопросы:

· есть ли в обществе потребность для изучения этого вопроса;

· какие проблемы личности и общения поможет разрешить обращение к этой проблеме;

· кто из известных авторов-теоретиков уже занимался изучением этого вопроса;

· почему так важно обращаться к этой теме именно сейчас;

· почему же это стало инте­ресно именно Вам.

Описание актуальности подытоживается общим выводом, которое можно оформить в виде предложения: «Таким образом, описанная выше актуальность проблемы определила цель нашего[1] исследования».

Формулирование цели исследования

Определить цель исследования — значит ответить себе и другим людям на вопрос, о том, что конкретно мы хотим изучить, для чего проводим исследование, что хотим выяснить.

Объект и предмет исследования

Объект исследования — та или иная сторона действительности. Эта сфера деятельности, ре­алий мира, данная исследователю до начала его работы. В нашем случае — это психологиче­ская реальность, не зависящая от исследова­теля.

Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?

Предмет исследования — это что именно в объекте исследо­вания мы изучаем, какую сторону объекта?

Предмет исследования — это отдельные сто­роны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой ис­следователь познает целостный объект, выде­ляя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Пред­мет — более узкое понятие по сравнению с объ­ектом исследования. Размышляя над предме­том исследования, определяют, какие отноше­ния, свойства, аспекты, функции объекта рас­крывает данное исследование. Предмет иссле­дования созвучен теме исследования.

[Методы разработки программного обеспечения]: Исследование и разработка

Гипотеза исследования

Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически или не подтвержденная опытом догадка. Это предположение о том, как возможно эффективно и результативно разрешить ту проблему, которую вы указали в теме и в цели исследования. Обычно гипотеза начинается со слов «предполагается…», «возможно…», «если…, то…».

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией (в т.ч., Вашим авторским мнением), а если она опровергнута, то гипотеза превращается в ложное предположение. Не забывайте, что в науке отрицательный результат — тоже результат, и зачастую он не менее важен, чем положительный.

Постановка задач исследования

Задачи исследования отражают его цель, объект, предмет и гипотезу. Это своего рода план, по которому будет раскрываться Ваше исследования.

Задачи — это задан­ные в определённых конкретных условиях на­правления деятельности. В исследовании за­дачи — это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых прибли­жает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы.

Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, как решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически за­даётся программа исследования: изучить литературу по проблеме, выявить особенности, дать характеристику, раскрыть специфику фе­номена; сделать предположение, подобрать методы, разработать программу наблюдения (эксперимента), собрать све­дения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. Так или иначе, задачи формулируют требования к ана­лизу проблемы. Они могут быть практически­ми и теоретическими. Важна субординация задач: вначале прописываются задачи теоретического характера (например, изучить литературу по проблеме исследования), затем указываются методические задачи (подобрать и апробировать методы, методики изучения чего-любо, далее — задачи аналитического, обобщающего и прикладного характера (проанализировать и обобщить результаты исследования, сделать выводы, разработать рекомендации и т.п.).

Не забывайте четко выстраивать цепочку исследования: название работы — цель – задачи — выводы. Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, а выводы в конце работы должны четко соответствовать поставленной цели и задачам.

Методы исследования

Методы и методики подбираются в соответствии с целями и задачами исследования. После этого определяется выборка (люди соответствующего пола, возраста и т.д.), на которой прово­дится исследование, а также продумывается ход проведения исследования.

Метод — способ достижения определённой це­ли, совокупность приёмов или операций практи­ческого или теоретического освоения действи­тельности. Метод — это путь познания, который исследователь прокладывает, руководствуясь своей гипотезой. Методы и методики — это то, с помощью че­го и как мы будем исследовать.

Чаще всего все методы объединяются в три группы: теоретические, эмпирические и интерпретационные методы. В рамках группы эмпирических методов можно пояснить, какие методики вы предполагаете использовать.

1. Теоретические методы: анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

2. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, опрос и тест (здесь уместно перечислить те тестовые методики, которые Вы используете);

3. Интерпретационные методы (методы математико-статистической обработки данных исследования – это методы первичной числовой обработки данных: проценты, среднее значение и т.д.).

Источник: megalektsii.ru

Основные этапы социологического исследования. Количественные методы сбора данных

Контент-анализ — количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Содержание

Основные этапы социологического исследования

В эмпирическом социологическом исследовании можно выде­лить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:

  1. подготовительный (разработка программы ис­следования);
  2. основной (проведение эмпирического исследования);
  3. завершающий (обработка и анализ данных, формирование выво­дов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социо­логическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное со­стояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формули­ровку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

  • установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий дан­ную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;
  • вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономи­ческой теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управле­ния тем или иным подразделением предприятия. Социологу предсто­ит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возник­новении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т. д.;
  • вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, ко­торые не требуют специального анализа и выступают как информацион­ная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);
  • выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследова­тельского поиска;
  • проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по дан­ному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспер­тами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.
Читайте также:
Как закачать программу на телевизор Xiaomi

На основе предварительного анализа разрабатывается про­грамма исследования данной проблемы. Программа является обяза­тельным исходным документом любого социологического исследова­ния, независимо от того, является ли это исследование теоретичес­ким или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

  1. теоретический (це­ли, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
  2. методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных;
  3. организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распре­деление людских и финансовых ресурсов и т. д.)

Количественные методы сбора данных

Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выра­ботала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа дан­ных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных мето­да анализа документов: неформализованный (традиционный) и фор­мализованный (контент-анализ).

Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ со­держания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных тради­ционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некото­рых количественных статистических характеристик текстов (или со­общений). При этом предполагается, что количественные характерис­тики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

Формализованный анализ документов основан на стандарти­зации процедур поиска, определения в содержании документа еди­ниц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, геогра­фические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, те­мам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей со­циологического исследования. Процедура исследования, основанно­го на технике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в специальной литературе.

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, кор­реляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления от­носительной значимости (предпочтительности) исследуемых объек­тов на основе их упорядочивания.

Ранг — это показатель, характе­ризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойства­ми. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как пра­вило, другими методами экспертных оценок.

Методы:

Метод опроса в социологическом исследовании

Опрос — метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых исследований используется данный метод.

  • массовый опрос (случайно отобранная группа людей — неспециалистов по теме опроса);
  • экспертный опрос (респонденты — специалисты по теме опроса);
  • глубинное интервью, т.е. беседа по теме в свободной форме;
  • фокусированный опрос, который предполагает сбор данных по конкретной ситуации с предварительной подготовкой респондентов;
  • социометрический опрос служит для измерения внутригрупповых отношений.

Анкетирование: очное и заочное (почтовое, через газеты и журналы, в сети Интернет).

Место проведения играет немаловажную роль в определении вида опроса:

  • в лабораторных условиях;
  • уличный опрос;
  • опрос на рабочем месте;
  • «домашний» опрос.

Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей. Особенность связана с тем, что данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях, о характере отношений с другими людьми. Данный метод позволяет охватить массовую аудиторию, но с этим связана относительная дороговизна и высокая трудоемкость.

При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (cross-sectional study -«поперечное» изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени (longitudinal study — «продольное» изучение).

Методам опроса присущи следующие достоинства:

  • Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.
  • Возможность проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.
  • Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью подразделить общую выборку на отдельные категории в соответствии с различными критериями (пол, возраст, образование, и т.п.).

Один из методов социологического исследования — наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение — не одно и то же. Научное наблюдение отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой полученного результата.

Виды наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения:

  1. полное участие наблюдателя в ситуации;
  2. участник ситуации как наблюдатель;
  3. наблюдатель как участник
  4. полностью наблюдатель.

В специальной литературе можно встретить различные виды наблюдений: формализованные и неформализованные, включенные, когда исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняют профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.), и невключенные, когда наблюдение осуществляется при условии невмешательства исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные, проводимые в специально созданных условиях. Последние чаще всего используются в рамках психологических и социально-психологических экспериментов.

Читайте также:
Как самому создавать программы для компьютера

Наблюдения бывают систематическими, проводимыми по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематическими (кратковременными), проводимыми на стадии «разведки» в качестве первичной основы для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов, с помощью опросов и т.д.).

Каждый вид (тип) наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительной стороной включенного наблюдения является то, что оно позволяет узнавать все детали событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны — опасность утратить объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью недоступен для наблюдения.

Невключенное наблюдение значительно проще, но оно дает поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднено выявление мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и является решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов наблюдения.

С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов и т.п.

Метод анализа документов

Контент-анализ — метод анализа содержания текста документов.

Контент-анализ — это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. Потенциальными объекта­ ми исследования могут быть любые документальные источники, содержащие текст, — книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом, конечно, подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности — слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.

Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: «Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?»

Суть метода сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упомина­ ния названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Так, тематическую на­ правленность этой главы данной книги можно определить, если подсчитать частоту употребления в тексте слова «метод» и сравнить ее с аналогичной частотой для других глав.

Обычно контент-анализ, как и методы массового опроса, использует выборочный метод изучения, и лишь единицы ана­ лиза и единицы отбора в них различны. В контент-анализе еди­ ницы отбора — слова, фразы, смысловые единицы, отдель­ ные статьи; в выборочных опросах — люди.

Контент-анализ используется:

  • Для изучения общественного мнения читателей
  • Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе
  • Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей
  • Анализ программ TV, радио
  • Изучение имиджа лидера
  • Изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе

Использовать контент-анализ можно основного как основный метод, так и вспомогательный для иного. В качестве анализируемых документов используются: документальная официальная информация (правительственные материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных организаций, деловая корреспонденция, протоколы, финансовая отчетность и т.п.); данные из архива, публикации в СМИ, протоколы собраний и т.п.

25.02.2017, 25271 просмотр.

Источник: myfilology.ru

Разработка программы социологического исследования

Социологическое исследование — это анализ социальных явлений и процессов при помощи специальных методов, что позволяет систематизировать факты о процессах, отношениях, взаимосвязях, зависимостях и делать обоснованные выводы и рекомендации.

Функции социологических исследований следующие:

  • Информационно-исследовательская направлена на создание постоянно обновляемой и дополняемой базы социальной информации.
  • Организационно-внедренческая заключается в разработке по результатам анализа методических рекомендаций, инструкций, мероприятий, предоставлении информации заинтересованным лицам.
  • Пропагандистская — распространение основ социологических знаний, особенно среди руководящего состава организации.
  • Методическая — разработка новых, изучение и использование имеющихся прогрессивным методов ведения социологических исследований.

Социологические исследования бывают следующих видов:

  • В зависимости от цели различают конкретные (эмпирические, прикладные) исследования, направленные на решение конкретных задач, имеющихся проблем в сфере трудовой деятельности, а также теоретические , цель которых — выявление общих социальных закономерностей, разработка методологии исследования, понятийного аппарата.
  • В зависимости от того, в статике или динамике изучается объект, выделяют разовые (анализирующие состояние на данный момент) и повторные (изучающие объект в развитии) исследования, которые, в свою очередь, подразделяются на когортные (изучается один и тот же объект, те же люди, группы — через определенные интервалы времени) и панельные — повторное исследование проводится на той же выборке (часть общей изучаемой совокупности), но конкретные лица и группы, попадающие в выборку, могут быть другими, нежели в предыдущих исследованиях.

Помимо этого выделяют так называемые пилотажные исследования, т.е. пробные, предназначенные для апробации инструментария (например, анкет, разработочных таблиц и т.п.).

Исследование может быть сплошным, когда изучается вся генеральная совокупность, т.е. весь объект исследования, все входящие в него единицы. Вместе с тем, если генеральная совокупность достаточно велика, может проводиться выборочное исследование, когда изучается лишь часть генеральной совокупности — “выборка”.

Социологическое исследование проводится в несколько этапов. Первый — подготовка к проведению исследования, включая составление его программы. Второй — сбор первичной социологической информации. Третий — подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Четвертый — анализ обработанной информации, составление выводов и предложений.

Пятый — подготовка отчета о результатах исследования, практических рекомендаций.

Разработка программы социологического исследования — очень ответственный момент. Это документ, где определяются методология и методы исследования, требующая решения проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, выдвигаются исходные гипотезы, уточняются используемые понятия, составляется организационно-технический план работ.

В ходе постановки проблемы прежде всего необходимо выявить проблемную ситуацию . Это может быть состояние неустойчивости объекта (социальной группы), наличие в нем противоречий и конфликтов, несоответствие его параметров задачам дальнейшего развития, поиск более эффективных форм работы и взаимодействия и т.п. Затем формулируется проблема — обоснование необходимости разрешить проблемную ситуацию с помощью социологического исследования, выработать в ходе его конкретное управленческое решение.

В соответствии с проблемой определяется цель исследования — модель ожидаемого решения проблемы. Целью может быть: получение нового теоретического знания; разработка новой методики исследований; прогноз развития объекта исследования; программа действий по совершенствованию изучаемого объекта; практические рекомендации по отдельным управленческим решениям. Следует учитывать, что, поскольку социологические исследования требуют соответствующей квалификации и проводятся специалистами по заказу руководителей организаций, цель должна быть согласована с заказчиком.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд задач (средства достижения цели). Их необходимо четко сформулировать. Например: “изучить причины текучести кадров, в том числе по половозрастным, стажевым, профессионально-квалификационным группам работников”, “проанализировать тесноту связи между уровнем заработной платы и удовлетворенностью работников трудом” и т.п. Задачи могут быть основные, ориентированные на решение главной проблемы, и вспомогательные, затрагивающие отдельные побочные вопросы. При построении плана исследования задачи должны быть систематизированы по этапам его проведения.

Читайте также:
Теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход

Не менее важным является определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования — носитель проблемной ситуации (социальная группа, совокупность людей). Он должен быть:

  • четко обозначен (профессиональная, отраслевая, территориальная принадлежность; функциональная определенность — изучаются межличностные отношения на работе, производственные связи, досуг и т.п.);
  • ограничен временными рамками (изучается в статике или в динамике, с каким временным интервалом);
  • количественно определен (изучаются вся совокупность, выборка, каков процент и репрезентативность выборки);
  • описан в системе факторов, влияющих на его состояние.

В рамках объекта выделяют единицы исследования (наблюдения) — элементы, в отношении которых ведется сбор информации. Такая группировка называется еще типологизацией объекта исследования. Она может проводиться по количественным признакам (возраст, стаж) и качественным (пол, профессия и пр.)

Следующим этапом является определение предмета исследования. Это те стороны объекта, его функционирования, которые нужно изучить, чтобы решить поставленные задачи, выполнить намеченную цель. Так, в качестве объекта исследования может выступать “коллектив цеха № 5”. Предметом исследования могут быть: взаимоотношения в коллективе, текучесть кадров, стиль и методы руководства и т.п. Предмет исследования может иметь сложную структуру, например: текучесть кадров (факторы, мотивы, причины, последствия, направления и т.п.)

Очень ответственный момент — выдвижение гипотез — научных предположений, задающих направление всему исследованию. Здесь окажет существенную помощь предварительный системный анализ объекта исследования, т.е. описание его в виде системы факторов, влияющих на его состояние. Это могут быть: внешние, исходящие из внешней среды, и внутренние, являющиеся частью самого объекта факторы; общие, присущие всем подобным объектам, и специфические, проявляющиеся лишь в некоторых из них; объективные, не зависящие от объекта, и субъективные, зависящие от его деятельности; прямые, чье действие проявляется непосредственно, и косвенные, действующие опосредованно, через изменения в действии других факторов.

При выдвижении гипотеза должна:

  • соответствовать исходным методологическим принципам диалектического материализма и прикладной социологии;
  • учитывать научные положения и выводы, достоверность которых подтверждена установленными фактами;
  • быть доступна для проверки;
  • не иметь внутренних противоречий.

Для целей научного исследования выделяют следующие виды гипотез.

  1. В зависимости от отношения к целям Исследования: основные, указывающие на наиболее важные, сущнocтныe связи и зависимости; неосновные, характеризующие побочные связи и явления.
  2. В зависимости от способа доказательства (проверки): гипотезы-основания, которые сами могут не иметь эмпирических, т.е. доказываемых с помощью опыта, признаков, а обосновываются выводимыми из них гипотезами; гипотезы-следствия используются для доказательства основных.
  3. З.В зависимости от содержания предположения: описательные гипотезы, указывающие на связи, зависимости, но не дающие ответ на вопрос “почему?”; объяснительные гипотезы, формулирующие предположения о причинах тех или иных явлений, процессов, зависимостей; прогнозные гипотезы, в которых заложен возможный прогноз ситуации: “если увеличить заработную плату, текучесть квалифицированных рабочих снизится”.
  4. В зависимости от обоснованности: первичные гипотезы (рабочие), выдвигаемые на начальном этапе исследования, при выявлении проблемной ситуации и определении проблемы; вторичные, формулируемые на основе проверки и уточнения первичных.
  5. В зависимости от уровня анализа: теоретические гипотезы (формулируемые как совокупность теоретических понятий); статистические (формулируемые как система статистических показателей); эмпирические (формулируемые как система эмпирически выводимых, т.е. возможных к подтверждению опытным путем признаков, показателей, индексов).

Проверить достоверность выдвинутой гипотезы в ходе исследования можно, только если понятия, в которых она выражена, четко сформулированы, однозначно истолковываются и поддаются какому-либо количественному измерению. Для этого при разработке программы исследования применяются две основные процедуры — интерпретация и операционализация понятий.

Интерпретация понятий — уточнение, истолкование их смысла. Теоретическая интерпретация подразумевает, во-первых, выделение главных, опорных понятий. Во-вторых, в ходе интерпретации понятия раскрываются через понятия меньшей степени общности. В-третьих, устанавливаются взаимосвязи понятий между собой, проверяется их непротиворечивость.

Эмпирическая интерпретация — выделение основных признаков объекта, доступных измерению, установление показателей, которые могут быть количественно определены. Эти показатели называют “эмпирическими индикаторами”. Например, масштаб текучести, интенсивность текучести кадров и т.п.

Операционализация понятий (или операциональная интерпретация) — это установление порядка количественного измерения показателей: единиц счета, коэффициентов, индексов, шкал (коэффициент текучести кадров, индекс сплоченности группы).

В ходе подготовки к проведению исследования необходимо обеспечить его репрезентативность (достоверность получаемых данных и выводов, гарантию того, что выводы, сделанные на основе анализа части совокупности, отражают свойства совокупности в целом).

Величина репрезентативной выборки зависит от дисперсии — разброса признаков (например, по возрасту, стажу и т.п.). Если дисперсия равна нулю, достаточно проанализировать одну единицу, входящую в объект исследования — выводы будут достоверно характеризовать всю генеральную совокупность. Соответственно чем больше дисперсия признаков, тем больше должна быть выборка. Обычно считается, что репрезентативная выборка не может быть менее 10% генеральной совокупности.

При формировании выборки используется ряд методов вероятностного отбора . К простым относятся: простая случайная выборка — с помощью таблиц случайных чисел; систематический отбор — через интервал в перечне объектов генеральной совокупности; серийная выборка, когда единицами случайного отбора являются определенные “гнезда” — группы.

Среди сложных методов вероятностного отбора можно упомянуть: многоступенчатую выборку — случайный отбор проводится в несколько ступеней, при этом на каждой из них меняется единица отбора (цех—участок—бригада—работник); комбинированную выборку — на каждой ступени меняется не только единица, но и техника отбора; многофазовую выборку, когда на каждой ступени из большей выборки выделяют меньшую — до достижения необходимой величины; стратифицированную выборку — в генеральной совокупности выделяются однородные группы (“страты”), а в них осуществляется случайная выборка любым методом.

Помимо указанных существуют так называемые не строго случайные выборки, чей вероятностный характер снижен сознательно либо из-за применяемого метода отбора. К ним можно отнести: целенаправленную выборку, в которую включаются отобранные по установленным исследователями критериям типичные представители генеральной совокупности; квотную выборку — строится как модель, отражающая генеральную совокупность в пропорциях изучаемых признаков (например, 10% — женщины, 25% — с высшим образованием; 12% — занимаются тяжелым физическим трудом и т.п.); стихийную выборку (“первый встречный”).

Далее в ходе разработки программы исследования определяются методы сбора информации и инструментарий (таблицы, бланки, анкеты, наблюдательные листы, инструкции и проч.) Инструментарий должен быть апробирован на удобство использования и обработки данных, полноту и надежность получаемых сведений в ходе пилотажного исследования. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.

Необходимо разработать организационно-технический план исследования. В нем должны быть определены этапы и сроки проведения работ, исполнители, формы предоставления результатов на каждом из этапов, формы контроля за ведением работ, смета затрат и источники финансирования. Целесообразно составление “сетевого графика”, на котором условно обозначаются этапы, процедуры, операции исследования, устанавливаются временные взаимосвязи, возможности кооперации работников, параллельного выполнения отдельных работ.

Статьи по теме

    • Социальные гарантии
    • Социальные институты и механизм социальной защиты работника
    • Понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере труда
    • Разрешение трудового конфликта
    • Причины трудовых конфликтов
    • Сущность, показатели, типы и социальная структура трудового конфликта
    • Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на предприятии
    • Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации
    • Сущность и структура трудовой адаптации

    Источник: student-servis.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru