Методы и программа исследования

Содержание

Сущность и основные этапы социологического исследования. Основные исследовательские стратегии. Программа социологического исследования (методологический раздел: формулировка проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, гипотеза исследования; методический раздел). Понятие генеральной и выборочной совокупности.

Основные методы социологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов). Разработка социологического инструментария. Социологическое измерение. Основные типы шкал.

Сущность и основные этапы социологического исследования. В самом общем виде социологическое исследование представляет собой совокупность особых процедур. Они связаны между собой единой целью: получить достоверные знания об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в социальной практике.

Основные исследовательские стратегии. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Характер исследования зависит от его цели и задач, от глубины, масштабности и сложности требуемого анализа.

Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы

Разведывательное исследование является наиболее простым видом социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Программу и методику такого исследования отличает упрощенность.

Разведывательное исследование нередко используется как этап более глубоких и масштабных исследований. Его разновидностью является экспресс-опрос. Как правило, он проводится в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении. Например, экспресс-опросы используют для зондажа общественного мнения в ходе предвыборных кампаний. Экспресс-опросы могут быть использованы для определения удовлетворенности аудитории качеством прочитанной лекции и т. д.

Описательное исследование предполагает более глубокий социологический анализ. Объектом исследования в данном случае выступает достаточно большая общность людей. Чаще всего задачи такого исследования предполагают описание состояния каких-либо процессов, явлений, характеристику состояния общественного мнения, т. е. получение социологической «фотографии» изучаемого объекта. Например, этим объектом выступает коллектив предприятия, где можно выделить группы рабочих, служащих, управленцев, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки, различный трудовой стаж, различные социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение). Можно также описать состав семей, уровень заработной платы, досуговые предпочтения, читательские интересы и другие характеристики работников предприятия.

Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В дополнение к задачам описательного исследования оно предполагает также выявление причин, обуславливающих то или иное состояние и свойство изучаемого объекта, его динамику, тенденции.

10. Программа социологического исследования.

Данное исследование носит комплексный характер как по методам сбора информации, так и по другим показателям.

Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание особой ситуации для изучаемого объекта. Для этого в какой-то мере изменяются обычные условия функционирования объекта.

Социологические исследования могут быть разовые или повторные в зависимости от потребности в получении информации о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах.

По масштабам проведения исследования могут быть международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

Другие виды социологического исследования могут быть выделены в зависимости от применяемого метода сбора информации. Различают три вида такого социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов.

Социологическое исследование включает следующие этапы:

1) подготовка исследования;

2) сбор первичной социологической информации;

3) обработка полученных данных;

4) анализ и обобщение полученной информации;

5) подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

На первом этапе исследования проводится крайне важная работа, от которой зависит его успешность, — готовится программа исследования.

Программа социологического исследования. Программа социологического исследования обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение методологических подходов и методических приемов изучения какого-либо социального явления или процесса. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависит результат социологического исследования.

Структура программы включает два основных раздела — методологический и методический.

Методологический раздел программы предполагает формулировку проблемы исследования; определение его цели и задач; определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий, выдвижение гипотез.

Методический раздел программы включает построение выборки, разработку процедур сбора и анализа данных, стратегический план исследования.

Проблемаформулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки или обоснования теоретических средств и практических действий по выявлению причин той или иной противоречивой социальной ситуации.

Цель исследования является прообразом результата исследования. Социологическое исследование преимущественно преследует прикладную, т. е. практическую цель, призванную служить обоснованием прогнозов, программ, проектов развития какого-то объекта или практических рекомендаций, предложений, подготовки и принятия управленческих решений.

В соответствии с целью формулируются задачи, которые служат средством реализации цели.

Объект социологического исследования — носитель той или иной социальной проблемы, сфера деятельности людей, включенная в процесс научного познания. Например, проблема социального статуса может изучаться среди демографических, профессиональных групп, этнических общностей и т. д. Эти группы и общности и станут в данном случае объектом исследования.

Предмет исследования, как правило, включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Так, если объектом исследования определена молодежь, предметом исследования может выступать социальный статус молодежи или социальные факторы, влияющие на положение молодежи в обществе, и др. Предмет устанавливает познавательные границы исследования, так как один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования.

Логический анализ основных понятий — эта часть программы посвящена определению и уточнению значения употребляемых в исследовании терминов. Такая работа представляется принципиально важной, поскольку известно, что из-за различного понимания терминов люди порой не могут договориться между собой, говорят как бы на разных языках, не понимая друг друга.

Читайте также:
Как удалять программы на mac

Логический анализ исследуемых понятий дает возможность автору связать их научное толкование с реальными явлениями жизни.

Он включает в себя две основные части:

1) теоретическую интерпретацию понятий;

2) операционализацию понятий.

В теоретической интерпретации понятия социолог выясняет его связь с теорией, другими понятиями. При этом он идет как бы «вверх», к теории, пытаясь установить место понятия в теоретической системе.

Теория предполагает конструирование абстрактных интерпретаций, которые используются для объяснения эмпирических ситуаций. Если в данном случае не руководствоваться теорией, можно оказаться в затруднении при прояснении причин изучаемых явлений.

Операционализация — это движение от понятия «вниз», к реальным фактам общественной жизни.

Эта стадия логического анализа понятия направлена прежде всего на раскрытие основных понятий, соответствующих теоретическому описанию предмета исследования, с помощью более простых, однозначно понимаемых понятий. Эти простые понятия называются операциональными понятиями или, как их еще называют, эмпирическими показателями. Они используются для подготовки инструментария исследования.

Гипотеза — это научное предположение о способах согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию. Гипотеза выдвигается для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые исследователь подтверждает или опровергает. Гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы и путях ее разрешения.

Гипотезы классифицируют на основании различных признаков. Так, по содержанию гипотезы делят на описательные и объяснительные.

Описательные гипотезы — это предположение об изучаемых свойствах объекта или характере связей между его отдельными элементами.

Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о причинно-следственной зависимости изучаемых явлений.

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируют на основные и неосновные. С центральным вопросом исследования, его целевой установкой связаны основные гипотезы. К второстепенным задачам относятся гипотезы неосновные.

В основательно разработанной программе аналитического исследования гипотезы могут классифицироваться по степени общности на гипотезы-основанияигипотезы-следствия.

Методический раздел программы включает в себя прежде всего определение обследуемой совокупности. Нужно решить очень важный вопрос: кого обследовать — весь изучаемый объект или его часть, т. е. решить, будет ли исследование сплошным или выборочным.

Понятие генеральной и выборочной совокупностей. Весь изучаемый объект, которым чаще всего является какая-то группа людей, называется генеральной совокупностью. Часто группы бывают настолько многочисленными, что обследование каждого из членов группы становится невозможным, так как требует значительных затрат и времени.

Поэтому исследователь проводит выбор той части генеральной совокупности, которую он будет изучать. Отобранная часть называется выборочной совокупностью, или выборкой. Она не является любой частью изучаемого объекта и отбирается по особым правилам. Правильная выборка при обследовании должна давать данные, характеризующие всю генеральную совокупность.

В методическом разделе программы исследователь характеризует также используемые методы сбора первичной социологической информации, представляет логическую структуру инструментария для сбора информации, схемы ее обработки.

Основные методы социологического исследования 1 . Остановимся на основных методах социологического исследования. Наиболее популярным методом сбора первичной социологической информации является опрос. Известно, что опрос широко распространен в других отраслях знания и в практической деятельности (в медицине, в педагогике, в юриспруденции, в журналистике, в социальной работе и т. д.).

Специфика метода опроса состоит в том, что источником информации в данном случае выступает человек как непосредственный участник изучаемых явлений и процессов. Опрос предполагает вопрос и ответ. Опрашиваемого человека в социологии называют респондентом.

Опрос имеет две разновидности — анкетирование (письменный опрос) и интервью (устный опрос).

Разработка социологического инструментария. Анкетирование проводится по специально разработанному вопроснику (анкете), подготовка которого предполагает выполнение ряда правил и принципов формулирования и выстраивания вопросов и вариантов ответов. Вопросы, используемые в анкетах, различают прежде всего по содержанию. Это вопросы о фактах сознания, таких как мнения, пожелания, ожидания, оценки; о фактах поведения; о личности респондента.

Вопросы анкеты различаются и по форме. Они могут быть закрытыми и открытыми, прямыми и косвенными. Закрытые вопросы имеют полный набор вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Не всегда целесообразно задавать прямые вопросы, так как это может быть некорректным и остаться без ответа.

В данном случае формулируются косвенные вопросы, предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки личных действий или качеств респондента.

В зависимости о функции вопросы анкеты можно классифицировать как основные и неосновные.

Анкетирование дает возможность оперативно получить информацию об изучаемом явлении.

Интервьюирование предполагает непосредственный контакт исследователя и опрашиваемого. Интервьюер задает вопросы и фиксирует ответ. Эта разновидность опроса предполагает больше времени и средств, чем анкетирование.

Различают три основных вида интервью. Формализованное интервью — это общение интервьюера и респондента по строго разработанному вопроснику и плану; фокусированное интервью предполагает меньшую стандартизацию поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Свободное интервью проводится по заранее определенной теме, но без предварительно разработанного опросника и плана. Оно носит характер свободной беседы.

Метод наблюдения в социологии — это направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование изучаемых социальных явлений, процессов, событий. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации наблюдение может быть включенным и невключенным. Важнейшее достоинство наблюдения состоит в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемого явления и позволяет исследователю непосредственно воспринимать его, фиксировать. Это создает предпосылки для объективного изучения проблемы. Вместе с тем, метод наблюдения не позволяет масштабно охватить явление, требует много времени и сил.

Широко применяется в социологии метод анализа документов. К документам в данном случае относятся различные печатные и рукописные материалы, теле-, кино-, фотоматериалы, звуковые записи, а также материалы, имеющиеся на новых носителях информации. По статусу различают документы официальные и неофициальные; по форме изложения — письменные, вербальные, статистические и др.

Выделяют два основных вида анализа документов: 1) качественный, или традиционный, суть которого в углубленном логическом исследовании содержания документа; 2) формализованный анализ документов, называемый контент-анализом. Контент-анализ проводится по особым правилам и позволяет довольно быстро обработать большое количество источников информации.

Социологическое измерение. Подготовка инструментария исследования связана с поиском и использованием таких фактов, которые могли бы служить количественной характеристикой изучаемых социальных явлений. Это называется социологическим измерением.

Измерение проводится на основе интерпретации основных понятий и их операционализации, которые проясняют, о чем собирается информация, в какой форме и о чем надо спрашивать респондентов. Все факты (предметы, события, поступки, оценки, суждения), которые используются для социологического измерения, называются индикаторами. Они являются основой для формулирования вопросов анкеты. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в анкете могут выступать в качестве вариантов ответов на вопросы. Они располагаются в той или иной последовательности и составляют шкалу измерения.

Основные типы шкал. Шкалирование — это расположение вариантов ответов на вопросы в определенном порядке. В социологических исследованиях применяется три основных типа шкал: номинальные, ранговые и интервальные.

При помощи номинальной шкалы измеряют преимущественно объективные признаки респондентов (пол, семейное положение, профессия и т. д.).

Ранговая шкала основана большей частью на субъективных индикаторах, выражающих отношение респондентов к кому-либо, чему-либо. Позиции ранговой шкалы располагаются в строгом порядке от наиболее к наименее значимой или наоборот.

Интервальная шкала отличается тем, что в ней варианты ответов выражаются числовыми интервалами, характеризующими, например, возраст, стаж работы, учебы и т. д. 1 .

Социологическое исследование представляет собой совокупность особых процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные знания об изучаемом явлении или процессе.

Характер исследования зависит от его цели и задач, глубины, масштабности и сложности. Различают разведывательные, описательные, аналитические, разовые и повторные, международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные и др. исследования.

Этапы исследования включают его подготовку, сбор первичной информации, ее обработку и анализ, подготовку отчета, формулирование выводов и рекомендаций.

В программе социологического исследования обосновывается проблема, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, осуществляется логический анализ основных понятий, выдвигаются гипотезы, определяется выборка, процедура сбора и анализа данных, излагается стратегический план исследования.

Читайте также:
Программа обеспечения качества определение

К основным методам социологического исследования относятся следующие: анализ документов, опрос, наблюдение.

Социологическое измерение предполагает поиск и использование таких фактов, которые служат количественной характеристикой изучаемых социальных явлений. Эти факты называются индикаторами.

Шкалирование — это расположение вариантов ответов на вопросы в анкете в определенном порядке. Основные типы шкал: номинальная, ранговая, интервальная.

Источник: studfile.net

Методы социологического исследования

Социологическое исследование

Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования:

  • разведывательное;
  • описательное;
  • аналитическое.

Разведывательное исследование — наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:

  • на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;
  • для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;
  • в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.

В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фокус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).

Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обращаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс социологических методов, которые дополняют друг друга, — различные формы опроса, анализ документов, наблюдение.

Социальный эксперимент является разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.

Социологическое исследование предполагает определенную последовательность этапов.

На первом этапе формируется программа исследования: формулируются цель исследования, ее задачи, план, гипотеза на основе актуальности выбранной проблематики, определяются методы сбора информации, способы ее обработки, сроки проведения исследования и т.д.

На втором этапе социологического исследования осуществляется непосредственный сбор первичной информации. При этом могут применяться различные методы сбора информации — социологический опрос в форме анкетирования или интервьюирования; контент-анализ (записи исследователей, выписки из документов и другие сведения, полученные из различных источников документального характера); наблюдение, эксперимент и др.

На третьем этапе производится цифровая (электронная) обработка полученной информации, собранной в ходе социологического исследования на основе специальных компьютерных программ.

На четвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Виды методов социологического исследования

В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1

Рис. 1. Классификация социологического исследования.

Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

  • анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;
  • интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное полей позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.

Источник: www.grandars.ru

Презентация на тему Программа и методы прикладных исследований

Что такое программа прикладного социологического исследования?Программа – этодокумент, содержащий теоретическое и методическое и организационно-техническое обоснование научного исследования модель деятельности исследователя, содержащая описание предпосылок и этапов деятельности

  • Главная
  • Разное
  • Программа и методы прикладных исследований

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Программа и методы прикладных исследований
Понятие и структура программы прикладного исследования
Методы

сбора информации в прикладных исследованиях. Опросные методы
Методы сбора информации в

прикладных исследованиях. Не опросные методы
Анализ результатов исследования

Программа и методы прикладных исследованийПонятие и структура программы прикладного исследованияМетоды сбора информации в прикладных исследованиях. Опросные методыМетоды

Слайд 2Что такое программа прикладного социологического исследования?
Программа – это
документ, содержащий теоретическое

и методическое и организационно-техническое обоснование научного исследования
модель деятельности исследователя,

содержащая описание предпосылок и этапов деятельности

Читайте также:
Планирование программы участка технического обслуживания и ремонта автомобилей

Что такое программа прикладного социологического исследования?Программа – этодокумент, содержащий теоретическое и методическое и организационно-техническое обоснование научного исследования

Слайд 3Виды исследований

Виды исследований

Слайд 4Структура программы
Теоретический (методологический раздел)
Описание проблемной ситуации
Формулировка основной проблемы или проблем
Определение

цели
Задачи исследования
Объект изучения
Предмет исследования
Интерпретация базовых понятий
Гипотезы исследования
Методический раздел
Обоснование выборки
Обоснование методов

сбора и анализа информации

Организационный раздел
План-график работы по проекту
Бюджет проекта

Структура программыТеоретический (методологический раздел)Описание проблемной ситуацииФормулировка основной проблемы или проблемОпределение целиЗадачи исследованияОбъект изученияПредмет исследованияИнтерпретация базовых понятийГипотезы исследованияМетодический

Слайд 5Теоретический раздел программы
Проблемная ситуация – противоречия, возникающие в процессе функционирования

социального объекта
Формулировка проблемы – научное отображение проблемной ситуации
Объект – социальные

Теоретический раздел программыПроблемная ситуация – противоречия, возникающие в процессе функционирования социального объектаФормулировка проблемы – научное отображение проблемной

Слайд 6Методический раздел программы. Обоснование выборки
Генеральная совокупность – объект исследования, локализованный

во времени и пространстве
Выборочная совокупность (выборка) – микромодель генеральной совокупности,

определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу
Репрезентативность – свойство выборки отображать основные характеристики генеральной совокупности, допустимая погрешность, отклонение от параметров генеральной совокупности в пределах 5%
Объем выборки – обычно 2000-2500 для общероссийских опросов; 1000 для региональных опросов. Рассчитывается на основе базовых показателей генеральной совокупности

Методический раздел программы. Обоснование выборкиГенеральная совокупность – объект исследования, локализованный во времени и пространствеВыборочная совокупность (выборка) –

Слайд 7Виды выборок
Вероятностная
(случайная)
Механическая
Шаг = V ген. Совок./ V выборки
Многоступенчатая
На первом этапе

отбираются населенные пункты,
затем – организации и подразделения,
на последнем этапе проводится

сплошной опрос респондентов

Целенаправленная
Квотная выборка опирается на базовую статистику генеральной совокупности, в соответствии с которой рассчитываются доли различных групп в выборке
Метод основного массива – опрашивается 2/3 или ¾ респондентов, входящих в генеральную совокупность

Объем выборки (5% ошибка)

Виды выборокВероятностная(случайная)МеханическаяШаг = V ген. Совок./ V выборкиМногоступенчатаяНа первом этапе отбираются населенные пункты,затем – организации и подразделения,на

Слайд 8Измерение социальных явлений и процессов
Процесс измерения в общем виде является

квантификацией свойств изучаемых социальных явлений, т.е присвоением им числовых значений

по заданным правилам.
Измерение представляет определенные свойства социальных явлений в виде чисел, поддающихся суммированию, сравнению и т.д.
Количественные характеристики социальных явлений, используемые для социологического измерения, называют индикаторами.

Измерение социальных явлений и процессовПроцесс измерения в общем виде является квантификацией свойств изучаемых социальных явлений, т.е присвоением

Слайд 9Типы шкал и их основные характеристики

Типы шкал и их основные характеристики

Слайд 10Требования к шкалам

Шкала, использующаяся для измерения социальных явлений должна

удовлетворять требованиям валидности и надежности.
Валидность —

это правильность, корректность измерения. Она зависит от правильности выбора индикатора и характеризует тот факт, что измеряется именно то свойство социального явления, которое намерен измерить исследователь.
Надежность – мера стабильности, устойчивости шкалы. Она обеспечивает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении при многократном повторном измерении.
Конструируя шкалы для измерения следует также помнить о таких критериях как полнота и чувствительность шкалы.
Требование полноты шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все возможные значения индикатора.
Критерий чувствительности шкалы связан с ее способностью измерять свойства изучаемых явлений с той или иной степенью точности, что непосредственно зависит от дробности градуирования шкалы. Чем больше позиций содержит шкала, тем более она чувствительна.

Требования к шкалам Шкала, использующаяся для измерения социальных явлений должна удовлетворять требованиям валидности и надежности.

Слайд 11Методы сбора информации в прикладных исследованиях. Опросные методы. Классификация опросов

Методы сбора информации в прикладных исследованиях. Опросные методы. Классификация опросов

Слайд 12Анкетный опрос. Структура анкеты
Вводная часть
Информация об организации, которая проводит исследование
Обращение

к респонденту (Дорогие россияне!)
Тема, цель исследования
Инструкция по заполнению

анкеты
Гарантии анонимности
Благодарность за участие в опросе
Место и дата проведения опроса

Анкетный опрос. Структура анкетыВводная частьИнформация об организации, которая проводит исследованиеОбращение к респонденту (Дорогие россияне!) Тема, цель

Слайд 13Структура анкеты. Основная часть. Классификация вопросов

Структура анкеты. Основная часть. Классификация вопросов

Слайд 14Структура анкеты Заключительная часть. Сведения о респонденте
Характеристики респондента
Общие:
Пол
Возраст
Образование
Место жительства
Специальные:
Среднедушевой доход
Должность
Социальный статус
Национальность

и т.д.
Выбор характеристик
респондента

должен быть ориентирован

на возможность проверки основных гипотез, выявление отличий между группами входящими в генеральную совокупность

Структура анкеты Заключительная часть. Сведения о респондентеХарактеристики респондентаОбщие:ПолВозрастОбразованиеМесто жительстваСпециальные:Среднедушевой доходДолжностьСоциальный статусНациональность и т.д.Выбор характеристик респондента

Слайд 15Принципы конструирования анкеты
Стремление к полноте реализации исследовательских задач

Учет специфики респондента

(анкета должна быть понятна неспециалисту)

Нейтральные формулировки вопросов

Однозначность интерпретации вопросов

факторов (анкета должна начинаться и заканчиваться более простыми вопросами)

Пример опроса жителей Республики Карелия:
http://www.gov.karelia.ru/interview/vote_new.php?VOTE_ID=9

Принципы конструирования анкетыСтремление к полноте реализации исследовательских задачУчет специфики респондента (анкета должна быть понятна неспециалисту)Нейтральные формулировки вопросовОднозначность

Слайд 16Опросные методы. Сравнение анкетирования и интервью

Опросные методы. Сравнение анкетирования и интервью

Слайд 17Опросные методы. Интервью

Опросные методы. Интервью

Слайд 18Экспертный опрос
Экспертный опрос – это опрос специалистов, наиболее компетентных в

теме исследования
Экспертный опрос помогает исследователям в формулировке гипотез, разработке прогнозов

развития различных сфер жизни общества, интерпретации тех или иных социальных процессов, выработке способов и методов решения социальных проблем.
В опросниках для экспертов, как правило преобладают открытые вопросы, позволяющие специалистам наиболее полно выразить свое мнение и привести аргументы для обоснования своей точки зрения.
Критерии и методы отбора экспертов:
Главный критерий отбора – компетентность
Объективные характеристики – род занятий, стаж работы, образование, квалификация, публикации по теме исследования, индекс цитирования
Метод самооценки – экспертам предлагается оценить свой уровень теоретического знания проблемы, практический опыт и способность предвидеть логику событий по трехбалльной шкале – «высокий» (1), «средний» (0,5), «низкий» (0). Полученная сумма делится на три и высчитывается коэффициент компетентности
Метод коллективной оценки – основан на мнении коллег, представителей того или иного профессионального сообщества.
Группа экспертов , отобранных для опроса может быть небольшой по численности – от 5 до нескольких десятков человек. Важно не количество экспертов. а возможность представить разнообразие компетентных оценок тех или иных социальных явлений.

Экспертный опросЭкспертный опрос – это опрос специалистов, наиболее компетентных в теме исследованияЭкспертный опрос помогает исследователям в формулировке

Слайд 19Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный
для хранения и передачи

информации
Не опросные методы сбора информации.
Анализ документов

Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенныйдля хранения и передачи информацииНе опросные методы сбора информации. Анализ документов

анализа
Выборка документов
Выделение смысловых единиц анализа
Определение категорий и подкатегорий счета
Составление схемы анализа
Составление отчета по результатам анализа

Методы анализа документов

Слайд 21Наблюдение – направленное систематическое непосредственное визуальное восприятие и регистрация социальных

явлений, значимых с точки зрения целей исследования
Основные характеристики научного наблюдения:

1. Целенаправленность 2. Систематичность
3. Планомерность 4.Наличие элементов контроля
Преимущества наблюдения:
Возможность собирать информацию независимо от желания и возможности респондентов отвечать на вопросы
Недостатки наблюдения:
Возможность субъективного искажения
Невозможность повторного наблюдения

Не опросные методы. Метод наблюдения

Наблюдение – направленное систематическое непосредственное визуальное восприятие и регистрация социальных явлений, значимых с точки зрения целей исследованияОсновные

Слайд 22Классификация наблюдений

Классификация наблюдений

Слайд 23Эксперимент – способ получения информации об изменении количественных и качественных

показателей социального объекта в результате воздействия некоторых управляемых и контролируемых

факторов
Экспериментальные переменные:
— управляемые (независимые)
— зависимые

Не опросные методы.
Метод социального эксперимента

Эксперимент – способ получения информации об изменении количественных и качественных показателей социального объекта в результате воздействия некоторых

Слайд 24Анализ результатов исследования. Опросные методы
Собранные

с помощью различных методов данные сами по себе не позволяют

сделать обобщающие выводы, проверить гипотезы, выявить тенденции и т.д. Их необходимо представить в виде обобщенных статистических показателей, которые следует проанализировать и интерпретировать.
Рассмотрим этапы анализ результатов исследования, полученных методом анкетного опроса.
Прежде всего, полученные в анкетном опросе данные необходимо закодировать и внести в компьютерную базу данных. Для этого можно использовать различное программное обеспечение. Чаще всего, это программы SPSS и EXEL.
Каждой анкете присваивается индивидуальный номер и содержащиеся в ней данные набиваются в одну строку. В результате создается таблица данных, где в верхних столбцах представлены вопросы анкеты, а каждая строка содержит ответы на эти вопросы, данные в одной конкретной анкете.
В закрытых вопросах варианты ответов уже отмечены числовым кодом. Варианты ответов на открытые вопросы необходимо закодировать, предварительно сделав для них классификацию, объединив в группы и присвоив каждой группе числовое значение.

Анализ результатов исследования. Опросные методы Собранные с помощью различных методов данные сами по

Слайд 25Представление данных в виде простой таблицы
В результате компьютерной обработки базы

данные опроса могут быть представлены в различных обобщенных формах –

в виде группировок и рядов распределения признаков.
Составление таблиц не является отдельным видом математической операции. Они являются формой отображения рядов распределения. Наиболее простая форма таблицы — перечневая таблица, которая составляется на основании ряда распределения по одному признаку

Табл. 1 Распределение респондентов по типам муниципальных образований

Представление данных в виде простой таблицыВ результате компьютерной обработки базы данные опроса могут быть представлены в различных

Слайд 26Представление данных в виде таблицы сопряженности
Более сложной формой таблицы является

комбинационная таблица или таблица сопряженности. Она отображает распределения по двум

или более признакам.
Табл. 2 Планируемый уровень образования в зависимости от типа поселения (%)

Представление данных в виде таблицы сопряженностиБолее сложной формой таблицы является комбинационная таблица или таблица сопряженности. Она отображает

Слайд 27Графический способ представления данных
Диагр. 1 Частота

посещения дискотек в зависимости от пола и времени исследования
Графический способ

представления социологических данных применяется в целях наглядности.
Наиболее часто данные опроса изображаются в виде гистограмм.

Наряду с таблицами и диаграммами, необходимо также дать словесную интерпретацию данных, показать центральную тенденцию распределения признаков, сравнить распределение признаков в различных группах и т.д.

Источник: theslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru