Методы экологических исследований программа

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Современные формы и методы экологических исследований

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

— формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Методы экологических исследований

Как мы уже отмечали, эколо­гия изучает как отдельные особи (аутэкология), так и их популяции (демэкология) и сообщества (синэкология). Многообразие свя­зей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обу­словливает разнообразие путей и способов изучения экологических явлений.

Первостепенное значение для эколога имеют полевые исследова­ния, т. е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной об­становке, непосредственно в при­роде.

Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию опреде­ленного комплекса экологических факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.

Однако наблюдения в естест­венной обстановке не могут дать точного ответа на некоторые во­просы, например, какой конкретно фактор среды определяет характер жизнедеятельности особи, популяции, сообщества, как он влияет на их функционирование. На эти вопросы можно ответить с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе явлений, взаимосвязей и взаимоотношений. В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Следует иметь в виду, что вы-
воды, полученные в ходе лабораторного эксперимента, обязательно должны быть проверены в природе.

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что в эксперименте организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно строго фиксировать и дозировать тот или иной экологический фактор. Вообще в экологическом эксперименте очень трудно воспроизвести весь комплекс природных условий, но изучить влияние отдельных факторов на организм, популяцию или сооб-
щество возможно.

Полевые экологические исследования обычно подразделяются
на маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные.

Маршрутные методы используются для выяснения присутствия тех или иных жизненных форм организмов, экологических групп, фитоценозов и т. п., их разнообразия и встречаемости на исследуемой территории.

Основными приемами являются: прямое наблюдение, оценки со-
стояния, измерение, описание, составление схем и карт.

К стационарным методам относятся приемы длительного (сезонного, круглогодичного или многолетнего) наблюдения за одними и теми же объектами, требующие неоднократных описаний, замеров, измерений наблюдаемых объектов. Стационарные лабораторные методики. Характерным примером стационарного метода является мониторинг (наблюдение, оценка, прогноз) со-
стояния окружающей среды.

Описательные методы являются одними из основных в
экологическом мониторинге. Прямое, непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, фиксирование динамики их состояния во времени и оценка регистрируемых изменений позволяют прогнозировать возможные процессы в природной среде.

Экспериментальные методы объединяют различные приемы прямого вмешательства в обычное, естественное состояние исследуемых объектов. Производимые в эксперименте наблюдения, описания и измерения свойств объекта обязательно сопоставляются с его же свойствами в условиях, не задействованных в эксперименте (фоновый эксперимент).

Для современных экологических исследований характерно то,
что они основываются на количественной оценке изучаемых объектов и явлений.

Например, при изучении растительных сообществ проводятся
описания пробных площадей и учетных площадок, оценка хозяйственной роли сообществ, оценка площади выявления (т. е. минимальной площади, на которой выявляются все наиболее существенные особенности изучаемого
сообщества), геоботаническое картирование и т. д. При экологическом изучении животных анализируются закономерности миграций и размещения популяций, а также многие другие показатели: частота встречаемости, обилие, доминирование, биомасса, продукция, удельная продукция.

В последнее время широкое распространение получил метод
моделирования экологических явлений, т. е. имитация в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой при­роде.

Так, в «модельных условиях» были осуществлены многие химические реакции, протекающие в растении при фотосинтезе. В некоторых областях биологии и экологии широко применяются так называемые «живые модели». Несмотря на то, что различные организмы отличаются друг от друга, многие физиологические процессы в них протекают практически одинаково. Поэтому изу­чать их удобно на более простых существах. Они-то и становятся живыми моделями. Например, в качестве модели для изучения обмена веществ может служить зоохлорелла — одноклеточные микроскопические водоросли, которые быстро размножаются в искусственных условиях, а для исследования внутриклеточных процессов используются гигантские растительные и животные клетки и т. д.

Читайте также:
Как получить свидетельство на программу для эвм через Госуслуги

В настоящее время все шире используется компьютерное мо­делирование экологических ситуаций.

Вопросы и задания

1.Что называется мониторингом состояния окружающей среды?

2.Дайте характеристику основным уровням мониторинга: био- экологическому, геоэкологическому, глобальному биосферному.

4.Приведите примеры различных методов экологических иссле­дований.

Лаборатория экологических исследований

Описание геологического обнажения. Исследовательский проект.

Изучение видового состава и численности грибов. Исследовательский проект.

Зимний маршрутный учет млекопитающих. Исследовательский проект.

Изучение лишайников и лихеноиндикация.

Изучение зообентоса и оценка экологического состояния реки.

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

Хостинг презентаций

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

1. Введение. Предмет экологии

А.С. Степановских
Экология. Учебник для вузов
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 703 с.

1. Введение. Предмет экологии

1.4. Методы экологических исследований

Основные методы экологических исследований: полевые, экспериментальные исследования с использованием экосистемного подхода, изучения сообществ (синэкология), популяционного подхода (демэкология), анализ местообитаний, эволюционного и исторических подходов.

Экосистемный подход. При экосистемном подходе в центре внимания исследователя-эколога являются поток энергии и круговорот веществ между биотическим и абиотическим компонентами экосферы. Наибольший интерес представляет установление функциональных связей, таких, как цепи питания, живых организмов между собой и с окружающей средой. Все связи оцениваются по их воздействию на установленный объект (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Схема экологического (экосистемного) подхода

Экосистемный подход выдвигает на первый план общность организации всех сообществ, независимо от местообитания и систематического положения входящих в них организмов. Это подтверждается простым сравнением водной и наземной экосистем. При резком различии в среде обитания и в образующих систему видах здесь четко просматривается сходство структуры и функциональных единиц этих двух экосистем.

В экосистемном подходе находит приложение концепция саморегуляции (гомеостаза), из которой становится ясно, что нарушение регуляторных механизмов, например в результате загрязнения среды, может привести к биологическому дисбалансу. Экосистемный подход важен при разработке стратегии развития сельского хозяйства.

Изучение сообществ. При изучении сообществ исследуют растения, животных и микроорганизмы, которые обитают в различных биотических единицах, таких, как лес, луг, пустошь. Основное внимание уделяется определению и описанию видов, изучению факторов, ограничивающих их распространение. Одним из аспектов подобных исследований является получение научных данных о сукцессиях и климаксовых сообществах, что весьма важно для решения вопросов рационального использования природных ресурсов.

Популяционный подход. В современных популяционных исследованиях используются математические модели роста, самоподдержания и уменьшения численности тех или иных видов. Построение моделей связано с такими понятиями, как рождаемость, выживаемость и смертность. Популяционный подход обеспечивает теоретическую базу для понимания вспышек численности вредителей и паразитов, имеющих значение для медицины и сельского хозяйства, дает возможность борьбы с ними применением биологических методов, например использование хищников и паразитов вредителя, позволяет оценить критическую численность вида, необходимую для его выживания. Это особенно важно при организации заповедников, ведении сельского и охотничьего хозяйства, а в теоретическом плане — при изучении вопросов эволюционной и исторической экологии.

Изучение местообитаний. Анализ местообитания особо выделяют в связи с удобством проведения исследований. Он широко распространен в полевых исследованиях, так как местообитания легко поддаются классификации. Здесь изучают биотические компоненты экосистемы, основные факторы окружающей среды — эдафические, топографические и климатические, такие, как почва, вода, влажность, температура, свет и ветер. Анализ местообитаний имеет тесные связи с экосистемным подходом и изучением сообществ.

Эволюционный подход. Важный материал о характере вероятных будущих изменений мы можем получить, изучая, как экосистемы, сообщества, популяции и местообитания менялись во времени. Эволюционная экология рассматривает изменения, связанные с развитием жизни на Земле, позволяет понять основные закономерности, которые действовали в экосфере до того момента, когда важным экологическим фактором, влияющим на большинство организмов и на физическую среду, стала деятельность человека. Эволюционный подход в исследованиях позволяет реконструировать экосистемы прошлого, используя палеонтологические данные (анализ пыльцы, ископаемые остатки и т. д.) и сведения о современных экосистемах.

Исторический подход. Историческая экология изучает изменения, связанные с развитием человеческой цивилизации и технологии, их возрастающее влияние на природу, охватывая период от неолита до наших дней. Используя исторические подходы, можно выявлять долговременные экологические тенденции, которые установить только путем изучения современных экосистем невозможно. Таковы, например, изменения климата, конвергентная эволюция, расселение видов растений и животных. Исторический подход дает больше новых теоретических идей в сравнении с анализом местообитаний.

В последнее десятилетие XX в. успехи техники дали возможность на количественном уровне изучать большие, сложные системы, такие, как экологические. Необходимыми инструментами для этого послужили метод меченых атомов, новые физико-химические методы (спектрометрия, колориметрия, хромотография), дистанционные методы зондирования, автоматический мониторинг, математическое моделирование и т.д. Это позволило ученым разных стран, работающим с 1964 г. по общей Международной биологической программе (МБП), подсчитать максимальную биологическую продуктивность всей нашей планеты или тот природный фонд, которым располагает человечество, и максимально возможные нормы изъятия продукции для нужд растущего населения Земли. Конечной целью МБП было выявление качественного и количественного распределения и воспроизводства органического вещества в интересах использования их человеком. Итоги работы ученых по МБП поставили перед современным обществом актуальнейшую задачу предотвращения возможных нарушений биологического равновесия в масштабах всей планеты.

Источник: ekolog.org

Методы экологических исследований

Методы экологических исследований icon

Авторы: к.б.н., доцент, доцент кафедры ботаники и микробиологии О.А.Маракаев, к.б..н., доцент, доцент кафедры ботаники и микробиологии Г.В.Кондакова.

1. Дисциплина «Методы экологических исследований» обеспечивает формирование компетенций, приобретение знаний и умений в соответствии с ФГОС ВПО. Целью ее преподавания является ознакомление студентов с основными методами, используемыми в современных экологических исследованиях, овладение некоторыми из них; изучение и последующее приме­нение студентами современных методологических подходов к решению проблемы обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой, а также к проблеме обеспечения и контроля качества окру­жающей среды; принципы организации биологических методов контроля и диагностики качества окружающей среды; методы количественной и качественной оценки уровней токсического заг­рязнения природных, сточных, подземных и др. водоисточников, почвы, продуктов питания и т.п.

Читайте также:
Программа когда все дома последний выпуск

2. Дисциплина «Методы экологических исследований» относится к числу профессиональных дисциплин вариативной части и является профильной дисциплиной. Она основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении профессиональных дисциплин «Биология», «Ботаника», «Зоология», «География», «Биоразнообразие», «Основы ФЧЖ», «Общая экология», «Математические методы исследований», «Экологический мониторинг», «Оценка воздействия на окружающую среду», «Основы природопользования». Знания и навыки, приобретенные студентами при изучении дисциплины «Методы экологических исследований» используются студентами в профессиональной научно-исследовательской и производственной деятельности.

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

основные микробиологические индикаторы состояния природных и техногенных систем;

альгологические и лихенологические показатели антропогенного влияния;

специфику изменений основных жизненных функций растений при стрессовых воздействиях;

функциональные особенности стресса на уровне клетки, ткани, органа и организма растения; возможности использования живых организмов (микроорганизмы, водоросли, лишайники, высшие растения) и природных ценозов для биоиндикации, мониторинга и экспертизы;

о применении микробиологических, альгологических, физиологических и морфолого-анатомических методов для решения поставленных задач;

об изменении свойств микробной составляющей экосистем при антропогенном воздействии;

об адаптационных изменениях низших растений при загрязнении окружающей среды;

о физиологических реакциях высших растений на антропогенные стрессовые нагрузки;

об особенностях влияния загрязнений различной природы на отдельные водные организмы и гидробиоценозы, о подходах к оценкам качества водной среды и методах водной токсикологии и биотестирования;

основные группы загрязнителей, источники поступления загрязняющих веществ в водную среду, основные процессы на­рушения регуляции функций живого организма, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды и пределы токсикорезистентности гидробионтов;


    нормативные и методические документы по биологическим методам контроля и диагностики окружающей среды;

применять экологические методы исследований для оценки состояния окружающей среды по изучаемым объектам;

давать характеристику происходящих процессов в природных и техногенных системах по индикаторным микроорганизмам и их активности;

выявлять чувствительность основных процессов жизнедеятельности растений к определенным видам и концентрациям внешних факторов;

давать заключение, сопоставляя полученные результаты с аналогичными данными в зонах, не испытывающих антропогенного воздействия.


    осуществлять отбор проб природных объектов, предварительную подготовку, консервацию и хранение;

методами сбора биологических объектов при проведении экологических исследований;

методами выявления различных видов загрязнителей в окружающей среде с помощью микроорганизмов;

методами обследования различных объектов микробиологическими методами для характеристики качества среды обитания;

методами определения доминирующих видов в ценозе;

методами расчета индекса сапробности по индикаторным организмам;

методами определения фотосинтетической активности водорослей;

методами определения физиологического состояния и морфологической изменчивости лишайников под влиянием факторов внешней среды;

эколого-физиологическими методами исследования растений;

методами определения физиологического состояния растений в условиях техногенного стресса;

методами обработки, анализа и синтеза экологической информации;


    основными и перспективными методами биологического тестирования уровня токсического загрязнения природных вод, методами водной токсикологии;

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

5. Содержание дисциплины:

№ п/п Раздел дисциплины
1 Методология и методы науки. Соблюдения принципов биоэтики при проведении научных исследований.
2 Методы сбора и обработки научной информации. Планирование исследования, эксперимента.
3 Правила оформления отчетов о проведенных изысканиях и ис-следованиях. Правила написания научных статей, квалификационных работ.
4 Экологические принципы исследования физиологических параметров растений
5 Исследование параметров фотосинтетического аппарата растений как индикатора действия антропогенных факторов
6 Исследование параметров водного обмена растений как индикатора устойчивости к стрессовым воздействиям
7 Исследование параметров минерального обмена растений как индикатора действия антропогенных факторов
8 Исследование параметров роста и развития растений при действии химических стрессоров
9 Микробиологические методы оценки экологического состояния воздушной среды при антропогенном воздействии
10 Микробиологические методы индикации нарушений водных экосистем при различных видах антропогенного воздействия
11 Альгологические методы определения уровня воздействия различных антропогенных факторов на водоемы
12 Лихенологические методы исследования загрязнения воздушной среды
13 Биотестирование как система методов токсикологической экспресс-оценки качества природных сред (воды, воздуха, почв).
14 Определение, цели, задачи, области применения, место биотестирования в эколого-токсикологическом мониторинге водных объектов. Роль биотестирования для оценки качества воды в процессе самоочищения водоемов от загрязнения.
15 Организация биотестирования. Содержание и выращивание основных тест-культур гидробионтов. Типы реакций тест-организмов на воздействие загрязняющих веществ.
16 Основные методы биотестирования, применяемые для государственного экологического контроля.
17 Биотестирование как система методов токсикологической экспресс-оценки качества природных сред (воды, воздуха, почв).
18 Определение, цели, задачи, области применения, место биотестирования в эколого-токсикологическом мониторинге водных объектов. Роль биотестирования для оценки качества воды в процессе самоочищения водоемов от загрязнения.
19 Организация биотестирования. Содержание и выращивание основных тест-культур гидробионтов. Типы реакций тест-организмов на воздействие загрязняющих веществ.
20 Основные методы биотестирования, применяемые для государственного экологического контроля.
21 Биотестирование как система методов токсикологической экспресс-оценки качества природных сред (воды, воздуха, почв).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1.Бязров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге / Л.Г. Бязров.- М.: Научный Мир, 2002.-336с.

2.Ирбе И.К., Маракаев О.А. Физиология растений. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2006. 55 с.

3.Кондакова Г.В. Санитарная микробиология: Текст лекций /Г.В. Кондакова; Яросл.гос.ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 84 с.

4.Кондакова Г.В. Биоиндикация. Микробиологические показатели: Учебное пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2007.– 136 с.

5.Биотестирование. Методические указания. Сост.: Е.В.Рябухина, С.Л.Зарубин. — Ярославль: ЯрГУ, 2006. 47 с.

б) дополнительная литература:

Биоиндикация. Микробиологические показатели: лаб. занятия для студентов-экологов (бакалавров): Метод. указания / Сост. Н.В. Верховцева, Г.В. Кондакова. Ярославль, 1998. – 32 с.

Биологическая индикация по низшим растениям: Метод. указания к лабораторному практикуму для студентов-экологов/ сост. О. Г. Воропаева; Яросл. гос. ун-т. 1999

Биоиндикация растений: физиологические аспекты. Метод. указания / Сост. О.В. Титова, О.А. Маракаев.

Ярославль: ЯрГУ, 2000. 28 с.

Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. Ч. 1. 208 с.

Читайте также:
Программа мой класс как пользоваться

Биоиндикация загрязнений наземных экосистем: Пер. с нем./ Под ред. Р.Шуберта. — М.: Мир, 1988. — 350 с.

Вопросы сравнительной физиологии и разработка теоретических основ биотестирования. Сб. науч. тр. Отв. ред. Г.Е. Сабуров. — Ярославль, 1986. — 127 с.13.

Жмур Н.С. Государственный и производственный контроль токсичности вод методами биотестирования в России. М.: Международный Дом Сотрудничества, 1997. — 117 с.

Король В.М. Исследование элодеи для биотестирования качества водной среды. — М., 1985.

Лукьяненко В.И., Карпович Т.А. Биотестирование на рыбах токсичности сточных вод (метод. рекомендации). — Рыбинск, 1989, 95 С.

Методические указания по установлению эколого-рыбохозяйственных нормативов (ПДК и ОБУВ) загрязняющих веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение. М.: ВНИ­РО, 1998. -145 с.

Методическое руководство по биотестированию воды. — М.: Госкомприрода СССР, 1991. РД-118-02-90.

Методы биотестирования вод. Черноголовка, 1988.

Самоочищение воды и миграция загрязнений по трофической цепи. Сб. ст. Отв. ред. М.М. Телитченко. — М: Наука,1984.- 183 с.

Самоочищение воды и формирование качества воды: Сборник трудов. — М.: Наука, 1984. — С. 349.

Филенко О.Ф. Традиционное и новое в эколого-рыбохозяйственном нормировании./Токсикологический вестник, N 3, 1999. — С. 2-6.

Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.5.980-00) М.: ФЦ ГСЭН Минздрава России, 2000. — 22 с.

Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества: Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.4.1074-01). М.: ФЦ ГСЭН Минздрава России, 2001. — 80 с.

Санитарно-эпидемиологические требования качеству почвы. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.7.1287-03) М.: ФЦ ГСЭН Минздрава России, 2003. — 22 с.

Альтергот В.Ф. Действие повышенной температуры на растение в эксперименте и природе. М.: Наука, 1981. 57 с.

Биоиндикация и биомониторинг. М.: Наука, 1991. 288 с.

Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под. ред. Р. Шуберта М.: Мир, 1988. 350 с.

Бухарин О.В., Дерябин Д.Г., Луда А.П., Немцова Н.В. Способ биоиндикации воздушной среды. Авторское свидетельство № 4848431/13 от 05.07.90. — 10 с.

Влияние физических и химических факторов на рост растений. Казань: КГПИ, 1987. 167 с.

Водоросли. Справочник. Киев. Наукова Думка. 1989. 606 с.

Воейков А.И. Газоустойчивость растений. Новосибирск: Наука, 1980. 134 с.

Волынец А.П. Взаимодействие эндогенных регуляторов роста и гербицидов. Минск: Наука и техника, 1980. 144 с.

Дмитриев А.И. Биоиндикация. Н. Новгород: НГПУ, 1996. 33 с.

Добровольская Т.Г. Структура бактериальных сообществ почв. М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. – 282 с.

Загрязнение воздуха и жизнь растений / Под. ред. М. Трешоу Л.: Гидрометеоиздат, 1988. 534 с.

Культиасов И.М. Экология растений. М.: МГУ, 1982. 379 с.

Ботаника: в 4 т. Т. 1. Водоросли и грибы : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.А.Белякова, Ю.Т.Дьяков, К.Л.Тарасов. — М. : Издательский центр «Академия». 2006. — 320 с.

Лархер В.Л. Экология растений. М.: Мир, 1978. 383 с.

Лебедева Т.С., Сытнин К.М. Пигменты растительного мира. Киев: Наукова думка, 1986. 83 с.

Леонова Л.П., Ступина В.В. Водоросли в доочистке сточных вод. Киев, Наукова Думка. 1990. 183 с.

Мишустин Е.Н., Перцовская М.И., Горбов В.А. Санитарная микробиология почвы. М.: Наука, 1979. 304 с.

Регуляция жизнедеятельности растений химическими средствами. Ярославль: ЯрГУ, 1988. 115 с.

Рубенчик Л.И. Микроорганизмы — биологические индикаторы. — Киев: Наукова думка, 1972. — 163с.

Семерной В.П. Санитарная гидробиология: Учеб. пособие. Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2001. — 147 с.

Соколов О.А., Бубнова Т.В. Атлас распределения нитратов в растениях. Пущино, 1989. 68 с.

Структура и функционирование сообществ водных микроорганизмов. – Новосибирск: Наука, 1986. – 248 с.

Физиолого-биохимические механизмы повреждений и устойчивости растений. Новосибирск: Наука, 1981. 161 с.

Экологическая роль микробных метаболитов /Под ред. Д.Г. Звягинцева. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 240 с.

Эколого-физиологические исследования водорослей и их значения для оценки состояния природных вод. Ярославль, 1996. 187 с.

Гидробиологический мониторинг поверхностных вод. — Гидробиологический журнал. — 1991. — Т. 27, N 3 — С. 3 — 8.

Жмур Н.С. Токсикологический мониторинг источников загрязнения водных объектов. — Токсикологический вестник. — N 3. — 1999. — С. 7-13.

Касьяненко А.А. Контроль качества окружающей среды. М.: Изд-во РУДН, 1992.

Майстренко В.Н., Халитов Р.З., Будников Г.К. Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов. М.: Химия, 1996. — 319 с.

Тимофеева С.С. Активность окислительных ферментов как биотест для оценки токсичности природных и сточных вод// В кн.: Методы биоиндикации и биотестирования природных вод. Вып.1., Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

Тимофеева С.С., Бейм А.М. Роль макрофитов в обезвреживании фенолов// Водные ресурсы. — 1992. — 1. — С. 89-90.

Оценка и регулирование качества окружающей природной среды: Учеб. пособие для инженера-эколога/ Седлецкий В.И. и др. М.: Прибой, 1996. 348 с.

Фоштейн Л.М., Калинина Л.М. и др. Тест-система оценки мутагенной активности загрязнителей среды на Salmonella: Метод. указание. М., 1977. 101 с.

Якушкина Н.И. Физиология растений. М.: Владос, 2005. 463

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

При освоении дисциплины студенты активно используют электронные информационные ресурсы:

— поисковые системы библиографической информации:

Международная академическая издательская компания
«Наука – Интерпериодика» – http://www.maik.ru

Научная электронная библиотека – http://www.elibrary.ru

Поиск можно начать с этих страниц:

— сайты крупных органов научной информации и библиотек России, на которых бывает открыт полнотекстовый доступ к российским и зарубежным журналам:

Библиотека по естественным наукам РАН – http://www.benran. ru Библиотека Российской академии наук – http://www.csa. ru

Государственная Публичная Научно-техническая библиотека России – http://www.gpntb. ru

Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru

Российская национальная библиотека – http://www.nlr.ru

Центральная научная сельскохозяйственная библиотека –

— с описанием изданий (журналы, монографии, энциклопедии и пр.) крупных зарубежных научных издательств можно ознакомиться на их сайтах:

Cambridge University Press – http://www.journals.cup. org

Oxford University Press – http://www.oup.co .uk

Похожие:

Источник: dmee.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru