Методология и методы педагогических исследований программа

При проведении научно-педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

• исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;

• обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

• изучать явления в их развитии;

• изучать явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями;

• при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;

• методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;

• рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;

• не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способный нанести вред испытуемым, образовательно — воспитательному процессу.

Методология и методы педагогического исследования|Светлана Дорошенко

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез – мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез – это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение – это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

методы педагогического исследования

Обобщение – выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование – это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:

— методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);

— методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);

— методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

— методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум);

— методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение – метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:

• аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

• комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

• систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации – непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему – широкое (сплошное), когда фиксируются все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение может быть также включенным и не включенным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В не включенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны.

Читайте также:
Как называется программа самотестирования компьютера

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения в зависимости от того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:

а) в целостности;

б) в естественном функционировании;

в) в многогранных связях и проявлениях.

Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:

• активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;

• наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

• охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

• избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

• делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб». Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Применяются различные типы анкет:

– открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов;

– полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

– именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные – без указания автора ответов;

– полные и урезанные;

– пропедевтические и контрольные; и т.д.

Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере неслучайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

• письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся: классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.;

• статистические (информация в основном цифровая);

• иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

• фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

• технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

Μ. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, т.е. превращение качественных факторов в количественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

Читайте также:
Это программа для защиты компьютера или мобильного устройства от вредоносных программ термин вредно

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому метод называется также методом структурного анализа коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

Выше представлена дисциплина из дистанционного курса: Учитель-логопед. Дистанционная база знаний.

Вы можете приобрести модуль содержащий эту статью, сдать тест и получить сертификат участника на 3 часа.

Источник: logoprofy.ru

1 Лекция 8 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. — презентация

Презентация на тему: » 1 Лекция 8 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.» — Транскрипт:

1 1 Лекция 8 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

2 Понятие о методологии педагогики Методология — система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности

3 Уровни методологического знания (Э. Г. Юдин) : Философский — общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания Общенаучный — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин Конкретно-научный — совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной дисциплине Технологический — составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания

4 1. Общая методология педагогики Основные положения и принципы материалистической диалектики Закон единства и борьбы противоположностей, (процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся) Закон перехода количественных изменений в качественные, (увеличение педагогических воздействий приводит к улучшению их качества) Закон отрицания отрицания, (формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку)

5 1. Общая методология педагогики Основные категории материалистической диалектики Представления о зависимости педагогического процесса от социально- экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей Представления о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях

6 2. Специальная методология педагогики Устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него Особенности развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности Единство воспитания и самовоспитания личности

7 2. Частная методология педагогики Закономерности педагогики Принципы педагогики Методы обучения и воспитания

9 Основные методологические подходы в педагогике 2. Личностный подход Сущность: признает личность как продукт общественно- исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности ее — интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности

10 Основные методологические подходы в педагогике 3. Деятельностный подход. Сущность: Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности Задача воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия)

11 Основные методологические подходы в педагогике 4. Полисубъектный (диалогический) подход Сущность: Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг. », «с кем поведешься. ») Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе

12 Основные методологические подходы в педагогике 5. Культорологический подход Сущность: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры) Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества

13 Основные методологические подходы в педагогике 6. Этнопедагогический подход Сущность: Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей

Читайте также:
Как записать программу на несколько дисков

14 Основные методологические подходы в педагогике 7. Антропологический подход Сущность: Обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса

15 Выделенные методологические подходы педагогики позволяют: 1)определить ее действительные проблемы и способы их разрешения; 2)проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию); 3)реализовать гуманистическую парадигму образования. 1. Системный подход 2. Личностный подход 3. Деятельностный подход 4. Полисубъектный (диалогический) подход 5. Культорологический подход 6. Этнопедагогический подход 7. Антропологический подход

16 Методы педагогических исследований

17 Педагогические исследования Педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления В. М. Полонский

18 Педагогические исследования Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе Прикладные исследования это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики Разработки направлены на обоснование конкретных научно- практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения

19 Конечная цель педагогических исследований — установление закономерности в педагогических процессах Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития). Неповторимость Неоднозначность (т.к. влияют много причин) Методы педагогических исследований — пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие особенности: Педагогические исследования

20 Методика Это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала Метод исследования Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления Методология система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

21 Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта методы теоретического исследования математические и статистические методы

22 Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта Это способы исследования опыта организации образовательного процесса. Изучается опыт лучших педагогов, и опыт рядовых. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

23 Педагогические исследования методы теоретического исследования Это изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о воспитании; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

24 Педагогические исследования математические и статистические методы Применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Регистрация, ранжирование, шкалирование.

25 Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса Требования системного подхода таковы: 1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система. 2. Определяется стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике. 3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта. 4. Определяется структура и организация диагностируемого явления. Системный подход к изучению педагогических процессов

26 Классификация методов исследования По масштабу: — глобальный; — локальный; — микро эксперимент По цели: — констатирующий (изучаются существующие педагогические явления); — проверочный уточняющий (проверяется гипотеза); — созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются новые педагогические явления) По месту проведения: — естественный; — лабораторный;

27 Этапы педагогического исследования 1. Определение проблемы и постановка цели — раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. 2. Построение рабочих гипотез. 3. Выбор методов исследования. 4. Осуществление проверки гипотез опытом. 5. Теоретические выводы.

6. Оформление результатов: а) усовершенствование теории; б) пересмотреть отрицательные результаты; в) постановка более сложной проблемы; г) внедрение в практику.

28 Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности. Выводы

Источник: www.myshared.ru

Методология и методы педагогического исследования, Ушакова Н.М., 2017

Методология и методы педагогического исследования, Ушакова Н.М., 2017.

В данном учебном пособии изложены вопросы методологии и методов педагогического исследования. Магистранты и докторанты получат сведения об особенностях педагогического знания, о методах педагогического исследования с учётом специфики экспериментальной работы.

Методология и методы педагогического исследования, Ушакова Н.М., 2017

Общая характеристика методологии педагогики.
В первой теме представлены общие вопросы методологии педагогики и дидактики: понятия «методологи педагогики», методология дидактики», объект и предмет, задачи, направления исследований педагогических категорий (1.1.1), описаны этапы развитие методологии педагогики (1.1.2), рассмотрены принципы, основные постулаты и концепции системной методологии педагогики (1.1.3).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru