Обеспечивает новое представление о научных методах в технологии продуктов питания, включая продукцию общественного питания.
7 основных тем, дополнительные материалы
Начать просмотр
198 учащихся
О курсе
«Методы и организация научного исследования продукции общественного питания» позволяет привить навыки научной составляющей в обучении, исследованиях (учебно-исследовательских проектах), соответственно, более обоснованно выполнять учебные (реферативные, курсовые, дипломные работы) и участвовать в конференциях, форумах, разработках новой продукции реальных секторов экономики, включая индустрию общественного питания.
По результатам курса, студенты осваивают методику подготовки, оформления и защиты научных реферативных работ, которые представляют на студенческой конференции, публикуют на собственном Интернет сайте, продвигают на он-лайн ресурсах (конкурсы, олимпиады).
Методология и методы организации научного исследования программа
В статье рассматривается в качестве основного компонента подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре необходимость овладения аспирантами методологией и методами научного исследования. Это обеспечивает осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение научно-квалификационной работы, соответствующей критериям, установленным для диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на должном уровне.
Методология и методы научных исследований (Вводная лекция)
В статье высвечиваются общие проблемы субъективного и объективного характера, которые приводят к снижению качества диссертационных исследований. Автор предлагает в качестве одного из путей решения обозначенных проблем через активизацию методологической подготовки аспирантов формировать исследовательскую компетенцию, под которой понимается способность и готовность овладевать методологией и методами научного исследования, приобретать опыт исследовательской деятельности в едином научно-образовательном пространстве. Анализируются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по нескольким направлениям подготовки кадров высшей квалификации в части требований к результатам освоения программы аспирантуры. Презентована программа дисциплины «Методология научного исследования», направленная на формирование у обучающихся универсальных и общепрофессиональных компетенций, методологическую подготовку аспирантов к ведению научно-исследовательской деятельности, формированию методологической и научной культуры аспирантов.
аспирантура
методология
методы научного исследования
научные кадры
методология научного исследования
методологический семинар
1. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.
2. Кармазинский А.Н. Аспирантура: проблемы и пути их решения // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. — URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7614 (дата обращения: 07.04.2016).
Лекция 1. Методология и методы научного исследования: предмет, круг проблем и их специфика
3. Краевский В.В. Место методологии в подготовке научно-педагогических кадров // Вестник ЧГПУ. — 2009. — № 4. — С. 56-64.
4. Николаева А.Д. Подготовка нового поколения научно-педагогических кадров // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 26. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95310.htm.
5. Новиков А., Новиков Д. Методология. — М. : Красанд, 2014. – 632 с.
9. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата обращения: 16.04.15).
10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 3. — С. 57–69.
В современную эпоху перехода общества на новый уровень развития в условиях смены ценностей, целей, становления информационного общества наука выступает движущей силой поиска выхода из объективно создавшегося кризиса и путей развития общества. Формой существования и развития науки всегда были и остаются научные исследования. Научный поиск имеет организованный и целенаправленный характер, соответственно процесс научного познания отличается особой систематичностью и последовательностью. Исходя из этого, возникает логичное убеждение, что проведение научного исследования, как одного из видов познавательной деятельности человека, невозможно без понимания методологии и умения применять различные методы научного познания.
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение понятия «методология» (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) – это учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей [1]. Знания по методологии науки позволяют эффективно осуществлять поиск нового знания, обоснованно выбирать методы при исследовании новой научной проблемы, проведении диссертационного исследования. Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что методология как тип проективно-конструктивного построения исследования, как своего рода практика интеллектуальной деятельности, предполагающая определенные общие требования к способу, структуре и характеру организации научной работы, регулирующая процесс познания на основе выполнения ряда обязательных научных принципов: подтверждаемости, системности и других, — определяет рост научного потенциала и конкретных знаний, в которых все более четко выстраиваются собственные концепции и конструкции, демонстрируя переход от «методологии науки к методологии деятельности», к появлению своего рода «технологии мыслительной деятельности» [10].
Сегодня аспирантура как четвертый уровень профессионального образования: высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации [9], переживает период интенсивных перемен, обусловленных созданием единого научно-образовательного пространства, адаптацией к глобальному рынку интеллектуального труда в соответствии с запросами общества, основанного на знаниях.
Опыт работы методологов-практиков показывает снижение качества диссертационных исследований и подготовки аспирантов. Анализ работ исследователей позволяет выделить общие проблемы, которые, по мнению ученых, приводят к снижению качества диссертационного исследования: недостатки постановки исследовательской проблемы, формулировки методологического аппарата исследования; недостаточное владение методами исследования; характерные ошибки, которые повторяются, тиражируются и превращаются уже в укоренившуюся традицию. Корень этих ошибок — в недостаточном исследовательском опыте и несформированной методологической культуре начинающих исследователей. Среди объективных причин слабого выполнения диссертационных исследований можно назвать отсутствие у значительного числа соискателей ученой степени навыков научной деятельности, что фиксируется как в постановке, так и в способах решения ими заявленных проблем. В качестве субъективных причин формулируется предположение о слабой подготовленности диссертантов [2; 3; 5; 10].
Одним из путей решения обозначенных проблем может являться формирование исследовательской компетенции через активизацию методологической подготовки аспирантов, под которой понимается способность и готовность овладевать методологией и методами научного исследования, приобретать опыт исследовательской деятельности в едином научно-образовательном пространстве. Исследовательская компетенция как прообраз научной деятельности основывается на управлении исследованием, которое связывает в единый механизм научную работу. Она выступает в качестве средства организации проективной и прогностической деятельности при выполнении научного исследования. В результате освоения методологии науки, основ методологической культуры, методологии деятельности, приобретения исследовательского опыта у аспирантов формируются универсальные и общепрофессиональные компетенции исследователей, появляется возможность эффективно взаимодействовать с другими исследователями, представлять результаты своего исследования в научном сообществе, приобретать новые научные знания. В то же время для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения методов исследований, но и иметь представление о методологии научного творчества: об использовании научных методов познания, применении логических законов и правил, приёмов и методов организации научно-исследовательской деятельности.
В соответствии с государственными нормативными документами подготовка научных кадров осуществляется по программам, разработанным в университете отделом подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации реализуются в целях создания условий для формирования компетенций, необходимых для осуществления научно-исследовательской, профессиональной деятельности и подготовки к защите диссертации. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки выступают в качестве ориентиров при разработке вышеназванных программ. В Ростовском государственном медицинском университете реализуются образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации по пяти направлениям.
Анализ требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по реализуемым направлениям, позволяет сделать вывод о том, что овладение методологией научного исследования выступает центральным компонентом получения образования по программам аспирантуры. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры, независимо от направления: научно-исследовательская деятельность в профессиональной области и преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
Программы аспирантуры, разработанные в университете, содержат блок «Научно-исследовательская работа», направленный на выполнение научно-исследовательской работы, соответствующей критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Понимание требований и критериев, предъявляемых к диссертационным работам, умение организовать и реализовать научно-исследовательскую работу, владение методологией и методами научного исследования помогут аспиранту освоить названный блок образовательной программы.
К обязательным дисциплинам вариативной части образовательных программ, наряду с профильными дисциплинами по научной специальности, относится дисциплина «Методология научного исследования», направленная на формирование у обучающихся универсальных и общепрофессиональных компетенций, не зависящих от направления подготовки. Например, представим требования к результатам освоения программы аспирантуры федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации: 30.06.01 Фундаментальная медицина, 32.06.01 Медико-профилактическое дело и 44.06.01 Образование и педагогические науки, которые ориентируют на формирование:
- Универсальных компетенций:
— способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1) [6-8];
— способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2) [6-8];
— готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3) [6-8].
- Общепрофессиональных компетенций:
— способностью и готовностью к организации проведения фундаментальных научных исследований в области биологии и медицины (ОПК-1) [7];
— способностью и готовностью к организации проведения научных исследований в сфере сохранения здоровья населения и улучшения качества жизни человека (ОПК-1) [6];
— владением методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1) [8].
В соответствии с требованиями стандарта программа дисциплины «Методология научного исследования» направлена на формирование прописанных компетенций и имеет целью методологическую подготовку аспирантов к ведению научно-исследовательской деятельности, формированию методологической и научной культуры обучающихся. Цель изучения дисциплины конкретизируется в задачах: формирование понятийного аппарата по методологии научно-исследовательской деятельности; формирование практических навыков и умений по проведению научных исследований и оформлению результатов научных исследований; ознакомление с этическими нормами и правилами проведения научного исследования.
В результате изучения дисциплины «Методология научного исследования» аспиранты приобретают умения:
— проектировать этапы проведения научного исследования;
— технологически осуществлять исследование в соответствии с логикой его проведения;
— анализировать и интерпретировать результаты научного исследования;
— использовать методы научного исследования как инструменты теоретического и эмпирического поиска;
— оформить результаты научного исследования.
Соответственно, освоение формируемых компетенций позволяет овладеть:
— методами моделирования и научного прогнозирования;
-исследовательскими методами и методиками;
— методами теоретического исследования;
— способами применения статистических методов и средств в исследовании.
В программу дисциплины «Методология научного исследования» включено рассмотрение на лекциях и изучение на практических занятиях следующих вопросов:
— индивидуальная и коллективная научная деятельность;
— методологический аппарат исследования;
— принципы научного познания;
— алгоритм работы над научным исследованием;
— моделирование и научное прогнозирование в исследовании;
— методы теоретического обобщения эмпирической информации;
— критерии оценки качества и результативности научных исследований;
— средства, методы и методики научного исследования как инструменты теоретического и эмпирического поиска;
— интерпретация результатов исследования;
— апробация научного исследования;
— логические основы аргументации;
— проблемы качества диссертационных исследований, их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества.
Программой предусматривается проведение методологических семинаров с аспирантами, что продиктовано необходимостью формирования общекультурной компетенции: способностью и готовностью к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований (ОПК-3) [6-8]. Основная цель научно-методологических семинаров с аспирантами — апробация исследовательских проектов, обмен методологическим опытом и расширение научного кругозора, формирование научно-исследовательской компетентности.
Участие в методологических семинарах дает возможность начинающим исследователям поделиться своими наработками, идеями с кем-либо помимо научного руководителя. Объективно, для всестороннего видения исследовательской проблемы, выстраивания адекватной структуры диссертации необходим более широкий круг профессионального общения, который может достигаться с помощью участия в научно-методологических семинарах. Семинары предоставляют аспирантам возможность рассказать коллегам о своей разработке или об уже завершенном исследовании и получить обратную связь: вопросы, комментарии, критику и полезные советы. Выступление на семинарах становится для аспирантов первой презентацией своих работ в публичном пространстве и должно помочь молодым ученым следовать намеченному курсу в проведении исследования. Участие в обсуждении работ коллег развивает навыки критического мышления, экспертного оценивания, формирует мотивацию на долгосрочную научно-исследовательскую деятельность.
Реализация в полном объеме представленной программы дисциплины «Методология научного исследования» позволяет готовить научные кадры к успешному осуществлению научной и научно-исследовательской деятельности через овладение методологией и методами научного исследования. Овладение методологией научного исследования предполагает, в том числе, и знание критериев качества и результативности научных исследований. Во всех программных документах, определяющих модели развития науки, образования и инновационного предпринимательства в Российской Федерации до 2020 г., отмечена необходимость достижения мирового уровня исследований. Международное признание и публикационная активность ученых, научных работников обозначены как основные критерии оценки качества и результативности научных исследований.
Источник: science-education.ru
Методология и методы организации научного исследования программа
Форма обучения: заочная с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Общая продолжительность курса – 72 часа, 8 недель.
Курс «Как сделать научное исследование: методология, инструменты, методы» предназначен для студентов и аспирантов, которые должны завершить обучение выпускной работой или диссертацией в области общественных наук, и для преподавателей, которые руководят научными исследованиями студентов и аспирантов. А также для всех исследователей, кто хотел бы освежить знания о различных методах и инструментах проведения исследования.
Мы предлагаем вам познакомиться с основами методологии проведения исследования, с некоторыми полезными инструментами, с популярными количественными и качественными методами исследования в общественных науках. Курс, который вы планируете изучить, по определению – обзорный, он не рассчитан на глубокое погружение в конкретные методы и программы. Более детальное знакомство с каждым из представляемых инструментов или методов планирования и реализации научного проекта потребовало бы отдельного курса, и такие программы есть, в том числе и в онлайн формате. Мы же ставили своей задачей показать именно палитру, максимально более полный спектр возможностей, которыми располагает ученый-обществовед.
Успешно освоившим курс выпускникам выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации или электронный сертификат. Подробную информацию о выдаваемых документах и о требованиях к соискателям каждого из них вы сможете найти в специальных разделах/вкладках курса: «Повышение квалификации» и «Система оценки».
- выбирать подходы, методы и инструменты для проведения своего научного исследования и/или организации исследовательской работы студентов,
- применять современные электронные программы для проведения качественных и количественных исследований: на примере статистического пакета, языка программирования, гео-информационных систем, программ для контент-анализа качественных и смешанных текстов, программы визуализации результатов исследований,
- уметь представить результаты своих исследований,
- подготовить заявку на исследование для получения его финансирования,
- понимать общие принципы работы с библиографическими информационными ресурсами.
Курс разработан на основе модуля, читаемого с 2013 года аспирантам экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках научного семинара.
В создании этого курса также участвовали и несколько других преподавателей из МГУ: д.э.н., профессор, Зотова Е.А., к.э.н., Калягин Г.В., к.э.н., Кучмаева О.В., д.э.н., Панин А.Н., к.г.н., Пересветов С.Б., к.э.н., Захаров Л.Н.
Еженедельно будет открываться одна тема (один модуль) курса: вашему вниманию будут предоставлена одна или две видеолекции по теме, презентации к ним, материалы преподавателей, задание по модулю. Освоение каждого модуля завершается выполнением небольшой по объему письменной работы, которую необходимо выполнить в течение двух недель с момента «открытия темы». Работы будут проверяться вашими коллегами, слушателями данного курса, в режиме взаимного оценивания (peer assessment), вам также предстоит оценивать работы других слушателей.
Итоговая работа по курсу – тест на усвоение всего представленного инструментария исследователя.
Входные требования: уровень образования – не ниже бакалавриата. При этом студенты-бакалавры также могут пройти полное обучение по программе, они не могут лишь претендовать на получение Удостоверения о повышении квалификации.
Источник: gaidaruniversity.ru