Методологической основой рабочей программы является

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рабочая программа воспитателя.

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) педагогический работник (в данном случае воспитатель ) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

На основании ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,
обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .

Вебинар «Обновление РПД и подготовка ФОC с помощью ресурсов ZNANIUM»

Законом № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации.

Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом ДОО данного документа.
Предпосылками для написания рабочей программы являются:
— традиционный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы ;

— возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса ;

— способность анализировать профессиональную деятельность.

В качестве ожидаемых изменений в профессиональной деятельности педагога при условии разработки данного документа можно назвать:

Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:

  • анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования ;
  • определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции;
    грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии , рекомендуемые к реализации в образовательных программах ;
  • представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Топ 10 решений для методической работы в образовательной организации

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС.

Конечно, не стоит забывать о том, что любая программа должна пройти соответствующую экспертизу и только после этого может быть использована педагогами в работе. Поэтому рабочие программы должны рассматриваться на педагогическом совете и утверждаться заведующим детским садом. Рабочая программа разрабатывается на основе основной общеобразовательной программы. Рабочая программа является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.

Практическая значимость рабочей программы деятельности педагога, динамике показателей профессионального роста, стимулирующих факторах, удовлетворенности родителей образовательными услугами ДОУ и как результат аттестации педагога на высшую категорию.

Рекомендации по составлению рабочих учебных программы:

1. Рабочие программы необходимо иметь педагогам всех возрастных групп и специалистам.

2. Программы необходимо составлять с учетом категории педагога, его приоритетов в направлении работы, уровня развития детей группы.

3. Подход к составлению педагогами программ осуществляется администрацией дифференцированно: педагоги высшей и первой категории составляют программу самостоятельно, а педагоги второй и без категории под руководством старшего воспитателя, наставника, руководителя творческой группы.

Так как рабочая программа является нормативным актом, для ее составления на уровне ДОУ разрабатывается положение о рабочей программе, которое является локальным актом.

Примерная структура рабочей учебной программы

  • Титульный лист.
  • Пояснительная записка.
  • Организация режима пребывания детей в группе
  • Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
  • Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы.
  • Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.

В Рабочей программе воспитателя также как и в ООП выделяется обязательная и вариативная части. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, включает направления, выбранные педагогическим коллективом ДОУ, а также с учетом национально-культурного компонента и видового разнообразия учреждения, наличие приоритетных направлений деятельности ДОУ, описание условий реализации Программы.

Так как Рабочая программа — это нормативный документ необходимо в каждом ДОУ разработать Положение о рабочей программе, в котором должны быть выделены следующие разделы: общее положение, цели и задачи программы, структура программы, требования к содержанию рабочей программы, требования к оформлению рабочих программ, рассмотрение и утверждение рабочих программ, контроль, хранение рабочих программ.

Требования к оформлению рабочих программ .

Текст набирается в редакторе Wordfor Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14. Межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Программа прошивается (вкладывается в файлы), страницы нумеруются, скрепляется печатью образовательного учреждения и утверждается подписью руководителя ДОУ.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • обсуждение и принятие Программы на заседании методического объединения, педагогического Совета;
  • возможно получение экспертного заключения (согласования) у старшего воспитателя, курирующего образовательный процесс; допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов;
  • утверждение Программы руководителем ДОУ.

При несоответствии Программы установленным Положением требованиям руководитель дошкольного образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Примерное положение о рабочей программе педагога ДОУ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым Положением о дошкольном общеобразовательном учреждении, приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Уставом.

Читайте также:
Как дублировать программу на Айфоне

1.2. Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы ДОУ, направленная на реализацию образовательных программ в полном объеме.

1.3. Рабочая программа разрабатывается на основе образовательной программы по следующим образовательным областям :

  • физическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

1.5. Рабочая программа является единой для всех педагогических работников, работающих в ДОУ.

1.6. За полнотой и качеством реализации РП осуществляется должностной контроль старшего воспитателя.

1.7. Положение о РП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.

1.8. Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.

  1. Цели и задачи рабочей программы педагога

2.1. Цель РП – планирование, организация и управление воспитательным процессом

2.2. РП регламентируется деятельность педагогических работников

  1. Структура учебной рабочей программы

Структура Программы является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

3.1. Титульный лист (наименование, статус программы, автор программы) Титульный лист: структурный элемент программы, представляющий сведения о дошкольном образовательном учреждении названии программы, авторе, дате написания.

3.2. Пояснительная записка (введение, возрастные особенности детей, организация режима пребывания детей) Пояснительная записка − структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения образовательных областей. В пояснительной записке раскрываются возрастные особенности детей, организация режима пребывания детей в образовательном учреждении, указываются интегративные связи по образовательным областям.

3.3. Объем нагрузки, перечень основных видов организованной образовательной деятельности, Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.

Перечень основных видов организованной деятельности подтверждается СанПиН.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям: структурный элемент программы, содержащий направления работы по каждой образовательной области, четкий перспективный план в соответствии с Примерной Образовательной программой. Оформляется в виде таблицы.

3.4. Календарно-тематический план, перспективный план по взаимодействию с родителями.

3.5. Содержание материала, включающее федеральный, региональный компонент государственных федеральных требований.

3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям: структурный элемент программы, определяющий базисные знания, умения, навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации данной образовательной области.

Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май)

3.7. Список учебно-методического обеспечения: структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данной образовательной области методические и учебные пособия, оборудование, игровой, дидактический материал, ТСО.

3.8. Список литературы

Список литературы: структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы.

  1. Требования к содержанию рабочей учебной программы
  • четко определять место, задачи;
  • реализовать системный подход в отборе программного материала;
  • конкретно определить требования к приобретаемым воспитанниками знаний и умений рационально определить формы организации процесса обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей.

5. Требования к оформлению РП

5.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Word for Windows с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер — 12 (14) пт.

5.2. Оформление титульного листа (Приложение №1):

  • полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОУ;
  • где, когда и кем утверждена РП;
  • название группы возраст детей;
  • указание примерной программы, ее авторов, на основе которой разработана данная РП;
  • Ф.И.О. педагогического работника, составившего данную РП;
  • название населенного пункта и год разработки программы.

5.3. По контуру листа оставляются поля:

  • левое и нижнее — 25 мм;
  • верхнее — 20 мм;
  • правое — 10 мм.

5.4. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТ.

6. Рассмотрение и утверждение рабочих программ

6.1. РП рассматривается педагогическом совете ДОУ

РП разрабатывается и рекомендуется на ДОУ до 1 сентября будущего учебного года. Педагогический совет выносит свое решение о соответствии рабочей программы существующим требованиям и Уставу ДОУ. Утверждение РП заведующим ДОУ осуществляется до 1 сентября текущего учебного года.

Оригинал РП, утвержденный заведующим ДОУ, находится у старшего воспитателя. В течение учебного года старший воспитатель осуществляют должностной контроль за реализацией рабочих программ.

Копии календарно-тематического планирования находятся на руках педагогических работников

7. Изменения и дополнения в рабочих программах

7.1. РП является документом, отражающим процесс развития образовательного учреждения. Она может изменяться, но в конечном итоге воспитанники должны завершать свое обучение развитие по данной РП на соответствующей ступени образования.

7.2. Основания для внесения изменений:

  • предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном году;
  • обновление списка литературы;
  • предложения педагогического совета, администрации ДОУ.

7.3. Дополнения и изменения в РП могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. Изменения вносятся в РП в виде вкладыша «Дополнения к РП». При накоплении большого количества изменения РП корректируются в соответствии с накопленным материалом.

8.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом, Положением о контрольной деятельности

8.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на воспитателей и специалистов

8.3. Ответственность за контроль за полнотой реализации рабочих программ возлагается на старшего воспитателя.

9. Хранение рабочих программ

9.1 Рабочие учебные программы хранятся в методическом кабинете ДОУ.

  1. К РП имеют доступ все педагогические работники и администрация ДОУ.
  2. Рабочая учебная программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

на педагогическом совете

ОП «ЦРР – д/с «Росинка»

Протокол № 1 от 27.08. 2020 г.

________________ /Ю.А. Акимова/

Источник: nsportal.ru

Ответы на вопросы круглого стола. Ответы на вопросы круглого стола Манджиева Е.В.. Тема Обобщение требования обновленных фгос ноофгос ооо к работе учителя

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 61.5 Kb.

Тема 2.4. Обобщение: требования обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО к работе учителя.

1. Каковы ключевые особенности обновлённых ФГОС?

-В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП ООО – личностные, метапредметные, предметные.

-В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

2. Каким образом обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО решают задачу формирования единого образовательного пространства?

За счёт единого стандарта образовательных программ, единых подходов к содержанию образования, воспитания, единой системы мониторинга эффективности деятельности ОО.

3. Как в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО реализована методология системно-деятельностного подхода?

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность.

Читайте также:
Программа для настройки амд радеон

Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Основной педагогической задачей – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировывались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

4. Каким образом в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО фиксируется направленность на развитие soft skills?

Фундаментальные знания, компетенции отражены в

в требованиях к предметным результатам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, обществознание); в требованиях к личностным результатам (гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание)

5. Для каких предметов в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО предметные результаты определены на базовом и углубленном уровнях?
На уровне основного общего образования по пяти предметам – это математика, информатика, физика, химия и биология – результаты определены на базовом и углубленном уровнях. Кроме того, в стандарте нашли свое отражение вопросы финансовой грамотности, вопросы навыков XXI века.

6. Как можно объяснить тезис «Примерные рабочие программы – методический ориентир для работы учителя».

Сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять программу из реестра и работать по ней. Кроме того, школа может использовать частично или полностью ту документацию, которая содержится в примерной основной образовательной программе, – это календарный план-график, расписание – и тоже не разрабатывать что-то свое, а пользоваться выверенными документами. Ну и третья составляющая конструкции – это универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным институтом педагогических измерений, и которые могут использоваться для мониторинга в системе образования как на федеральном уровне, так и для разработки образовательными организациями измерительных материалов.
7. Как на основе примерной рабочей программы сделать рабочую программу?
Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом надо обязательно ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса учесть универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.

• Предметные образовательные результаты.

• Метапредметные образовательные результаты.

• Личностные образовательные результаты.

• Тематическое планирование (в части — основные виды деятельности обучающихся).

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Задание :

5 класс. Тема урока : «Бактерии».

Деятельность учителя.
1. Демонстрация рисунка. Плод яблоко.

— Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

— Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

— Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

— Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

3. Я демонстрирую свежее яблоко и счищаю с него кожуру.

— Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

— Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

— Где найти эти знания?

— Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

11. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие метапредметные результаты обучения? Приведите примеры таких заданий.

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

Познавательные УУД: умение обобщать

Известно, что костяника – многолетнее травянистое теневыносливое растение.

Выберите из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.

1. Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные.

2. Растение имеет одревесневший ствол и мощную корневую систему.

3. У костяники прямой зеленый стебель, тройчатые листья и белые цветки.

4. В первый год растение образует розетку листьев. На следующий год на зеленых стеблях образуются цветки, а затем семена, после чего растение погибает.

5. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.

6. В народной медицине отвар листьев и стеблей применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

7. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.

8. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах.
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.

12. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие предметные результаты обучения? Приведите примеры таких заданий

Чтобы при изучении темы, раздела достичь требуемых образовательных результатов, необходимо конструировать не отдельные учебные задачи, а систему учебных задач. Система учебных задач должна обеспечивать достижение не только ближайших целей (например, конкретного урока), но и всего курса. Учебная задача должна конструироваться таким образом, чтобы в процессе ее решения, формировались искомые результаты обучения. (предметные).

Читайте также:
Какие программы загрузить на Айфон

Листья простые сидячие, очередные, с сетчатым жилкованием

Цветок актиноморфный, с двойным околоцветником, состоящим из чашечки и венчика. Чашечка пятираздельная из пяти чашелистиков, Венчик спайнолепестный, воронкообразный, из пяти лепестков, звездчатой или правильной формы. Трубка длинная или короткая, узкая или широкая, сидит свободно на чашечке. Тычинок четыре-пять, которые до половины срослись с трубкой.

Источник: topuch.com

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Статья посвящена актуальной теме, касающейся проектирования рабочих программ курсов непедагогических дисциплин, удовлетворяющих требованиям ФГОС++. В работе приведены типичные ошибки, допускаемые преподавателями, при разработке программ с использованием компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамонтова И.Ю.

Модель содержательной структуры программы бакалавриата «Педагогическое образование. Информатика и математика»: модульно-компетентностный подход

Технология разработки контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе
Инновационный подход к формированию образовательных программ в высшей школе

Нормативно-методические аспекты формирова-ния фондов оценочных средств в модели фгос 3++ по направлению высшего образования

Нормативные правовые и методические основы формирования фондов оценочных средств основных образовательных программ высшего образования

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of work program analysis

The article is devoted to an urgent topic relating to the design of work programs for non-pedagogical disciplines satisfying the requirements of GEF ++. The paper gives typical mistakes made by teachers when developing programs using the competency-based approach.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОГРАММ»

Методологические аспекты анализа рабочих программ Methodological aspects of work program analysis

1,¿f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

кан. пед. наук, специалист по учебно-методической работе кафедры ЭТиМ ФГБОУ ВО «Государственныйуниверситет по землеустройству», Москва, Россия Mamontova I.Iu.

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме, касающейся проектирования рабочих программ курсов непедагогических дисциплин, удовлетворяющих требованиям ФГОС++. В работе приведены типичные ошибки, допускаемые преподавателями, при разработке программ с использованием компетентностного подхода.

Summary: The article is devoted to an urgent topic relating to the design of work programs for non-pedagogical disciplines satisfying the requirements of GEF ++. The paper gives typical mistakes made by teachers when developing programs using the competency-based approach. Ключевые слова: рабочая программа, компетенции, индикаторы, результаты обучения. Keywords: work program, competencies, indicators, learning outcomes.

Ведение. Традиционно главным видом деятельность преподавателя являлась деятельность по представлению информации и реализации контроля.

Новые социально-экономические условия, продиктовали появление новых ФГОСов , повышение ответственности образовательного учреждения за образовательную программу привели к необходимости переосмысления и переструктурирования курсов, самостоятельной разработке учебных рабочих программ преподавателями высших учебных заведений.

Цели исследования. На основе анализа рабочих программ выявить типичные ошибки, допускаемые преподавателями при проектировании курсов. Определить уровень сформированности педагогических компетенций у авторов программ.

Методы исследования. Теоретическое изучение методологической и педагогической литературы, нормативной документации по теме исследования. Системный анализ и статистическая обработка результатов.

Объект исследования. Учебная и педагогическая деятельность.

Предмет исследования. Рабочие программы дисциплин.

Результаты и обсужденгия.Нормативно-методическая база, регламентирующая разработку образовательных программ включает в себя: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012, Федеральные государственные образовательные стандарты, Образовательные стандарты, Профессиональные стандарты, Примерные образовательные программы, Нормативные акты (Положения) Министерства образования и науки РФ, Локальные нормативные акты образовательной организации.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» в статье 10 главы 2 определил три уровня системы высшего профессионального образования :

высшее образование — бакалавриат ; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения сформулированы в терминах компетенций, приводятся их перечни и виды.

Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.

Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи -профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ФГОС включают в себя требования к: 1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему

2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

3. результатам освоения основных образовательных программ

Результатами освоения образовательных программ являются сформированные у обучаемых компетенции. Компетенции — цель образовательной программы, ориентированная на запросы современного рынка труда и на удовлетворение потребностей личности.

В ФГОС ВО 3++ сформулированы требования к результатам освоения программ в виде трех уровней компетенций:

— универсальные компетенции (УК): набор универсальных компетенций является инвариантным для области образования;

— общепрофессиональные компетенции (ОПК): в пределах направления подготовки должны не зависеть от вида деятельности;

— профессиональные компетенции (ПК): устанавливаются программой бакалавриата при наличии у нее направленности, формируются на основе профессиональных стандартов(могут изменяться со временем).

Компетенции формируются в процессе изучения дисциплин и видов деятельности, предусмотренных учебным планом. Обычно формирование компетенции осуществляется циклично на протяжении всего цикла обучения.

Индикаторы достижения компетенций — это то, что студент должен делать, т.е. может продемонстрироватьв итоге освоения программы. Индикатор является оценкой уровня достижения поставленной цели, т.е.уровня оценки овладения компетенциями.

Индикаторы должны быть измеряемыми.

В настоящее время реализуется компетентностный подход в разработке образовательных программ.

Рабочая программа — очень важный документ. По ней можно судить каким будет и что можно ожидать на выходе. Конечно, качественная рабочая программа еще не гарантия организации учебного процесса хорошего качества и получения высоких достижений студентов, она — недостаточное, но необходимое условие для качественного образования.

Основными функциями рабочей программы , по мнению профессора Галины Борисовны Скок ,являются: прогносностическая (задает предполагаемый конечный результат обучения); функция целеполагания (цели определяют все основные компоненты курса); информационная (представляет информацию общего характера о курсе); организационно-методическая (содержит информацию об основных организационных

формах учебного процесса и особенностях методики ведения курса); контрольно-диагностическая (включает средства проверки степени достижения студентами заявленных целей курса).

Нами проделан анализ некоторого количество рабочих программ, составленных преподавателями Государственного университета по землеустройству не имеющих базового педагогического образования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru