Методологическое обоснование программы это

Как показал анализ опыта научного руководства в контексте социальных исследований на этапе планирования целесообразным представляется также разработка исследовательского проекта (В.И. Загвязинский, 1995) или программы исследования (В.А. Ядов, 2001), которые в значительной степени созвучные друг другу.

Исследовательский проект является программой исследовательской деятельности, документом научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности исследования. Как определенная методологическая модель, программа фиксируюет методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа исследования состоит из двух основных разделов – методологического и методического.

Методологический раздел программы исследования в социальной педагогике содержит такие компоненты как формулировка проблемной социально-педагогической или социальной ситуации; определение объекта и предмета исследования; выявление цели и задач поисковой деятельности; формулировка и обоснование гипотезы исследования; определение основных — ключевых понятий и категорий, которые описывают основные свойства и характеристики исследуемого объекта.

Agile и Scrum на пальцах / О ГИБКИХ методологиях разработки ПО понятным языком

Исходным моментом социально-педагогического исследования является анализ проблемной ситуации, складывающейся в реальной жизни и социально-педагогической практике. На основе анализа проблемной ситуации формулируется проблема исследования как противоречие, содержащее в социальной реальности в целом, или же в конкретной социальной системе, в частности.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, поскольку содержит в себе «знание о незнании». Формулировка проблемы обеспечивает практический результат всему исследованию, а также определяет «поле» апробации и внедрения результатов в социально-педагогическую практику.

Формулировка проблемы влечет за собой определение, во-первых, цели исследования и, во-вторых, объекта и предмета исследования и таких категорий методологического аппарата как гипотеза и задачи исследования. В процессе работы над дипломным исследованием, как правило, студенты осознают взаимосвязь категорий методологического аппарата, разработка которых позволяет, во-первых, избежать эмпиризма – упрощенного подхода к описанию результатов поиска на основе фиксации только фактов, доступных внешнему выявлению без теоретического анализа и раскрытия их сущности.

Во-вторых, формулирование методологических категорий необходимо для того, чтобы определить последовательность, достичь необходимой полноты и глубины исследования, обеспечить его целостность.

В-третьих, определение цели и задач, объекта и предмета исследования, разработка гипотезы позволяют не переоценивать значение личного опыта исследователя и преодолеть одностороннее, неполное, субъективное отражение сущности социальных процессов и явлений.

Методологическое обоснование исследования является чрезвычайно важным шагом, поскольку представляет собой определение существа, логики и области исследовательской деятельности.

Методологии SCRUM, Agile, Kanban и т.д. с точки зрения руководителя и разработчика

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: разработка методики исследования и получение фактического материала

Необходимым и чрезвычайно ценным в исследовательской работе является получение фактического материала, ведь именно факты – воздух ученого ( И.П. Павлов). Для получения первичных данных студенту-исследователю необходимо изучить существующую социально-педагогическую действильность, в которой есть реальные испытуемые – носители той или иной социально-педагогической проблемы.

Читайте также:
Что делать если не скачиваются программы с майкрософт стор

Для того, чтобы собрать факты, необходимо разработать пути и способы исследования, которым посвящается методический раздел программы или исследовательского проекта. Он включает:

— выбор методов и разработку методики исследования;

— обоснование и описание выборки испытуемых;

— определение методов и стратегии анализа и обработки данных, а также направлений практического использования результатов.

В дипломных работах по социальной педагогике, как правило, используется весь спектр методов исследования — наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности испытуемых, тестовые методики, экспертные методы, социометрия и референтометрия и др. Широко применяются комплексные методики — изучение, анализ и обощение опыта деятельности специалистов социальной сферы, изучение случая, мониторинг, дельфи-метод и др. В дипломном исследовании предполагается также социально-педагогический эксперимент – констатирующий и преобразующий в форме опытно-экспериментальной работы.

Выбор методов исследования обусловлен рядом факторов:

  • проблема и цель исследования;
  • форма организации исследования;
  • особенности испытуемых;
  • возможности и умения исследователя и др.
  • умение корректно сформулировать тему и проблему исследования;
  • овладение научной информацией по исследуемой проблеме;
  • уровень анализа проблемы;
  • обоснованное использование необходимых для изучения проблемы методов исследования;
  • логически грамотное построение всей работы;
  • умение сформулировать научные результаты, показать степень их новизны;
  • умение сформулировать теоретическую и практическую значимость исследования;
  • научный язык дипломной работы, четкость формулировок, концептуальное единство.

Источник: studfile.net

Методологическое обоснование научного исследования

Первый, методологический, – включает обоснование актуальности проблемы, формулировку темы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы.

Второй, процедурный, раскрывает стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Таким образом, в структуре научного исследования выделяются следующие компоненты или параметры:

Научная проблема – исходный пункт исследования; категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать. Это научный вопрос, на который имеющиеся сегодня знания не дают готового ответа, т.е. констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знания.

Тема определяет область исследования. В ней отражается проблема в ее характерных чертах. Точная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел. Обоснование актуальности темы включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы.

Объект – то, на что направлен процесс познания. В социальной работе – та часть объективной социальной реальности, на которую направлено познание. Объектом может быть «все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию» [4, с. 132 – 133]. Это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. В социальной работе это могут быть: социальные процессы, явления, ситуации, социальные системы различной степени сложности, семья, сообщества клиентов, то социальное окружение, в котором находится человек.

Читайте также:
Как включить кэш программ

Предмет исследования – «это наиболее существенные с практической и теоретической точек зрения свойства и стороны объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему, познание которых важно для решения проблемы исследования» [4, с. 134]. Это часть, сторона объекта. Включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет устанавливает границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов.

Образно говоря, если объект исследования – поле научных поисков, то предмет – точка в этом поле.

Цель исследования – «это модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы)» [4, с. 129]. Формулируется кратко, предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования определяет преимущественную ориентацию исследователя в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном.

Цель конкретизируется, развивается и достигается благодаря решению четко сформулированных задач.

Задачи исследования – «это система конкретных требований, направленных на анализ и решение проблемы» [4, с. 129.].

Задачи конкретизируют и уточняют цель. Обычно выдвигается две – четыре задачи:

первая, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития;

третья – со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;

четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом [3, с. 6].

Гипотеза – обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможными подходами к решению социальных проблем [4, с. 138.].

К составлению гипотезы предъявляются определенные требования:

— должна быть четко определена и оставаться адекватной на всем протяжении исследования;

— должна быть доступна проверке в ходе проведения исследования;

— в нее нельзя включать неоднозначные понятия и категории;

— должна быть простой, четко, кратко и ясно сформулированной;

— не должна противоречить известным уже фактам, которые относятся к изучаемому кругу явлений.

Методы и средства исследования. В исследовании в сфере социальной работы применяются общенаучные, конкретно-научные методы и специальные методики междисциплинарного характера.

Читайте также:
Мои документы тур программа

Результаты исследования – важнейшая характеристика; выражается в виде совокупности новых идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с целью и задачами исследования. Могут быть в форме:

— новых сведений об изучаемом объекте и предмете исследования;

— подтверждения ранее известных знаний;

— разработки способов применения знаний на практике.

Первичными результатами исследования являются факты.

Научные факты – объективно достоверные и зафиксированные результаты исследовательской деятельности. Получение новых фактов – сложный процесс, включающий их установление, констатацию, интерпретацию, изучение ранее установленных фактов и обобщение их совокупности. Критериями научной достоверности фактов являются: точность, типичность, новизна, логическая непротиворечивость.

Источник: cyberpedia.su

Теоретическое и методическое обоснование исследования

Фундамент любого научного исследования составляет теория, т. е. система достоверных научных знаний об определенной области действительности, дающая целостное представление о закономерностях ее функционирования и развития и ее существенных характеристиках.

Теоретическое обоснование темы — это раскрытие ее связи с объективными законами функционирования и развития теории, социологии и психологии управления. Важной составляющей теоретического обоснования темы курсовой работы является определение ее актуальности и научно-практической значимости.

Актуальность означает насущность, остроту исследовательской проблематики для современного общества и для науки.

Научно-практическая значимость — это те аспекты и выводы исследования, которые расширяют научные представления об объекте исследования и могут быть использованы в практике управления. В полной мере научно-практическая значимость выявляется после основательного изучения литературы, документальных источников и социальных технологий управления по выбранной теме.

С теоретическим обоснованием темы тесно связано методологическое обоснование.

Методология — это система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих исследовательское основание для данной науки.

Методологическое обоснование курсовой работы предполагает определение основных методологических принципов и путей научного поиска.

Теоретическое исследование по теории, социологии и психологии управления опирается на следующие методологические принципы:

1) Принцип кадрового менеджмента, означающий целенаправленную деятельность по разработке концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

2) Принцип объективности, предполагающий изучение объективных закономерностей и факторов (как позитивных, так и негативных), определяющих функционирование и развитие организации.

Объективность научных знаний означает, что они соответствуют объективной социальной реальности и законам познания, не зависящим от познающего субъекта. Объективность научных выводов определяется их доказательностью и аргументированностью.

3) Принцип системности, основанный на анализе сложного объекта (например, системы управления персоналом) как системы целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru