Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, которая считается обязательным документом социологического исследования. Цель программы — представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования, описать приемы и средства изучения определенного явления или процесса.
Программа социологического исследования включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологического и методического.
В методологический раздел программы входят:
- — формулировка и обоснование проблемы;
- — указание цели исследования;
- — определение объекта и предмета исследования;
- — логический анализ основных понятий;
- — формулировка гипотез.
К методическому разделу относятся:
- — определение обследуемой совокупности;
- — характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;
- — логическая структура инструментария для сбора социологической информации;
- — логические схемы обработки полученных данных.
Определяющей частью любого исследования является глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.
Методологическая часть программы.
Формулировка и обоснование проблемы.
Разработка методологической части программы начинается с постановки проблемы. Социальной проблемой называют существующую в реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Например, незнание причин увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения.
При формулировке проблемы исследования необходимо точно выразить проблемную ситуацию и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Обычно первоначальная абстрактная проблема в определенный момент приобретает четкий, завершенный вид.
Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает качество собираемой информации и оперативность исследования (что ведет к старению социологических данных).
Указание цели исследования.
Цель — модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования.
Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых методологических, методических, организационных процедур.
Целью исследования может быть:
- — получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики;
- — анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию;
- — разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию;
- — формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений.
Определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п.
Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.
Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.
Логический анализ основных понятий.
Логический анализ основных понятий — это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.
Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Итогом подобной процедуры выступает теоретическая модель предмета исследования.
Формулировка гипотез и основных задач исследования.
Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы — это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.
Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования.
Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Описательные, поисковые исследования могут не иметь гипотез, но аналитические, изучающие причинные связи, функциональные зависимости, как правило, всегда базируются на гипотезах о том, какие именно параметры связаны зависимостями, каковы характер, направленность и сила таких зависимостей.
Формулирование гипотез — это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки: подтверждения или опровержения. Если гипотез не было на «входе» исследования, то на «выходе» социолог, как правило, беспомощно описывает в отчете процентные распределения ответов на вопросы анкеты и предлагает тривиальные практические рекомендации, очевидные на уровне здравого смысла.
Методическая часть программы.
Определение обследуемой совокупности.
Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер.
Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.
Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.
При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы:
- — опрос;
- — анализ документов;
- — наблюдение;
- — эксперимент.
Опрос — самый распространенный вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению (общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях).
Существуют две основные разновидности социологического опроса:
- — анкетирование,
- — интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый (респондент) сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Оно может быть также очным и заочным (почтовый опрос, прессовый — через газету, журнал).
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме оно может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (по телефону).
В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.
В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.
В специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.
Документальной в социологии называют любую информацию,
фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото — или кинопленке.
По способу фиксирования информации:
- — рукописные и печатные документы;
- — записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте.
По целевому назначению:
- — целевые (материалы, которые были избраны самим исследователем);
- — наличные (материалы, составленными независимо от социолога, ради каких-то других целей). Обычно именно эти материалы и называют документальной информацией в социологическом исследовании.
По степени персонификации:
- — личные (карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи);
- — безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).
В зависимости от статуса документального источника:
- — официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т.д.);
- — неофициальные (многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений);
- — материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино.
По источнику информации:
- — первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий);
- — вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников).
По прямому содержанию:
- — литературные данные,
- — исторические и научные архивы,
- — архивы социологических исследований.
Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.
В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что:
- а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;
- б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;
- в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;
- г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Классификация наблюдений производится по различным основаниям:
По степени формализованности:
- — неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное). Исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом.
- — контролируемое (стандартизованное, структурное). Исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя:
- — соучаствующее (или включенное). Исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри».
- — стимулирующее (одна из модификаций включенного наблюдения). Исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации «непросматриваемые».
- — простое наблюдения. Исследователь регистрирует события «со стороны».
В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.
По условиям организации:
- — полевые (наблюдения в естественных условиях).
- — лабораторные (в экспериментальной ситуации).
В целом же наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.
Эксперимент служит не только методом сбора данных, но и в той или иной степени видоизменяет действительность. Для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями вносятся целенаправленные изменения в изучаемые объекты. Обычно эксперимент используется для проверки на практике теоретических расчетов. Обязательным условием эксперимента является наличие наряду с экспериментальной группой — группы контрольной, где никакие изменения не вносятся.
Логическая структура инструментария для сбора социологической информации.
Логическая структура инструментария позволяет увидеть, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов. Кроме того, она позволяет определить порядок расположения вопросов в инструментарии. Для сбора первичной социологической информации определяются операционные понятия (напр., полученное образование), индикаторы (напр., уровень образования), тип шкалы измерений (напр., оценочная). Существуют определенные правила для разработки инструментария, требования к содержанию, к типу употребляемых вопросов (напр., в анкете) и т.д.
Логические схемы обработки полученных данных.
Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Данные — первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения и т.п. Данные можно определить как совокупность значений переменных, приписанных единицам исследования — объектам (людям, вещам, учреждениям).
Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.
Как правило, те и другие представляют уже обработанный при помощи математики результат исследования. Обработкой социологической информации называют математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.
В основе математических процедур лежит теория вероятностей, определяющая технологию составления выборочной совокупности и электронной обработки данных. К ней тесно примыкает процедура эмпирического обобщения, называемая еще статистическим выводом. В его основе лежит индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Источник: studwood.net
9.3. Программа прикладного социологического исследования
Социолог, получивший заказ на изучение какой-либо проблемы, должен разработать программу исследования, составить план своих действий. Программа ПСИ – это документ, который содержит концепцию научного поиска решения проблемы, и где излагаются методы, с помощью которых социологи будут осуществлять этот поиск. Формы программной деятельности зависят от сроков проведения ПСИ. Если краткосрочные исследования могут проводиться без программы, то долгосрочные исследования в обязательном порядке требуют наличие такой программы. Программа состоит из двух частей: методологической и процедурной и выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая часть программы отвечает на вопрос: что будет изучаться? Ее функция состоит в том, что она позволяет четко обозначить изучаемую проблему, сформулировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, выдвинуть гипотезы, выделить основные понятия и проинтерпретировать их.
Процедурная часть программы выполняет методическую и организационную функции. В соответствии с методической функцией указывается, как будет проводиться исследование: какие методы сбора, обработки и анализа полученной информации будут применяться; на какой выборке. В организационной части содержится план исследования, определены обязанности членов исследовательского коллектива, сроки выполнения работ, смета расходов и т.д., т.е. все то, что обеспечивает четкую и эффективную организацию исследовательского процесса.
Первый методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов.
1. Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации. Проблема и проблемная ситуация не тождественны, т.к. проблема может быть шире проблемной ситуации или проблемная ситуация включает или порождена несколькими проблемами.
Проблемная ситуация может рассматриваться в рамках одной проблемы, но может быть уже или шире ее. Проблемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.
Из этого следует, что ее анализ должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию. Например, в Республике Беларусь существует проблема занятости населения. Это масштабная социальная проблема страны. Но в конкретном исследовании в рамках данной проблемы может рассматриваться проблемная ситуация как противоречие между желанием столичных молодых женщин с высшим образованием работать и отсутствием в Минске рабочих мест по их специальности. В данном случае это проблемная ситуация уже социальной проблемы, хотя и рассматривается в ее пределах и на ее основе.
2. При анализе проблемы вырисовывается объект исследования. Под объектом исследования понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть явления, процессы, группы, общности, общество в целом. Одна и та же стороны социальной жизни может стать объектом изучения разных наук.
Например, в 1990-х гг. в Японии отмечен рост количества смертей от инсультов и инфарктов среди менеджеров в возрасте сорока лет. Эту проблему изучали медики, юристы, социологи, однако каждый из них выделил нечто свое, специфическое для научного познания своей отрасли. Если медики исследовали состояние здоровья индивидов, то социологи выделили ряд факторов, способствующих росту смертей, в частности переутомление от работы, когда менеджеры вынуждены работать по 28 часов без отдыха, последствия экономического спада и др.
Нередко объектом исследования выступают люди, объединенные в различные общности, группы, организации или вовлеченные в различные социальные процессы, так как именно люди являются носителями определенной социальной проблемы. Например, при изучении проблем занятости среди молодежи в Беларуси, к объекту следует отнести всех тех, кто олицетворяет социальное противоречие в названной области. Это могут быть реальные и потенциальные работники определенного возраста и работодатели; законодатели, которые принимают законы о труде; представители государственных органов власти и управления, занимающиеся решением вопросов трудоустройства.
Определение объекта исследования предполагает получение пространственных, временных и качественно-количественных характеристик, поэтому в разделе программы «Объект исследования и его предварительный анализ» следует фиксировать следующие признаки объекта:
1) пространственный (страна, регион, город, предприятие и т.д.);
2) временной (период и сроки проведения исследования);
3) отраслевой (вид изучаемой деятельности: сельское хозяйство, промышленность, образование, культура и т.д.);
4) количественный (какое количество единиц повергается изучению).
Отмеченные признаки объекта исследования обязательно должны находить свое отражение в названии самого исследования. Например, в названии «Отношение современной студенческой молодежи Республики Беларусь к гражданскому браку», отраслевой признак – студенческая молодежь, пространственный – Республика Беларусь, временной – студенты, обучающие на момент исследования в вузах Беларуси, количественный – все студенты всех курсов дневной и заочной форм, обучающие на момент исследования в государственных и частных вузах Беларуси (статистические данные).
Однако очень часто выбранный объект исследования слишком велик в количественном отношении, чтобы его можно было подвергнуть сплошному обследованию. При анализе объекта определяется приблизительная величина генеральной совокупности, т.е. количество элементов, имеющих какую-либо общую характеристику, которая позволяет отнести их к изучаемой системе.
Например, студенческая молодежь Минска представляет собой генеральную совокупность при исследовании какой-либо социальной проблемы, объектом которой она является. К данному объекту относятся все те, кто обучается в государственных и частных учебных заведениях г. Минска (вузах, колледжах и училищах): девушки и юноши от первокурсников до пятикурсников и т.д. Чтобы иметь точные данные о количестве студентов, необходимо иметь статистические данные. Так определяется генеральная совокупность. Поскольку по ряду причин сплошное обследование не представляется целесообразным, определяется выборочная совокупность (например, равное количество студентов от разных учебных учреждений г. Минска).
3. После выделения объекта социологического исследования определяется его предмет. Социальная действительность настолько многообразна, что изучение ее в целом, «вообще» невозможно. Определение предмета исследования означает установление границ, в пределах которых будет изучаться объект.
Такое преднамеренное упрощение объекта позволяет исследователю достаточно подробно рассмотреть интересующее его качество, свойство или характеристику объекта. Один и тот же объект может изучаться с позиции различных социальных проблем и, следовательно, предполагает множество предметов. Например, при изучении такого объекта, как студенческая молодежь страны, в качестве предмета исследования можно изучать отношение студентов к учебе, посещаемости занятий, их удовлетворенность учебой и т.д. Как и объект исследования, предмет изучения должен также находить свое отражение в названии самого исследования.
Как правило, предметом эмпирического исследования являются только те стороны, свойства и отношения реальных объектов, которые поддаются непосредственному описанию, классификации и доступны измерению. Этим самым эмпирическое исследование отличается от теоретического, в котором в качестве предмета выступают абстрактные объекты, теоретические схемы и модели.
4. После определения объекта и предмета изучения необходимо сформулировать цели и задачи исследования. Постановка цели и задач обеспечивает системность и последовательность действий в прикладном социологическом исследовании. Цель– это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Эмпирическое исследование ориентировано, прежде всего, на достижение практической цели, поиск решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций, поэтому элемент новизны здесь необязателен, необходимо определенное «типовое» решение проблемы.
Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. Как правило, задачи любого исследования состоят в получении нового знания.
5. Следующим этапом в разработке программы является выдвижение гипотез. Гипотеза – это предположительное суждение о структуре социального объекта, характере связи его элементов, о возможных подходах к решению социальных проблем и т.д.
Поскольку в социологических исследованиях не всегда имеется необходимый запас теоретических знаний для изучения конкретной проблемы, социолог может довольствоваться так называемыми рабочими гипотезами. Рабочей принято называть такую гипотезу, которая является предварительным объяснением явления или процесса, пригодной для первого этапа изучения. В аналитических исследованиях гипотезы должны носить объяснительный характер. На стадии анализа предмета исследования обычно вырисовывается общая гипотеза, которая нередко носит излишне теоретический характер, в связи с чем в эмпирическом исследовании она преобразуется в ряд других, допускающих эмпирическую проверку.
Гипотезы могут быть классифицированы по разным основаниям. Например, по содержанию предположений гипотезы бывают описательные, объяснительные, прогнозные, а по степени разработанности – первичные (выдвинутые до сбора эмпирических данных) и вторичные (откорректированные или выдвинутые вновь на стадии обработки и анализа информации). Основная трудность формулирования гипотез заключается в том, чтобы соотнести их с целями и задачами исследования и разработать однозначные высказывания, которые имеют ясные и точные понятия.
6. Последний раздел методологической части программы носит название «Основные понятия, их интерпретация и операционализация». При разработке программы важно выделить основные понятия. Это происходит при анализе проблемы и предмета исследования.
Структурирование социального явления происходит через выделение определенных абстрактных понятий, которыми обозначается предмет. Например, при изучении девиантного поведения подростков предметом является «девиантное, отклоняющееся поведение» подростков.
Это довольно абстрактное понятие будет использоваться в гипотезе, например о том, что существует прямая зависимость между отклоняющимся поведением родителей (или одного из них) и противоправным поведением подростков. Однако, чтобы проверить эту гипотезу, нужно детализировать понятие «девиантное поведение». Такое разложение абстрактного понятия осуществляется поэтапно.
Первый из них – интерпретация, когда происходит его теоретическая трактовка. Сложность интерпретации заключается в неоднозначности имеющихся толкований одного и того же понятия в различных научных источниках, на различном уровне абстракции понятий. Ошибочная интерпретация понятия может нарушить логику исследования, увести в сторону от поставленной цели. Например, корпорацию можно рассматривать как группу лиц одной профессии, одного сословия или как акционерное общество со статусом юридического лица. При изучении проблем корпоративного управления следует воспользоваться только вторым значением этого понятия.
Чаще всего основное понятие содержит в себе другие, более частные понятия, которые являются менее абстрактными. В таких случаях необходимо из основного понятия вычленить его составляющие, т.е. более «частные» понятия, которые в него входят.
Следующий этап работы с понятиями – операционализация, т.е. дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни, т.е. эмпирических индикаторов. В ходе интерпретации и операционализации выделяются элементы основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Например, при изучении проблем корпоративного управления следует найти такие аналоги корпорации в реальной жизни, как признаки акционерного общества, юридического лица и т.д. Таким образом, весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Процедурная часть программы включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа информации. Как правило, эмпирическое исследование проводится на выборочной совокупности.
Главное требование к выборке – ее репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности. Расхождение между ними называется ошибкой репрезентативности. Элементы совокупности, которые подлежат изучению, называются единицами анализа. Это могут быть как отдельные индивиды, так и целые группы, если в них проводится сплошное обследование.
Если генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, то выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Например, Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тысячи человек, а получает достоверные обо всем населении, и ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя отечественные социологи.
Как правило, генеральную совокупность определяют цели исследования, а выборочную – математические методы. Если социолог намеревается изучить проблемы досуга молодежи Беларуси, в генеральную совокупность войдут все молодые люди, проживающие в республике, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог должен придерживается правила: любой молодой человек, независимо от места жительства, места работы, пола, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность. Объем выборки определяется по Таблице достаточно больших чисел 1 , где минимальная допустимая ошибка не должна составлять более 5%, т.е. Р = 0,95 при mдоп. = 0,05.
При формировании выборочной совокупности могут использоваться неслучайный (направленный) и случайный методы отбора.
При неслучайном отборе единицы выборки отобраны направлено. Здесь, как правило, используется метод основного массива и квотный. Например, надо изучить отношение студентов конкретного факультета к учебе. Например, всего студентов дневной формы 1500 человек, которые занимаются на 5 курсах в 55 группах по 11 специальностям. Можно использовать квотный метод – пропорционально от каждого курса или каждой специальности.
Случайный метод на основе статистической случайности обеспечивает возможность каждому элементу генеральной совокупности попасть в выборку. Нельзя опрашивать специально подобранных или наиболее доступных людей, первых встречных, поэтому в рамках случайного метода чаще всего применяется вероятностный отбор, в том числе его упрощенный вариант – систематический, т.е. отбор через один и тот же интервал (шаг). В основу выборки могут быть положены списки сотрудников, картотека студентов вуза и т.д. Имеет место гнездовой отбор, когда единицами (гнездами) могут быть семьи, группы, коллективы и т.д. Считается, что случайный метод – наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.
Источник: studfile.net
Методологический раздел программы
Реальные жизненные противоречия создают социальную, проблемную ситуацию, для решения которой необходимы дальнейшее развитие социологического знания и соответствующие управленческие решения.
Проблемная социальная ситуация более или менее точно отражается в научной проблеме, в которой фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества и его организаций в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий. Постановка проблемы означает выход за пределы изученного, в сферу того, что должно быть изучено (Г.В.Осипов).
ухудшением медико-эпидемиологической обстановки; ростом преступности в городе; снижением уровня преподавания в школах из-за значительного количества учащихся, плохо владеющих русским языком; появившимися квартирами, перенаселенными мигрантами, в том числе живущих большими семьями (что ухудшает общие условия жизни в подъездах, где есть такие перенаселённые квартиры) возможным демпингом на рынке труда и др. В то же время, приём беженцев с Украины не представляет сложностей в культурном плане, в плане русского языка, и не вызывает ксенофобии у жителей Москвы, но, безусловно, увеличивает нагрузку на социальную инфраструктуру города. Предлагаемый мониторинг позволит взглянуть на эти проблемы увеличения социальной нагрузки на инфраструктуру города и перспективы использования потенциала украинских беженцев с позиций жителей столицы, с позиций Москвы, как региона, который постоянно нуждается в притоке новой рабочей силы.
Методология создания рабочей программы в ДОО
Программа маркетингового исследования
Опасности при формулировке проблемы:
– слишком широкая характеристика проблемы, что не позволит найти адекватные ей эмпирические индикаторы, то есть измерить и оценить. Кроме того, такое исследование может оказаться неподъемным с точки зрения организационных и материальных затрат;
– слишком узкое понимание проблемы, когда исследователь не стремится установить глубинные причины ситуации, а лишь фиксирует некоторые проявления проблемы. Такое исследование будет крайне поверхностным, а результаты очевидными.
Эмпирическое социологическое исследование является смешанным: в нем решаются как практические, так и научные проблемы.
Предметная сторона проблемы социологического исследования – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, когда ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов и т.п. (В.А.Ядов).
Социальные проблемы разнятся по степени масштабности от групповых и локальных до социетальных и глобальных.
s Сформулируйте проблемное поле для исследования по интересной для вас социально-политической или социально-культурной тематике, но так чтобы в центре рассмотрения находилось современное российское общество.
Используйте статистических данные Росстата (http://www.gks.ru), а также данных российских полстеровских компаний (ВЦИОМ https://wciom.ru, ФОМ http://fom.ru/, Левада-центр http://www.levada.ru/ и др.), которые помогут вам с формулировкой предметной стороны проблемы.
Цель исследования задает его общую направленность, а также четко показывает, когда исследование можно считать завершенным.
Задачи исследования конкретизируют цель, то есть показывают, какие шаги нужно предпринять для ее достижения.
Предмет исследования представляет собой одну или несколько сторон (аспектов) объекта, которые непосредственно исследуются.
При описании предмета исследования необходимо:
· четко обозначить границы объекта;
· определить временные границы;
· выявить, насколько применимы для данного объекта количественные измерения.
https://infopedia.su/21xba21.html» target=»_blank»]infopedia.su[/mask_link]