Методологический раздел программы это

Презентация на тему: » 1. Методологический раздел программы: формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования; определение цели и постановка задач исследования;» — Транскрипт:

4 1. Методологический раздел программы: формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования; определение цели и постановка задач исследования; уточнение и интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; развертывание рабочих гипотез

5 2.Процедурный раздел программы: стратегический план исследования; обоснование системы выборки единиц наблюдения; набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных; организация и рабочий план исследования

6 Виды выборки случайная районированная квотная

7 п/п МерприятияСрокиОтветствен ный Примечания исполнения Испоните ль

15 Этапы обработки информации 1. Описание, полученных данных в самой простой форме: дата проведения опроса; число распространенных анкет; число возвращенных анкет число анкет, пригодных для обработки 2. Подсчет ответов на вопросы. 3. Занесение результатов в сводную анкету и подсчет относительного процента для каждого варианта ответа. 4. Расчет средних показателей

10. Программа социологического исследования.

16 Этапы обработки информации 5. Группировка количественных данных по возрастанию или убыванию признака 6. Уплотнение полученной информации 7. Перекрестная информация 8. Анализ ответов на открытые вопросы 9.Суммарная оценка по всему массиву анкет 10. Выводы

19 Оценка уровня толерантности В классе В своей школе В своем поселке В Омской области В России Всего Дети юношество молодежь Средний возраст Старше 50 лет 55310

20 Отношение к соседству с людьми других национальностей, вопрос 4 положительноотрицательнобезразличновсего дети юношество молодежь Средний возраст Старше 50 лет

21 Причины неприязни людей разных национальностей, вопрос 5 Мало знают друг о друге Стиль поведения языкЭконом. причины История народа Материальн ое положение Всего Юношество В т.ч М. Ж. Русские Казахи, Немцы Молодежь В т.ч. М. Ж. Русские Казахи Немцы

22 Что нужно сделать для того, чтобы люди разных национальностей стали более терпимы к друг другу? Смысловые единицыХарактеристика признака в ответах на открытый вопрос Традиции Книги «проведение национальных праздничных мероприятий», «изучение народных игр», «чтение национальных сказок» «комплектование фонда книгами о дружбе между народами», «пополнение книжного фонда литературой народов СНГ»

Источник: www.myshared.ru

Методологический раздел программы

Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы. Что такое_соцшлъная проблема? Это противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения.

Если проблемы, связанной с тем или иным противоречием, нет, то не имеет смысла проводить исследование. Поэтому вначале полезно спросить себя: а не известен ли уже ответ на вопрос, не решена ли проблема, которая ставится? Это важно для того, чтобы в очередной раз не «изобретать велосипед». Значит, не надуманная, реальная проблема обязательно должна нести в себе элемент новизны, представлять пока не решенную задачу.

Читайте также:
Программы для создания мультиков для новичков

Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы

Для обоснования проблемы очень важно знать, что уже известно о ней, а что — пока нет. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид исследования — будет ли оно разведывательным, описатель-ным или аналитическим. Так, говоря о свободном времени студентов, можно выделить следующие частные проблемы, которые помогут сформулировать исследовательские задачи: отсутствие культуры его использования; хроническая нехватка времени, приводящая к ограниченным возможностям полноценного развития личности студентов; неудовлетворенность студентов использованием свободного времени вследствие целого ряда причин объективного и субъективного порядка и др.

Глава 7 Структура социологического исследования, его этапы и элементы

После выявления и обоснования проблемы определяется цель ис-следования и его задачи.

Цель может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Под ней понимается общая направленность исследования, проект действия и его результата. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы.

Если цель исследования бывает, как правило, одна, то задач — несколько, и все они так или иначе конкретизируют цель, определяют средства ее достижения.

Задачи исследования в своей совокупности направлены на анализ и решение проблемы и могут быть как основными, так и неосновными. Характер задач зависит от содержания цели; если последняя является прикладной (практической), то и задачи будут такими же. Поскольку речь выше шла о проблеме свободного времени студентов, имеет смысл показать основные элементы программы социологического исследования на примере этой проблемы.

Исходя из потребностей студенчества, можно предположить, что исследование — и его цель — должны носить преимущественно прикладной характер. Тогда цель будет сформулирована следующим образом: выявить пути и условия эффективного использования свободного времени студентами. С учетом данной цели, задачи исследования могут быть поставлены в таком виде: определить, каким количеством свободного времени располагают студенты в среднем за неделю; показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельнос-ти; охарактеризовать потребности студентов, которые они реализуют в сфере свободного времени; выявить уровень удовлетворенности студентов использованием своего свободного времени; изучить, существует ли связь между успеваемостью студентов и способами использования свободного времени, а также его эффективностью; вскрыть динамику эффективности использования свободного времени студентами от курса к курсу; выяснить, планируют ли студенты способы проведения свободного времени; определить связь между планированием свободного времени и эффективностью его использования.

Вслед за рассмотрением целей и задач необходимо определить объект и предмет исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — определенную общность, группу людей. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. В нашем случае нужно выявить, студенты каких вузов, факультетов, курсов, групп будут изучаться и на протяжении какого времени.

Читайте также:
Это специальная программа для сжатия и распаковки аудио и видеофайлов

Предмет исследования — это те стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению.

Касаясь пробле-

Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование

Методологический раздел программы. Специфика составляющих его видов работ.

Метод. раздел включает определенную послед-сть выполняемых операций. Прежде всего иссл-ль определяет проблему, которая подлежит изучению.

Разработка пр-мы начинается с осознания и формул-ния проблемы иссл-ния.

Термин «проблема» связан обычно с чем-то непознанным, но для определения роли и функции проблемы в процессе социального исследования эта характеристика недостаточна.

В «обиходной» речи говорят о «возникших проблемах», о том, что кто-то «стоит перед проблемой». Однако, как правило, это не требующее необходимого научного исследования. Не всякая проблема является «возбудителем» научно-исследовательского процесса.

Под проблемой понимается противоречие, появляющееся в процессе деятельности, между постановкой и возможностью реализации цели. Проблема приобретает практическое значение, когда охватываемое ею противоречие осознаётся человеком. Научные проблемы являются выражением объективной потребности в знаниях.

Требование к определению «научности проблемы»: проблема должна быть «подлинной», т. е. научно объективной. Значит, ожидаемые данные должны обладать практической или научной ценностью. На этот вопрос можно ответить, изучив литературу, документы и другие источники.

Процесс иссл-ия начинается не с формулировки проблемы, а с осознания проблемной ситуации. Под ней понимается осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему.

Недостаточность имеющихся знаний о данной области есть необходимое, но не единственное условие научной проблемной ситуации. Лишь с определением проблемной ситуации исследователь встаёт перед проблемой. Проблемная ситуация может возникнуть лишь при активном и сознательном столкновении человека с окружающей средой.

Для выявления проблемы очень важно определить, что мы знаем и чего не знаем об объекте исследования или его какой-то стороне. Проблема – это выход за пределы изученного. Проблема появляется, когда: осознана проблемная ситуация – противоречие; не хватает информации о реальной ситуации; не описаны в научном плане стороны явления; есть заинтересованность у какого-то ее исследовать и найти способы регулирования, влияния на предмет исследования.

Выделяют 2 стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблема — это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных, практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приёмов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы — это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов. важно уметь увидеть существующую проблему, решение которой может быть лишь через СИ, не должно быть «пустых» проблем.

Читайте также:
Какой программой открыть файл 3dm

Социальная проблема — противоречивая ситуация, поставленная самой жизнью. Для организаторов СИ социальная проблема выступает в качестве состояния “знания о незнании” определённых сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития. В социологии различают 5 подходов в классификации социальных проблем:

· по цели исследования (проблемы гносеологического и предметного характера);

· в зависимости от “носителя” (проблемы различных социальных групп, социальных институтов и т. д.);

· по масштабу распространенности (региональные, локальные);

· по времени действия (могут быть краткосрочные, среднесрочные, длительные);

· по глубине противоречия (различают одноплановые, затрагивающие одну из сторон социального явления или процесса; системные, отражающие дисбаланс всей системы, элементов целостного явления и проблемы, порождённые противоречиями функционального характера).

При формулировке проблемы необходимо, чтобы в ней сама проблемная ситуация получила точное отражение. Следует избегать двух крайностей: во-первых, выдвижение “мнимых” проблем, во-вторых, проблем слишком широкого плана.

Необходимо помнить, что проблема по отношению к теме выступает как часть целого, а тема может быть заявлена достаточно широко. Формулировка проблемы конкретизирует тематику исследования, определяет его фокус.

Цель исследования указывает на стратегию исследования, на установление закономерностей некоторого социального процесса. Она определяется двояко: либо как теоретико-прикладная (научное решение проблемы с последующим его приближением к практике), либо преимущественно прикладная (связанная с практическим регулированием определённых социальных процессов).

Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей. Цель исследования логически диктует структуру его основных задач, которые впоследствии требуют уточнения в виде ряда частных программных задач.

Задачи социологического исследования

Под задачами СИ понимаются конкретные целевые установки, направленные на решение проблемы. Формулируются задачи в соответствии с целью и гипотезами исследования и могут быть разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себя поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы. Решение основных задач предполагает реализацию определённого числа связанных с ними дополнительных задач.

Определение объекта и предмета

Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

Объект социального исследования — носитель той или иной социальной проблемы. В исследовании может быть и 2 объекта, например, студенты и преподаватели, работники и администрация какого-либо предприятия.

Предмет — включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему. Другими словами — предмет — концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Источник: studopedia.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru