Требования к содержанию и структуре методологической части дипломной работы по психологии различаются не только в разных вузах, но и на разных кафедрах одного и того же вуза и даже у разных научных руководителей одной и той же кафедры. Иногда наличие методологической главы и вовсе не требуется. Поэтому по поводу наличия, содержания и структуры методологической главы обязательно нужно проконсультироваться с научным руководителем, ознакомиться с соответствующими рекомендациями в методических пособиях на кафедре и т.д.
Представленную далее информацию следует рассматривать не как инструкцию к написанию методологической главы дипломной работы по психологии, а как пример ее составления.
Структура методологической главы дипломной работы по психологии может быть такой:
- Программа эмпирического исследования
- Методологические основы исследования
- Методики и методы исследования
- Характеристика выборки
Рассмотрим каждый из перечисленных пунктов более подробно.
Методология социологического исследования
1. Программа эмпирического исследования. Этот пункт методологической главы по отношению к эмпирическому исследованию представляет собой то же самое, что и введение — по отношению ко всей работе. Здесь необходимо указать цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования. Более подробно об этом можно почитать в разделе «Введение».
2. Методологические основы исследования. Этот пункт методологической главы в ВКР и магистерских диссертациях требуется редко. Здесь необходимо перечислить и кратко описать основные методологические принципы, заложенные в основу эмпирического исследования. Достаточно перечислить 2-3 принципа общей и 2-3 принципа специальной методологии, подобрав наиболее подходящие к логике исследования методологические принципы.
Описание методологических принципов должно включать название принципа, его общее описание (1-2 предложения) и его проявление в данной конкретной теме (1-2 предложения).
Написание данного пункта часто вызывает у студентов затруднения в описании принципов и их отношения к теме дипломной работы.
К сожалению, методологические принципы не слишком широко освещены в литературе, поэтому для описания принципов лучше всего воспользоваться собственными конспектами лекций. К тому же большинство преподавателей рассказывают о методологических принципах не одним и тем же заученным текстом каждой группе студентов из года в год, а разными словами. Поэтому даже дословное перепечатывание описания методологических принципов из конспекта лекций в текст дипломной работы обеспечит безболезненное прохождение «антиплагиата».
При отсутствии конспектов Вы можете воспользоваться общей информацией о методологических принципах психологической науки в разделе «Шпаргалки» данного сайта.
Что касается отношения подобранных принципов к выбранной теме, достаточно своими словами описать, почему Вы считаете подходящими к Вашей теме именно эти принципы, а не какие-либо другие.
3. Методики и методы исследования. Этот пункт методологической главы — самый простой. Здесь нужно только написать вводную фразу и перечислить методики, выбранные для исследования, с их кратким описанием, а также методы математической обработки первичных результатов исследования.
Методология научного исследования
Вводная фраза может быть, например, такой:
В соответствии с целью и задачами работы для эмпирического исследования (такой-то темы) были подобраны следующие психодиагностические методики.
Описание методик почти всегда присутствует в источниках. Однако нецелесообразно просто копировать описания: если работа будет проверятся программой «антиплагиат», то скопированные описания плохо повлияют на результат проверки. Лучше перефразировать описания методик своими словами.
Описания методик не должны быть ни слишком краткими, ни слишком подробными. Для описания каждой методики можно воспользоваться следующим планом:
- Что измеряет данная методика;
- Когда и кем была разработана методика (если используется адаптированный вариант, то также необходимо указать, когда и кем была адптирована методика);
- Из чего состоит стимульный материал (количество вопросов, утверждений, рисунков и т.д.);
- Какая задача ставится перед испытуемым (выбрать один из предложенных вариантов ответа, указать, является ли каждое из утверждений истинным или ложным по отношению к нему, и т.д.);
- Каким образом осуществляется обработка результатов обследования (в большинстве случаев бывает достаточно написать, что обработка осуществляется в соответствии с ключом путем начисления баллов по таким-то шкалам);
- Шкалы методики и их краткое описание (обычно достаточно 1-3 предложений о каждой шкале);
- Нормативы и интерпретация результатов (чаще всего необходимо указать, какие значения по шкалам считаются низкими, средними и высокими).
Подробного описания методов математической (как правило, статистической) обработки первичных результатов эмпирического исследования не требуется. Достаточно просто перечислить, какие именно методы использовались и в каких компьютерных программах непосредственно осуществлялась обработка.
4. Характеристика выборки. Этот пункт методологической главы не получится написать раньше, чем будет окончен непосредственно опрос испытуемых. Здесь необходимо указать простейшую статистику социально-демографических характеристик тех, кто принял участие в исследовании. Эта информация, как правило, берется из заполненных бланков для ответов.
В готовом виде начало текста данного пункта может выглядеть примерно так:
Эмпирическое исследование такой-то темы было проведено там-то тогда-то. В исследовании приняли участие столько-то испытуемых, в том числе столько-то (такой-то процент от объема выборки) мужского пола и столько-то (процент) — женского. Возраст испытуемых варьировал в диапазоне от стольких-то до стольких-то лет, средний возраст по выборке такой-то.
Далее можно таким же образом указать сведения об образовании, семейном положении и других социально-демографических характеристиках, которые фиксировались во время опроса.
После этого делается вывод о репрезентативности изучаемой выборки.
Если в исследовании принимали участие две или несколько заранее заданных групп испытуемых, то каждую группу необходимо описывать в отдельности. Если же выборка разделяется на группы на основании результатов исследования, то вся информация о группах излагается уже в эмпирической главе.
Дорогие студенты! Если у вас не получается самостоятельно написать методологическую главу дипломной работы, вы можете ее заказать у опытного автора.
Источник: psy-diplom.ru
Методологическая база исследования: что это + пример
Чтобы грамотно и успешно написать исследовательскую работу, необходимо уделить должное внимание каждой части. В том числе и методологической базе.
А что такое теоретико-методологическая база исследования? Какие методы являются основными и как их выбрать для своей курсовой, диплома или другого вида работ? Читайте статью — и вы не только найдёте ответы на эти вопросы, но и увидите примеры методологической базы исследования.
Хотите получать полезные материалы из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. А для того, чтобы учиться с выгодой — следите за акциями и скидками.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Методологическая база исследования: что это такое
Методологическая база — это перечень всех научных методов, которые используются в исследовании. Они могут быть как теоретическими, так и практическими.
А вот теоретико-методологическая база — это только те методы, которые составляют основу теории и описывают методологию, применяемую для получения практических результатов исследования.
Для курсовых, дипломных и диссертационных работ используют свои методы исследования. Они могут быть как общими, которые применяются в разных науках, так и узкоспециализированными — используемые лишь в конкретных дисциплинах.
Зачем нужна методологическая база работы
Научное исследование, к которому относятся студенческие рефераты, курсовые, дипломные и тем более диссертационные проекты, не может быть голословным. Это значит, что для проблем, целей и задач, заявленных в работе, важно не просто найти решение, а показать, как именно к нему пришли. То же и с выводами — их необходимо обосновать и продемонстрировать, какие конкретно действия привели к описанным результатам.
Именно для этого выбирается методологическая база — набор методов, которые подходят под тему исследования и помогают обосновать решение проблем и достичь заявленные цели и задачи.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Место методологической базы в проекте
Методологическая база курсовой, дипломной или другой работы описывается в самом начале исследования — во введении. Сначала формулируются исследовательские проблемы, ставятся основные цели и задачи проекта, определяются объект и предмет. А потом непосредственно пишется теоретико-методологическая база.
С написанием методов в начале работы справились? Это ещё не всё. Главное — помнить, что методология должна пронизывать все главы исследования. Особенно теоретическую и практическую части. В теоретической — связать методы с основной теорией, а в практической — показать, как вы использовали их, чтобы получить результаты.
Основные методы исследования: классификация
Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.
Все методы делятся на две большие группы:
- общенаучные;
- специальные.
Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.
Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.
Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:
Специальные методы в методологической базе экономики:
Название метода | Описание сути метода |
Метод экономико-математического моделирования | Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы. |
Экономический анализ | Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их. |
Статистико-экономический метод | Изучать статистические данные в экономике. |
Метод балансовой связи | Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи. |
Метод технико-экономических расчётов | Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства. |
Главные методы в методологической базе истории:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-генетический метод | Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение. |
Типологический метод | Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам. |
Ретроспективный метод | Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине. |
Диахронный метод | Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему. |
Метод актуализации | Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории. |
Специальные методы в методологической базе лингвистики:
Название метода | Описание сути метода |
Логико-семантический анализ | Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их. |
Метод контекстного анализа | Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте. |
Психолингвистический метод | Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей. |
Сравнительный анализ | Выявлять сходства и различия между двумя и более языками. |
Сравнительно-исторический метод | Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени. |
Специальные методы в методологической базе юриспруденции:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-правовой | Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды. |
Сравнительно-правовой метод | Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах. |
Формально-юридический, или догматический метод | Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции. |
Специальные методы в методологической базе психологии:
Название метода | Описание сути метода |
Беседа | Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему. |
Метод психологического эксперимента | Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые. |
Самонаблюдение | Изучать личностные особенности через наблюдение за собой. |
Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.
Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.
Как выбрать методологическую базу исследования
Как подбирать методы для методологической базы исследования курсовой или дипломной работы? Соблюдать несколько важных правил:
- сначала определите цель и задачи;
- составьте примерный план исследования;
- изучите, какие методологии применяются в вашей научной области;
- подумайте, какие именно методы помогут решить задачи и достичь цели;
- выбирайте методы, наиболее подходящие и понятные вам.
Как видите, главное — помнить, что методологическая база должна помогать вам достичь поставленные цели и задачи. Иначе потеряется логическая связь, а методы не помогут раскрыть заявленную тему проекта.
Не уверены, что правильно составили методологическую базу исследования? Обязательно обратитесь к научному руководителю. Он уточнит, какие методы точно будут полезны, а также подскажет как оформить курсовой или дипломный проект по ГОСТу.
Как оформить методологическую базу в исследовании: шаблоны фраз
Какие слова и фразы можно использовать, чтобы сформулировать методологическую базу научного исследования? Вот список некоторых предложений, которые помогут описать методы во введении:
- Перечислим методы, которые применяются в данном дипломном исследовании…
- Для достижения поставленной цели и задач мы использовали следующие методы…
- Методологическая база исследования состоит из следующих методов…
- В методологическую базу курсового проекта входят такие методы…
- Методологическая основа исследования состоит из…
- Теоретико-методологическая база исследования включает в себя следующие методы…
Используйте эти и другие предложения, чтобы оформить методологическую базу проекта и описать непосредственные методы.
Методологическая база исследования: примеры
Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.
Пример №1: методологическая база курсовой работы
Научная дисциплина: маркетинг
Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров
Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи.
В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Методологическая база: В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.
Пример №2: методологическая база дипломной работы
Научная дисциплина: экономика
Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».
Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- изучение сущности финансово-экономического состояния организации;
- анализ методов оценки финансово-экономического состояния организации;
- проведение анализа финансовой деятельности ООО «Эрколайн» по основным направлениям.
Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.
Пример №3: методологическая база магистерской работы
Научная дисциплина: политология
Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.
Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
- раскрыть сущность и сформулировать основные признаки и характеристики политически значимых общественных проектов;
- описать структуру экономических механизмов, посредством которых реализуются политически значимые общественные проекты;
- провести анализ эффективности функционирования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации;
- сформулировать ключевые особенности, проблемы экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающие на них влияние;
- определить пути и направления совершенствования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации с учётом современных экономических и политических реалий.
Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
Теперь вы знаете, что такое методологическая база в исследовательской работе, из каких методов она состоит и как сформулировать методологию в собственном проекте. А если у вас совсем нет времени писать работу самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис. Специалисты помогут подготовить курсовую, дипломную или магистерскую точно в срок!
Источник: zaochnik.ru
Лекция 1. Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой
Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т. е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.
1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых — содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику.
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам.
Тщательно разработанная программа — гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.
Методологический раздел программы:
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2. Определение цели и постановка задач исследования.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел программы:
6. Принципиальный (стратегический) план исследования.
7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.
Современному человеку недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.
Проект – системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и прочих) документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели.
Сегодня большинство руководителей украинских предприятий управляют колективами и решают проблемы развития полагаясь на свой опыт и интуицию. Безусловно, справится с любой проблемой можно, опираясь на разум и здравый смысл, однако даже если это будет правильно, то всякий раз по-разному, путем раздумий, колебаний и продолжительного анализа.
По словам одного из разработчиков общей теории и методологии проектирования Л.Б.переверзева, раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. нужно было только заранее хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике.
Управление проектами как дисциплина предлагает стандартизированные решения, появившиеся в результат изучения общих закономерностей, присущих проектам. По сути, это инструмент, который позволяет принять решение правильное, быстрое и понятное всем, кто владеет этим инструментом.
Идея управления проектами существует с незапамятных времен. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на некоторые знаменитые объекты (СЛАЙД 1).
При доступных тогда строительных технологиях возведение подобных сооружений вряд ли было возможно без рациональной организации труда.
К сожалению, опыт древних менеджеров проектов так и остался их тайной.
В наше время в качестве формализованной идеи управление проектами возникло в 50-х годах. И появилась эта дисциплина благодаря политическому противостоянию двух сверхдержав. Уступая в ресурсах ориентированной на оборонную промышленность экономике СССР, после «спутникового кризиса» министерство обороны США сосредоточилось на эффективность планирования и поиске новых методов и инструментов управления проектами. По сути, здесь и была заключена вся идея новой методологии — поиск резервов для развития не в дополнительных ресурсах, а в совершенствовании организации процесса.
СЛАЙД 3 В 1958 была разработана концепция Program Evaluation and Review Technique, или PERT, как часть спутниковой стратегии войны с помощью подводного флота – строительство подводной лодки с ракетами «Поларис». Несколько позже была разработана новая, более простая, модель, предложенная корпорацией Dupont и названная «методом критического пути (critical path metod, CPM), а PERT был расширен «структурой декомпозиции работ», или WBS (work break-down structure).
Оба метода основаны на использовании сетевых диаграмм, но метод критического пути оперировал только одной длительностью работы, в то время как метод анализа и оценки программ учитывал 4 длительности — оптимистическую, пессимистическую, наиболее вероятностную и средневзвешенную. Это обусловлено различными сферами применения методов. Метод анализа и оценки программ был создан для выполнения проектов, окружающая среда которого характеризовалась высокой степенью неопределенности, поэтому приходилось оценивать разные варианты завершения работ.
Практика управления проектами и уважительное отношение к этой дисциплине и сегодня сохранилась в «арсенале» оборонного ведомства США. Так каждый военнослужащий, имеющий отношение к проектной деятельности, должен пройти сертификацию.
Методы управления проектами были хорошо известны в Советсом Союзе; сетевое планирование работ применялось еще при строительстве ДнепроГЭСа, Магнитогорского комбината. Однако по-настоящему все эти знания были формализованы за рубежом и очень скоро превратились в коммерческий продукт.
СЛАЙД 4 В начале 60-х годов была основана Международная ассоциация управления проектами – International Project Management Associa-tion (IPMA), несколько позже возник Американский институт управления проектами – Project Management Institute (PMI).
Сегодня это наиболее авторитетные организации в области управления проектами. Любопытно, что первоначально Международная ассоциация носила имя INTERNET. Вот почему по аналогии советская ассоциация называлась СОВНЕТ, а образовавшаяся в 1993 г. украинская ассоциация — УКРНЕТ.
За минувшие полвека технологии управления проектами получили заметное развитие: основные положения были стандартизированы, разработаны своды определенных правил (так называемые «техники»), которые служат стандартным руководством для проектных менеджеров во всем мире.
Источник: studopedia.su