Программа основывается на положениях в первую очередь отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте с учетом лучшего зарубежного опыта исследований в области дошкольной педагогики и психологии. Среди основных подходов к образованию детей дошкольного возраста рассматриваются следующие:
Культурно-исторический подход к проблеме развития сформулирован в концепции Л.С. Выготского, в которой подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества. Ребенок «по бытию» рождается человеком, но станет ли он им по качеству, во многом зависит от той среды, в которой он воспитывается. При этом одно и то же средовое воздействие может по-разному сказываться на детях, имеющих различные возрастные и индивидуальные особенности.
Высшие психические функции (процессы, системы) у ребенка дошкольного возраста еще не сформированы. При организации образовательного процесса с дошкольниками на них еще нельзя опираться в полной мере (как, например, при организации учебной деятельности с детьми школьного возраста) — их необходимо развивать.
SCRUM — метод управления проектами. Обучающий мультик для вас и ваших сотрудников!
Носителями культуры для ребенка являются в первую очередь взрослые. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми (социальный план). Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериоризируется), т.е. становится его индивидуальным достоянием (психологический план). Состояние развития ребенка определяется как уровнем его актуального развития (самостоятельно решаемыми задачами), так и уровнем ближайшего развития (задачами, решаемыми в сотрудничестве со взрослым).
Необходимо учитывать «реактивно-спонтанный тип обучения» детей дошкольного возраста: обучение дошкольников по заданной взрослыми программе возможно только в том случае, если эта программа станет их собственной (интересной и значимой), а процесс усвоения образовательного материала будет происходить не преднамеренно, а в детских видах деятельности — игре, рисовании, чтении (слушании) книг, общении со взрослым и сверстниками, труде и т.п. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игра, которая рассматривается как обучение в адекватной форме. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка в дошкольный возрастной период.
Вышеназванные и ряд других положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского были развиты А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б.
Элькониным, В.В. Давыдовым и др.
Личностный подход к проблеме развития логически вытекает из понимания дошкольного детства как периода становления базиса личности ребенка и в первую очередь предполагает:
• развитие мотивационной сферы детей (непосредственных мотивов, обусловленных интересом ребенка к детским видам деятельности, а также широких социальных мотивов, опосредованных окружающим социумом);
Что такое UML за 7 минут: Диаграмма классов, последовательностей, состояний и деятельности
• формирование личностных качеств как приоритетное направление развития (альтернатива приоритету формирования интеллектуальных качеств ребенка дошкольного возраста);
• утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками, т.е. совместной (партнерской) деятельности взрослых и детей.
До сих пор большая часть дошкольных образовательных учреждений продолжает обучение детей «по реактивному типу», по заданной взрослым образовательной программе, не принимая во внимание положение Л.C. Выготского о реактивно-спонтанном типе обучения дошкольников, т.е. о возможности обучения детей дошкольного возраста по заданной взрослым образовательной программе только в том случае, если эта программа стала собственной программой ребенка. Проблема смыслов, мотивации образовательной деятельности решается чаще всего с помощью стереотипных и искусственных игровых приемов.
Ряд подобных примеров может быть продолжен.
Именно поэтому для современного дошкольного образования по-прежнему актуальной остается проблема практической применимости основных концептуальных положений отечественной научной психолого-педагогической школы.
Источник: studfile.net
Научные, методологические и методические основания программы
Научной и методологической основой программы выступают культурно-историческая концепция психического развития, учение о системном характере высших психических функций (ВПФ) и их системной и динамической локализации в головном мозге (Л.С. Выготский, 1960, 1982; А.Р. Лурия, 1969, 1973; П.К. Анохин, 1975, 1980; Н.А. Бернштейн, 1962, 1990), концепция детского развития Д.Б.
Эльконина (1960, 1971); теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 1966, 1969).
Чтобы эффективно решать поставленные задачи, очень важно правильно подобрать способы передачи необходимого общественного опыта, соответствующие уровню развития детей, а также учитывающие особенности их образовательных потребностей и современных условий развития.
Авторы примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», рассматривая образование как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд), подчеркивают, что главным критерием отбора программного материала должны стать его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. [7]
Учитывая особенности развития детей с задержкой психического развития следует отдавать предпочтение методикам, основным качеством которых является наглядность, эмоциональная насыщенность, безопасность, возможность реализации в групповом взаимодействии.
Также необходимо учитывать, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок овладевает различными образцами поведения и учится самостоятельно разворачивать сложные для него, энергоемкие виды деятельности (игровую, учебную). [14] В игре ребенку предоставляется возможность примерять на себя разные роли, чтобы отреагировать свое эмоциональное состояние, получить «обратную связь» от своих сверстников и значимого взрослого и скорректировать свое поведение, достигая нужного результата. В игре формируется и оттачивается ориентация на партнера, на потребности другого человека.
Поэтому в программе используются знакомые, любимые и принимаемые всеми детьми формы взаимодействия, позволяющие наиболее эффективно использовать непроизвольные механизмы регуляции психической деятельности как основу для развития и укрепления произвольности, а также воздействующие на все репрезентативные системы ребенка:
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера; игры на развитие мимической передачи эмоций, умений распознавать эмоции другого человека;
• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций;
• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;
• познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, игрушек;
• просмотр и обсуждение мультфильмов.
Совместный просмотр мультипликационных фильмов как способ передачи ребенку необходимого общественного опыта, занимает особое место в программе. Преимущество визуальных образов над другими зафиксировано в вековой народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С появлением кино у человека появилась уникальная возможность быть очевидцем, а значит и непосредственным участником происходящих на экране событий. По эмоциональному воздействию зрительных образов, да еще в сопровождении правильно подобранной музыки, киноискусству нет равных.
Для совместного просмотра используются отечественные мультфильмы, с качественной прорисовкой.
Мультфильм – рисованное кино или ожившая сказка, – поэтому все, что учеными говорилось о терапевтическом воздействии сказки, и все, что говорилось об эмоциональном воздействии кино, относится и к мультфильму. Более того, просмотр правильно подобранного мультфильма – один из самых безопасных видов деятельности ребенка. Вся настороженность, эмоциональное напряжение, раздраженность, негативизм ребенка отступают, защита снимается, эмоциональный фон становится более позитивным, а сам ребенок более восприимчивым к усвоению необходимых для успешной социализации форм поведения. А это немаловажно, учитывая, что в настоящее время может оказаться так, что только на экране ребенок может увидеть достойные подражания образцы поведения взрослого человека.
Алгоритм построения занятия с использованием мультфильма прост и зависит от того, какую цель ставит перед собой взрослый.
Если это педагогическая цель, то есть необходимо познакомить детей с определенной темой или какими-то явлениями, то достаточно:
— определить тему, о которой нужно поговорить с детьми,
— подобрать соответствующий мультфильм и
— составить вопросы, подводящие детей к обсуждению этой темы перед просмотром мультфильма, а также вопросы, помогающие сделать необходимые выводы после просмотра мультфильма.
Если поставлена коррекционная или развивающая цель, то алгоритм несколько усложнится:
— выявить проблему (диагностика или запрос),
— сформулировать коррекционную или развивающую задачу,
— подобрать мультфильм, содержащий проекцию данной проблемы,
— составить вопросы для обсуждения мультфильма, позволяющие наиболее полно раскрыть взгляды ребенка на причины возникновения проблемы и пути ее решения,
— подобрать упражнение для эмоционального отреагирования проблемы.
Просмотр мультфильмов, рассматривание и анализ сюжетных картинок, изображений эмоциональной лицевой экспрессии, мимических и психо-моторных реакций взрослого помогают задействовать визуальный канал восприятия ребенка.
Как выяснилось в ходе реализации программы, совместный просмотр (с комментариями взрослого) мультфильмов вызывает живой интерес у детей, при этом большинство родителей жалуются на то, что дома их дети не смотрят отечественные мультфильмы, а с большим удовольствием смотрят продукцию зарубежных аниматоров: «Том и Джерри», «Губка Боб», «Котопес», различные анимационные боевики и т.д.
Анализ подобных высказываний и личных наблюдений позволяет предположить, что просмотр отечественной мультипликации представляет для ребенка достаточно серьезную интеллектуальную деятельность, требует непрерывного сосредоточения на сюжете, без которого невозможно осмысление происходящих событий, их причинно-следственных соотношений. А ребенку с ЗПР без помощи взрослого трудно поддерживать достаточный уровень концентрации внимания. В то время как непрерывно мельтешащие перед глазами фигуры героев, однообразие, скудость и отсутствие глубинного смыслового подтекста сюжетных линий зарубежной анимации не требуют от ребенка каких-либо существенных интеллектуальных усилий, и даже, отвернувшись и поиграв в игру, он может спокойно вернуться к созерцанию происходящего на экране, не задаваясь вопросом: «А что там я пропустил?»
Для активизации аудиальной системы ребенка используются комментарии к действиям героев мультфильма, стимулирование собственной речи детей вопросами, обсуждение событий и поступков героев мультфильма, отреагирование эмоциональных состояний, музыкальные игры и упражнения.
Необходимость комментариев взрослого ярко проиллюстрирована экспериментом ведущего психолога социобихевиоризма Альберта Бандуры.
«Испытуемым (три группы 4-летних детей) показывали специально отснятый фильм, в котором взрослый человек избивал куклу; начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае другой взрослый «героя» хвалил, в другом – порицал, в третьем реагировал нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением.
В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой». [5]
Этот эксперимент доказал, что человек может овладевать поведением не только через собственные пробы и ошибки, но и, наблюдая за опытом других и получая подкрепления, которые сопутствуют тому или иному поведению.
Комментируя значимые события, особенности поведения героев, а так же обращая внимание на их чувства и причины возникновения этих чувств, высказывая одобрение или порицание действиям героев мультфильма, можно, непосредственно влиять не только на восприятие ребенка, но и закладывать этические установки, определяющие поведение зрелого человека в ситуациях нравственного выбора.
Очень важной частью является обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма и часто после игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению «…»банк» знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние», становится неотъемлемой частью личного жизненного опыта ребенка. [8]
Используемые в программе музыкальные игры и упражнения, воздействующие как на аудиальную, так и кинестетическую репрезентативные системы ребенка, сочетают в себе позитивное воздействие на его психоэмоциональное состояние музыки, танца, движения и возможности перевоплощения.
Для активизации кинестетической системы ребенка используются различные игры: дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера; игры на развитие мимической передачи эмоций и умений распознавать эмоции другого человека.
«Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач». [7]
Для активизации познавательной активности детей используются различные дидактические игры, для развития тонкой моторики руки используются картинки для раскрашивания и оригами. Оригами, как утверждает многовековая практика существования искусства складывания фигурок из бумаги, отличный способ развить логическое и пространственное мышление у детей, стимулировать их творческую активность.
Насыщенность программной деятельности элементами эмоционального сопереживания, приводит к тому, что постоянство эмоциональных контактов становится необходимостью для ребенка. [13]
При организации психолого-педагогических мероприятий также необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, которые ставит перед данной возрастной категорией детей воспитательно-образовательный процесс, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». [7]
Построение психолого-педагогических мероприятий на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.
Как показал опыт реализации программы, материал, преподнесенный в описанной выше форме, принимается всеми детьми, помогает сконцентрировать их внимание, создает насыщенную положительными эмоциями атмосферу, что облегчает проведение групповой работы с детьми и решение как педагогических, так и развивающих задач.
Исследование мнения педагогов учреждения, работающих в группах компенсирующей направленности, показало, что опыт, полученный детьми в подобной совместной программной деятельности с психологом, способствует усвоению ими образовательных областей и стимулирует развитие качеств личности, необходимых для успешной социализации.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Групповая работа педагога-психолога с детьми может интегрироваться в непосредственную образовательную и/или культурно-досуговую деятельность ДОУ.
В программе учитывается необходимость обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач через тематический принцип построения образовательного процесса. В качестве основы для тематического планирования в программе используется перечень лексических тем, рекомендованных в пособии С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, И.Н. Волковой, Г.М. Капустиной «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». [25]
Источник: cyberpedia.su
Методологическая основа программы
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
• соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
Содержание программы обеспечивает развитие детей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Центральная идея отечественной психологической шко лы — это идея о творческом характере развития. Мы рас сматриваем ребенка как субъект индивидуального разви-
тия, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.
Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребенка, а не простого учета его возрастных особенностей. Особенностью программы является то, что каждое из направлений представлено, помимо перечня приобретаемых ребенком в каждый возрастной период знаний, умений и навыков, в терминах показателей психического развития, понимаемого в русле отечественной общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности ребенка.
Под деятельностью понимается активность, которая побуждается определенным мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребенком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя.
Виды деятельности подразделяются в соответствии с тем, какой мотив лежит в их основе. В качестве самостоятельных видов принято выделять:
• познавательную деятельность, результатом которой к концу периода дошкольного детства является такое новообразование, как первичная связная картина мира и расширение кругозора детей.
В процессе познавательного развития решаются следующие задачи:
сенсорное развитие детей,
интеллектуальное развитие детей,
речевое развитие детей,
формирование элементарных математических представлений детей;
развитие исследовательской деятельности прежде всего в форме детского экспериментирования и наблюдения.
Вместе с этим у детей формируются индивидуальные познавательные интересы.
Овладение способами познавательной деятельности предполагает формирование первичных навыков работы с информацией, получаемой из разных источников (вербальных и наглядных).
В контексте познавательной деятельности формируете; » представление о безопасном поведении человека в природе, быту и обществе;
При реализации программы перед педагогами стоит задача формирования у детей способов взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), основанных на развитой устной речи;
• разнообразную продуктивную деятельность, направ
ленную на получение продукта (рисунка, скульптурной фи
гурки, изделия, постройки) или результата, — труд.
Развитие продуктивной деятельности неразрывно связано с развитием детского творчества, конструирования, приобщением детей к изобразительному и другим видам искусства, удовлетворением потребности детей в выражении личных переживаний, чувств, впечатлений.
Ценностное отношение к труду взрослых и собственному труду возникает у ребенка как результат интеграции:
формирования представлений о деятельности взрослых и роли труда в жизни общества;
продуктивной художественной творческой деятельности;
собственной практической деятельности в быту, соответствующей возрастным возможностям, потребностям и интересам;
• игровую деятельность — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста;
• учебную деятельность, которая становится ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте необходимо сформировать ее предпосылки.
В дошкольной педагогике традиционно большое внимание уделяется обучению детей разнообразным способам деятельности. Новизна программы заключается в том, что в качестве специальной поставлена цель поддержания у детей базовых мотиваций — познания, общения, созидания, а в старшем дошкольном возрасте — формирования мотивации учения. Эта работа требует собственных форм и приемов, а также особой организации всего педагогического процесса.
В младшем дошкольном возрасте ключевой задачей является содействие становлению способности к самостоятельной постановке ребенком целей (целеполагания).
Принятие целей познавательной деятельности, пред лага емых взрослым, становится задачей в старшем дошкольном возрасте в рамках занятий, направленных на формиротш ние школьной готовности.
Для формирования способов деятельности, которое требует многократного повторения, предложено использовать игровую мотивацию.
В процессе развития у ребенка постепенно формируется способность к оценке результата своей деятельности, а также к оценке вложенного им труда и усердия.
Организованные различным образом виды деятельности имеют большое значение для формирования способности к волевому контролю своего поведения в целом и становления произвольности основных психических функций — внимания и памяти, что является важным компонентом школьной готовности.
Наконец, деятельность может быть организована как индивидуальная или как совместная. Совместная деятельность со сверстником и со взрослым — важное условие успешной реализации целого ряда задач, поставленных в программе.
Важное значение в старшем дошкольном возрасте имеет становление знаково-символической функции, которое также является компонентом школьной зрелости и предполагает знакомство ребенка с различными знаками, символами.
Таким образом, содействие становлению сознания включает в себя интегрированную работу по:
развитию речи, которая охватывает обогащение и расширение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование произносительной стороны речи; развитие связной речи; формирование речи как вербального компонента коммуникативных процессов. Важной частью этой работы в старшем дошкольном возрасте является разносторонняя подготовка к обучению грамоте;
познавательному развитию ребенка;
интеллектуальному развитию ребенка, включая формирование элементарных математических представлений, и развитию основ логического мышления;
становлению морального сознания и системы ценностей.
Личность. В психологической науке на сегодняшний день насчитывается более десятка определений понятия «личность». За основу работы над программой взято представление В. Н. Мясищева о личности как системе трех основных отношений человека: к окружающему миру,
к другим людям, к самому себе. Формирование личности дошкольника — результат его социализации, важнейшим институтом которой наряду с семьей становится дошколь ное образовательное учреждение.
В процессе воспитания и образования обеспечивает ся формирование первичной идентичности личности как носителя национальной, российской и мировой культуры.
В сотрудничестве с семьей формируется семейная и тендерная принадлежность, развиваются и поддерживаются патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу.
Включение ребенка в систему социальных отношений образует предпосылку для развития его игровой деятельности.
В окружающем мире целесообразно различать мир природы и мир человека, включая первоначальные представления социального характера.
В процессе работы формируются ценностные отношения:
• бережное отношение к продукту труда людей;
• уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе;
• заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства;
• положительное отношение к соблюдению общепринятых норм и правил.
Среди отношений к другим людям выделяется отношение к взрослым и отношение к сверстникам.
Отношение к взрослому. Задача овладения личностно ориентированным стилем общения взрослого с детьми — одна из центральных в работе по программе. Формы этого общения специфичны для каждой возрастной группы. Прежде всего в младшем дошкольном возрасте решается задача формирования доверия к взрослому как к источнику помощи, защиты и поддержки; на его основе возникает привязанность.
В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к взрослому как к человеку, который может ввести его в мир, пока недоступный непосредственному восприятию. Отношение к взрослому формируется как к авторитету в сфере знаний и культуры, навыков и способов деятельности. Это является предпосылкой формирования в дальнейшем позиции ученика.
Отношение к сверстникам формируется на основе уважения равных прав всех детей. Задача педагога — обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определенных норм жизни группы, основанных на уважо
нии взрослого к ребенку и детей друг к другу. Общая атмосфера доброжелательности создается за счет отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы.
Становление отношения к самому себе включает формирование образа Я, самооценки, образа своего будущего. Уважение как норма отношений взрослого к каждому ребенку развивает в детях чувство собственного достоинства. Уверенность в своих силах, способностях, возможностях — важная предпосылка успешности в любом виде деятельности, который всегда связан с необходимостью преодоления временных трудностей. От поведения педагога очень многое зависит. В дошкольном возрасте необходимо и обязательно различать оценку результата (продукта) деятельности и общую оценку ребенка как личности.
Работа носит системный и комплексный характер и обеспечивает социализацию ребенка в рамках возрастных возможностей и коммуникативную готовность к школе в качестве результата.
Образование детей дошкольного возраста решает задачу содействия своевременному и полноценному психическому развитию ребенка. В старшем дошкольном возрасте одним из результатов такого содействия должно стать появление нового комплексного качества — готовности к обучению в школе 1 .
Деятельность учения в отечественной научной традиции характеризуется как направленная «прежде всего на изменение самого ученика. ». Адекватный мотив такой деятельности — «мотив собственного роста, собственного совершенствования» 2 . Можно назвать его мотивом повышения своей компетентности.
Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие:
1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;
2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и других познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение к взрослому как к учителю. (Психология развития: Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред.
А. В. Петровского. — М., 2006.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Детская психология. — М., 2004. — С. 363.
Задача формирования школьной зрелости решается в программе комплексно. Она включает в себя развитие коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, знакомство с основами безопасности жизнедеятельности, развитие речи, развитие произвольности, умения управлять своим поведением, подчиняться правилу, работать по образцу и по словесной инструкции, а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления, подготовке к обучению грамоте, развитию речи и познавательному развитию.
Структура программы
В программе цели и задачи определены в терминах отечественной психологической теории становления деятельности, сознания и личности, что позволяет ориентировать педагогов именно на содействие развитию, а не на организацию «предметного» обучения детей.
ЦЕЛИ |
Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни |
Формировать основы здорового
Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка |
Способствовать становлению деятельности
*■ Способствовать становлению сознания
Закладывать основы личности
Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства |
Создавать атмосферу эмоционального комфорта
Создавать условия для творческого самовыражения
Создавать условия для участия родителей в жизни группы
Организовывать яркие радостные общие события жизни группы
Данная структура обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Содержание деятельности педагога определяется основными задачами работы с детьми и путями их реализации, которые сведены в таблицы по возрастам. В задачах максимально отражены все образовательные области. Решение задач осуществляется как посредством собственных методических ресурсов, так и путем интеграции различных образовательных областей.
Интегрируемые области указаны в скобках (в тексте приняты следующие сокращения: ФК — физическая культура, 3 — здоровье, Б — безопасность, С — социализация, Т — труд, П — познание, К — коммуникация, Ч — чтение художественной литературы, XT — художественное творчество, М — музыка).
Интеграция образовательных областей осуществляется также посредством использования сквозных в рамках одной возрастной группы форм, методов и приемов, обусловленных возрастными особенностями детей, принципов организации и руководства. Они едины для всех направлений и объединяют компоненты в единую систему.
Представленные в таблицах по возрастным группам программные задачи являются обязательной частью программы.
Вариативную часть составляют:
• региональный компонент (его место обозначено в программе) по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей, учитывающий особенности климата и экологии региона; программы приобщения детей к национальным культурам; вопросы воспитания любви и уважения к малой родине;
• компоненты программы, которые отражают особенности видового разнообразия дошкольных учреждений.
4. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями.
Ниже в таблице предлагаются стандартные режимные рекомендации для детей дошкольного возраста.
При организации режима следует учитывать рекомендации СанПиНа, видовую принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток
При проектировании воспитательно-образовательного процесса по программе необходимо опираться на определенные основания, обеспечивающие комплексно-тематическое и интегративное единство, например сезонность (зима, весна, лето, осень).
Источник: lektsia.com