Методологическая часть программы исследования завершается

Методологическая часть программы социологического исследования начинается с осмысления и анализа возникшей проблемы и формирования проблемной ситуации. Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречия между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации.

Социальные проблемы классифицируются в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины. Итак, проблема исследования — это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив). Неразрешенное противоречие, как и отсутствие знания — это начальная точка научного исследования, разрешенное противоречие и полное знание — конечная. Между ними должно быть хорошее соответствие.

Методология исследования

На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам предшествующих социологических исследований, опросу экспертов и т.д. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то его свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае.

Далее необходимо поставить цели и задачи исследования, которые обеспечивают системность и последовательность действий в социологическом исследовании. Эмпирическое исследование ориентировано прежде всего на достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций.

Разработка системы основных и неосновных задач обеспечивает комплексный характер исследования, сочетание его теоретических и практических аспектов. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизируют цель исследования и представляют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза должна соответствовать теории, быть научно обоснованной, иметь смысл в рамках изучаемой проблемы, должна проверяться эмпирическим путем, быть логичной, непротиворечивой. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.

Читайте также:
Как узнать что нагружает компьютер программы

Методология научного исследования

С целью использования единого понятийного аппарата в программе соц. исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью П.С.И. и начинается работа над второй ее частью (методической).

Источник: knigi.studio

7.2. Методологическая часть программы

Исходным пунктом исследования всегда является проблемная ситуация. Основу ее составляет реальное противоречие в развитии социального организма. Соци­альная проблема (греч.ргоЫета — задача) — «это по­ставленная самой жизнью противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов» 16 . Для исследова­теля социальная проблема выступает как состояние «знания о незнании» 17 каких-то определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития причин и других характеристик интересующе­го его социального явления или процесса. То есть про­блема — это всегда противоречие между знаниями о по­требностях людей в определенных практических или теоретических действий и незнанием путей, средств и методов их осуществления. Например, это может быть незнание причин резко увеличившейся рождаемости детей с нарушенной психикой, ухудшение рейтинга из­вестных политиков, роста преступности на бытовой почве, текучести кадров на производстве и т. д.

Решить проблему — это значит получить новое зна­ние или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с по­мощью которых потом можно будет воздействовать на развитие интересующего исследователя явления или процесса в желаемом направлении. То есть в конечном итоге получить возможность решить существующие социальные противоречия, причины которых были не совсем понятны сначала.

Обычно заказ исследователю формулируется в ви­де обозначения какой-нибудь проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие или просто указания на неудовлетворительное положение дел в той или иной сфере производства и т. д. Перед исследователем встает задача перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую ему предстоит исследовать. Это требует от него проведе­ния специальной теоретической работы 18 .

Читайте также:
Программы пауэрлифтинга самые эффективные

Во-первых — необходимо установить реальное сущест­вование данной проблемы: а) есть ли показатель, количест­венно или качественно характеризующий данную пробле­му; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) до­стоверны ли учет и статистика по этому показателю.

Во-вторых — выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специаль­ного анализа и будут выступать в качестве информа­ционной базы для рассмотрения неизвестных элемен­тов (например, известные данные статистики и учета являются важным готовым материалом).

В-третьих — выделить в проблемной ситуации глав­ные и второстепенные компоненты, для того чтобы правильно определить основное направление исследо­вательского поиска.

В-четвертых — попытаться найти готовый способ решения проблемы. Обратиться к специальной литературе, посвященной изучаемому предмету, причем; это может быть не только чисто социологическая лите­ратура, но и из других смежных областей обществознания — философии, политической экономии и конкретной экономики, психологии и т. д. Кроме того, об­ратиться за помощью к коллегам-социологам, т. к. необходимая информация может быть еще не опубли­кована, а также провести беседы с экспертами — науч­ными работниками и практиками, часто обладающими; ценной информацией об изучаемой проблеме.

Рассмотрим подробно последовательность и при­мерную структуру описания социологической пробле­мы (на примере производственной проблемы). При описании любой проблемы должны быть учтены пять следующих характеристик:

Источник: studfile.net

Логический анализ основных понятий

Одной из наиболее сложных процедур методологической части программы социологического исследования является логический анализ основных понятий. Смысл и технология этой процедуры довольно удачно изложены в учебном пособииМ. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги«Прикладная социология: методология и методы»[3]. Приведем выдержки из этой работы.

Логический анализ ключевых понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяснения на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

При изучении, например, социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких составляющих, как активность в сфере экономической деятельности, финансовой, политической, благотворительной, экологической, просветительской, религиозной, художественно-творческой, информационно-коммуникативной, спортивной и т.п. Объясняя далее эти понятия, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности отдельных сторон (элементов) предмета исследования.

Читайте также:
Зачетная работа вариант 2 вирус это программа информатика практикум

Логический анализ предмета исследования позволяет ответить на вопросы: о чем спросить? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты рассматриваемой проблемы? От методологической и методической точности его выполнения в решающей степени зависит соответствие исследовательской модели явления его реальному содержанию и структуре.

Логический анализ основных понятий базируется на методе дедукции и включает в себя две методологические процедуры – интерпретацию и операционализацию основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования.

Интерпретация основных понятий есть опосредованное выявление интересующих социолога сторон и свойств предмета изучения. Пытаясь выразить сущность изучаемого предмета, исследователь обращается к понятиям, которые служат ключом к теоретическому осмыслению интересующих его социальных явлений и процессов. Это позволяет описать основные свойства предмета, уточнить направление дальнейшего анализа. Чтобы успешно решить данную задачу, надо четко определить или, как еще говорят, дать трактовку самих используемых понятий. Здесь на помощь приходят либо справочники, энциклопедии, толковые словари, учебники, специальная литература, либо логика, научная позиция, а порой и жизненный опыт исследователя.

Выявленные в ходе интерпретации конкретизирующие понятия в свою очередь требуют объяснения. На следующей стадии логического анализа осуществляется такая процедура уточнения качественной структуры изучаемого предмета, как операционализация, продолжающая и детализирующая интерпретацию основного понятия. Детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на элементы (семантически – на однозначно понимаемые либо интерпретируемые понятия или термины). Получаемые при этом менее абстрактные понятия или термины принято называть операциональными.

Таким образом, процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании включает в себя два этапа:

1) определение главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность;

2) выявление совокупности операциональных понятий и терминов, на которые раскладывается основное понятие.

Глубина и объем логического анализа основного понятия, включенного в определение предмета изучения, самым непосредственным образом зависят от вида социологического исследования (разведывательного, описательного, аналитического).

В качестве примера логического анализа основных понятий исследования может выступать интерпретация и операционализация понятия «инвестиционное поведение», приведенные в обозначенной работе[4].

На этом методологическая часть программы исследования завершается.

Для сравнения представим методологическую часть исследования, выполненную в работе «Управление организационным поведением персонала крупного предприятия в условиях внедрения инновационных технологий»[5].

Источник: mydocx.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru