Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен:
- лингвистические и психологические основы обучения РКИ;
- особенности функционально-коммуникативного подхода к обучению РКИ
- методически грамотно организовывать обучение РКИ;
- использовать различные средства и методы при обучении РКИ;
- определять уровень владения РКИ;
- эффективно предъявлять и закреплять материал по фонетике, лексике, грамматике;
- обучать видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму)
- понятийным аппаратом методологии РКИ;
- основными подходами к интерпретации изучаемого материала
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).
5.Семестры: 7,8
6.Основные разделы дисциплины:
- Теория обучения РКИ.
- Практика обучения средствам общения.
- Практика обучения деятельности общения.
- Структура и организация процесса обучения.
Источник: mpgu.su
Практическая методика преподавания русского языка как иностранного
Методика преподавания русского языка как иностранного
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.
Заведующий кафедрой
Доронина С.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина С.В.
1. Цели освоения дисциплины
Формирование знаний в области основ преподавания русского языка иностранцам. В задачи курса входит рассмотрение объекта и предмета дисциплины «Русский как иностранный», рассмотрение лингвистических и психологических основ обучения иноязычной речевой деятельности. В рамках курса студенты знакомятся с основными теоретическими положениями и практическими рекомендациями, разрабатываемыми в теории и практике обучения РКИ. Практическим результатом поставленной цели является формирование методической компетенции магистров, включающей адекватное применение методов и принципов обучения в зависимости от целей, задач обучения и уровня подготовки обучающихся. Дисциплина способствует формированию целостного профессионального мировоззрения, так как в ходе анализа студент привлекает знания разных изучаемых блоков – общекультурного, педагогического и специального. |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ПК-1: Способен осуществлять под руководством специалиста более высокой квалификации педагогическую деятельность по профильным дисциплинам (модулям) в рамках программ бакалавриата и программ дополнительного профессионального образования соответствующего уровня | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
Знает образовательный стандарт, программы высшего образования, дополнительные образовательные программы | |
Уметь: | |
Владеет психолого-педагогическими и методическими основами преподавания по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам (ДПП) | |
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
Использует современные информационные технологии при конструировании учебных занятий |
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел 1. Методы обучения РКИ (краткая характеристика) | ||||||
1.1. | Типы методов обучения РКИ. Коммуникативный метод | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Уровни владения иностранным языком. Госстандарты преподавания РКИ | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Уровни владения иностранным языком. Госстандарты преподавания РКИ | Практические | 1 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Методы обучения РКИ (краткая характеристика) | Сам. работа | 1 | 26 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Уровни языка и аспекты обучения РКИ | ||||||
2.1. | Методы обучения произношению | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Методы обучения произношению | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Методы преподавания лексики и фразеологии | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Методы преподавания лексики и фразеологии | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Методы преподавания грамматики | Лекции | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Методы преподавания грамматики | Практические | 1 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Уровни языка и аспекты обучения РКИ | Сам. работа | 1 | 26 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Виды речевой деятельности и аспекты обучения РКИ | ||||||
3.1. | Методы обучения чтению | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Методы обучения чтению | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Методы обучения письменной речи | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Методы обучения письменной речи | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Методы обучения устной речи | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Методы обучения устной речи | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Методы обучения аудированию | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Типы методов обучения РКИ. Коммуникативный метод | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Методы обучения аудированию | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Виды речевой деятельности и аспекты обучения РКИ | Сам. работа | 1 | 24 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Федотова Н.Л. | Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу : Учебник | СПб. : Златоуст, 2013 — ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=bookid=239409 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щукин A.H. | Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС «Лань», 2017 | http://e.lanbook.com/book/92735 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭУМК «Методика преподавания Русского языка как иностранного» | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8855 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) Электронная библиотечная система «Лань» https://e.lanbook.com/ Электронная библиотечная система «Онлайн» https://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocksЮрайт» https://urait.ru/ Электронная библиотечная система «Консультант студента» https://www.studentlibrary.ru/ |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
405Д | специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы — учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron — 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 — 1 единица; стационарный экран: марка Projecta — 1 единица |
415Д | специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы — компьютерный класс — учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung |
Источник: www.asu.ru
Программа учебного курса «введение в методику преподавания русского языка как иностранного»
Программа курса «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» (РКИ) составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по направлению 032700 «Филология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.
Автор – О.М. Александрова
Кафедра древних языков
1. Цель курса
– заложить у студентов основы знаний по методике преподавания русского языка как иностранного, необходимые для их будущей профессионально-педагогической деятельности, подготовить студентов к дальнейшему освоению дисциплин, посвященных частным вопросам методики. Кроме того, перед преподавателем стоит сложная психологическая задача: прослушав этот курс, студент должен принять окончательное решение по поводу выбранной специализации.
Задачи курса:
дать представление:
- о роли русского языка в современном мире;
- о методике как науке;
- об основных этапах развития методики,
- о связи методики с другими науками (педагогикой, лингвистикой, психологией, психолингвистикой и др.);
- о ведущих методических школах,
- о круге научных и практических проблем, решаемых современной методикой;
- с основными положениями современной методики преподавания русского языка как иностранного;
- с основными понятиями и категориями методики;
- с основными приемами и методами преподавания русского языка как иностранного;
- с современными технологиями и стратегиями обучения русскому языку как иностранному;
- с основными периодическими изданиями по методике преподавания РКИ;
- научно-методическую базу в рамках курса «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» как основу их будущей профессиональной деятельности;
- целостное представление о характере и специфике профессиональной деятельности преподавателя РКИ и требованиях, предъявляемых к профессии преподавателя РКИ;
- навыки самостоятельной работы с научно-методической литературой по РКИ.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебный курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» относится к дисциплинамбазовой части профессионального цикла (Б.3) Учебного плана подготовки бакалавра филологии 032700 по профилю 3 «Преподавание филологических дисциплин (русский язык как иностранный)». Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на отделении филологии гуманитарного факультета НГУ. Учебный курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» опирается на дисциплины общепрофессионального цикла по специальности «Филология»: «Основы филологии», «Введение в языкознание». Курс «Введение в методику преподавания русского языка как иностранного» дает материал и закладывает основы для формирования знаний, умений и навыков в области подготовки преподавателя русского языка как иностранного. Курс открывает цикл дисциплин, преподаваемых в рамках профиля «Преподавание филологических дисциплин (русский язык как иностранный)» и является методической базой для таких курсов как «Методика обучения речевому общению», «Аспекты в обучении русскому языку как иностранному», «Современные средства обучения русскому языку как иностранному», «Организация и планирование учебного процесса», «Лингвострановедение», «Контроль в обучении русскому языку как иностранному».
Источник: studfile.net