К вопросу о раскрытии понятия «Методическое сопровождение» методом кластерного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
МЕТОДИКА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОД КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА / TECHNIQUE / ACCOMPANIMENT / METHODICAL SUPPORT OF / METHODICAL SET / METHODICAL MAINTENANCE / CLUSTER ANALYSIS METHOD
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тесевич Анастасия Андреевна
Прежде чем выстраивать методическое сопровождение , необходимо четко понимать значение данного понятия. В полной мере осуществить анализ этого понятия позволяет метод кластерного анализа .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тесевич Анастасия Андреевна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
К вопросу об использовании метода кластерного анализа
Методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности
Соотношение понятий психолого-педагогического и тьюторского сопровождения
Комплексное методическое сопровождение дополнительного образования в образовательной организации
К вопросу о содержании научно-методического обеспечения и информационного сопровождения применительно к взаимодействию Минобрнауки России с органами образования субъектов Российской Федерации
Сущность методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «К вопросу о раскрытии понятия «Методическое сопровождение» методом кластерного анализа»
К вопросу о раскрытии понятия «методическое сопровождение» методом кластерного анализа Тесевич А. А.
Тесевич Анастасия Андреевна / Tesevich Anastasija Andreevna — магистрант, кафедра теоретической физики и информационных технологий в образовании,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: прежде чем выстраивать методическое сопровождение, необходимо четко понимать значение данного понятия. В полной мере осуществить анализ этого понятия позволяет метод кластерного анализа.
Abstract: before you build a methodological support necessary to clearly understand the importance of this concept. To fully implement this concept allows the analysis method of cluster analysis.
Ключевые слова: методика, сопровождение, методическое сопровождение, методический комплект, методическое обеспечение, метод кластерного анализа.
Keywords: technique, accompaniment, methodical support of, methodical set, methodical maintenance, cluster analysis method.
Прежде чем выстраивать методическое сопровождение, необходимо четко понимать значение данного понятия. Для этого необходимо определить значение понятий: «методика», «сопровождение»,
Методическое сопровождение реализации программы _Вдохновение_
«методическое сопровождение», «методический комплект» и «методическое обеспечение».
Под методикой в толковом словаре Ушакова. Д. Н. [1] понимается: система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.
В словаре русского языка Ожегова С. И. [2] термин сопровождение представляет собой следующее: сопровождать, значит следовать вместе с кем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, служить приложением, дополнением к чему-нибудь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методическое сопровождение это система правил, сопутствующая, служащая приложением, дополнением к изложению методов обучения или к выполнению какой-нибудь работы.
Чтобы получить полную картину о том, что является методическим сопровождением, необходимо рассмотреть, как трактуется понятие в других источниках. В статье Овчинниковой Т. В. [3] понятие методическое сопровождение раскрывается как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на реализацию основной общеобразовательной программы в соответствии с комплексно -тематическим принципом.
Методическое сопровождение содержит методический комплект, под которым можно определить совокупность различных дидактических средств обучения, в том числе печатных пособий, технических средств обучения, обучающих программ и средств, призванных качественно реализовать поставленные цели и задачи.
Зарубина Е. А. [4] определяет понятие методическое сопровождение как процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов. В данном случае важно отличать понятие «методическое сопровождение» от понятия «методическое обеспечение».
Понятие «методическое обеспечение» в узком понимании представляет собой разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности, а в более широком смысле — это процесс, направленный на создание программ, методических разработок и дидактических пособий, включающий совместную продуктивную работу коллектива, апробацию и внедрение в практику более эффективных методик и технологий, информирование, повышение квалификации педагогических кадров.
В представленных выше определениях методического содержания можно заметить, что в них выделяют составляющие, такие как «методический комплект» и «методическое обеспечение», которые схожи по смыслу, исходя из определений авторов, и представляют собой некоторые средства, могущие более качественно сопровождать образовательный процесс.
Для рассмотрения примера кластерного анализа совершим первичную обработку данных методом перевода информации из текстовой формы в табличную.
№ Источник Содержание термина
1 Т олковые словари Тотема правил, сопутствующая, служащая приложением, дополнением к изложению методов обучения или к выполнению какой-нибудь работы
2 Овчинникова Т. В. [3] Взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на реализацию основной общеобразовательной программы в соответствии с комплексно-тематическим принципом
3 Зарубина Е. А. [4] Процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов
Схема. 1. Кластерный анализ понятия «методическое сопровождение»
Исходя из рассмотренного выше содержания термина «методическое сопровождение» (табл. 1) методом кластерного анализа (схема 1), можно сделать вывод о том, что «методическое сопровождение» включает в себя систему правил, помогающих осуществлять процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, направленный на решение задач, касающихся методического обеспечения образовательного процесса.
1. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940. — 495 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
3. Овчинникова Т. В. Методическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в соответствии с ФГТ. [Электронный ресурс]. URL: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/sotvetstvi-s-fgt.html. (Дата обращения: 11.11.2015).
4. Зарубина Е. А. Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных
результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/074/47621.php (Дата обращения:
5. Тесевич А. А., Итпекова Г. С. К вопросу об использовании метода кластерного анализа // Наука, техника и образование. 2015, № 7 (37) 2015.
6. Райзин Дж. Вэн Классификация и кластер / Под ред. Дж. Вэн Райзина / М.: Мир, 1980, 390 с.
Источник: cyberleninka.ru
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Санникова Л.Н. 1 , Сурма А.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения. Традиционно под методическим сопровождением понимаются разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Цель методического сопровождения — освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач образовательных стандартов; обмен опытом между обучающимися, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению.
В практике образования используются понятия: методическое сопровождение и организационно-методическое сопровождение. Анализ исследований, что методическое сопровождение связано, прежде всего, с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Организационно-методическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей или освоение нового. Исходя из определения организационно-методического сопровождения, субъекту образования предоставляется большая самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом образования того или иного пути решения проблемы.
Методическое сопровождение предполагает оказание помощи всем субъектам образования, в независимости от того, какова потребность в этой помощи; самостоятельность субъекта образования проявляется в том, в какой мере он воспользуется этой помощью. Методическое сопровождение, на наш взгляд, занимается типичными для образовательного процесса проблемами. В отличие от этого, организационно-методическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта образования, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект образования сам заявит об этом.
Осуществление организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:
— диагностики сути проблемы;
— информационного поиска методов для ее решения;
— обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;
— оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения [1, 6].
В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие [2]. Для методистов важно, что эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.
Кроме того, к формам организационно-методического сопровождения педагогов относят:
— организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);
— создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.;
— оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент;
— информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.
В последнее время получила распространение такая форма организационно-методического сопровождения, как скайп-сопровождение. Это форма удаленного пошагового индивидуального обучения через скайп, одна из форм организации дистанционного обучения. Благодаря скайпу есть возможность общаться в режиме реального времени, независимо от места нахождения.
В отличие от скайп-консультирования скайп-сопровождение не ограничено количеством скайп-сеансов. Каждый новый сеанс происходит после проверки выполнения домашнего задания. Если учебные задачи, поставленные ранее, не выполнены или выполнены неправильно, то дальнейшее скайп-сопровождение не проводится.
Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, являются:
— включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;
— содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;
— использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;
— совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство) [3].
Таким образом, в современных условиях форма организационно-методического сопровождения оказывается огромную роль в профессиональной деятельности педагогов.
Битянова, М. Р. Практическая психология в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997. – 296 с.
Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. – СПб. : Экспресс, 2013. – 365 с.
Кирдянкина, С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. – Хабаровск, 2011. – 24 с.
Источник: scienceforum.ru
Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:
— для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
— для реализации целей образовательного процесса;
— для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.
— социальному заказу государства к данному типу учреждения;
— социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
— включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.
Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.
Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.
Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание, экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).
На мой взгляд, цель методической работы в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом : повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
Организацию качественной методической работы в нашем дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.
К их числу относятся:
— состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
— уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
— передового педагогического опыта;
— новейших исследований в области педагогики и психологии;
— результативности методической работы.
-прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
-проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов
-планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
-проектирование методической работы в ДОУ.
-руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ
-повышение квалификации (педагогов и своей);
-организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
-выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ
-организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.
-осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы ДОУ,
-контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.
-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности,
-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам,
-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы,
-предвидение и предотвращение конфликтов,
-владение собой в критических ситуациях,
-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности.
Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики ДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием её элементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя, таких как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др.
Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.
Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.
Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:
-Чёткость в организации профессиональной деятельности.
-Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
-Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
-Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
-Информационная обеспеченность каждого направления работы.
-Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
-Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
-Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
-Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.
Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.
Основные направления работы:
-Методическое сопровождение;
-методическое обеспечение;
— организация педагогических советов, консультаций, круглых столов и т. д.
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.
Методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников, помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.
Методическое обеспечение педагогов – это :
-необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
-это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
-апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
-информирование, просвещение и обучение кадров.
Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.
В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:
-осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
-субъектная позиция педагога в отношении реализации ФГОС дошкольного образования,
— повышение профессиональной компетентности педагогов;
— активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
-самореализация педагога в профессиональной деятельности.
Методическая работа в дошкольном учреждении это целостная система деятельности, направленная на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОУ. Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования,организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение
образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОУ, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей. От того как выстроена методическая работа в ДОУ во многом зависит плодотворная, слаженная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива.
1. Демин, В. А. Профессиональная компетентность: понятие, виды / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ : методическое пособие / А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2012. 128с.
3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, Троян, А. Н.
4. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст] : учебное пособие / А. Н. Троян. – Магнитогорск,2001
Источник: www.maam.ru
Методическое сопровождение — это. Понятие, основные формы, разработки и направления, педагогические цели и задачи
Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились.
Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.
Вам будет интересно: Метод расчета молярной массы сульфата бария
Историческая справка
Такие понятия, как «методическая служба», «методическая работа», стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.
Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами.
Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции – прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.
Вам будет интересно: Что такое косвенная речь и как она используется?
С конца 20 в. в литературе стали использовать термин «методическое сопровождение».
Истоки создания системы
Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.
Вам будет интересно: Необычные прилагательные: примеры, прилагательные-комплименты
В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные «бюро». Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.
Создание организационной базы
В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:
К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:
Новый виток в развитии системы
В конце 20-го – начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение – это ключ к осмыслению инновационных идей, сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.
Задачи и цели
Как показывает анализ историко-педагогических изданий, главная цель системы методического сопровождения – это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.
Вам будет интересно: Как быстро выучить казахский язык самостоятельно?
Одна из важнейших задач методического сопровождения – это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.
Компонентный состав системы
В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:
Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:
Информационно-методическое сопровождение предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.
Стадии реализации методических программ
Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:
Формы работы
Программно-методическое сопровождение осуществляется через:
Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.
В последнее время стала популярной такая форма, как «скайп-сопровождение». Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.
Ключевые условия
Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:
- включения учителя в события, связанные не только с его профессиональным, но и духовным развитием;
- изучения личности преподавателя в разных ее аспектах, создания ситуаций, направленных на развитие его потенциала;
- совершенствования психологических и материальных механизмов управления образовательным процессом, ориентированных на повышение мотивации к профессиональному росту.
Роль методического сопровождения в современной образовательной системе
Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.
Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого уровня профессионализма от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.
Главное в методическом сопровождении – это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.
Требования к современному учителю
Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:
Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного «предметника», но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.
Заключение
В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.
Источник: 1ku.ru