Обоснованность условий реализации программы (материальных, методических, информационных, нормативных и др.).
Оценка по данному критерию включает отслеживание в тексте программы всего комплекса условий, необходимых для ее реализации, в том числе, методического обеспечении — уровень описания методик организации работы, дидактического материала, исследовательской и издательской деятельности по программе и др.; информационного обеспечения — уровень описания информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, способов получения и обработки информации и др.; материально-технического обеспечения — уровень обоснования необходимых материалов, оборудования, денежных средств и др.; кадрового обеспечения — уровень обоснования необходимости приглашения специалистов по разным вопросам программы и др.
Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов программы.
По данному критерию необходимо оценить уровень обоснования выбора критериев и технологий отслеживания результатов программы, количество и описания технологий отслеживания, их необходимость и достаточность для оценки результативности образовательной деятельности.
Особенности разработки и предоставления методических разработок в деятельности учителя
Значимость программы для ребенка, социума, системы образования.
Необходимо оценить значимость программы для ребенка (практическая, предметно-практическая, профессиональная, социальная и др.), для социума (просветительская, социальная, экономическая и др.), для системы образования (решение актуальных проблем региона, удовлетворение социального заказа государства и региона и др.), а также степень отличия данной программы от других, похожих или близких по содержанию.
Источник: studme.org
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Методологическое обоснование представляет собой обоснование отдельного утверждения или целостной концепции путем ссылки на тот несомненно надежный метод, с помощью которого получено обосновываемое утверждение или отстаиваемая концепция.
Например, для обоснования утверждения «24 + 3 = 27» проще всего сослаться на однозначный, никогда не подводящий метод сложения чисел. Утверждая, что небо голубое, мы можем сослаться на то, что в обычных условиях оно всегда видится таким человеком с нормальным зрением. Если мы ошибаемся, говоря, что 12 х 12 = 145, то это залог существования процедуры счета, приводящей к правильным результатам. Если кто-то утверждает, что небо зеленое, мы в первую очередь интересуемся той системой требований, которой руководствовался наблюдатель, и в частности требований к его зрению.
Иногда методологической обоснованности придается столь большое значение, что в терминах метода определяется само понятие обоснованности.
«Обосновать утверждение, — пишет, например, К. Айду- кевич, — значит оправдать его принятие с помощью метода, который обеспечивает достижение поставленной цели, например обеспечивает получение истинного знания о действительности. Отнесение утверждения к обоснованным означает, что его принятие оправдано использованием процедуры, эффективной с точки зрения нашей цели, и, далее, сама эта процедура заслуживает позитивной оценки и что следование ей позитивно ценно в аспекте данной цели. На эту оценку может опираться норма, позволяющая применять данную процедуру всякий раз, когда нужно достичь данной цели» [1] .
Организация методической работы в образовательной организации
Представления о сфере применимости методологической аргументации менялись от одной эпохи к другой. Существенное значение придавалось ей в Новое время, когда считалось, что именно методологическая гарантия, а не соответствие фактам, как таковое, сообщает суждению его обоснованность. Современная методология науки скептически относится к мнению, что строгое следование методу способно само по себе обеспечить истину и тем более служить ее обоснованием.
Возможности методологической аргументации очень различны в разных областях знания. Ссылки на метод, с помощью которого получено конкретное заключение, довольно обычны в естественных науках, крайне редки в социальных и гуманитарных науках и почти не встречаются в практическом и тем более в художественном мышлении.
1Методологическая аргументация является вполне правомерной, а в науке, когда ядро методологических требований достаточно устойчиво, необходимой. Однако методологические аргументы никогда не имеют решающей силы.
Прежде всего, методология социального и гуманитарного познания не настолько ясна и бесспорна, чтобы на нее можно было ссылаться. Иногда даже представляется, что в науках о культуре используется совершенно иная методология, чем в науках о природе.
Далее, методологические представления ученых являются в каждый конкретный промежуток времени итогом и выводом предшествующей истории научного познания. Методология науки, формулируя свои требования, опирается на данные истории науки. Настаивать на безусловном выполнении этих требований значило бы возводить определенное историческое состояние науки в вечный и абсолютный стандарт.
Каждое новое исследование является не только применением уже известных методологических правил, но и их проверкой. Исследователь может подчиниться старому методологическому правилу, но может и счесть его неприменимым в каком-то конкретном новом случае. История науки включает как случаи, когда апробированные правила приводили к успеху, так и случаи, когда успех был результатом отказа от какого-то устоявшегося методологического стандарта. Ученые не только подчиняются методологическим требованиям, но и критикуют их и создают как новые теории, так и новые методологии.
- [1] Ajdukiewicz К. J$zyk a poznanie. Т. 2. S. 334.
Источник: studme.org
Научно-методическое обоснование
Критерием успешности обучения в настоящее время является не столько уровень знаний учащихся, сколько овладение ими ключевыми учебными компетенциями. Под компетенцией, согласно В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, подразумевается «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом» [7].
Учебно-познавательная компетенция (УПК) является одной из важнейшей компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося.
Учебно-познавательные компетенции предполагают умения:
— ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
— организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
— задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
— ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы: выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
— выступать устно и письменно о результатах своего исследования, использовать компьютерные средства и технологии;
— иметь опыт восприятия картины мира. [7]
Таким образом, учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях.
Опыт работы учителем начальных классов показал, что наиболее успешно происходит формирование учебно-познавательной компетенции при использовании на уроках коллективного способа обучения.
Основоположником теории коллективных способов обучения (КСО) является В.К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования. До него, в первой трети 20 в., А.Г. Ривин разработал некоторые методы взаимного обучения. Согласно данной теории, процесс обучения — особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности [2].
Исходя из этого, можно выделить 4 вида общения:
1. Опосредованное, которое не предполагает обратной связи. Например, чтение научных статей, печатного текста, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач.
2. Непосредственное, при котором необходимо наличие обратной связи.
Непосредственное общение можно подразделить на три вида:
· Парное (один говорит и один слушает), т.е. общение в паре постоянного состава.
· Групповое (один говорит и несколько человек слушают).
· Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре) [4]. Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава». У А.Г. Ривина этот вид общения называется «сочетательный диалог», в литературе встречаются названия «динамические пары», «диалогические сочетания».
Поскольку диалог занимает главное положение в общении между людьми (дома, в семье, — сначала с одним, а потом с другим, третьим членом семьи, с другом), то такой вид называют также «естественным общением».
Данные виды общения образуют четыре организационные формы обучения:
1. Индивидуальная (главный вид общения — опосредованное общение).
2. Парная (общение в парах постоянного состава).
3. Групповая (общение в группе).
4. Коллективная (общение в парах сменного состава).
Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения — это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей:
· Индивидуальный способ обучения (ИСО). Организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая — парная организационная форма.
· Групповой способ обучения (ГСО). Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая — групповая организационная форма.
· Коллективный способ обучения (КСО). Включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая — коллективная организационная форма [3].
Коллективный способ обучения не может быть принят сразу. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО выделяются промежуточные этапы переходного периода: использование различных приёмов работы в парах, организация коллективных занятий по отдельным предметам в рамках класса.
Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих принципов:
· наличие сменных пар учащихся;
Однако в условиях образовательного процесса в начальной школе существует своя специфика применения коллективного способа обучения. Так, например, я не считаю эффективным применение групповой работы и работы в парах сменного состава с первых уроков первого класса. Постепенно учителю следует вначале самому формировать микрогруппы, с учетом межличностных отношений учащихся. Надо постоянно индивидуально работать с учеником, нежелающим обучаться в паре, группе. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.
В основе КСО лежат определённые дидактические принципы. В работе с учащимися начальных классов я опираюсь на следующие:
· принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
· дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
· всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
· разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
· разнообразия заданий: с одной стороны, предлагается большее разнообразие заданий в рамках темы; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
· педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
Кроме того возможно применение некоторые методики КСО, разработанные А.Г. Ривиным:
· изучение текстового материала по любому учебному предмету;
· решение задач и примеров по учебнику;
· разучивание стихотворений в сменных парах;
· выполнение упражнений в парах;
· работа по вопросникам.
В педагогической практике существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, использующие данный способ. [6]
Источник: studbooks.net
Обоснование содержания программы
Предлагаем следующую структуру документа «Стратегия профессиональной образовательной организации».
Титульный лист. Содержит название документа, сроки, на которые рассчитана стратегия, 3-5 лет, реквизиты утверждения директором и согласования с учредителем.
Второй титульный лист, содержит должности и фамилии разработчиков, реквизиты утверждения общего собрания коллектива, одобрения Попечительского Совета.
Введение. В нем излагаются миссия профессиональной образовательной организации, цели создания и ключевые направления стратегии, сроки подачи предложений по корректировке и сроки ежегодного отчета о ходе выполнении стратегии.
Термины, определения и сокращения. Эти сведения отражаются в отдельном разделе, здесь поясняются некоторые аббревиатуры и дефиниции, используемые в документе.
Паспорт программы. В паспорте следует отразить нормативные источники составления стратегии, в том числе реквизиты приказа о разработке стратегии, цель и задачи, дать краткую характеристику документа, сроки и этапы выполнения стратегии, важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы.
В паспорте отражаются следующие сведения: объемы и источники финансирования, исполнители стратегии, ожидаемые результаты (в сжатом изложении), система и сроки промежуточного и итогового контроля исполнения стратегии. Отдельно остановимся на таких пунктах как «Задачи» и «Этапы». Задачи стратегии — это укрупненный перечень программных мероприятий, намеченных на долгосрочный период. Этапы реализации программы: проектно-диагностический, практический, обобщающий.
Информационная справка о профессиональной образовательной организации должна включать наименование, название учредителя, реквизиты лицензии и государственной аккредитации, юридический адрес, сведения о территориально обособленных структурных подразделениях, численность контингента обучающихся, формы обучения, специальности, профессии, адрес официального сайта профессиональной образовательной организации, контактную информацию. Следует избегать экскурсов в историю, итогов приема абитуриентов, справок о составе и численности спортивных кружков и секций и вообще всего, что не относится к задачам стратегического управления.
Следующим разделом мы предлагаем аналитическую справку о выполнении стратегии предыдущего периода. В аналитической справке следует отразить степень выполнения задач прошлого долгосрочного плана. Это даст возможность проанализировать, что выполнено и что нет, посмотреть насколько были эффективными механизмы реализации стратегии. Если в прошлой стратегии были заложены количественные показатели, то определить насколько успешным было их достижение.
В Программе необходимо обосновать ожидания общества от деятельности профессиональной образовательной организации. Предлагаем изложить это в разделе «Государственный и социальный заказ в области профессионального образования». Такой раздел может включать контрольные цифры приема, порядок оказания образовательных услуг, порядок информирования потенциальных потребителей, основания для предоставления отказа от государственной услуги, предельные цены на оплату государственной услуги, объем и порядок оказания государственной услуги, порядок контроля и требования к отчетности об исполнении государственной услуги. А также положения, отражающие стратегию развития страны и региона в области профессионального образования, выраженные в следующих документах: «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», «Стратегия социально-экономического развития региона на перспективный период». Здесь определяются основные приоритетные стратегические направления образования, реализуемые образовательной организацией, отвечающие потребностям страны и региона.
Следующий раздел «Обоснование разработки стратегии». Смысл содержания этого раздела заключается в том, чтобы показать, что является основанием для разработки стратегического плана. Здесь применимы такие методы как SPACE-анализ, SWOT-анализ, анализ профиля среды. Излагаются PEST-анализ, матрицы возможностей и угроз, анализ сильных и слабых сторон образовательной организации.
Качественно выполненный SPACE-анализ, позволит определить положение образовательной организации на рынке образовательных услуг, выработать стратегии для того или иного положения. SWOT- анализ является универсальным инструментом выработки стратегий. Этот вид анализа уже достаточно давно применяется в России для определения стратегий развития территорий, в конкретизации стратегических планов регионов.
Следующий раздел «Основные стратегии образовательной организации». Сюда включаются определенные в предшествующем разделе направления долгосрочных действий. Их название служит наименованием отдельных подпрограмм (субстратегий). Например, «Организация эффективного информационно-методического обеспечения образовательного процесса», «Совершенствование системы управления качеством» и т.д.
Предлагаем перечень субстратегий в следующих сферах: основные направления развития, образовательная политика (расширение сферы предоставляемых услуг), воспитательная деятельность, информатизация, научно-методическая и инновационная деятельность, социальное партнерство и общественные связи, материально-техническая база, экономика и финансовая деятельность, кадры, система менеджмента качества, социальная сфера, культурно-информационное пространство. Последний раздел отражает действия руководства по соблюдению этических стандартов при выполнении стратегии. Сформулированные в этом разделе цели и задачи, намечают курс действий по преобразованию культурно-информационной среды и входят в долго- срочно-ориентированную систему программных мероприятий.
В разделе «Риски и мероприятия по их минимизации» излагаются факторы конкуренции на рынке образовательных услуг, негативно сказывающихся на качестве работы, недостатки кадрового обеспечения, проблемы осуществления долгосрочного научно-обоснованного прогноза потребностей рынка образовательных услуг; в разделе необходимо предусмотреть описание внешних и внутренних рисков реализации стратегии и меры, направленные на их снижение.
Раздел «Финансовое и ресурсное обеспечение реализации стратегии». Здесь излагаются объемы поэтапного финансирования стратегии, бюджетные и внебюджетные источники финансирования.
Раздел «Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии и показатели эффективности ее реализации» содержит ожидаемые итоги по каждой стратегической подпрограмме, в соответствие с поставленными в них целями и задачами.
Раздел «Осуществление мониторинга и контроля реализации стратегии». Здесь отражаются сроки промежуточного и итогового контроля, должности ответственных лиц за его проведение.
Документ «Стратегия профессиональной образовательной организации» заканчивается необходимыми приложениями. В качестве приложения приводят:
- — Приказ об утверждении Стратегии профессиональной образовательной организации.
- — Дерево целей стратегии развития.
- — График выполнения основных мероприятий стратегии (таблица 3.5). Этот документ позволит всегда иметь перед глазами те мероприятия, которые необходимо выполнить, напомнить сроки их реализации.
- — Подпрограммы отдельных направлений, например «Программа развития отделения дополнительного профессионального образования», «Программа развития отдела по работе с инвалидами», «Социальное партнерство и содействие в трудоустройстве выпускников».
Пример графика выполнения основных мероприятий стратегии
Источник: bstudy.net