Методическое обеспечение учебного процесса учебные программы их виды

Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых типов учебных заведений (гимназий, лицеев), которые могут разрабатывать свои собственные документы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в СПО

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе — школьных учебниках, справочниках, книгах для дополнительного чтения, атласах, картах, сборниках задач и упражнений, тетрадях на печатной основе и т. п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованием стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Требования к учебной книге настолько многогранны и противоречивы, что во всем мире ощущается дефицит хороших учебников. Наблюдается тенденция к увеличению их объема по мере роста знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные (параллельные) учебники, благодаря чему учителя и учащиеся имеют возможность выбирать лучшее.

Структура основной образовательной программы начального общего и основного общего образования

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с этим учебник выполняет следующие дидактические функции:

— мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

— информационную, позволяющую учащимся расширять объ1 ем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

— контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Наряду с традиционными все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы — от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности.

Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.

Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Хотя знание, переданное компьютером, неизбежно неполное, усеченное, формализованное. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются эффективными при овладении знаниями, имеющими логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.

Источник: studopedia.su

Билет № 16

3. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.

1. Учебно-методическое обеспечение является важным пунктом в образовательном процессе, созданным для координации и реализации задач многоуровневого, многопрофильного и качественного образования.

Его цель — создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации, повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение роли самостоятельной работы обучающихся и технологизации процесса обучения.

Читайте также:
Какие программы входят в office

Учебно-методическое обеспечение необходимыми материалами позволяет:

— преподавателям более эффективные применять оптимальные методы и приемы работы или освоить новые технологии в обучении;

— студентам легче изучать трудные темы, быстрее провести сложные расчеты, лучше подготовиться к контрольной работе, экзамену, зачету и т.д.;

— учебному заведению обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов.

2. Носители содержания образования:

1) Учебный план — это нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.

Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные:

1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения;

2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.;

3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.

Таким образом, учебный план упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.

2) Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчиваетсякруг основных ЗУН, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Функции: обогащение учащихся ЗУНами, содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения.

3) Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.

Требования к учебнику:

1. Дидактические, психологические, эстетические и гигиенические.

2. Должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным, фактическим материалом.

3. Должен содержать изложение подлинной науки.

4. Должен быть доступным для учащихся.

5. Должен учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления и памяти.

6. Должен развивать познавательный, практический интерес, потребность в знаниях практической деятельности.

7. Стимулировать волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения.

8. Например, по информатике можно использовать учебники Босовой Л., Семакина И., Угриновича Н. и составлять, опираясь на них календарно-тематичекие планы.

4) Учебное пособие — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник. В учебном пособии допустим отход от учебной программы с целью более подробного изложения какой-либо темы. Учебное пособие может быть посвящено какой-либо одной теме учебной дисциплины.

Таким образом, учебник и учебное пособие – это информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

III. Методическое обеспечение учебного процесса

3.1. Методическое обеспечение является важной составной частью учебного процесса Института и представляет собой совокупность мероприятий, проводимых руководящим и профессорско-преподавательским составом в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества учебных занятий, разработки и внедрения новых методов, форм и средств обучения студентов.

Руководство методическим обеспечением учебного процесса осуществляет проректор по учебно-методической работе, а организацию и проведение – методический отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы на учебный год вносятся в ежемесячный план-календарь основных мероприятий института.

3.2. Методическое обеспечение включает в себя учебно-методическую и научно-методическую работу.

Учебно-методическая работа включает:

  • разработку методического содержания нормативных документов по качественной реализации учебных планов и программ, тематических и календарных планов учебных дисциплин;
  • создание электронной базы учебных и учебно-методических пособий по каждой специальности подготовки студентов;
  • исследование состояния и перспектив методического обеспечения учебного процесса на факультетском и кафедральном уровнях;
  • совершенствование и повышение эффективности применения методов, форм и средств обучения студентов;
  • непрерывное повышение педагогической квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава института;
  • создание условий для их творческой работы.
  • комплексирование научной деятельности структурных подразделений института по методическому обеспечению учебного процесса;
  • анализ, обобщение и распространение методического опыта;
  • разработку и апробацию новых методов, форм и средств обучения студентов, внедрение их в учебный процесс института.
  • совершенствование учебных планов и программ;
  • разработка методических материалов, необходимых для проведения учебных занятий;
  • внедрение новых методов, форм и средств обучения студентов;
  • повышение педагогического мастерства и методической культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава;
  • подготовка учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, отвечающих требованиям Государственного образовательного стандарта;
  • методическое обеспечение контроля всех видов учебных занятий;
  • проведение педагогических и методических экспериментов, внедрение их результатов в учебный процесс.
  • научно-методические исследования по различным вопросам учебного процесса;
  • координацию разработки учебных планов и программ, их согласование и преемственность:
  • обсуждение проблемы информатизации учебного процесса, повышения качества профессиональной подготовки специалистов на основе использования новых информационных технологий;
  • рассмотрение вопросов организации и методики проведения различных видов практик, разработки и защиты выпускных квалификационных работ, других видов учебной работы;
  • анализ и коррекцию учебной успеваемости студентов по результатам текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации;
  • проведение методических занятий с руководящим и профессорско-преподавательским составом по вопросам педагогики и психологии высшей школы;
  • обсуждение вопросов организации и методики самостоятельной работы студентов;
  • выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной и методической работы преподавателей, кафедр, факультетов и филиалов;
  • изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической работы других вузов;
  • внедрение в учебный процесс инновационных методов, электронных учебников, компьютерных программ, видеоматериалов.
  • повседневная работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методики преподавания учебных дисциплин;
  • научные исследования по проблемам методики обучения студентов;
  • заседания Ученого совета института и Советов факультетов, кафедр и предметно-методических комиссий по вопросам повышения эффективности методики обучения студентов;
  • доклады и сообщения по методическим проблемам обучения студентов, вопросам общей и вузовской педагогики и психологии;
  • издание информационно-методических бюллетеней по обобщению передового педагогического опыта;
  • конкурсы на лучшее учебное и учебно-методическое пособие, лучшего преподавателя, методиста, лучшую кафедру, факультет, филиал;
  • комплексные проверки филиалов, факультетов и кафедр;
  • контроль и анализ учебных занятий и совершенствование методики их проведения.
  • согласование содержания, организации и методики учебного процесса;
  • разработка единых требований к преподаванию учебных дисциплин по специальностям;
  • осуществление научно-методического руководства учебной, методической, научной и воспитательной работой в институте;
  • рассмотрение графиков и логики прохождения учебных дисциплин, организации и методики их изучения, выработка научно-методических рекомендаций по реализации учебных планов и программ;
  • разработка и внедрение в учебный процесс современных методов и форм обучения студентов, новых педагогических и информационных технологий;
  • подготовка необходимых научно-методических и информационно-справочных материалов по различным вопросам учебного процесса;
  • повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководящего и профессорско-преподавательского состава по всем основным образовательным программам;
  • повышение профессионализма, педагогической и методической культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава;
  • создание электронных баз данных научно-методического совета и учебно-методических комиссий, содержащих требования Государственного образовательного стандарта, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы и др.;
  • совершенствование нормативно-правовой базы методического обеспечения учебного процесса института.
  • рассмотрение графиков и логики прохождения учебных дисциплин по специальности, организации и методики их изучения;
  • выработка рекомендаций по совершенствованию учебных планов и программ, тематических планов по каждой дисциплине;
  • разработка календарных планов изучения учебных дисциплин;
  • разработка методических рекомендаций по преподаванию учебных дисциплин;
  • оценка и утверждение учебно-методических комплексов и учебных программ по всем дисциплинам специальности;
  • разработка и внедрение инновационных форм и методов обучения и преподавания по специальности;
  • совершенствование методического и дидактического обеспечения учебных дисциплин;
  • обсуждение тематики дипломных работ и проектов, программ и билетов выпускных государственных экзаменов, промежуточной аттестации обучающихся, форм текущего, в том числе месячного контроля;
  • отражение в учебных программах и тематических планах изучаемых дисциплин воспитательных аспектов гуманистического содержания, элементов научно-методической работы и реализация их в ходе учебного процесса;
  • участие в организации и проведении научно-методических и учебно-методических конференций, семинаров, дискуссий;
  • рассмотрение программ различных видов практик, методики их организации и проведения;
  • определение базовых учебников по учебным дисциплинам, перечня основной и дополнительной литературы;
  • экспертиза и утверждение учебников, учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам специальности;
  • изучение, обобщение и распространение методического опыта преподавания учебных дисциплин;
  • совершенствование качества учебно-методической документации филиалов, факультетов и кафедр.
  • руководит методической работой факультета и входящих в его состав кафедр, координирует ее с другими структурными подразделениями института;
  • формирует и развивает методическое мастерство профессорско-преподавательского состава и методистов факультета;
  • проводит научно-методические исследования по различным проблемам учебного процесса;
  • организует и проводит контроль учебных и методических занятий;
  • проводит педагогические и методические эксперименты, внедряет их результаты в учебный процесс;
  • изучает и внедряет в учебную практику передовой педагогический и методический опыт;
  • совершенствует качество учебно-методической документации.
  • подготовку и проведение заседаний кафедры, методических совещаний и научно-методических семинаров;
  • разработку и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;
  • научно-методические исследования по вопросам обучения студентов и разработку частных методик преподавания учебных дисциплин;
  • проведение педагогических и методических экспериментов, внедрение их результатов в учебный процесс;
  • самостоятельную работу профессорско-преподавательского состава по повышению методического мастерства;
  • проведение контроля учебных и методических занятий и др.
  • разработку учебно-методических комплексов по вновь вводимым дисциплинам и подготовка их к изданию;
  • переработку учебно-методических комплексов и подготовку их к изданию;
  • разработку тематических планов изучения учебных дисциплин;
  • переработку лекций;
  • разработку планов для проведения групповых занятий;
  • разработку методических материалов: тестов, заданий, вопросов, экзаменационных билетов и др.;
  • разработку дидактических материалов для применения технических средств обучения в учебном процессе;
  • контрольные посещения заведующим кафедрой, его заместителем и профессорами кафедры учебных и методических занятий, проводимых профессорами, доцентами, преподавателями и ассистентами;
  • участие в работе научно-методического совета и учебно-методических комиссий;
  • участие в научно-методических конференциях, совещаниях, семинарах;
  • участие профессорско-преподавательского состава в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
  • вести на высоком профессиональном уровне методическую работу;
  • организовать методическое обеспечение всех видов учебных занятий;
  • повышать свой научно-методический уровень, совершенствовать методическое мастерство;
  • повышать свою профессиональную квалификацию и проходить переподготовку;
  • изучать и активно использовать опыт методической работы других преподавателей кафедр, факультетов, филиалов.
  • инструкторско-методические занятия – одно-два занятия за учебный год;
  • показные занятия – не менее одного раза в семестр;
  • открытые занятия – не менее двух раз в семестр;
  • пробные занятия – по числу начинающих преподавателей и аспирантов.
  • заключение о реализации гипотезы, положенной в основу эксперимента, соотношение выводов с общей и частной гипотезой;
  • четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;
  • оценку степени надежности и обоснованности выводов;
  • практические предложения о внедрении в практику учебного процесса результатов проведенного исследования.
  • учебную литературу: учебники, учебные пособия, тексты лекций, методические разработки, задачники, справочники и другие печатные материалы, необходимые для всех видов аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся;
  • предметно-образные наглядные пособия: натурные объекты, макеты, модели, стенды и другие демонстрационные средства, используемые на занятиях;
  • статические наглядные пособия: плакаты, карты, планы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы;
  • динамические наглядные пособия: кинофильмы, видеофильмы, магнитофильмы;
  • раздаточные материалы в виде копий схем, таблиц, графиков, размножаемых тем или иным способом на ротапринте, ротаторе, светокопированием и выдаваемых студентам на занятиях;
  • материалы для контроля знаний: тесты, опросные карточки, бланки и другие материалы, используемые для текущего, промежуточного и итогового контроля студентов;
  • материалы для планирования и организации самостоятельной работы студентов.
  • определения целесообразного комплекта технических средств обучения и компьютерной техники для учебных занятий по конкретной учебной дисциплине;
  • выявления оптимальной последовательности использования технических средств обучения и компьютерной техники для наиболее эффективного достижения различных учебных и воспитательных целей;
  • определения наиболее рациональной структуры и разме­щения технических средств обучения и компьютерной техники, вспомогательного оборудования в аудитории;
  • определения требований к дидактическим материалам: по содержанию и техническому выполнению;
  • выявления воздействия используемого комплекта технических средств обучения и компьютерной техники на уровень понимания обучающимися преподносимого материала;
  • определения требований и содержания подготовки преподавателя к учебным занятиям в условиях комплексного использования технических средств обучения и компьютерной техники.
  • в аудитории должна быть предусмотрена возможность быстро и сравнительно просто изменять размещение рабочих мест и оборудования;
  • иметь определенный избыток технических средств как по типам, так и по количеству и обеспечивать возможность проведения экспериментальной оценки и сравнения их дидактических и технических качеств;
  • обеспечивать соответствие количества, расположения и оформления органов управления техническими средствами аудитории основным требованиям эргономики (минимальное число, удобство расположения и пользования, бесшумность и т. п.);
  • обеспечивать возможность фиксации хода педагогического и методического экспериментов средствами звуко- и видеозаписи.
  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности;
  • рабочий учебный план по специальности;
  • оперативный учебный план по семестрам и годам обучения по специальности;
  • программы учебных дисциплин;
  • программы практик;
  • фонд оценочных средств итоговой государственной аттестации;
  • программы государственных экзаменов;
  • методические указания (руководство) по выполнению дипломных работ и проектов;
  • методические указания (руководство) по проведению итоговой государственной аттестации.
    • требования Государственного образовательного стандарта (дидактические единицы) по учебной дисциплине;
    Читайте также:
    Где в программе 1с находится оборотно сальдовая ведомость по счету

    Источник: studfile.net

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru