Методическое обеспечение – это особый вид деятельности, направленный на совершенствование методики, применяемой в практике социокультурных организаций.
Механизм методического обеспечения, посредством которого реализуется его цель, заключается в обеспечении постоянной информационной связи как по «вертикали», т.е. между теорией и практикой социально-культурной деятельности, так и по «горизонтали» — на уровне практики.
Назначение методического обеспечения упорядочивать отношения в системе «наука – практика», а также влиять на уровень практической методики.
Предметом методического обеспечения социально-культурной деятельности является методика социально-культурной деятельности
Основу методики социально-культурной деятельности составляет пять ведущих компонентов:
Очень часто в теории и практике социально-культурной деятельности не видят различия между методикой и технологией. Однако сравнительный анализ этих понятий свидетельствуют об обратном.
Понятие «технология» (techne) имеет греческие корни и переводится как искусство, мастерство + logos – мысль, разум, знание, и на первых этапах относилось к производственной сфере. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными свойствами.
Содержание организационно методического обеспечения детского дома
Технология объединяет средства, формы и методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности, логике, а также четкое соблюдение определенных условий, направленных на получение прогнозируемого конкретного результата.
Современная социокультурная практика признает целесообразность и рационализм технологического подхода. Споры возникают лишь о невозможности механического переноса промышленных приемов в сферу СКД. И это понятно, поскольку, если на производстве каждый отдельно работающий на определенном цикле, выполняя часть трудовых операций, не обязан знать все тонкости всего процесса, а должен добросовестно выполнять лишь свою часть работы, то в таком удивительно тонком, особом «интеллектуальном производстве», каковой является СКД, такой подход не всегда уместен.
Методика как совокупность цели, содержания, средств, методов и форм социально-культурной деятельности – продукт индивидуальной или коллективной творческой деятельности, как специалистов, так и участников социально-культурной деятельности, и как всякий продукт творческой деятельности несет в себе немало субъективного.
Неравномерность развития методики социально-культурной деятельности на уровне практики обусловлена:
· степенью профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы (коллектива в целом и каждого в отдельности);
· материально-финансовой базой, техническим оснащением учреждения;
Развитие методики социально-культурной деятельности аритмично:
— методика развивается на уровне теории
— методика развивается на уровне практики
и не равномерно.
Совершенствование социально-культурной деятельности связано с созданием, конструированием тех или иных методик и технологий или их отдельных элементов.
Нормативно методическое обеспечение организации ДОП ФО
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Введение
Одна из специфических особенностей социально-культурной деятельности (СКД) заключается в самом характере этой деятельности, значительная часть которой протекает в так называемом организационном режиме. Организация присутствует как на этапе подготовки социокультурного мероприятия, так и в ходе его проведения. Как правило, организационный фактор прекращает свое действие с окончанием социокультурного мероприятия.
Организация СКД теснейшим образом связана и с управлением, и с методикой, и с технологией.
Для обозначения особого вида руководства культурно-просветительной работой, именуемого ныне методическим, в разное время применялись различные термины» такие, как «организационно-методическая работа», «методическая помощь», «обобщение и внедрение передового опыта».
Понятия «метод», «методика», «методическая деятельность», «методическое обеспечение»
Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение — понятия, с которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
1) это совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Приемы научного исследования также могут выступать в качестве метода, как и приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала.
2) в самом общем значении — способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция — организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Например, экспериментальный метод представляет собой такую упорядоченную цепь шагов, которая, с одной стороны, опирается на теоретические знания относительно объекта познания, а с другой — на концептуальный аппарат типа таких категорий, как «гипотеза», «научная теория», «аксиоматическое построение теорий», «научный закон» и др.
1) Определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности (воспитательного процесса). В этом значении понятие методика отвечает на вопрос «как мы действуем?» или «как надо (можно, возможно) действовать?» и выступает средством достижения практических целей. Обычно понятием методика обозначают некую осознанную систему действий, приводящих к определённым результатам.
2) Определённая область знаний, отрасль науки (в педагогической науке — методика воспитания). В этом случае, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Методикой как сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания (об организации какой-либо деятельности, процесса воспитания).
Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом (например, методика воспитания), так и отдельные её разделы, области знаний (например, методика воспитательной работы, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной деятельности, методика искусствознания и др.), а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности, например, методика социального проектирования и целевого программирования в области эстетического воспитания. В этих случаях говорят: «Нами разработана такая-то методика».
Методика — это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего социально-психологические.
Методическая деятельность — совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Методическая деятельность может осуществляться учёными, методистами, практиками. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею и осуществляющими её наряду с другими, например, педагогической (являются непосредственными руководителями детского клуба, кружка и т. п.), организационно-массовой и др.
Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности.
Основные виды методической деятельности:
· описание и обобщение передового опыта,
· создание методической продукции,
· обучение кадров, методическое руководство,
Методическая работа — система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа — достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.
Методическое обеспечение — новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности.
С точки зрения содержания, методическое обеспечение — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Методическая деятельность — основа педагогической системы культурно-просветительной работы; она выступает внутренним регулятором воспитательного процесса, определяющим и разрабатывающим тактику, т. е. преобразует и переводит его в русло конкретной программы деятельности в форме планов, сценариев, разработок, рекомендаций.
Источник: studbooks.net
Программно-методическое обеспечение
комплекс, в состав которого входят: программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения; инструкция для пользователя программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения; описание методики (методические рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.
Найдено научных статей по теме — 15
К ВОПРОСУ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бачурина Светлана Николаевна
Модель программно-методического обеспечения маломобильных категорий детей и молодежи
Басов Николай Фёдорович, Веричева Ольга Николаевна, Смирнова Екатерина Евгеньевна
Развитие программно-методического обеспечения технологий электронного обучения в ТУСУРе
Городович Андрей Викторович, Исакова Ольга Юрьевна, Кречетов Иван Анатольевич, Кручинин Владимир Викторович, Морозова Юлия Викторовна, Романенко Владимир Васильевич, Черкашина Ирина Петровна
Рассматривается развитие технологий обучения и методического обеспечения с применением компьютеров и компьютерных сетей в ТУСУРе, отмечается перспективность гибридной технологии обучения.
Источник: didacts.ru