Методическое обеспечение программы может быть представлено в таблице.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методическое обеспечение образовательной программы
Раздел или тема программы
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Техническое оснащение занятий
Формы подведения итогов
Возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие, поход, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, суд, зачет, конкурс, КВН, эстафета, соревнование, турнир, конференция, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Метод — способ деятельности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности ОВЗ
- объяснительно-иллюстративный — дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный — учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый — участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский — самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
- фронтальный — одновременная работа со всеми учащимися
- коллективный — организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
- индивидуально-фронтальный — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой — организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
- коллективно-групповой — выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
- в парах — организация работы по парам
- индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Приём — конкретное проявление определенного метода на практике:
игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приема.
Дидактический материал: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Программно-методическое обеспечение деятельности образовательной организации и педагога дополнительн
Техническое оснащение занятий: станки, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и оборудование, швейные машинки, зеркала, приборы, декорации, костюмы, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.
Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие для родителей, концерт, экзамен, выставка, конкурс, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, взаимозачет, игра-испытание, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
В разделе должны быть указаны все необходимые составные реализации программы: сведения о помещении, в котором должны проводится занятия; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий; сведения о методическом обеспечении (наглядные пособия для педагогов и учащихся, аудио-, видео- средства как типовые, раздаточные материалы, индивидуальные занятия) эскизы, схемы. Необходимо перечислить нужное оборудование, ТСО, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.
Кадровое обеспечение реализации программы: необходимо прописать, какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования, необходимы для образовательного процесса (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др.). Указать должность и обязанности педагогов, требования к их квалификации.
Источник: www.liveinternet.ru
Методическое обеспечение образовательной программы
методическая разработка
Формы занятий В процессе обучения чаще всего используется комбинированная форма занятий, состоящая из теоретической и практической частей. Теоретическая часть занятия включает в себя рассказ, беседу по изучаемой теме. Практическая часть – это разнообразные ролевые игры, анкетирование, анализ данных, самостоятельное оформление данных в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, викторины, исследования и наблюдения. Освоение программы сопровождается защитой творческих проектов, конференциями, играми.
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям ( для комплексной программы): 1. Общеинтеллектуальное направление: Предметные недели; Библиотечные уроки; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области. Участие в олимпиадах Разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное: Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток. Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.
3. Социальное: Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие. Участие в творческих конкурсах, в акциях.
4.Общекультурное: Беседы, экскурсии. Подготовка и участие в конкурсах. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия
5.Духовно-нравственное: Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; Проведение тематических классных часов, встреч, бесед; Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области; Участие и подготовка к мероприятиям; Разработка проектов; Сюжетно-ролевые игры.
Основными формами проведения занятий являются: Практическое занятие Игра ( познавательная, ролевая) Экскурсия Защита проектов Дискуссия Диспут Конкурс Викторина И т.д. (то, что записано в КТП)
Формы организации познавательной деятельности детей Фронтальная – используется в теоретической части занятий: при проведении бесед, экскурсий, демонстрации таблиц, иллюстраций, при обсуждении проблемы, дискуссиях. Групповая – используется при исследовании объектов, выполнении проектных заданий, при проведении игр, викторин. Индивидуальная – используется при выполнении самостоятельных работ, творческих работ. Дети выполняют индивидуальные задания, пользуясь консультацией и помощью педагога.
Основные методы организации занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: Словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, рассуждение. устное изложение, сообщение ; и другие.
Наглядный: показ иллюстраций, картинок, открыток, работа с таблицами, демонстрация приёмов. демонстрация опытов, демонстрация образцов, объектов, демонстрация изобразительных пособий, прослушивание записей, просмотр видеоматериалов, работа по образцу и другие.
Практический: выполнение практических работ, наблюдение, заполнение таблиц, сравнение, выводы и обобщения, заполнение анкет, опросных листов, построение графиков, схем. эксперимент, решение задач, тренинг, выполнение упражнений, лабораторные работы, самостоятельные задания, изготовление изделия или его элементов, экскурсия, игровые технологии, тестирование учащихся, тренировка, конкурс, дискуссия, мастерская, индивидуальная работа, распознавание и определение объектов.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный : дети воспринимают и усваивают готовую информацию. Репродуктивный: воспроизведение детьми полученных знаний и освоение способов деятельности. Частично-поисковый: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, поиск нужной информации. Исследовательский: самостоятельная творческая работа детей
Приёмы, которые используются при освоении программы – игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалоги, устное изложение, беседа, анализ текста, показ иллюстраций, таблиц, открыток, заполнение анкет, опросных листов, построение графиков, схем, наблюдение.
Основные технологии 1 ) развивающее обучение; 2) проблемное; 3) развитие критического мышления; 4) здоровьесберегающие ; 5) и гровые технологии; 6) мастерская; 7) кейс-технология; 8) проектная деятельность; 9) информационно-коммуникативные технологии; 10) портфолио
В состав учебно-методического комплекта к программе входит: учебные и методические пособия; энциклопедические словари и справочники; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно — прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся.
Материально-техническое обеспечение программы Занятия проводятся в кабинете, оборудованном столами, стульями, доской с подсветкой, столом для педагога. В кабинете имеются шкафы, где можно хранить раздаточный материал, работы учащихся, дидактические пособия, необходимую литературу, микроскопы, физические приборы, географические карты, геометрические фигуры и т.д. Для занятий также необходимы мультимедийный проектор, компьютер( ы ) Учащиеся должны иметь тетради, ручки, карандаши и линейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования»
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО.
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы «Познай себя»для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы «Познай себя»для обучающихся 12-17 лет.
Учебно-методический комплекс ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специа.
Методическое обеспечение образовательной программы «Оздоровительная гимнастика»
Таблица, включающая в себя пять разделов. Приложение к образовательной программе внеурочной деятельности.
Методические рекомендации «Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования»
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо.
Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы профессиональных модулей, учебно-методические комплексы.
Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, среднего профессионального образования, актулизированы в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Источник: nsportal.ru
10. Учебно-методическое обеспечение
Учебная программа является частью учебно-методического комплекта, который представляет собой совокупность учебно-методических документов и материалов, обеспечивающих образовательный процесс.
Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:
• учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы);
• учебно-теоретические (учебники, учебные пособия, конспекты лекций);
• учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
• учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ);
• учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники);
• учебно-наглядные (альбомы, атласы);
В последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
• его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
• отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
• полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
• информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
• целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.
Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении учебной программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего программе комплекта.
Для реализации авторской или модифицированной программы уже имеющийся методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия. Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника.
Таким образом учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение — вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.
Алгоритм построения учебной программы
Разработка учебных программ и планирование учебной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у учителей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.
Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами). Однако, на наш взгляд, подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и ошибок».
Ниже предлагается алгоритм, позволяющий учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы и включающий несколько последовательных и взаимосвязанных этапов.
Первый этап
Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или модифицированные типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает несколько подэтапов:
1. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.
3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы.
4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. Необходимо выбрать способ построения программы: концентрический, линейный или спиралевидный. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.
5. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.
6. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.
7. Отбор учебно-методического комплекса (УМК).
Ниже приведена схема планирования учебного курса, которая может быть выполнена в виде таблицы (см. таблицу 2).
Т аблица 2. Схема планирования учебного курса
Второй этап
На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года.
Ниже приводится схема планирования учебного курса на год, которую можно выполнить в виде таблицы (см. таблицу 3).
Таблица 3. Схема планирования учебного курса на год
Третий этап
После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести тематическое планирование. Можно предложить к использованию следующий вариант тематического планирования (см. таблицу 4).
Таблица 4. Схема тематического планирования учебного предмета на учебный год
Примечание 1. Учебно-методический комплекс приведен для истории.
Примечание 2. В таблице использованы сокращения У-1, У-2, У-N, обозначающие первый, второй и последующие уроки темы.
Сложности, возникающие при создании авторских и модифицированных программ и тематического планирования к ним, могут быть преодолены при изменении работы методических объединений. Одним из главных направлений их деятельности может стать разработка содержания таких программ, их методического обеспечения, а также их апробация. При фокусировании работы методического объединения на эти цели достигается значимый для всех педагогов результат, основанный на опыте разработчиков, а вся система методической работы приобретает системный характер, ориентированный на обеспечение качества образования.
Целостное видение учебного курса, развитие его содержания, взаимосвязь между изучаемыми темами и межпредметные связи — все это в совокупности является необходимым условием развития мышления и формирования научного мировоззрения учащихся. Вследствие этого представляется интересным и плодотворным сотрудничество педагогов и учащихся в проектировании курса. Подобный подход может служить основой для продуктивной совместной деятельности и формирования рефлексивной культуры личности.
Источник: studfile.net