деятельность объединена в мет одическ ой службе у чреждения.
«Методическая сл ужба учреждени я — это самостоятельное подразделен ие
системы у правления образовател ьным процесс ом, деятель ность кот орого
направлена на своевременное мет одическое об еспечение у чебно —
воспитатального п роцесса и соответств ующее, в том числе опере жающее,
непрерывное повы шение професси ональной ком петентности
педагогических кадров».[2;с.39 0] Главная задача мет одичес кой службы,
методического о бъединения
заключается в с оздании у словий для эффектив ного ведени я
образовательн ого процесса на в ысоком качественном у ровне. Векторными
направлениями в д еятельности мет одического объедине ния является
нормативное, п рограммное, научно — методическ ое, технологическое
обеспечение.
Методика, мет одическая деятельн ость, методи ческое ру ководство,
методическое обеспечение, метод ическая работа — поняти я, с которыми
Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности
связана любая ск олько — нибу дь организованная де ятельность . Без
методического о беспечения не м ожет эффективно п роходить обу чение.
Учебно — методи ческий комплекс явл яется инф ормационно й моделью
определенной педагогическ ой системы, где отраже ны стороны реаль ного
образовательн ого процесса. Стру ктура УМК п редполагает сово купность
дидактическ их единиц, отра жающих логически за конченны й объем
образовательн ого материала.
В учебно — методичес ком комплексе можно выдел ить три
основных к омпонента:
1. информационн ое обеспечение: у чебники, учебные пособия,
рабочие тетра ди, справочн ики
2. алгоритмы деятель ности: инстру кционные ка рты, лаборато рно —
практические за дания, зад ачники, демонстр ационные и раз даточные
учебные матер иалы
3. контрольно — измер ительные матер иалы: сб орники контрольн ых заданий,
методики контр оля, тестовые з адания, анкет ы и др. Информ ационное
обеспечение УМК в дополнитель ном об разовании фо рмируется исх одя из
модульного п остроения образователь ных программ.
разовательног о модуля составляет ся так, что бы
обучающийся полностью пре дставлял себе, чт о он может знать и уметь
после изу чения модул я, как он может дости чь этих знани й.
Алгоритмы деят ельности есть не что иное, как о рганизация направле нност и
образования: чет кое определение ц елей образовател ьной деятель ности,
выбор активны х форм, организа ция обр атной связи, полож ительное
подкрепление с итуаций у спеха, предпол агающее усиление м отивации и
стимуляцию акт ивности воспита нника, постр оение процесс а образования
небольшими эта пами, свобода в ыбора темпа работы.
Системы конт роля качества достижений обу чающихся в сфере
дополнитель ного образования п редусматрива ет проведени е контрольных
процедур: в ходной ко нтроль (собеседов ание, тестир ование, анкети рование),
Программно-методическое обеспечение дополнительного образования: современные требования и технология
промежу точный (текущий) контр оль (защита пр оектов, зачеты, п оэтапные
тесты и др.), ито говый контроль (выставки, кон церты, соревнова ния, защита
творческих раб от и др).
УМК выполняет 3 основные фу нкции (в соотв етствии с
функциями образования).
воспитательная фу нкция – обеспечение ориентации со держания
учебных мате риалов на освое ние общечеловеч еских це нностей
(любовь, своб ода, красота и дру гие) в ру сле отечественных
куль турных традиций
развивающая фу нкция – обеспечение в озможности использования
материалов в целях развития личност ных качеств, напр имер
восприятия и м ышления, во ображения и пам яти, физического
развития и т.п.
обучающая функция – обеспечен ие целей и задач освоения
содержания о бразования
Понятие мет одическ ое обеспе чение выражае т определенн ое понимание
методическ ой деятел ьности. Мет одическ ое обеспе чение — новый этап
развития нау чно — методической деятель ности. К онечная цель методического
обеспечения — ос нащение образоват ельного пр оцесса передовой мет одикой и
на этой основе о беспечение у ровня работы, соотв етствую щей потребностям
общества и каж дого человека в отдельности. С т очки зрени я содержания,
методическое обеспечение — это необ ходимая инф ормация, у чебно —
методические к омплексы, разн ообразные метод ические средства,
оснащающие и спо собству ющие более эффективн ой реализаци и программно —
методической, научно — экспериментал ьной, воспитател ьной, орган изационно —
массовой, досу гово — развлекательно й деятельност и педагоги ческих
работников с истемы дополнител ьного образования дете й.
Разработка у чебно — методического к омплекса являетс я важным
направлением в реализации идеи управ ления качеством образования.
Именно в УМК к аждый педагог — практ ик может задать ста ндарты
содержания и ка чества образ ования воспита нников и тех нологию
определения результатов образован ия. Таким об разом, создание У МК
педагогами д ополнительног о образования являет ся актуаль ным и
перспективным сре дством повыш ения качества образования.
Учебно — методи ческий комплекс – это с истема нормат ивной и у чебно —
методической д окументаци и, средств обучения и контроля, необ ходимых и
достаточных для ка чественной реализ ации доп олнительных
образовательн ых программ, в соответствии с у чебным план ом. После
создания у чебно — методический к омплекс апро бируют в учебном процессе, в
ходе которог о, анализиру я результаты текущего контроля обучающихс я, в
него вносятся не обходимые к оррективы. Таким образом, у чебно —
методический комплекс постоян но совершенству ется.
Учебно — методи ческий комплекс и его комп оненты должны :
предусматр ивать логически последователь ное изложение
учебного мате риала допол нительной об разовательной программы
предполагат ь испол ьзование совре менных методов и технически х
средств, позволяю щих обучающи мся глубоко осваиват ь учебный
материал и получать навыки п о его использ ованию на практике
соответствовать сов ременным научным предст авлениям в пре дметной
обеспечивать межп редметные св язи
обеспечивать прост оту использова ния для педагогов и обу чающихся
УМК дополнитель ной образ овательной прог раммы включае т в себя
следующу ю учебно — методическу ю документацию :
дополнитель ную образовательну ю программу ;
учебные пособи я. Учебными пособи ями могут быть: справочна я
литература (э нциклоп едии, сл овари, справочники, таблиц ы, базы
данных, ссылк и, сайты и др.) ; художественная литерату ра; нау чная и
научно — попу лярная литература ( научные, нау чно — попу лярные издания
и публикации, описание экспериме нтов и др.); пер иодическ ие
издания; вид еоматериалы (в идеолекции , художественн ые и научно —
популярные филь мы, видеозапи си занятий, ме роприятий и др.);
аудиоматериалы ( фонограмм ы музыкаль ных произведений,
аудиокниги, ау диозаписи, нео бходимые для изу чения данн ой темы);
электронные сре дства образовател ьного назна чения (вирту альные
лекции по темам о бразователь ной программ ы, демонст рационные
модели, слайдовые презентации, виртуаль ные контрольны е и
лабораторные р аботы, инд ивидуаль ные задания и др.)
дидактическ ие материалы. Дида ктические мате риалы — раздаточный
материал для о бучающихся (р абочие тетра ди, бланки тест ов и анкет,
бланки диагн остических и творческ их заданий, ка рточки с
заданиями, г отовые шаблон ы и трафареты, о бъекты живой и неживой
природы, фот ографии, инст рукционные карт ы, технолог ические
карты), нагляд ные пособия (та блицы, график и, объемные м одели,
муляжи и др.).
методические мат ериалы. Методическ ие материалы — эт о планы
занятий, включающ ие перечень в опросов, в ыносимых на занятие;
контрольные зад ания для отслеж ивания резу льтатов освоени я
каждой темы; для проведени я промежуточ ной и итогов ой аттестации
обучающихся, к оторые в ключают: пере чень вопросов, выноси мых на
итоговое занятие и ключ для п роверки прав ильности ответ ов; виды
практически х, лабораторны х и других работ, в ыполняемы х
обучающимися по итогам освоения темы, раз дела, програм мы и
критерии оцен ки выполнен ия данных работ
Но хочется отметить , что методическ ое о беспечени е — это не только ра зработка
учебно — мет одическ ого комплекс а, но и « система взаи модейст вия методист а с
педагогически ми кадра ми, включаю щая, поми мо методи ческого осна щения (
програм мы, методич еские ра зработки, д идактические пособи я) такие
компоненты, как: совмест ная проду ктивная раб ота мет одиста и педагога(
коллектива);ап робац ия и внед рение в п рактику более эфф ективн ых моделей,
методик, те хнологий ; информирова ние, просв ещение и обу чение кадров;
совместный а нализ к ачества деят ельности и ее результат ов».[4;с.12 9]
Образовательн ый процесс – это целенаправленн ое, последователь но
изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ход е которого
решаются задачи образования, вос питания и общег о р азвития обу чаемых.
Образовательн ый процесс – процесс управляемый, следователь но, включает
в себя такие элементы, как планирование, организаци я, стимулирование,
текущий кон троль , регулирован ие деятельност и и ан ализ её результатов . Все
эти элементы п рисущи и деятельност и педагога.
Вопросы методического обеспечения в сфер е дополнительного образования
детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительн о
возросли требов ания к резуль тативности и эффект ивности об разовательног о
«Изменени я, происход ящие в Росси и, на совре менном этап е обуслав ливают
необходим ость осмы сления си стемы допо лнительн ого образов ания дет ей, ее
развития на новом эт апе совершен ствован ия професси онально й деятельн ости
педагога. Перед дополни тельным об разовани ем детей стоят з адачи
качественног о обновл ения содержани я: повышен ия уровня д оп олнительных
образоват ельных услуг за счет ра знообраз ия образова тельных програм м,
удовлетворяю щих п отребности , интересы как ка ждого ребен ка в отд ельности ,
так и общест ва в цело м. Возрастает не обходим ость орган изации деятельност и
педагога, методиста таким обра зом, чтоб ы дополнит ельное об разование м огло
обеспечить условия развития реб енка». [3;с.431]
Список литерату ры
1.Буйлова Н.Л . Дополнительн ое образование дете й в современно й системе
образования Р оссийской Федера ции
2. Междуна родная научно — практич еская конферен ция «Акту альные
проблемы восп итания обу чающихся в совре менных услови ях развития
системы допол нительного обр азования детей».Г.В.Ду рнева «Эффект ивная
организация деятельности мет одической сл ужбы как факт ор повышен ия
качества образ овательного п роцесса в учрежде нии допол нительного
образования детей» — Старый Оскол МБ ОУ ДПО (П К) «СОГИУУ», 2011г.
3. Междуна родная научно — практич еская конференци я «Акту альные
проблемы восп итания обу чающихся в совре менных услови ях развития
системы допол нительного обр азования дете й». Н.А.Меняки на
«Компетентно стный подх од как важное у словие повышен ия эффективности
организации мето дической деятельност и в условиях совершенствован ия
дополнитель ного образования д етей» — Старый Оскол МБО У ДПО (П К)
«СОГИУУ», 201 1г.
4. Педагогика д ополнител ьного образован ия. Образователь ная
программа п рофессиональной переподготов ки по спе циальности
«Педагогика д ополнительного образова ния». АНО ВПО «Европейск ий
университет « Бизнес треуголь ник». — СПб 2016
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Презентация «Система оценивания с учетом требований ФГОС»
- Презентация «Портфолио учащегося средней школы»
- Справка о состоянии преподавания русского языка и литературы в школе
- Презентация «Технология проблемного обучения младших школьников»
- Психолого-педагогическое сопровождение патриотического воспитания в ДОО
- План работы с родителями на 2016-2017 учебный год
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 12-04-2016, 18:06 Правила безопасности в организации образовательного процесса
- 31-08-2015, 10:50 Педсовет «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие
- 11-08-2015, 12:33 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного
- 29-07-2015, 15:37 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного
- 23-07-2015, 16:50 Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной
- 17-07-2015, 13:49 Организация образовательного процесса
- 3-07-2015, 00:44 Методические рекомендации по организации
- 25-06-2015, 05:53 Условия для организации образовательного процесса
Источник: uchitelya.com
Блог воспитателя Круговой Светланы Вадимовны
ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ЦРР — Д/С №99» ГОРОДА ЧИТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ.
30 января 2021 г.
Методическое обеспечение образовательной программы Дополнительного образования
Методическое обеспечение образовательной программы.
Учебно-методический комплекс.
1. Федеральный Закон о правах и свободах педагога в творческой деятельности.
2. Методическое обеспечение как раздел образовательной программы.
3. Учебно-методический комплекс: компоненты и оформление.
Содержание лекции
Модернизация образования требует совершенствования учебно-методического обеспечения всей образовательной системы (273-ФЗ, гл.1,ст 20).
Учебно-методическое обеспечение является компонентом образовательных программ и включает в себя совокупность средств, обеспечивающих качественное осуществление учебно-воспитательного процесса.
Cпецифические особенности методического сопровождения и программно-методического обеспечения деятельности педагога в условиях создания новых мест дополнительного образования: от дополнительной общеразвивающей программы к учебно-методическому комплексу
Статья посвящена вопросам обновления методического сопровождения и программно-методического обеспечения дополнительного образования детей на современном этапе; раскрывается актуальность методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования, что способствует внедрению нового содержания, новых форм и технологий в практику работы с детьми. Материалы статьи помогут руководителям методических служб, методистам и педагогам определить приоритетные направления методической деятельности дополнительного образования детей.
Л.Н. Буйлова,
старший методист Управления дополнительных образовательных программ
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
почетный работник общего образования РФ, Москва
В дополнительном образовании детей все стремительно меняется, идут процессы обновления всех компонентов этой системы, что повышает планку требований к педагогическим работникам. Именно поэтому педагогам нужно не только осознавать, что это масштабная и серьезная работа, но и важно:
- понимать, что происходит, какие задачи надо решать, чтобы иметь возможность задать вопросы, возникающие при обновлении содержания, форм и технологий, при открытии новых мест дополнительного образования детей для реализации инновационных программ;
- оперативно получить рекомендации по преодолению возможных трудностей, чтобы избежать ошибок;
- оценить и распределить свои силы, чтобы участвовать в этой работе осознанно, понимая, что происходит,
- главное подготовиться к этой работе, ведь происходящие процессы повышают требования к педагогическим работникам, которые на высоком уровне, комплексно и творчески должны решать сложные профессиональные задачи.
Инновационные процессы в сфере дополнительного образования детей стимулируют к обновлению и методическую деятельность, которая выделена в качестве приоритетного направления работы образовательных организаций и непрерывного повышения квалификации педагогических работников.
В этой связи проблемы методического сопровождения и программно-методического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования являются особо актуальными и первоочередными, потому что только гибкая, мобильная, дифференцированная система профессиональной поддержки может помочь педагогу развивать новое педагогическое мышление, сформировать его готовность к повышению педагогического мастерства, возможности выбора педагогом индивидуальной траектории профессионального развития, к решению сложных задач в системе дополнительного образования детей [5].
Если говорить в целом о системе отечественного образования, то обращает на себя внимание то, что в настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации настойчиво проводит линию срочного возрождения методической деятельности, потому что этого требуют новые вызовы, темпы изменений в профессиональной сфере, в навыках и запросах педагогов: одному педагогу с этим не справиться, его нужно научить, ему нужно показать, а главное, – все задачи нужно перевести на язык практики. Кроме того, исследователи отмечают, что увеличивается потребность образовательных организаций в прикладных методических материалах. И это обстоятельство объясняется тем, что педагогу нужно разъяснить и разложить по действиям нормативные и программные документы, устранить профессиональные затруднения и дефициты, вооружить современным инструментарием, методическими рекомендациями, прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами и образцами их разработки, оформления. Самое главное – сделать повседневную работу педагога понятной.
Таким образом, чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования необходимо организовать научно-методическое сопровождение и программно-методическое обеспечение по вопросам, связанным с изменением, обновлением системы образования.
Каждое учреждение дополнительного образования детей реализует методическую деятельность в соответствии со стратегическими задачами и своими возможностями, связанными с поиском эффективных путей решения актуальных проблем, потребностями и возможностями развития в соответствии с существующими нормами и требованиями [1] и интересами педагогического коллектива. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в практику современные приемы и методы обучения и воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта.
В современных условиях развития дополнительного образования детей под научно-методическим сопровождением понимается специально организованный процесс, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога, который включает в себя систему педагогических событий и ситуаций (Рис.1).
Рис. 1. Методическое сопровождение создания новых мест в ДОД
Слово «сопровождать» означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». В педагогической практике под «сопровождением» понимается помощь человеку, «поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей» [4]. Отсюда следует, что сопровождение – это процесс взаимодействия, а не одномоментное действие, не разовое мероприятие. При этом метод взаимодействия методической службы с педагогами, группами педагогов образовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации [2].
Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Методическое сопровождение направлено на стимулирование педагогов дополнительного образования к непрерывному совершенствованию, самореализации, повышению профессионального уровня и, конечно, включает опережающую подготовку в условиях быстрых изменений образовательной действительности. Субъектами сопровождения являются педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник. Результатом такого процесса становится осмысление профессионального опыта педагога, актуализация саморазвития, профессиональный успех, личностное развитие.
А под программно-методическим обеспечением понимается процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям специалистов, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического и профессионального опыта. Методическая продукция представляет собой разнообразные методические средства (программы, методические и дидактические материалы, разработки, рекомендации, пособия и т.д.), способствующие более эффективной реализации педагогической деятельности (Рис.2).
Рис.2. Программно-методическое обеспечение создания новых мест в ДОД.
Осуществить программно-методическое обеспечение – это означает вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением его деятельности.
Концепция развития дополнительного образования до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р [9] рассматривается как рамочная основа построения методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике побуждают обратиться к переосмыслению сущности, структуры и содержания, выявлению методологических подходов, поиску условий, эффективных средств, методов, технологий научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
Приоритетными задачами методической деятельности в контексте Концепции должны стать:
- научно-методическое обеспечение развития дополнительного образования детей;
- совершенствование методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
- формирование современной модели программно-методического обеспечения образовательной деятельности организации в соответствии с современными вызовами и ключевыми, стратегически важными направлениями развития образования;
- обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
- обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ разного уровня и направленности;
- содействие в разработке и внедрении современных методических материалов различного вида, уровня и предназначения (учебно-методических комплексов), в том числе электронных и цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;
- повышение профессиональной компетенции педагогических кадров, формирование индивидуальных программ профессионального развития педагогов и «системы мониторинга развития кадрового потенциала».
- создание и поддержка информационных ресурсов, использование которых перспективно в дополнительном образовании детей;
- осмысление педагогического опыта, поиск, изучение разнообразных инноваций, которые могут быть воплощены на практике;
- формирование оценочных материалов и систем оценки достижений обучающихся, оказание им методической помощи в самоопределении и выборе пути развития;
- методическое сопровождение «внутренней системы оценки качества и объективного контроля» оказываемых учреждением образовательных услуг.
Для решения перечисленных задач в Концепции запланировано проведение разнообразных мероприятий от создания специальных методических центров, порталов, сайтов, разработки документов, проведения конкурсов, семинаров до издания методической литературы и журналов:
- создание и функционирование во всех субъектах Российской Федерации ресурсных методических центров, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение реализации государственной политики в области культуры и искусств;
- совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
- организация методической поддержки образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в обновлении содержания и технологий обучения дополнительного образования;
- проведение всероссийских конференций и методических мероприятий, посвященных сохранению традиций и развитию отраслевой системы дополнительного образования;
- обеспечение наполнения единого национального портала дополнительного образования детей лучшими практиками, методическими разработками;
- формирование механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования до 2030 г. [9] дополнительная общеобразовательная программа остается базовым элементом (Рис.3), который находится в центре всей деятельности и приобретает новые характеристики:
– через программу мы должны воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей и национальных традиций (10);
Рис. 3. Дополнительная общеобразовательная программа – базовый элемент системы дополнительного образования детей
Структура дополнительной общеразвивающей программы задана Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.9 [11]. Эта позиция до недавнего времени поддерживалась Приказом Министерства образования РФ № 196 [6], где в п. 5 установлено, что дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются с учетом п.9 ст. 2 ФЗ 273 (Рис. 4).
Теперь 196 приказ отменен и его сменил приказ 629 [7], который уже не содержит такого уточнения. Но никто не отменял требований государственного контроля (надзора), который устанавливает соответствие деятельности образовательной организации, в том числе дополнительных общеобразовательных программ, законодательно установленным требованиям.
Рис. 4. Структура дополнительной общеразвивающей программы
Поэтому по-прежнему требования к структуре программы мы находим в ст. 2 п.9 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» [11]. Порядок и логику расположения всех частей и элементов программы определяет образовательная организация в локальном нормативном акте, но в рамках законодательства, сохраняя элементы, указанные в определении «образовательная программа». А чем заполнить и как оформить программу устанавливает образовательная организации в локальном нормативном акте.
Сегодня нужны не просто современные программы (профильные, профориентационные, модульные, сетевые, разноуровневые, интегрированные, конвергентные, адаптированные, комплексные, социальные, для разных детей и т.д.), а программы вместе с учебно-методическими комплексами, в том числе электронными и цифровыми.
«Учебно-методический комплекс (УМК)» – это совокупность нормативной, программной и учебно-методической документации, методических, дидактических и оценочных (средств обучения и контроля) материалов, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительной общеразвивающей программы (Рис.5).
Рис. 5. Учебно-методический комплекс дополнительной общеразвивающей программы
Актуальность разработки УМК определяется необходимостью обновления содержания дополнительного образования детей в связи с задачами, обозначенными в ключевых документах [7, 8, 9, 11].
Структура учебно-методического комплекса
Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обеспечение освоения программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии организации деятельности участников образовательной деятельности.
Учебно-методический комплекс должен включать:
- пояснительную записку к УМК;
- дополнительную общеразвивающую программу (основной документ);
- пакет учебно-методических материалов, сопровождающих реализацию программы (по выбору – дидактический, методический, оценочный, справочный материал, диагностический, ресурсный и др.).
Преимущества учебно-методического комплекса.
УМК обладает рядом объективных качеств, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности:
∙ организовать педагогический процесс в соответствии с современным уровнем развития науки, техники, культуры, социальной сферы;
∙ осуществлять деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности учащегося;
∙ сократить затраты ресурсов и времени при высоком качестве образовательных результатов;
∙ принципиальным образом повысить педагогическое мастерство, осуществляя анализ и самоанализ своей деятельности;
∙ систематизировать опыт, накапливаемый педагогом как специалистом, и проявить творческую активность и осознанное профессиональное развитие;
∙ создать благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, стимулировать индивидуальный выбор.
В заключение подчеркнем, что изменения и обновления в дополнительном образовании идут высокими темпами, что обуславливает возрастание роли методической работы. Педагогу надо помогать, его надо сопровождать и обеспечивать всеми необходимыми прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами, образцами. Усиление методического сопровождения и программно-методического обеспечения – это не просто слова, а именно то, что позволит педагогам понять поставленные задачи и включиться в современные процессы.
Литература
- ← Театр юных москвичей приглашает на спектакль по мотивам романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Приглашаем 26 февраля на «Масленичные потехи» →
Источник: prodod.moscow