Методическое обеспечение программы что это

деятельность объединена в мет одическ ой службе у чреждения.

«Методическая сл ужба учреждени я — это самостоятельное подразделен ие

системы у правления образовател ьным процесс ом, деятель ность кот орого

направлена на своевременное мет одическое об еспечение у чебно —

воспитатального п роцесса и соответств ующее, в том числе опере жающее,

непрерывное повы шение професси ональной ком петентности

педагогических кадров».[2;с.39 0] Главная задача мет одичес кой службы,

методического о бъединения

заключается в с оздании у словий для эффектив ного ведени я

образовательн ого процесса на в ысоком качественном у ровне. Векторными

направлениями в д еятельности мет одического объедине ния является

нормативное, п рограммное, научно — методическ ое, технологическое

обеспечение.

Методика, мет одическая деятельн ость, методи ческое ру ководство,

методическое обеспечение, метод ическая работа — поняти я, с которыми

Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности

связана любая ск олько — нибу дь организованная де ятельность . Без

методического о беспечения не м ожет эффективно п роходить обу чение.

Учебно — методи ческий комплекс явл яется инф ормационно й моделью

определенной педагогическ ой системы, где отраже ны стороны реаль ного

образовательн ого процесса. Стру ктура УМК п редполагает сово купность

дидактическ их единиц, отра жающих логически за конченны й объем

образовательн ого материала.

В учебно — методичес ком комплексе можно выдел ить три

основных к омпонента:

1. информационн ое обеспечение: у чебники, учебные пособия,

рабочие тетра ди, справочн ики

2. алгоритмы деятель ности: инстру кционные ка рты, лаборато рно —

практические за дания, зад ачники, демонстр ационные и раз даточные

учебные матер иалы

3. контрольно — измер ительные матер иалы: сб орники контрольн ых заданий,

методики контр оля, тестовые з адания, анкет ы и др. Информ ационное

обеспечение УМК в дополнитель ном об разовании фо рмируется исх одя из

модульного п остроения образователь ных программ.

разовательног о модуля составляет ся так, что бы

обучающийся полностью пре дставлял себе, чт о он может знать и уметь

после изу чения модул я, как он может дости чь этих знани й.

Алгоритмы деят ельности есть не что иное, как о рганизация направле нност и

образования: чет кое определение ц елей образовател ьной деятель ности,

выбор активны х форм, организа ция обр атной связи, полож ительное

подкрепление с итуаций у спеха, предпол агающее усиление м отивации и

стимуляцию акт ивности воспита нника, постр оение процесс а образования

небольшими эта пами, свобода в ыбора темпа работы.

Системы конт роля качества достижений обу чающихся в сфере

дополнитель ного образования п редусматрива ет проведени е контрольных

процедур: в ходной ко нтроль (собеседов ание, тестир ование, анкети рование),

Программно-методическое обеспечение дополнительного образования: современные требования и технология

промежу точный (текущий) контр оль (защита пр оектов, зачеты, п оэтапные

тесты и др.), ито говый контроль (выставки, кон церты, соревнова ния, защита

творческих раб от и др).

УМК выполняет 3 основные фу нкции (в соотв етствии с

функциями образования).

 воспитательная фу нкция – обеспечение ориентации со держания

учебных мате риалов на освое ние общечеловеч еских це нностей

(любовь, своб ода, красота и дру гие) в ру сле отечественных

куль турных традиций 

 развивающая фу нкция – обеспечение в озможности использования

материалов в целях развития личност ных качеств, напр имер

восприятия и м ышления, во ображения и пам яти, физического

развития и т.п. 

 обучающая функция – обеспечен ие целей и задач освоения

содержания о бразования 

Понятие мет одическ ое обеспе чение выражае т определенн ое понимание

методическ ой деятел ьности. Мет одическ ое обеспе чение — новый этап

развития нау чно — методической деятель ности. К онечная цель методического

обеспечения — ос нащение образоват ельного пр оцесса передовой мет одикой и

на этой основе о беспечение у ровня работы, соотв етствую щей потребностям

общества и каж дого человека в отдельности. С т очки зрени я содержания,

методическое обеспечение — это необ ходимая инф ормация, у чебно —

методические к омплексы, разн ообразные метод ические средства,

оснащающие и спо собству ющие более эффективн ой реализаци и программно —

методической, научно — экспериментал ьной, воспитател ьной, орган изационно —

массовой, досу гово — развлекательно й деятельност и педагоги ческих

работников с истемы дополнител ьного образования дете й.

Разработка у чебно — методического к омплекса являетс я важным

направлением в реализации идеи управ ления качеством образования.

Именно в УМК к аждый педагог — практ ик может задать ста ндарты

содержания и ка чества образ ования воспита нников и тех нологию

определения результатов образован ия. Таким об разом, создание У МК

педагогами д ополнительног о образования являет ся актуаль ным и

перспективным сре дством повыш ения качества образования.

Учебно — методи ческий комплекс – это с истема нормат ивной и у чебно —

методической д окументаци и, средств обучения и контроля, необ ходимых и

достаточных для ка чественной реализ ации доп олнительных

образовательн ых программ, в соответствии с у чебным план ом. После

создания у чебно — методический к омплекс апро бируют в учебном процессе, в

ходе которог о, анализиру я результаты текущего контроля обучающихс я, в

него вносятся не обходимые к оррективы. Таким образом, у чебно —

методический комплекс постоян но совершенству ется.

Учебно — методи ческий комплекс и его комп оненты должны :

 предусматр ивать логически последователь ное изложение

учебного мате риала допол нительной об разовательной программы 

 предполагат ь испол ьзование совре менных методов и технически х

средств, позволяю щих обучающи мся глубоко осваиват ь учебный

материал и получать навыки п о его использ ованию на практике 

 соответствовать сов ременным научным предст авлениям в пре дметной

 обеспечивать межп редметные св язи 

 обеспечивать прост оту использова ния для педагогов и обу чающихся

Читайте также:
Программа голос что это значит

УМК дополнитель ной образ овательной прог раммы включае т в себя

следующу ю учебно — методическу ю документацию : 

дополнитель ную образовательну ю программу ; 

 учебные пособи я. Учебными пособи ями могут быть: справочна я

литература (э нциклоп едии, сл овари, справочники, таблиц ы, базы 

данных, ссылк и, сайты и др.) ; художественная литерату ра; нау чная и

научно — попу лярная литература ( научные, нау чно — попу лярные издания

и публикации, описание экспериме нтов и др.); пер иодическ ие

издания; вид еоматериалы (в идеолекции , художественн ые и научно —

популярные филь мы, видеозапи си занятий, ме роприятий и др.);

аудиоматериалы ( фонограмм ы музыкаль ных произведений,

аудиокниги, ау диозаписи, нео бходимые для изу чения данн ой темы);

электронные сре дства образовател ьного назна чения (вирту альные

лекции по темам о бразователь ной программ ы, демонст рационные

модели, слайдовые презентации, виртуаль ные контрольны е и

лабораторные р аботы, инд ивидуаль ные задания и др.)

 дидактическ ие материалы. Дида ктические мате риалы — раздаточный

материал для о бучающихся (р абочие тетра ди, бланки тест ов и анкет,

бланки диагн остических и творческ их заданий, ка рточки с

заданиями, г отовые шаблон ы и трафареты, о бъекты живой и неживой

природы, фот ографии, инст рукционные карт ы, технолог ические

карты), нагляд ные пособия (та блицы, график и, объемные м одели,

муляжи и др.). 

 методические мат ериалы. Методическ ие материалы — эт о планы

занятий, включающ ие перечень в опросов, в ыносимых на занятие;

контрольные зад ания для отслеж ивания резу льтатов освоени я

каждой темы; для проведени я промежуточ ной и итогов ой аттестации

обучающихся, к оторые в ключают: пере чень вопросов, выноси мых на

итоговое занятие и ключ для п роверки прав ильности ответ ов; виды

практически х, лабораторны х и других работ, в ыполняемы х 

обучающимися по итогам освоения темы, раз дела, програм мы и

критерии оцен ки выполнен ия данных работ

Но хочется отметить , что методическ ое о беспечени е — это не только ра зработка

учебно — мет одическ ого комплекс а, но и « система взаи модейст вия методист а с

педагогически ми кадра ми, включаю щая, поми мо методи ческого осна щения (

програм мы, методич еские ра зработки, д идактические пособи я) такие

компоненты, как: совмест ная проду ктивная раб ота мет одиста и педагога(

коллектива);ап робац ия и внед рение в п рактику более эфф ективн ых моделей,

методик, те хнологий ; информирова ние, просв ещение и обу чение кадров;

совместный а нализ к ачества деят ельности и ее результат ов».[4;с.12 9]

Образовательн ый процесс – это целенаправленн ое, последователь но

изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ход е которого

решаются задачи образования, вос питания и общег о р азвития обу чаемых.

Образовательн ый процесс – процесс управляемый, следователь но, включает

в себя такие элементы, как планирование, организаци я, стимулирование,

текущий кон троль , регулирован ие деятельност и и ан ализ её результатов . Все

эти элементы п рисущи и деятельност и педагога.

Вопросы методического обеспечения в сфер е дополнительного образования

детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительн о

возросли требов ания к резуль тативности и эффект ивности об разовательног о

«Изменени я, происход ящие в Росси и, на совре менном этап е обуслав ливают

необходим ость осмы сления си стемы допо лнительн ого образов ания дет ей, ее

развития на новом эт апе совершен ствован ия професси онально й деятельн ости

педагога. Перед дополни тельным об разовани ем детей стоят з адачи

качественног о обновл ения содержани я: повышен ия уровня д оп олнительных

образоват ельных услуг за счет ра знообраз ия образова тельных програм м,

удовлетворяю щих п отребности , интересы как ка ждого ребен ка в отд ельности ,

так и общест ва в цело м. Возрастает не обходим ость орган изации деятельност и

педагога, методиста таким обра зом, чтоб ы дополнит ельное об разование м огло

обеспечить условия развития реб енка». [3;с.431]

Список литерату ры

1.Буйлова Н.Л . Дополнительн ое образование дете й в современно й системе

образования Р оссийской Федера ции

2. Междуна родная научно — практич еская конферен ция «Акту альные

проблемы восп итания обу чающихся в совре менных услови ях развития

системы допол нительного обр азования детей».Г.В.Ду рнева «Эффект ивная

организация деятельности мет одической сл ужбы как факт ор повышен ия

качества образ овательного п роцесса в учрежде нии допол нительного

образования детей» — Старый Оскол МБ ОУ ДПО (П К) «СОГИУУ», 2011г.

3. Междуна родная научно — практич еская конференци я «Акту альные

проблемы восп итания обу чающихся в совре менных услови ях развития

системы допол нительного обр азования дете й». Н.А.Меняки на

«Компетентно стный подх од как важное у словие повышен ия эффективности

организации мето дической деятельност и в условиях совершенствован ия

дополнитель ного образования д етей» — Старый Оскол МБО У ДПО (П К)

«СОГИУУ», 201 1г.

4. Педагогика д ополнител ьного образован ия. Образователь ная

программа п рофессиональной переподготов ки по спе циальности

«Педагогика д ополнительного образова ния». АНО ВПО «Европейск ий

университет « Бизнес треуголь ник». — СПб 2016

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Педагогика — еще материалы к урокам:

  • Презентация «Система оценивания с учетом требований ФГОС»
  • Презентация «Портфолио учащегося средней школы»
  • Справка о состоянии преподавания русского языка и литературы в школе
  • Презентация «Технология проблемного обучения младших школьников»
  • Психолого-педагогическое сопровождение патриотического воспитания в ДОО
  • План работы с родителями на 2016-2017 учебный год
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 12-04-2016, 18:06 Правила безопасности в организации образовательного процесса
  • 31-08-2015, 10:50 Педсовет «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие
  • 11-08-2015, 12:33 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного
  • 29-07-2015, 15:37 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного
  • 23-07-2015, 16:50 Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной
  • 17-07-2015, 13:49 Организация образовательного процесса
  • 3-07-2015, 00:44 Методические рекомендации по организации
  • 25-06-2015, 05:53 Условия для организации образовательного процесса
Читайте также:
Camera moniTor application что это за программа и нужна ли она в автозагрузке

Источник: uchitelya.com

Блог воспитателя Круговой Светланы Вадимовны

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ЦРР — Д/С №99» ГОРОДА ЧИТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ.

30 января 2021 г.

Методическое обеспечение образовательной программы Дополнительного образования

Методическое обеспечение образовательной программы.

Учебно-методический комплекс.

1. Федеральный Закон о правах и свободах педагога в творческой деятельности.

2. Методическое обеспечение как раздел образовательной программы.

3. Учебно-методический комплекс: компоненты и оформление.

Содержание лекции

Модернизация образования требует совершенствования учебно-методического обеспечения всей образовательной системы (273-ФЗ, гл.1,ст 20).

Учебно-методическое обеспечение является компонентом образовательных программ и включает в себя совокупность средств, обеспечивающих качественное осуществление учебно-воспитательного процесса.

Cпецифические особенности методического сопровождения и программно-методического обеспечения деятельности педагога в условиях создания новых мест дополнительного образования: от дополнительной общеразвивающей программы к учебно-методическому комплексу

Статья посвящена вопросам обновления методического сопровождения и программно-методического обеспечения дополнительного образования детей на современном этапе; раскрывается актуальность методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования, что способствует внедрению нового содержания, новых форм и технологий в практику работы с детьми. Материалы статьи помогут руководителям методических служб, методистам и педагогам определить приоритетные направления методической деятельности дополнительного образования детей.

Л.Н. Буйлова,
старший методист Управления дополнительных образовательных программ
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
почетный работник общего образования РФ, Москва

В дополнительном образовании детей все стремительно меняется, идут процессы обновления всех компонентов этой системы, что повышает планку требований к педагогическим работникам. Именно поэтому педагогам нужно не только осознавать, что это масштабная и серьезная работа, но и важно:

  • понимать, что происходит, какие задачи надо решать, чтобы иметь возможность задать вопросы, возникающие при обновлении содержания, форм и технологий, при открытии новых мест дополнительного образования детей для реализации инновационных программ;
  • оперативно получить рекомендации по преодолению возможных трудностей, чтобы избежать ошибок;
  • оценить и распределить свои силы, чтобы участвовать в этой работе осознанно, понимая, что происходит,
  • главное подготовиться к этой работе, ведь происходящие процессы повышают требования к педагогическим работникам, которые на высоком уровне, комплексно и творчески должны решать сложные профессиональные задачи.

Инновационные процессы в сфере дополнительного образования детей стимулируют к обновлению и методическую деятельность, которая выделена в качестве приоритетного направления работы образовательных организаций и непрерывного повышения квалификации педагогических работников.

В этой связи проблемы методического сопровождения и программно-методического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования являются особо актуальными и первоочередными, потому что только гибкая, мобильная, дифференцированная система профессиональной поддержки может помочь педагогу развивать новое педагогическое мышление, сформировать его готовность к повышению педагогического мастерства, возможности выбора педагогом индивидуальной траектории профессионального развития, к решению сложных задач в системе дополнительного образования детей [5].

Если говорить в целом о системе отечественного образования, то обращает на себя внимание то, что в настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации настойчиво проводит линию срочного возрождения методической деятельности, потому что этого требуют новые вызовы, темпы изменений в профессиональной сфере, в навыках и запросах педагогов: одному педагогу с этим не справиться, его нужно научить, ему нужно показать, а главное, – все задачи нужно перевести на язык практики. Кроме того, исследователи отмечают, что увеличивается потребность образовательных организаций в прикладных методических материалах. И это обстоятельство объясняется тем, что педагогу нужно разъяснить и разложить по действиям нормативные и программные документы, устранить профессиональные затруднения и дефициты, вооружить современным инструментарием, методическими рекомендациями, прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами и образцами их разработки, оформления. Самое главное – сделать повседневную работу педагога понятной.

Таким образом, чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования необходимо организовать научно-методическое сопровождение и программно-методическое обеспечение по вопросам, связанным с изменением, обновлением системы образования.

Каждое учреждение дополнительного образования детей реализует методическую деятельность в соответствии со стратегическими задачами и своими возможностями, связанными с поиском эффективных путей решения актуальных проблем, потребностями и возможностями развития в соответствии с существующими нормами и требованиями [1] и интересами педагогического коллектива. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в практику современные приемы и методы обучения и воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта.

В современных условиях развития дополнительного образования детей под научно-методическим сопровождением понимается специально организованный процесс, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога, который включает в себя систему педагогических событий и ситуаций (Рис.1).

Рис. 1. Методическое сопровождение создания новых мест в ДОД

Слово «сопровождать» означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». В педагогической практике под «сопровождением» понимается помощь человеку, «поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей» [4]. Отсюда следует, что сопровождение – это процесс взаимодействия, а не одномоментное действие, не разовое мероприятие. При этом метод взаимодействия методической службы с педагогами, группами педагогов образовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации [2].

Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Методическое сопровождение направлено на стимулирование педагогов дополнительного образования к непрерывному совершенствованию, самореализации, повышению профессионального уровня и, конечно, включает опережающую подготовку в условиях быстрых изменений образовательной действительности. Субъектами сопровождения являются педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник. Результатом такого процесса становится осмысление профессионального опыта педагога, актуализация саморазвития, профессиональный успех, личностное развитие.

А под программно-методическим обеспечением понимается процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям специалистов, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического и профессионального опыта. Методическая продукция представляет собой разнообразные методические средства (программы, методические и дидактические материалы, разработки, рекомендации, пособия и т.д.), способствующие более эффективной реализации педагогической деятельности (Рис.2).

Рис.2. Программно-методическое обеспечение создания новых мест в ДОД.

Осуществить программно-методическое обеспечение – это означает вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением его деятельности.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р [9] рассматривается как рамочная основа построения методического сопровождения и программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике побуждают обратиться к переосмыслению сущности, структуры и содержания, выявлению методологических подходов, поиску условий, эффективных средств, методов, технологий научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.

Читайте также:
Starboard softWare что это за программа

Приоритетными задачами методической деятельности в контексте Концепции должны стать:

  • научно-методическое обеспечение развития дополнительного образования детей;
  • совершенствование методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
  • формирование современной модели программно-методического обеспечения образовательной деятельности организации в соответствии с современными вызовами и ключевыми, стратегически важными направлениями развития образования;
  • обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
  • обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ разного уровня и направленности;
  • содействие в разработке и внедрении современных методических материалов различного вида, уровня и предназначения (учебно-методических комплексов), в том числе электронных и цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;
  • повышение профессиональной компетенции педагогических кадров, формирование индивидуальных программ профессионального развития педагогов и «системы мониторинга развития кадрового потенциала».
  • создание и поддержка информационных ресурсов, использование которых перспективно в дополнительном образовании детей;
  • осмысление педагогического опыта, поиск, изучение разнообразных инноваций, которые могут быть воплощены на практике;
  • формирование оценочных материалов и систем оценки достижений обучающихся, оказание им методической помощи в самоопределении и выборе пути развития;
  • методическое сопровождение «внутренней системы оценки качества и объективного контроля» оказываемых учреждением образовательных услуг.

Для решения перечисленных задач в Концепции запланировано проведение разнообразных мероприятий от создания специальных методических центров, порталов, сайтов, разработки документов, проведения конкурсов, семинаров до издания методической литературы и журналов:

  • создание и функционирование во всех субъектах Российской Федерации ресурсных методических центров, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение реализации государственной политики в области культуры и искусств;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей;
  • организация методической поддержки образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в обновлении содержания и технологий обучения дополнительного образования;
  • проведение всероссийских конференций и методических мероприятий, посвященных сохранению традиций и развитию отраслевой системы дополнительного образования;
  • обеспечение наполнения единого национального портала дополнительного образования детей лучшими практиками, методическими разработками;
  • формирование механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования до 2030 г. [9] дополнительная общеобразовательная программа остается базовым элементом (Рис.3), который находится в центре всей деятельности и приобретает новые характеристики:

– через программу мы должны воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей и национальных традиций (10);

Рис. 3. Дополнительная общеобразовательная программа – базовый элемент системы дополнительного образования детей

Структура дополнительной общеразвивающей программы задана Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.9 [11]. Эта позиция до недавнего времени поддерживалась Приказом Министерства образования РФ № 196 [6], где в п. 5 установлено, что дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются с учетом п.9 ст. 2 ФЗ 273 (Рис. 4).

Теперь 196 приказ отменен и его сменил приказ 629 [7], который уже не содержит такого уточнения. Но никто не отменял требований государственного контроля (надзора), который устанавливает соответствие деятельности образовательной организации, в том числе дополнительных общеобразовательных программ, законодательно установленным требованиям.

Рис. 4. Структура дополнительной общеразвивающей программы

Поэтому по-прежнему требования к структуре программы мы находим в ст. 2 п.9 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» [11]. Порядок и логику расположения всех частей и элементов программы определяет образовательная организация в локальном нормативном акте, но в рамках законодательства, сохраняя элементы, указанные в определении «образовательная программа». А чем заполнить и как оформить программу устанавливает образовательная организации в локальном нормативном акте.

Сегодня нужны не просто современные программы (профильные, профориентационные, модульные, сетевые, разноуровневые, интегрированные, конвергентные, адаптированные, комплексные, социальные, для разных детей и т.д.), а программы вместе с учебно-методическими комплексами, в том числе электронными и цифровыми.

«Учебно-методический комплекс (УМК)» – это совокупность нормативной, программной и учебно-методической документации, методических, дидактических и оценочных (средств обучения и контроля) материалов, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительной общеразвивающей программы (Рис.5).

Рис. 5. Учебно-методический комплекс дополнительной общеразвивающей программы

Актуальность разработки УМК определяется необходимостью обновления содержания дополнительного образования детей в связи с задачами, обозначенными в ключевых документах [7, 8, 9, 11].

Структура учебно-методического комплекса

Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обеспечение освоения программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии организации деятельности участников образовательной деятельности.

Учебно-методический комплекс должен включать:

  • пояснительную записку к УМК;
  • дополнительную общеразвивающую программу (основной документ);
  • пакет учебно-методических материалов, сопровождающих реализацию программы (по выбору – дидактический, методический, оценочный, справочный материал, диагностический, ресурсный и др.).

Преимущества учебно-методического комплекса.

УМК обладает рядом объективных качеств, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности:

∙ организовать педагогический процесс в соответствии с современным уровнем развития науки, техники, культуры, социальной сферы;

∙ осуществлять деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности учащегося;

∙ сократить затраты ресурсов и времени при высоком качестве образовательных результатов;

∙ принципиальным образом повысить педагогическое мастерство, осуществляя анализ и самоанализ своей деятельности;

∙ систематизировать опыт, накапливаемый педагогом как специалистом, и проявить творческую активность и осознанное профессиональное развитие;

∙ создать благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, стимулировать индивидуальный выбор.

В заключение подчеркнем, что изменения и обновления в дополнительном образовании идут высокими темпами, что обуславливает возрастание роли методической работы. Педагогу надо помогать, его надо сопровождать и обеспечивать всеми необходимыми прикладными материалами, шаблонами, макетами, конструкторами, образцами. Усиление методического сопровождения и программно-методического обеспечения – это не просто слова, а именно то, что позволит педагогам понять поставленные задачи и включиться в современные процессы.

Литература

  • ← Театр юных москвичей приглашает на спектакль по мотивам романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Приглашаем 26 февраля на «Масленичные потехи» →

Источник: prodod.moscow

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru