Учебно-методическое обеспечение обучения
Современные подходы ориентированы на использование информационных технологий и предполагают, что система средств обучения включает в себя:
- 1) программно-методическое обеспечение, включающее как программные средства (ПС) для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного назначения для конкретных педагогических целей;
- 2) объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
- 3) средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность. Примером таких средств обучения могут служить учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы: модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств;
- 4) средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для пользователей сферы образования, вовлеченность их в информационное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.
В целом система учебно-методического обеспечения должна соответствовать следующим критериям:
ОПОП Учебно методическое обеспечение
- 1) соответствие содержанию учебной программы;
- 2) охват всех основных этапов учебного процесса;
- 3) применение различных средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и типичных учебных ситуаций;
- 4) учет экономического, эргономического, гигиенического, экологического факторов безопасности использования в учебном процессе.
Система учебно-методического обеспечения, в зависимости от программы обучения, может включать:
- — средства нормативного обеспечения, включая образовательные стандарты, профессионально-квалификационные характеристики, типовые учебные планы и программы, рабочие учебные планы и программы, расписание или график учебного процесса, списки групп, приказы, ведомости и пр.;
- — средства учебно-методического обеспечения для преподавателя, включая методики преподавания, методические разработки по темам программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте ит.д.;
- — средства учебно-методического обеспечения для обучающихся, включая учебные и учебно-методические пособия, методические рекомендации и разработки, конспекты лекций, справочники, сборники задач и заданий для упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы инструкционно-технологической документации ит.д.;
- — средства обучения, включая натуральные и изобразительные пособия (наглядные), инструкционные, технологические, инструкционно-технологические карты; натуральные объекты и средства их изображения и отображения; тренажеры; технические и электронные средства обучения, тренировочные устройства для программированного обучения, программное обеспечение для учебных средств ЭВТ, дидактические материалы ит.д.;
- — средства контроля: вопросы; задания; тесты.
Планирование оптимального набора документации и средств обучения по предмету (теоретическое обучение) и по профессии (производственное обучение) наиболее целесообразно осуществлять путем разработки перечней (паспортов) КУМО. Паспорт представляет собой документ, в котором зафиксированы учебно-методическая документация, учебная и методическая литература, а также оптимальный набор средств обучения, необходимых для полного изучения всех узловых вопросов применительно к каждой теме программы предмета теоретического обучения или программы производственного обучения.
Программно-методическое обеспечение дополнительного образования: современные требования и технология
Паспорт комплексного методического обеспечения разрабатывается преподавателями (группой преподавателей), ведущими соответствующие предметы, или мастерами производственного обучения (группой мастеров) при участии менеджера по персоналу. Паспорт комплексного учебно-методического обучения предмета (профессий) дает возможность:
- — определить вид, наименование, краткую характеристику, а в необходимых случаях и количество средств обучения, необходимых для полноценного изучения учебного материала;
- — произвести учет имеющихся в наличии средств обучения в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях;
- — подготовить предложения по централизованному выпуску (изготовлению) средств обучения издательствам и предприятиям;
- — спланировать текущую работу по созданию недостающих средств обучения непосредственно в учебных заведениях;
- — осуществить контроль выполнения сроков и качества методического оснащения учебных кабинетов, мастерских, лабораторий учебно-методической документацией и средствами обучения.
Понимание требований к учебно-методическому обеспечению процесса обучения важно как в случае реализации программ внутрифирменного обучения, так и в случае привлечения внешних структур (образовательных учреждений, преподавателей). Во втором случае менеджер по персоналу, опираясь на паспорт КУМО, готовит техническое задание на обучение, которое может включать общие сведения о программе обучения (тему, сроки, целевую группу, место и время обучения), требования к методике проведения обучения, требования к методическому обеспечению, требования к техническому и программному обеспечению, требования к преподавателям и другие применимые требования. Грамотно составленное техническое задание на обучение позволяет минимизировать риски проведения неэффективного обучения.
Источник: bstudy.net
Программа методического обеспечения образовательной деятельности ФГОС методического центра
МКОУ ДПО «ИМЦ» направлена на повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессионального мастерства педагогических сотрудников и педагогов дополнительного образования учреждения, а так же совершенствования самой методической работы. Время действия программы – 2 учебных года.
Основные направления работы «Информационно-методического центра»
- Сопровождение профессионального развития педагогов:
• аттестация педагогических кадров;
• районные методические объединения;
• конкурсы педагогического мастерства.
В рамках данного направления работы осуществляется организация повышения мастерства педагогов через участие в профессиональных конкурсах, в региональной олимпиаде учителей, через работу тьюторов, тренеров-преподавателей английского и немецкого языка, организацию курсовой подготовки. В межкурсовой период также ведется работа по повышению квалификации педагогов.
Значимым направлением работы стало методическое сопровождение региональных проектов «Учитель года», «Воспитатель года», ежегодное обобщение опыта учителей в Конкурсе на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).
Для обеспечения комплексной подготовки перехода на профессиональный стандарт педагога подготовлена и размещена презентация «Профессиональный стандарт педагога»
создан баннер «Профессиональный стандарт педагога» на официальном сайте центра.
Проведена работа по обновлению порядка проведения районного конкурса педагогического мастерства «Педагог года»: изменен подход к подготовке победителя районного конкурса к участию в окружном конкурсе профессионального мастерства «Педагог года», обязательным условием определено проведение институционального этапа конкурса.
В 2022-2023 учебном году методическим центром совместно с молодыми педагогами нашего района планируется создать муниципальный проект, который объединит всех молодых педагогов района «Сообщество молодых педагогов» для организации формального и неформального общения на профессиональные темы. В течение года молодые педагоги будут участвовать в различных проектах, мастер классах, коучинг-проектах, проводить открытые уроки.
Для организации непрерывного профессионального обучения предполагается организация работы по повышению квалификации в очном, заочном и дистанционном режиме. Действенным результатом работы по этому направлению станет обучение 100% педагогических работников по обеспечению введения в действие федерального государственного образовательного стандарта ДОУ, НОО, ООО, СОО, профессионального стандарта педагога, в том числе по персонифицированной модели организации краткосрочных курсов повышения квалификации.
2. Обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней:
• поддержка внедрения ФГОС на уровне дошкольного образования;
• поддержка внедрения ФГОС на уровне школьного образования;
• учебно-методическое обеспечение внедрения ФГОС;
• профориентационная работа среди выпускников, ранняя профессиональная ориентация;
Основной целью деятельности в рамках указанного направления является выполнение целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания по обеспечению введения в действие федерального государственного образовательного стандарта ДОУ, НОО, ООО, СОО, а также поддержка и методическое сопровождение педагогов образовательных учреждений по вопросам освоения нового содержания образования и организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС через проведение семинаров-практикумов, семинаров-погружений, вебинаров, мастер-классов и тьюторство.
Важным направлением работы является распространение опыта лучших практик, инновационных проектов образовательных учреждений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, в том числе лучших практик по организации кочевого образования.
В 2022-2023 учебном году запланирована разработка на муниципальном уровне индивидуальных образовательных траекторий, программ, ориентированных на преодоление затруднений педагогов по внедрению ФГОС, методическое сопровождение системы преемственности дошкольного, начального, основного общего образования с учетом требований ФГОС ДОО, НОО и СОО.
IV Мониторинг и оценка качества образования включают:
• муниципальную оценку качества образования;
• подготовку к государственной итоговой аттестации;
• организационно-методическую поддержку проекта «Наша новая школа».
Эффективно действует система мониторинга образовательных результатов. проводится исследование социального заказа к уровню подготовки выпускника образовательного учреждения; маркетинг образовательных услуг с учётом региона, муниципалитета, родителей и учащихся. Пополняются информационные педагогические банки данных об инновационном опыте работы педагогов образовательных учреждений, лучших практик по организации проектно-исследовательской работы учащихся на уроке и профессиональных затруднений педагогических работников и др. Вместе с тем, динамичные изменения системы образования требуют всесторонней поддержки данного направления работы.
Источник: pedagogru.ru
Методическое обеспечение учебного процесса в дополнительном образовании детей
Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образовательного процесса.
Большинство методических материалов, используемых педагогами дополнительного образования, являются их авторскими материалами, так как индивидуальность образовательной программы требует специфического методического обеспечения.
Наглядность – один из принципов процесса обучения и воспитания, предполагающий конкретизацию любого изучаемого явления на каждом уровне проникновения в его сущность.
Наглядность = Изоморфизм (похожесть, сходство) + Простота (доступность восприятия самого изображения).
Наглядность облегчает постижение сходства и отличия (непохожести) объектов и явлений по:
— внутреннему состоянию и внутренней связи,
— внешней связи с другими объектами и явлениями.
Виды наглядности:
1.Естественные или натуральные (ископаемые, гербарии, образцы горных пород, живые объекты, чучела, машины и их части, археологические находки и т. п.).
2. Объёмные (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов).
3. Схематические и символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, географические карты и др.).
4. Картинные и картинно-донамические (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты и др.).
5. Звуковые (аудиозаписи, радиопередачи).
6. Смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т. д.).
7. Дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и др.).
8. Учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора ребёнка и т. д.).
Для полноценного выполнения своей дидактической роли наглядные пособия должны отвечать следующим требованиям:
1) должны быть безупречными в научном отношении;
2) должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу;
3) должны отображать реальную действительность и помогать проникать в сущность изучаемого процесса, явления;
4) должны соответствовать возрастным особенностям детей;
5) должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям.
Учебный кабинет как особая образовательная среда.
При организации учебного процесса в объединениях учреждения дополнительного образования детей необходимо, прежде всего, создать в учебном кабинете неформальную и удобную для занятий обстановку.
Организация пространства учебного кабинета.
Мебель.
Должна максимально отличаться от той, которую дети видят в школе. Расположение мебели в кабинете меньше всего должно напоминать ребятам школьный класс. Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому ребёнку для индивидуальной работы с ним в течение занятий, а каждый воспитанник мог без помех подойти к преподавателю.
Оборудование, пособия и другие, используемые на занятиях материалы.
Рациональное расположение оборудования в соответствии с техническими и санитарно-гигиеническими требованиями, всё лишнее убрать в шкаф или подсобное помещение. Рабочее состояние необходимых технических средств для выполнения образовательной программы.
Оформление кабинета.
Наличие информации для детей и родителей о детском объединении, размещённой на входной двери либо рядом с ней.
Информация должна содержать:
— полное название детского объединения;
— Ф. И.О. полностью педагога;
— расписание работы детского объединения (дни и часы занятий).
2. Наличие информационного стенда в кабинете.
Содержание информационного стенда:
— списки учащихся по группам (в начале учебного года);
— расписание занятий по группам;
— план массовых мероприятий на месяц или другой период (собрания, концерты, конкурсы, экскурсии, вечера и т. д.);
-правила для учащихся и родителей;
— информация о последних достижениях детского коллектива и его отдельных воспитанников.
3. Оформление учебного кабинета должно включать:
— материалы учебного характера – постоянные (те, которые всё время находятся в кабинете, так как имеют отношение ко всем разделам образовательной программы) и периодические (те, которыми пользуются педагог и учащиеся при изучении отдельных тем);
— наиболее интересные материалы по профилю деятельности детского объединения;
— материалы общеразвивающего характера(информация о смежных видах деятельности или в целом историко-культурная информация);
— материалы, отражающие тематику данного учебного года.
При оформлении кабинета следует также предусматривать место для учебных выставок детских творческих работ.
Особое внимание необходимо уделить эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, соблюдению единого стиля.
Нужно продумать и организацию подсобного помещения: в нём должны быть шкафы или стеллажи, где у педагога по определённой системе располагаются раздаточные и расходные материалы.
ПАМЯТКА
Педагогу дополнительного образования
Источник: studopedia.ru
«Методическое обеспечение образовательного процесса как ведущая деятельность педагогических работников. Типы и виды методической продукции»
Государственное автономное образовательное учреждение среднего
профессионального образования республики Крым
«Керченский медицинский колледж имени Г.К.Петровой»
Методический доклад
Тема. Методическое обеспечение образовательного процесса как
ведущая деятельность педагогических работников. Типы и виды
методической продукции
г. Керчь, 2018
Организация-разработчик: ГАОУ СПО РК «Керченский медицинский колледж им.
Источник: portalpedagoga.ru