Понятие учебно-методического комплекса
В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.
Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.
Определение 2
УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.
В УМК выделяют четыре основных компонента:
- Ведущий документ – образовательная программа. Именно на ее основе и разрабатывается весь комплекс.
- Учебные систематизированные руководства для обучающихся и педагога. Основные и факультативные программы не могут быть реализованы без дополнительных комплектов материалов информационного, вспомогательного и справочного характера, а также различных предметных руководств, кратких записей занятий, дополнительной литературы научной и методической направленности, системы творческих заданий, шаблонных решений и т.д.
- Система образовательных методов. Этот компонент образуют различные пособия, целью которых является помощь в освоении содержания образовательной программы. Все методы обучения можно с большой долей условности разделить на современные и традиционные. К традиционным принято относить все виды печатных пособий (фото, таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал, карточки, диафильмы, звукозаписи). К современным – видеофильмы, мультимедийные материалы, образовательные программы и приложения.
- Система средств, предназначенных для научной организации труда учителя и учеников. Она может быть представлена в виде материалов следующего направления:
- материалы по обеспечению индивидуального подхода к ученикам (методики психологической и педагогической диагностики личности, памятки и карточки для детей и родителей);
- материалы для эффективной работы с детскими коллективами (методики педагогической диагностики, игровые техники, сценарии проведения общих игр и мероприятий).
Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.
Обзор учебно-методических комплектов издательства «Мнемозина», вошедших в новый Федеральный перечень
Основные этапы разработки учебно-методического комплекса
Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.
Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.
Формирование УУД на уроках географии при работе со статистическим и иллюстративным материалом
На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.
Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.
Правила разработки учебно-методического комплекса
В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.
Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.
Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.
Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:
- создание учебной программы по нужному предмету, входящему в основной учебный план вуза, училища, школы;
- создание модели УМК с определением целей, проблем, содержимого, элементов, методов, конструкций и обучающих средств;
- написание лекционных планов, обоснование методик ведения дополнительных уроков, подбор иллюстративного материала, упражнений, составление правил отчетности, подготовки курсовых работ и т.д.;
- оформление материалов комплекса в электронном и печатном виде;
- правка и доработка материалов УМК (при необходимости).
После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.
Источник: zaochnik.com
Стандарт полету не помеха
Недавно в издательстве «Просвещение» вышла книга руководителя рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагогической деятельности, директора Центра образования №109, председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Евгения Ямбурга «Что принесет учителю новый стандарт педагога?». Эта книга – разговор с коллегами начистоту, ответ на множество писем, поступивших на сайт министерства.
О книге, дискуссиях с коллегами читателям «УГ-М» и делегатам съезда учителей столицы рассказывает Евгений ЯМБУРГ. Этот стандарт возник не просто так, сама жизнь подтолкнула нас к этому. Один из замечательных отечественных поэтов Максим Свириденко написал: «Если время меняет лица, значит, лица меняют мир». Лица мира изменились, лица учителей, увы, меняются медленнее.
Сегодня мы имеем дело с очень сложным контингентом детей, но если мы откроем Закон «Об образовании в РФ», то увидим: у всех детей есть право на образование, это значит, что в одной школе будут обучаться и одаренные дети, и дети с серьезнейшими проблемами в развитии, и дети-инвалиды, и дети, для которых русский язык неродной. Все это ставит перед учителем новые сложные задачи, ему нужны новые компетенции.
До сих пор реформы в нашей стране не касались учителя, они касались экономики образования, управления образованием, разных способов финансирования, все это нужно, так как образование – огромная государственная машина, которая постоянно должна быть в движении, но мы почему-то забыли, что никакая реформа невозможна иначе чем через голову учителя, это, пожалуй, самое важное, поэтому возникает очень острый вопрос о компетенциях современного учителя.Я признаюсь, что профессиональный стандарт педагога очень многих моих коллег пугает, потому что они не очень знакомы с этим документом. В моей книге я применяю старый испытанный прием: комментированное чтение.
Основная беда заключается в том, что стандарт вышел в том оформлении, которое непонятно даже многим опытным директорам, так как наш стандарт опубликован в матрице Минсоцразвития РФ, одинаковой для всех профессий. Понять это неподготовленному человеку сложно, но не надо сразу пытаться обвинять эту матрицу, у нее другая задача, она сделана по трудовым функциям, нужна администраторам, юристам, в развернутой концепции педагогического стандарта очень подробно все объяснено, поэтому в моей книге я даю эту концепцию полностью.Аллергию у педагогов вызывает само слово «стандарт», он подчас воспринимается как удавка на шее педагога, в моей книге я специально привожу два отношения к стандарту.
Первое – критическое отношение: «Стандарт – это антитеза творчеству, ограничитель свободы учителя, способ мелочной регламентации, элемент тотального контроля, признак установления административно-командной системы управления». Я понимаю, почему возникает такое отношение, ведь мы привыкли, что до сих пор все инновации, которые были в образовании, шли по одной схеме: приказ – инструктивные документы – отчеты, мы привыкли относиться к новшествам так: ничего не изменится – как было, так и будет.
Вот и с нашим стандартом порой возникает такая позиция: пережили ФГОС, переживем и это, отчитаемся, пройдем мониторинг – и порядок. Вторая, оптимистическая, точка зрения: стандарты отражают стратегию развития образования в меняющемся мире, они инструмент повышения качества образования, помогают вывести отечественное образование на международный уровень, это объективный измеритель квалификации учителя, симбиоз ремесла и творчества, средство отбора педагогических кадров.Когда мне пишут: «Как вы посмели заключить творчество учителя в какие-то рамки типа стандарта?!», я говорю о том, что педагогика, на мой взгляд, – это три составные части: наука, технология и творчество.
При самом замечательном творчестве прежде, чем уйти в свободный полет, надо помнить об обязательствах. У фигуристов, выходящих на соревнования, есть так называемая обязательная школа, трудно себе представить джазистов-импровизаторов, которые не владеют виртуозно не только пальцами, но и вещами, связанными с их ремеслом.
Поэтому я не стал бы жестко противопоставлять ремесло и творчество, это взаимодополняющие вещи, сообщающиеся сосуды, и то и другое важно. Стандарт – это уровень, ниже которого нельзя, а выше можно.
Нельзя рассчитывать только на выдающихся педагогов – их всегда единицы, а учителей у нас миллион двести тысяч, сказать, что все они могут быть в свободном полете, – грешить против истины, но тем не менее стандарт полету не помеха, он свободу учителя не сдерживает. Конечно, сегодня нужно много профессиональных компетенций учителя. Вопрос, захочет ли учитель их осваивать?
Но новые профессиональные педагогические компетенции родились как ответ на вызовы сегодняшней жизни, и с этим надо считаться. Когда мы создавали стандарт педагога, стояли две задачи, за которые, кстати, нас тоже критиковали, говорили: «Вы ставите нереальные задачи, где найти миллион двести тысяч учителей, которые имеют сильные позиции и будут очень качественно учить детей?» Да, нельзя требовать от учителя то, чему его никто и никогда не учил, его сначала нужно всему научить.
Поэтому на самом деле сердцевина этого стандарта – изменение содержания педагогического образования и системы повышения квалификации, вот на что нужно сегодня направить усилия. Я думаю, управленцы должны начать работу по стандарту прежде всего с ознакомления с ним учителей, чтобы те не боялись, вошли во вкус того, что от них хотят, показать им, как связаны ФГОС и профессиональный стандарт профессиональной педагогической деятельности.
Мы подчас воспринимаем все стандарты как нечто отдельное, а на самом деле они взаимосвязаны, и нужно понимать, куда мы движемся. Любое развитие возможно только на основе анализа, и начать надо с анализа контингента учащихся, чтобы исходя из этого понимать, куда направить усилия.
Только после этого возможен выбор образовательных программ, составление «дорожной карты» руководителя, затем нужно обдумывать те компетенции педагогов, которые нужны именно в этом учреждении. Одновременно подготовить всех педагогов к работе по всем направлениям нереально.
Есть замечательные педагоги-универсалы, но нужно понять, каковы педагоги в своей массе, с кем предстоит работать, после чего руководитель школы может поставить задачу тому же вузу на адресную подготовку педагогов под тот контингент учащихся, который есть в школе, тем компетенциям, которые позволят учителю работать с такими ребятами. Это своего рода «дорожная карта», в центре которой переподготовка учителя.
Нам нужен переход на адресную подготовку и переподготовку учителя на основе деятельностного подхода, и только после этого можно проводить его аттестацию. Общенациональный стандарт профессиональной педагогической деятельности – только начало, надо выращивать профессиональные компетенции для учителей, работающих, например, в мегаполисе.
У меня адаптивная школа, а у моего коллеги директора школы №57 Сергея Менделевича школа, в которой растят победителей международных олимпиад по математике. У Менделевича дети со своими учителями витают в формулах, а в моей адаптивной школе в коррекционном классе их учителей просто «вынесут». В наших двух школах учителям нужны совершенно разные профессиональные компетенции.
Ты можешь быть в математической школе блестящим профессионалом, но никаким учителем в адаптивной школе. У учителя должны быть профессиональные компетенции, связанные со спецификой тех образовательным программ, которые выбирает школа.
Сегодня по Закону «Об образовании в РФ» любая школа может иметь набор образовательных программ в самом широком спектре: и дошкольные, и гимназические, и лицейские, и коррекционные, это значит, что нужны и педагоги, которые могут работать по таким программам.Стандарт ныне проходит апробацию в пилотных школах в 23 регионах России, это не запрещает всем пользоваться теми квалификационными характеристиками, к которым все привыкли, но в тех школах, которые вошли в проект, пользуются уже другими документами, этим самым стандартом профессиональной деятельности. Если бы зафиксировали тот уровень, который сейчас есть, то тогда не смогли бы решить ни одной проблемы, стоящей перед системой образования.
Поэтому в стандарте педагога есть две вещи: «педагог должен» и «педагогу рекомендуется» (с оговоркой – при создании соответствующих условий). Задача администрации не гнобить педагога, а создавать ему условия для работы – материальные, кадровые, методические. Проблема многих наших начинаний – тех же ФГОС – в том, что за каждым из документов должен идти методический шлейф.
Вы сначала объясните учителю, как и с чем работать. Не хочу никого обвинять, ФГОС писали не враги народа, но когда мы пишем учителю, что он должен формировать метапредметные компетенции (и это правильная задача), то дальше нужно сделать так, чтобы люди различали метапредметные компетенции, межпредметные и универсальные учебные действия. Это связанные, но разные вещи.
Их надо объяснять, за этим должны стоять грамотные методические пособия, иначе получится, что мы поставим учителя перед грандиозными задача и ничего ему не дадим. Я надеюсь, что моя книга первая из того методического шлейфа, который сейчас пойдет за учителем, иначе ничего не будет сделано, мы будем только приговаривать и отчитываться. В стандарте есть рекомендации для педагога.
Меня упрекают в том, что хочу сделать из педагога универсала, чтобы он был и дефектологом, и психологом, и предметником. Упаси Боже! Но жизнь очень изменилась, в этой ситуации один в поле не воин. Стандарт построен в логике структуры профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие.
Мы всю жизнь занимаемся обучением, это очевидная вещь, хотя там есть проблемы, также мы занимаемся воспитанием. Самая слабая часть, без которой невозможно реализовать компетенции, – это развитие, так как мы имеем дело с усложняющимся, смешанным контингентом учащихся.
Там, где в стандарте идет речь о развитии, через строчку записано: «Совместно с психологом, дефектологом, социальным педагогом», то есть речь идет о командной работе, потому что, еще раз подчеркну, один в поле не воин. В этой ситуации совершенно очевидно, что бессмысленно даже пытаться делать из учителя дефектолога, но читать документацию своего «смежника» и понимать, на каком моменте нужно задержаться, он должен.
Он должен уметь перевести многое с языка этого специалиста на язык конкретных практических действий. Вот почему я настаиваю на том, что на любом факультете педагогического вуза нужно преподавать основы дефектологии, для того чтобы дать право учителю не диагностировать, а уметь говорить с командой педагогов на одном языке, тогда вместе они будут решать многие проблемы.
В регионах при повышении зарплаты учителям из школ стали убирать так называемых лишних людей – психологов, дефектологов, социальных педагогов, а это большая беда. Это то же самое, что в стране были бы озабочены безопасностью полетов, в шесть раз повысили зарплату пилотам, но при этом ликвидировали наземную службу диспетчеров.
Учитель должен быть бдительным, представлять сложности в развитии ребенка, уметь читать документацию, с психологом, дефектологом, социальным педагогом разрабатывать протокол совместных действий, тогда это будет работа экстра-класса. У учителя должна быть психологическая, дефектологическая культура независимо от того, какой предмет он преподает.
Эту культуру нужно повышать в педвузах. Наш стандарт – это часть масштабного проекта по повышению качества педагогического образования, мы понимаем, что без этого уже обойтись нельзя. Учитель-предметник прежде всего педагог, в этом смысле его профессиональная деятельность педагогическая.
Поэтому мы стали писать профессиональный стандарт педагога и поэтому в этом выиграли, потому что наши коллеги-медики, например, попытались писать стандарты отдельно для разных врачебных специальностей и зашли в полный тупик. Но и в нашем стандарте есть два приложения для учителей русского языка и математики – программа-минимум, что для педагога обязательно, и то, что на самом деле можно требовать, когда для учителей созданы условия.
Я больше люблю оппонентов, чем союзников, потому что они позволяют увидеть все опасности, все риски введения стандарта. Мы только в самом начале пути, нам его придется пройти, не торопясь. Идея стандарта возникала не на пустом месте, людей нужно учить работать, быстро это сделать не удастся, потому что торопливость всегда приводит к профанации. Известно, что люди воспринимают новшества в штыки, а потом оказывается, что они жить без этого не могут.
Поделиться:
Скопировать ссылку
Читайте «УГ» в:
Семейная ипотека станет доступной для семей с двумя детьми до 18 лет
К концу 2023 года все дети до трех лет получат места в яслях
Комментарии
Отменить ответ
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.
Вы можете зарегистрироваться на сайте с помощью социальных сетей ВК и Одноклассники
Выбор читателей
19 ноября 2022, 07:01
«Одеть» или «надеть»: как научиться использовать глаголы правильно, чтобы не делать ошибок
11 декабря 2022, 16:15
Будущие учителя начинают каждую неделю с «Разговоров о важном»
11 декабря 2022, 11:15
В школах Ямала появятся олимпиадные координаторы
10 декабря 2022, 12:14
Памятка родителям: при каком «минусе» за окном отменяют уроки в школах
8 декабря 2022, 13:18
Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант
13 декабря 2022, 10:28
Ученые рассказали о простой привычке, которая поможет сохранить и улучшить память
12 декабря 2022, 23:12
Источник: ug.ru
Методическое сопровождение — это. Понятие, основные формы, разработки и направления, педагогические цели и задачи
Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились.
Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.
Историческая справка
Такие понятия, как «методическая служба», «методическая работа», стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.
Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами.
Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции – прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.
С конца 20 в. в литературе стали использовать термин «методическое сопровождение».
Истоки создания системы
Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.
В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные «бюро». Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.
Создание организационной базы
В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:
- Посещение уроков и анализ деятельности педагогов.
- Консультативная помощь учителям.
- Планирование, организация и проведение заседаний методических групп и объединений.
- Обзор научной литературы.
- Обобщение, распространение педагогического опыта.
К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:
- Педсовет.
- Методобъединение.
- Самообразование.
Новый виток в развитии системы
В конце 20-го – начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение – это ключ к осмыслению инновационных идей, сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.
Задачи и цели
Как показывает анализ историко-педагогических изданий, главная цель системы методического сопровождения – это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.
Одна из важнейших задач методического сопровождения – это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.
Компонентный состав системы
В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:
- Диагностико-аналитический.
- Ценностно-смысловой.
- Методический.
- Прогностический.
Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:
- Информационно-методический.
- Организационно-методический.
- Опытно-внедренческий (практический).
Информационно-методическое сопровождение предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.
Стадии реализации методических программ
Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:
- Диагностика проблемы.
- Поиск вариантов решения. Для этого используются информационные источники, в том числе сеть Интернет.
- Обсуждение найденных вариантов, выбор наиболее подходящего решения.
- Оказание помощи при реализации выбранного варианта.
Формы работы
Программно-методическое сопровождение осуществляется через:
- Консультирование, помощь творческим группам, тьюторство, педсоветы, семинары. Данное направление предполагает преимущественно передачу информации. При этом формы могут быть любыми. Их условно можно разделить на пассивные (выступления на педсовете, анкетирование, ознакомление с печатными изданиями и пр.) и активные (дискуссии, тренинги и т. д.).
- Формирование организационно-методических условий для привлечения учителей к различным мероприятиям. Речь, в частности, о курсах, конференциях, круглых столах, практикумах, мастер-классах и т. п.
Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.
В последнее время стала популярной такая форма, как «скайп-сопровождение». Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.
Ключевые условия
Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:
- включения учителя в события, связанные не только с его профессиональным, но и духовным развитием;
- изучения личности преподавателя в разных ее аспектах, создания ситуаций, направленных на развитие его потенциала;
- совершенствования психологических и материальных механизмов управления образовательным процессом, ориентированных на повышение мотивации к профессиональному росту.
Роль методического сопровождения в современной образовательной системе
Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.
Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого уровня профессионализма от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.
Главное в методическом сопровождении – это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.
Требования к современному учителю
Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:
- Проводить диагностику уровня развития детей, формулировать реальные задачи и ставить достижимые цели своей работы и деятельности обучающихся.
- Выбирать образовательные средства и способы обучения, соответствующие современным условиям жизни и требованиям общества, учитывая при этом познавательные способности и социальные характеристики учащихся.
- Отслеживать и оценивать результаты своей работы и деятельности детей.
- Разрабатывать и претворять в жизнь различные образовательные программы, использовать известные и предлагать собственные инновационные идеи, методические приемы, технологии.
- Обеспечивать познавательную деятельность учащихся.
Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного «предметника», но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.
Заключение
В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.
Источник: fb.ru
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
- Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
- Для чего учителю необходим ИОМ
- Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
- Дорожная карта ИОМ
- Что должен содержать ИОМ? Структура составления
- Советы по составлению ИОМ
- Инструменты реализации ИОМ
- Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии
Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.
ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.
Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:
- изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
- появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта.
Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.
В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.
Для чего учителю необходим ИОМ
В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.
Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:
- Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
- Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.
Дорожная карта ИОМ
Дорожная карта содержит:
- Тематические направления, определяющие всю работу.
- Перечень мероприятий для каждого направления.
- Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
- Прогноз и описание ожидаемых достижений.
- Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
- Практическое применение ИОМ.
- Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.
Данные пункты должны включать следующую информацию:
- Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
- Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
- Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе
Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:
— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;
— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;
— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;
Что должен содержать ИОМ? Структура составления
В ИОМ должны входить следующие пункты:
- Титульный лист.
- Название учебного заведения
- Ф.И.О. педагога
- Город, год создания
- Информационная справка о педагоге
- ф.и.о.;
- занимаемая должность;
- образование;
- дата аттестации;
- квалификационная категория;
- дата прохождения программ повышения квалификации;
- педагогический стаж.
- Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ
- индивидуальная тема самообразования;
- задачи;
- цель;
- форма самообразования;
- ожидаемый результат;
- сроки работы над проблемой;
- форма отчета о ходе работы.
- Диагностика проделанной работы с выводами
В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:
- профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
- психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
- методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
- IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).
Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:
ФИО педагога |
Образование |
Стаж педагогической работы |
Квалификация |
Курс повышения квалификации |
- Цель и задачи профессионального развития:
Тематические направления | Перечень мероприятий | Сроки реализации | Ожидаемый результат | Формы и способы предоставления результатов |
Профессиональное самообразование | ||||
Психолого-педагогическое | ||||
Методическая работа в образовательной организации | ||||
Информационные технологии |
Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.
Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.
Советы по составлению ИОМ
Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.
Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.
Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.
В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.
Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.
При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.
Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.
Инструменты реализации ИОМ
Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.
Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.
Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:
- повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
- работа в профессиональном сообществе;
- самообразование;
- методическая работа.
Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.
У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.
Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.
Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.
Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.
Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО — Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник: www.akbiz.ru