Методический раздел программы что это

Методологический и методический разделы программы социологического исследования.

Методологический и методический разделы программы социологического исследования Исследовательская программа — это специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Предпосылки любого эмпирического исследования имеют теоретико-методологический и процедурно-методический характер, поэтому исследовательская программа состоит как минимум из двух основных разделов (частей).

Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования. Общие требования к идеальной программе 1. Необходимость программы 2. Все элементы программы должны быть продуманны в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. 3. Логическая последовательность всех элементов программы 4. Гибкость программы.

Теоретико-методологическая часть программы: основные разделы. 1. Формулирование темы исследования. Обычно заказчик определяет не тему, а проблему исследования. Тема формулируется исследователем исходя из основных требований и пожеланий заказчика.

Индивидуальная методическая работа

Важно точно определить, что именно хочет узнать заказчик, подсказать ем: возможные варианты проблемы, выбрать подходящую тему сообща с ним и утвердить ее совместным решением. 2. Исходные представления о теме исследования. В этом разделе определяется степень изученности темы исследования, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне социологии.

Ни одна проблема, с которой сталкивается социолог, не является совершенно непознанной, поэтому необходимо изучить опыт коллег по исследованию данной проблемы, а также понять, какие аспекты проблемы эмпирически исследованы лучше, какие хуже. Это позволит не только сэкономить время и силы, которые пришлось бы потратить на изучение уже освещенных аспектов проблемы, но и поможет при составлении инструментария исследования.

Например, при исследовании забастовок социолог может опираться на наработки в области теории конфликта, концепции трудового коллектива использовать методики диагностики социального конфликта и т.п. 3. Объект исследования — конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема, которая и подвергается непосредственному исследованию.

Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования. 4. Предмет исследования — наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.

Любое переформулирование объекта, цели и задач исследования повлечет за собой видоизменение предмета исследования 5. Цель исследования — это конечный результат, которого социолог хочет достичь в исследовании. В эмпирических социологических проектах может быть поставлено несколько целей одновременно.

Цель может измениться по ходу исследования в силу каких-то изменений ситуации. Изменение целевой установки исследования обязательно должно быть согласовано с заказчиком и отражено в исследовательской программе. 6. Задачи исследования — это система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования.

Презентация методических рекомендаций

Задачи делятся на: 1. основные, ориентированные на выявление сущности проблемы; 2. дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы Задачи исследования должны быть сформулированы в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизации и детализаций основных. 7. Исходные теоретические понятия.

Поскольку любое эмпирическое исследование базируется на определенной социологической теории, необходимо определить понятия, соответствующие этой теории, которыми будет оперировать исследователь. 8. Операционализация понятий — это перевод содержания общих понятий в единичные, эмпирически фиксируемые индикаторы.

Реализация этой процедуры означает разработку концептуальной схемы исследования и создание предпосылок для выдвижению гипотез. Суть операционализации любого понятия заключена в его эмпирическом истолковании, т. е. в нахождении таких конкретизирующих понятий, которые выражают важные характеристики объекта, доступные измерению социологическими методами.

9. Гипотезы исследования — априорные предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования. Гипотез не может быть меньше, чем задач, поскольку под одну задачу зачастую выстраивается несколько гипотез.

Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче будет исследование, тем более ценной, практически полезной станет полученная информация. Принципы конструирования гипотез: 1. формулировка гипотез исходя из логики ранее определенных задач исследования (основной задаче соответствует основная гипотеза, дополнительным — гипотезы следствия); 2. комплексность: все гипотезы в своей совокупность должны давать прогнозные ответы на все задачи исследования; 3. логичность: подтверждение гипотезы основания должно служить подтверждением гипотез-следствий, а опровержение первичной гипотезы должно выдвигать взамен вторичную; 4. системность: все гипотезы должны быть взаимосвязаны друг с другом и выражать собой относительно автономную систему априорного знания о проблеме; 5. эвристичность: доказательство или опровержение гипотез должно действительно давать новое знание об изучаемом объекте.

Виды гипотез: • описательные (структурные): предположения о структуре изучаемых явлений и процессов; • объяснительные (детерминационные): предположения о причинно-следственных взаимозависимостях анализируемых явлений и процессов. Процедурно-методическая часть программы: основные разделы. 1. Стратегический план исследования.

Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний об изучаемом объекте и предмете, а также от выдвинутых гипотез. Основные типы исследовательских стратегий:  Разведывательная стратегия: используется в случае недостатка знаний для формулирования должной системы гипотез.

Основные методы исследования: • изучение имеющихся по данной теме литературных источников; • беседы с экспертами, наиболее компетентными по данной проблеме; • наблюдение за изучаемым объектом. В итоге исследовательских процедур появляется информация, позволяющая уточнить формулировки гипотез, а иногда и предмет, и задачи исследования.  Описательная стратегия получения информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик возможна при условии такого знания объекта и предмета, которая позволяет определить всю систему гипотез без предварительной разведки.  Экспериментальная стратегия: целью исследования является выявление причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта, причем гипотезы имеют объяснительный характер.

2. Обоснование выборки и ее репрезентативности. 3. Обозначение методов сбора информации. 4. Категории анализа для построения опросного листа + структурно – композиционная схема анкеты (какому блоку, какие вопросы) 5. Логико – концептуальная схема анкеты (уровень отражения, целемотивационный уровень, установка на поведение).

6. Логическая структура (№ п/п, операционализационное понятие, индикатор, вид вопроса, тип шкалы измерения, № в анкете. 7. Инструментарий получения информации.

8. Кодификатор открытых вопросов 9. График динамики сложности вопросов Рабочий план исследования: определяет этапы реализации исследовательской программы, основные виды работ, их календарные сроки, а также затраты (людские и финансовые), необходимые для их выполнения. Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. (Ядов).

Содержание и структура про граммы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее. 2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Рабочий план исследования составляет непременный раздел программы. В нем поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т.п., обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы.

Читайте также:
Check point ssl network extender service что за программа

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Она является документом, дающим теоретическое обоснование методологическим подходам, методике и технике изучения объекта и предмета анализа.

Программа социологического исследования включает три раздела: методологический, методический и организационный.

В методологический раздел программы входят:

— формулировка и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации);

— определение объекта и предмета социологического исследования;

— постановка задач исследования и формулировка гипотезы.

Методологический раздел позволяет зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных на ЭВМ.

Организационный раздел обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

Тщательная подготовка программы социологического исследования позволяет избежать ошибок во время самого исследования и анализа его результатов.

Существенной (определяющей) частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.

Источник: studfile.net

Тема 49. Методологический и методический разделы программы социологического исследования

Определяющей частью любого исследования является глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.

В методологический раздел программы входят:

— формулировка и обоснование проблемы (социальной проблема-реальная противоречивая ситуация, массового характера, затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Например, незнание причин увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения)

— указание цели исследования(обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования)

— определение объекта и предмета исследования (объект-носитель проблемы, предмет – изучаем наиболее значимые свойства и характеристики объекта)

— логический анализ основных понятий( логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры).;

— формулировка гипотез( разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных.).

К методическому разделу относятся:

— определение обследуемой совокупности(выборка людей, отражающих структуру изучаемого объекта);

— характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации(напр.опрос,анализ документов,наблюдение,эксперимент);

— логическая структура инструментария для сбора социологической информации(позволяет увидеть, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов.; определяет порядок расположения вопросов в инструментарии

— логические схемы обработки полученных данных(первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения и т.п=статистические данные=статистический вывод)

Источник: studopedia.ru

Научная электронная библиотека

Любое исследование начинается с составления программы социологического исследования. Она представляет собой изложение общей концепции исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезами предпринимаемой работы с указанием правил и логикой исследовательских операций. Методологический раздел программы включает формулировку социальной проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач исследования, выдвижение гипотез, уточнение и интерпретацию основных понятий в эмпирически измеримых индикаторах. Методический раздел программы включает определение выборочной совокупности, обоснование методов сбора информации, выбор методов обработки и анализа полученных данных, представление результатов и рекомендации.

Социальная проблема — это недостаточное знание о реальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание в регулировании социальных процессов. Цель исследования — ориентация на конечный результат в теоретической или практической сфере.

Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения поставленной цели, они упорядочивают процесс научного поиска, являются конкретизацией цели и составляют предмет исследования. После этого определяется конкретный объект исследования. Гипотеза — важный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования.

Исходные посылки гипотезы находятся между наблюдениями и объяснениями, имеющимися в социологии или смежных с ней науках. Гипотезы в исследовании должны быть логически взаимосвязаны. Они могут быть доказаны или опровергнуты в ходе исследования лишь в том случае, если термины, в которых они формулируются, можно эмпирически интерпретировать. В постнеклассической парадигме социологии внимание обращается на деятельностную сторону респондента, на его действие. Например, при изучении духовных потребностей современной молодежи можно эмпирически выразить потребности через соответствующие виды деятельности: чтение, занятие спортом, учеба, хобби и т. п. Гипотезы не должны содержать понятия, которые не имеют эмпирической интерпретации, иначе они не проверяемы.

Методический раздел программы — это система правил сбора, обработки и анализа информации. Сбор информации осуществляется социологами в рамках выборочной совокупности (выборки), которая является непосредственным объектом изучения и представляет собой уменьшенную модель генеральной совокупности.

Генеральная совокупность — это все социальные объекты, включенные в программу исследования и являющиеся объектом изучения. При составлении выборочной совокупности нередко в исследованиях бывают ошибки, которые называют смещением выборки, Например, телефонные опросы перед выборами могут не дать точную картину предпочтений избирателей, так как не все из них имеют стационарные телефоны, а он-лайн-опрос не доступен некоторым социально-демографическим группам, что делает выборочную совокупность нерепрезентативной.

Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности иметь характеристики всей генеральной совокупности. Выборка бывает случайной (интервью «первого встречного» на улице), систематической (например, каждый 10-й в списке избирателей), квотной, когда устанавливается, сколько человек и с каким характеристиками следует опросить, метод «снежного кома», когда первый респондент (опрошенный) предлагает, кого опросить следующим и т.д. После выделения выборочной совокупности осуществляется обоснование методов сбора информации — это анализ документов, опрос (анкетирование, интервью), наблюдение, тестирование, биографический метод, социометрия, метод фокус-групп и т.д. В современной отечественной социологии, в том числе в социологии управления, большое внимание уделяется качественным методом исследования (нарративам), к числу которых относятся неструктурированное (углубленное) интервью, наблюдение, метод фокус-групп, биографический и автобиографический метод и т.п.

Социологическое изучение управления на всех уровнях обычно осуществляется с помощью интервью и анкетного опроса, и чем выше иерархический уровень управления, тем недоступнее он для исследователей. Чем ниже ранг управленцев, тем больше их численность, что увеличивает доступность единиц наблюдения и возможность применения количественных и качественных методов эмпирического исследования.

В советское время больше всего исследований проводилось среди бригадиров и мастеров, высшее руководство было вне исследовательского поля социологов. Данная ситуация типична и для западной социологии, Это можно объяснить отсутствием времени у директорского корпуса и управленцев высшего звена, секретностью и конфиденциальностью информации, наличием коммерческой тайны и т.п. После сбора информации осуществляется ее качественная и количественная обработка: классификация социальных характеристик, их количественное измерение, в том числе графическое изображение (таблицы, гистограммы, кумулятивные кривые и т.п.). Итоги исследования излагаются в виде отчета, который обязательно должен содержать выводы и рекомендации. Системный подход позволяет концентрировать усилия управленцев по решению проблемы на том уровне, на котором решение может оказаться наиболее оптимальным.

В условиях проведения в обществе глобальных преобразований и реформ большое значение в социальном управлении придается мониторинговым исследованиям, так как они дают возможность оценивать фактические результаты проводимых реформ, выявлять эффективность общенациональных и региональных программ и проектов. Чем сложнее управленческие задачи и возможные последствия управленческих решений, тем точнее должны быть оценки управленческих действий. Задачи мониторинговых исследований заключаются в получении систематической и разносторонней информации:

Читайте также:
Коробочная программа что это

— о социально-экономических, политических и других процессах;

— о состоянии гражданского общества;

— о взаимодействии гражданского общества с органами государственного и муниципального управления;

— о влиянии органов государственного и муниципального управления на жизнедеятельность населения.

В методологии и методике мониторинга общественного мнения, разработанной американскими учеными, важное место занимает разработка показателей и индикаторов общего состояния социальных процессов, которые можно использовать в многократных исследованиях для выявления устойчивых тенденций (трендов) в формировании общественного мнения, в проявлении социальных предпочтений, потребительского поведения, политических ориентаций и установок. Трендовые показатели дают надежные динамические ряды информации о состоянии объектов исследования и составляют основу прогнозных разработок о возможных изменениях.

Ситуативные показатели и индикаторы характеризуют влияние на сознание и поведение людей конкретных событий в изменяющемся обществе. В процессе мониторинга ситуативные индикаторы меняются чаще, чем трендовые. Одним из первых мониторинговых исследований, проведенных в нашей стране, был мониторинг экономических и социальных перемен, проведенный ВЦИОМ под руководством Т.И. Заславской в 1993 году. Целью данного мониторинга являлось оказание научно-информационной помощи властным структура России в разработке социальной политики экономических преобразований в соответствии с социокультурными особенностями страны и массового сознания населения.

В условиях реформ важное значение приобретает статистическая информация, так как статические данные о социальных процессах являются не только иллюстрацией проводимой социальной политики, но и индикатором проявления доминирующих в обществе социально-экономических и социально-политических отношений.

В настоящее время новой формой коммуникативных связей между социологом и респондентом является Интернет. Одной из первых обратила внимание на возможности Интернета и необходимость разработки новых технологий интерактивных опросов американская исследовательница, социолог и психолог Шерри Тёркл. В России первыми Интернет-опросы провели в 1995 -2000 годах психологи МГУ.

При помощи электронной почты они изучали мнение пользователей Сети по проблемам развития глобальной сети Интернет. Но все-таки первыми разработчиками он-лайн-опросов были зарубежные психологи и сотрудники маркетинговых компаний, в России эти опросы также проводят преимущественно маркетинговые компании. С 2003 года разработки Интернет-технологий сбора и обработки данных ведутся в Центре социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН. В 2005 году Центром был проведен интерактивный опрос работников Российской Академии наук, в ходе которого была получена от 150 экспертов информация о понимании и готовности научного сообщества к изменениям, связанным с реформированием РАН и российской науки в целом.

В социологии управления Интернет-опросы позволяют не только быстро сформировать группу экспертов и скорректировать инструментарий в ходе пилотажного опроса, но также получить первичную информацию о быстротекущих социальных процессах для принятия экстренных управленческих мер.

Источник: monographies.ru

Методическая часть программы социологического исследования

Во второй — методической части программы социологического исследования определяются метод и методика исследования. Метод (от греч. те^одоз — путь к чему-либо) — способ достижения теоретического или практического результата. Метод — довольно широкое понятие. К методам в социологии относятся: общенаучные

(анализ, синтез, дедукция) и частнонаучные (анкетирование и т.д.); теоретические и эмпирические.

Методика — совокупность конкретных методов, используемых в конкретном социологическом исследовании.

Методическая часть программы социологического исследования включает следующее:

  • • определение исследуемой совокупности (выборки);
  • • определение и характеристику конкретных методов сбора информации;
  • • логическую структуру инструментария для сбора информации;
  • • логическую схему обработки информации на компьютере.

Первым компонентом методической части программы является

определение исследуемой совокупности, или выборки. Конкретное социологическое исследование — эмпирическое исследование, изучающее взаимодействие индивидов. Его объектом является определенное количество индивидов (представители объекта). Все без исключения представители объекта представляют собой генеральную совокупность, а само такое исследование, если его удается провести, называется сплошным.

Однако в качестве объекта социологического исследования может выступать очень большое количество людей, например, все население России, или вся молодежь, все студенчество и т.д. Даже производственные или вузовские коллективы насчитывают до несколько тысяч человек. В этих случаях генеральная совокупность заменяется выборочной (выборкой). Выборочный метод считается единственно правильным во всех случаях, когда объект исследования насчитывает 500 человек и более.

Выборочная совокупность (выборка) — это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу.

Выборочный метод представляет собой метод изучения целого по его части. Поэтому одним из главных свойств выборки является ее репрезентативность.

Репрезентативность (от франц. repr?sentatif — представительный) — свойство выборочной совокупности отражать все свойства генеральной совокупности.

С увеличением объема выборочной совокупности возрастет ее репрезентативность. Однако выборка должна быть и экономной и в этом смысле оптимальной. Оптимальность зависит от числовых значений контрольных признаков элементов генеральной совокупности, точнее, их дисперсии (разброса). Чем больше разброс, тем больше должна быть выборочная совокупность.

Выборка бывает вероятностной и фокусированной.

1. Вероятностная выборка — способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет вероятность быть выбранным.

Видами вероятностной выборки являются: простая случайная, стратификационная и гнездовая выборки.

При простой случайной выборке отбор единиц в выборочную совокупность производится непосредственно из всей массы единиц генеральной совокупности в форме случайного отбора, при котором каждой единице генеральной совокупности обеспечивается одинаковая вероятность (возможность) быть выбранной. Причем необходимо условие равнозначимости для исследования всех единиц и их свойств.

Простую (или собственно) случайную выборку возможно успешно применять только для генеральных совокупностей не более 800—1000 единиц. При увеличении числа единиц эти методы слишком трудоемки.

Процедура построения простой случайной выборки включает следующие шаги:

  • • получить полный список членов генеральной совокупности и пронумеровать этот список. Такой список называется основой выборки;
  • • определить предполагаемый объем выборки, т.е. ожидаемое число опрошенных;
  • • извлечь из таблицы случайных чисел столько чисел, сколько нам требуется выборочных единиц. Если в выборке должно оказаться 100 человек, то из таблицы берут 100 случайных чисел. Эти случайные числа могут генерироваться компьютерной программой;
  • • выбрать из списка-основы тех респондентов, номера которых соответствуют выписанным случайным числам.

Для больших генеральных совокупностей удобнее применять метод стратификационной выборки, который заключается в следующем: генеральная совокупность разделяется на однородные части (страты) по заданному признаку, а отбор респондентов осуществляется из каждой страты отдельно. При этом число респондентов, отбираемых из страты, пропорционально общему числу элементов в ней.

Гнездовая выборка предполагает, что в качестве единиц наблюдения отбираются не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

2. Фокусированная выборка — отбор в такой выборке осуществляется по субъективным критериям — доступности, типичности, равного представительства и т.д.

Видами фокусированной выборки являются стихийная и квотная выборки.

Стихийная выборка — выборка случайных респондентов, пожелавших принять участие в опросе. Она часто используется в теле-и радиоопросах. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен и определяется только одним параметром — активностью респондентов. Недостатки данного вида выборки — невозможность установить, какую генеральную совокупность представляют опрошенные, и как следствие — невозможность определить репрезентативность.

Читайте также:
Imminent fail жесткий диск что это значит в программе hdd regeneraTor

Разновидностью стихийной выборки является метод снежного кома. Данный метод предполагает следующее построение выборки: у каждого респондента, начиная с первого, просят контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход; респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе; респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби (увлечения) и т.д.).

Квотная выборка — выборка, строящаяся, как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчетом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Так, например, если генеральная совокупность представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, то в квотной выборке при ее размере в 50 человек у нас будет 20 женщин и 30 мужчин; при размере 500 человек — 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и других четко выделяемых признаках.

Кроме того, выборка бывает одноступенчатой и многоступенчатой.

Одноступенчатая выборка предполагает, что из генеральной совокупности сразу (на первом этапе, первой ступени) осуществляется отбор респондентов для опроса.

Многоступенчатая выборка — тип вероятностной выборки, осуществляемой в несколько этапов:

  • • на первом этапе производится расчленение крупных общностей;
  • • на последующих этапах внутри этих общностей вычленяются

меньшие по объему группы.

Источник: studref.com

Программа социологического исследования

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе необходимо разработать программу исследования. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей исследовательской работы.

Программа социологического исследования (ПСИ) — это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, гипотезы, средства изучения конкретного социального объекта.

Структура программы исследования включает два основных раздела — методологический и методический (методико-процедурный).

Методологический раздел состоит из следующих этапов:

  • формулирование проблемы, объекта и предмета исследования;
  • определение цели и задачи исследования;
  • предварительный системный анализ объекта;
  • интерпретация основных понятий;
  • выдвижение гипотез исследования.

Методический раздел содержит такие этапы, как:

  • разработка стратегического плана исследования;
  • определение обследуемой совокупности социальных объектов:
  • разработка методического инструментария исследования;
  • характеристика методов, основных процедур и порядка сбора.
  • обработки и анализа первичных эмпирических данных;
  • формирование организационного плана.

Проведение социологического исследования следует начинать с определения и обоснования проблемы исследования, т.е. реального жизненного противоречия, или проблемной ситуации, возникшей в функционировании социального объекта. Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — определенную общность, их деятельность в рамках социальных институтов.

Объектом исследования является какая-либо область социальной действительности, содержащая проблему.

Предметом исследования выступают значимые стороны объекта. подлежащие изучению.

Под целью исследования понимается общая направленность исследования и конечный результат всей научной работы. Задачи исследования конкретизируют поставленную цель и представляют собой действия, которые планируется совершить для достижения цели.

Важную роль в программе исследования отводят системному анализу объекта исследования. Под системным анализом объекта понимается построение его концептуальной (гипотетической) модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Обязательным условием научного исследования также является интерпретация (уточнение) основных понятий, предполагающая точное объяснение используемых категорий.

С выдвижения и формулирования гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, которое в ходе исследовательской работы предстоит подтвердить или опровергнуть, завершается первый методологический раздел программы исследования, после чего можно перейти ко второй ее части.

План

Методический (методико-организационный) раздел программы социологического исследования начинается с разработки плана. Стратегический план исследования составляется в зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также других факторов. Уровень знаний об исследуемом объекте определяет характер плана, который может быть поисковым, описательным или экспериментальным.

Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования, т.е. решение проблемы должно начинаться с общего поиска.

Исследования по описательному плану помогают упорядочить и установить соотношения между известными факторами.

Экспериментальный план социологическою исследования имеет целью выявление причинно-следственных связей объекта.

Выборка

В плане должно быть четко указано, является исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность, под которой понимается вся совокупность людей с заданными социальными признаками, подлежащая обследованию. Выборочное исследование изучает выборочную совокупность (выборку), представляющую собой часть генеральной совокупности, отобранной по специальным параметрам. Выборка — это уменьшенная копия (модель) объекта исследования.

Существуют следующие методы определения выборки:

  • случайная (стихийная) — выбор «первого встречного»;
  • механическая — из генеральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое число респондентов;
  • серийная — генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально выбираются единицы анализа;
  • гнездовая — выбор для изучения определенной характерной группы (гнезда) из всей генеральной совокупности;
  • основного массива — опрос 60-70% генеральной совокупности:
  • квотная — отбор определенного числа респондентов как минимум по четырем признакам, используется обычно при большой генеральной совокупности.

Репрезентативность

Определение метода выборки зависит от характера решаемых в исследовании задач. При этом основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, т.е. способность выборочной совокупности отражать основные характеристики генеральной. Выборка считается репрезентативной (достоверной), если ее отклонение от генеральной совокупности, так называемая ошибка выборки, не превышает 5%. Сами требования к репрезентативности зависят от типа исследования.

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, дневников наблюдений, наличие фото-, кино- и радиоаппаратуры и т.д.

Что представляет собой анкета и каковы требования к ней? Составление любой анкеты — дело очень ответственное и трудное. Грамотная анкета определяется правильной постановкой вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением поставленных задач исследования. Анкетные вопросы классифицируются по следующим критериям:

Методический раздел программы, кроме рассмотренного инструментария, включает другие вспомогательные материалы: рекомендации по обработке и анализу социологической информации, выбраковке анкет и т.д. Отметим, что первичной информацией в социологии называют данные, полученные в результате собственной исследовательской работы, а вторичной — «чужие» данные, т.е. полученные кем-то другим и опубликованные в печати.

План обработки первичного материала предусматривает выбор соответствующих математических методов ее обработки, технических средств и места обработки.

Организационный (рабочий) план исследования — это документ, в котором в строгой хронологической последовательности расписывается перечень необходимых работ по видам, определяются характер, структура, контроль за проведением основных этапов исследования. Другими словами, в нем указано, что, кому и когда делать.

С разработкой программы в составе методологического и методического (методико-организационного) разделов завершается подготовительный этап исследования и начинается следующий — основной этап. Данный этап включает в себя проведение пилотажного исследования: полевой этап (сбор данных); подготовку данных к обработке и ввод в компьютерную обработку; интерпретацию полученных результатов: подготовку отчета.

Источник: www.grandars.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru