Образовательно-методический комплекс как авторская методическая система педагога дополнительного образования
Общеизвестно, что профессиональная деятельность педагога дополнительного образования — деятельность созидательная, направленная на воспитание, поддержку и сопровождение растущего человека. Уникальность педагогической деятельности заключается в неповторимости всех составляющих ее компонентов: исторического и социального времени, условий, характеров и природных свойств учеников и самого педагога. Изложенное позволяет утверждать, что по своей сути педагог — АВТОР, который создает, сочиняет, изобретает и открывает.
Педагог дополнительного образования, имеющий авторский взгляд на процессы воспитания и обучения, один из тех мудрых взрослых, который так нужен ребенку. Именно такой педагог способен создавать плодотворные ситуации для пробуждения неповторимого «Я» своего ученика. Педагог-автор, не раз пребывавший в состоянии поиска, окрыленный радостью своих «педагогических изобретений», поддержит склонность детей к наблюдению за миром и собой, будет способствовать развитию исследовательского типа поведения. Жажда открытий, присущая природе каждого ребенка, вовремя поддержанная педагогом, может перерасти в естественную потребность совершать свои «маленькие», а возможно, и «большие» открытия в мире науки, искусства, техники.
Понятие — «Образовательная программа».
Главный момент развития профессионализма педагога дополнительного образования заключен в его умении проектировать образовательно-воспитательную среду. Проектировать так, чтобы она давала максимальные возможности для личностного, интеллектуального, творческого развития детей. В этом умении реализуется способность педагога быть мобильным, оперативно реагировать на постоянно меняющуюся воспитательно-образовательную ситуацию. В этом проявляется авторская позиция, отражающая уникальный синтез его личностного и профессионального «Я».
Творческий педагог практически постоянно пребывает в состоянии выбора содержания, методов, приемов, способов взаимодействия. Так образом происходит индивидуализация профессионального опыта. Оживляя каждый раз по-новому свой дидактический багаж, педагог, по сути, совершает творческое преобразование устоявшихся форм массовой образовательной практики.
У педагога-автора появляется прекрасная возможность конструктивно анализировать и оценивать свои педагогические находки и педагогические затруднения, развивать рефлексивную культуру. Быть педагогом-автором значит уметь аргументировано обосновать свой педагогический опыт.
Существующий диапазон разнообразных форм проявления педагогического авторства — от методического приема, используемого на занятии, до создания программы и технологии — позволяет наблюдать, фиксировать и развивать некий внутренний, значимый именно для конкретного педагога, импульс профессионального восхождения к вершинам. Внутриличиостное проявление авторства выражается в развитии потребности педагога в профессионально-творческой самоидентификации, адекватной включенности в мир детей и их родителей, окружающее культурно-образовательное пространство.
Организация методической работы в образовательной организации
Закономерным итогом творческого саморазвития педагога дополнительного образования в процессе такой систематической рефлексивной работы вполне может стать создание образовательно-методического комплекса (ОМК). В таком методическом продукте проявятся и индивидуальное своеобразие личностных и профессиональных качеств, и оптимально выбранная и адаптированная педагогическая технология. Путь педагогического авторства — парадоксальное сочетание известного и неизвестного, ежедневное созидание своего профессионального мировоззрения, коммуникативного пространства творческой деятельности.
Образовательно-методический комплекс — это авторская методическая система педагога дополнительного образования. Создать собственную методическую систему — значит предложить авторские способы проектирования целостной образовательно-воспитательной среды, отражающей особенности дополнительной образовательной программы, индивидуальный стиль и «методический почерк» педагога.
Образовательно-методический комплекс — это совокупность программно-методических материалов, отражающих авторскую педагогическую концепцию. Сущность ОМ К заключается в методическом обосновании содержания, процесса и результатов образовательно- развивающей деятельности в конкретном направлении дополнительного образования детей (естественно-научном, техническом, туристско-краеведческом, художественном, социально-педагогическом, физкультурно-спортивном).
ОМК педагога дополнительного образования нс является строго регламентированным нормативным документом в силу своей авторской природы. Поэтому автор-разработчик вправе самостоятельно определять, какие методические, дидактические и иллюстративные материалы будут включены в состав ОМК. Основная задача при формировании структуры и содержания образовательно-методического комплекса заключается в целостном сопровождении дополнительной общеобразовательной программы педагога. Немаловажную роль играет ресурсное обеспечение ОМК (материально-техническое, информационно-методическое, организационное).
В рекомендациях по разработке образовательно-методического комплекса в дополнительном образовании детей С. А. Абдухакимова, Е. В. Василевская и Н. В. Кленова рекомендуют включать в него компоненты, предполагающие как целостное, так и модульное их использование. ОМК должен состоять из следующих компонентов.
- 1. Пояснительная записка (с указанием актуальности, концептуальных основ, перечня представленных в ОМК материалов, информации о возможных сферах применения и потенциальных пользователях).
- 2. Образовательная программа, отвечающая федеральным требованиям к дополнительным общеобразовательным программам.
- 3. Пакет методических материалов, в состав которого входят:
- — методические рекомендации по организации образовательной деятельности;
- — методическое пособие для педагога;
- — методические разработки отдельных тем и занятий;
- — описание диагностических методик;
- — справочно-информационные материалы;
- — дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и т. п.);
- — инструкция по технике безопасности;
- — глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);
- — компакт-диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и т. п.;
- — другие методические материалы.
Кроме указанных компонентов образовательно-методический комплекс может содержать методики и технологии преподавания, концепцию или модель развития детского творческого объединения (секции, клуба), сценарии учебных занятий, праздников и других форм организации образовательно-развивающей деятельности.
Потенциальными источниками для создания ОМК в системе дополнительного образования детей могут стать программы, имеющие адаптированную к практике учреждения дополнительного образования методическую базу, включающую контрольно-диагностический блок. Также обязательным условием для формирования ОМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер- классов по тематике учебного курса.
В качестве исходных для ОМК образовательных программ могут предлагаться:
- — программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
- — апробированные в практике учреждений дополнительного образования детей программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику дополнительного образования детей.
В качестве непосредственных адресатов ОМ К могут выступать:
Материалы, представленные в образовательно-методическом комплексе педагога дополнительного образования, должны сочетать свойства инвариантности и вариативности и соответствовать:
- • Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [1] ;
- • Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [2] ;
- • целям, задачам, содержанию дополнительной общеобразовательной программы;
- • специфике и основным принципам дополнительного образования детей.
В качестве основных видов методических материалов, обеспечивающих дополнительную общеобразовательную программу, в состав ОМК педагога может быть включены:
- 1) информационно-ознакомительные материалы (имеют целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):
- — буклет;
- — листовка;
- — аннотированный каталог;
- — информационно-методический справочник и т. п.;
- — инструкция;
- — методическая записка;
- — методическая разработка;
- — методические рекомендации;
- — методическое пособие;
- — тематическая папка;
- — инструктивно-методический плакат и т. п;
В состав образовательно-методического комплекса могут входить следующие виды методической продукции.
Буклет — издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в два или более сгибов или иным образом.
Листовка — непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
Аннотированный каталог — нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Информационно-методический справочник — сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и ее организации.
Инструкция — пошаговая последовательность действий, операций, например при описании условий дидактических игр.
Методическая записка — пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: схемам, графикам, таблицам.
Методическая разработка — логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
Методические рекомендации — вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, разработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций — знакомить с наиболее эффективными, рациональными вариантами, образцами действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных мспроприятий, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
Методическое пособие — комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления дополнительного образования детей. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Тематическая папка объединяет:
- — нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
- — методические рекомендации;
- — методические разработки конкретных дел;
- — сценарии;
- — материалы из опыта работы;
- — библиографию;
- — дидактический материал.
Инструктивно-методический плакат — плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.
Тематическая подборка материала — подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.).
Создание образовательно-методического комплекса не является для педагога дополнительного образования обязательным и осуществляется на добровольной основе. Творческая поисковая деятельность по созданию ОМК — показатель методической компетентности и профессиональной зрелости педагога. Наличие в методическом арсенале учреждения дополнительного образования детей ОМК педагогов, созданных на основе авторских программ и материалов, свидетельствует о высоком качестве работы его методической службы с педагогическими кадрами.
- [1] Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 №06-1844 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/103096 (дата обращения: 12.11.2015).
- [2] Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 [Электронный ресурс]. — URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/ (дата обращения: 12Л 1.2015).
Источник: studme.org
Что такое методичка (учебно-методическое пособие) и для чего она нужна
При написании научных работ студенту часто приходится иметь дело с методичкой. Однако формат и суть этой книжки до сих пор непонятна учащимся многих вузов и курсов. Что это за маленькая книжица и почему нужно приложить так много усилий, чтобы раздобыть ее? И зачем вообще за ней охотиться?
На нашем телеграм-канале мы уже частично затрагивали тему, чем отличается учебник от учебного пособия. Сегодня же давайте поговорим более конкретно о том, что такое методичка вузов (учебно-методическое пособие) и чем она отличается от основных книг для учебы.
Что такое методическое пособие
Методичка – издание, посвященное чаще всего одной тематике, которую исследует вдоль и поперек, в мельчайших подробностях. С ней выполняют любые научные работы (лабораторные, контрольные, курсовые, практические и т.д.), а также оформляют их с учетом перечисленных в ней требований Министерства образования.
Виды учебно-методических пособий
Методическим пособием можно назвать все, что помогает студенту учиться. Сюда же относятся:
- Методическая разработка – то же, что и пособие, но чуть меньшего объема. Цель этого вида методического пособия – разобрать определенную тему или подтему.
- Методические рекомендации – пособие с советами для студентов о том, как организовать процесс самостоятельного изучения или практической работы по предмету. Здесь чаще всего приводят стандарты и требования по оформлению работ, прописана цель изучения определенного предмета, его задачи и теории, на которых он базируется. Студенты могут найти здесь даже рекомендации по ведению конспектов и список литературы для самостоятельной работы.
- Комплекс учебно-методических материалов – программно-методическое издание с теорией и практическими заданиями, списком литературы для прочтения; планы для подготовки к семинарам и выполнения лабораторных работ; комплекс из учебника, сборника практических задач и хрестоматии.
В зависимости от задачи учебно-методического пособия будут различаться и источники информации, которые помогут студенту ее решить.
Получить такое подспорье можно в библиотеке учебного заведения. Если же экземпляров на всех не хватает, сходите в читальный зал. Там обязательно должен быть один дежурный образец методического пособия.
Учащиеся могут успешно использовать этот тип вспомогательной учебной литературы и в вузе, и дома. Он подходит для работы на лекциях и семинарах, в теории и на практике. А благодаря компактному формату и легкости его удобно везде брать с собой.
А вы знали, что учебно-методические пособия – это труды преподавателей, создаваемые на кафедре? Будьте готовы, что формат подачи информации может отличаться от манеры повествования в учебнике или на лекции.
Но что отличает методическую литературу от учебной? Почему нужно использовать именно ее, а не любой другой источник, доступный в читальных залах и библиотеках?
Как пишут учебно-методическое пособие
Несмотря на сжатый вид и четко структурированную информацию, работа по созданию методички долгая и нелегкая.
Для начала автор определяется с темой, которую он хочет осветить данным изданием. Как правило, информация подается от легкой к более сложной.
При освещении информации автор использует данные не из интернета, а из уважаемых научных источников и печатных изданий, первоисточников, респектабельных авторов. Так практически отсутствует риск нарваться на недостоверный источник. Поэтому составление методички – это по большей части многие часы работы в библиотеке.
Задача преподавателя – не только предоставить студенту теорию, но и сделать все, чтобы она закрепилась в голове учащегося. А для этого нужна практика. Вот почему любая методичка содержит практические упражнения по повторению и закреплению информации.
Любая работа начинается с тщательного планирования. План – это короткие предложения в виде емких тезисов, которые последовательно освещают всю тему.
Методичка почти всегда является шпаргалкой при подготовке к экзаменам. Поэтому здесь должны находиться все вопросы по теме без исключения.
Так как этот материал призван помочь студенту, то информация, представленная в нем, должна быть доступной и легкой для восприятия. Иначе студент потеряет всякий интерес.
Последний этап – сдать труд на проверку, а далее – в публикацию.
Хорошая методичка – это труд, в котором:
- Полное соответствие дисциплине и теме, актуальная и полезная информация.
- Четкая и логичная структура, короткие фразы, маленькие абзацы, маркированные и нумерованные списки, графический материал (рисунки, графики, таблицы), тезисы.
- Подробный и емкий список литературы.
- Отсутствие сложной терминологии или четкое ее пояснение.
Плюсы и минусы использования учебно-методического пособия
Этот вид учебного пособия имеет определенные преимущества:
- Сжатая и структурированная информация по теме.
- Полноценная инструкция/шпаргалка для самостоятельного выполнения заданий.
- Помощь в правильном оформлении научных работ и их презентации.
- Компактность и легкость.
- Возможность использовать методичку как помощь-подсказку во время экзамена.
Но есть у методичек и некоторые недостатки:
- Ограниченное количество. Как правило, методичек катастрофически не хватает в библиотеках из-за огромного спроса на них. Впрочем, за счет их небольшого объема не составит труда одолжить их у однокурсника и отксерить.
- Небольшой размер. Да-да, именно за с чет их незаметности литература легко теряется среди огромного объема других учебных материалов.
- Субъективизм. Написанная одним автором, методичка имеет обыкновение представлять его личную точку зрения относительно проблемы.
Что делать, если потерял методичку
Мы уже упоминали, что чаще всего количество этих носителей информации в вузе катастрофически не хватает для всех желающих. Поэтому каждый экземпляр на вес золота.
И если вдруг студент потеряет или испортит его, не избежать неприятностей. Поэтому сделайте все, чтобы добыть достойную замену: купите новое издание или отксерьте у однокурсника. Но будьте готовы, что библиотекарь запомнит вас надолго.
Методички и интернет
С появлением интернета в нашей жизни методическая литература все больше теряет свою актуальность.
Цель учебно-методического пособия заключалась в краткой форме и сжатом объеме большого количества данных. Сегодня же преподаватель может выложить всю необходимую информацию на специальной страничке на своем сайте или сайте университета.
Бумажный вид методичек сегодня часто напоминает бюрократическую систему, которая способна сильно затормозить процесс обучения. Подумайте сами: преподавателю нужно потратить собственное время не только на их составление, но и на дополнительыне проверки и согласования. А в итоге на целый курс выйдет хорошо если 10 экземпляров, которых в любом случае не хватит на всех. А ведь то же самое и гораздо быстрее педагог может сделать с помощью всемирной паутины без необходимости правильно оформлять на бумаге и выпускать в тираж пособие, его согласование и т.д.
Как видите, методичкам на смену приходят все более современные источники информации. Но пока существуют бумажные носители, мы бы не советовали ими пренебрегать, особенно если они попали к вам в руки. Более того, если есть возможность выбора, отдавайте предпочтение самой потрепанной – это свидетельствует о ее огромной востребованности. Ну а со всем остальным поможет студенческий сервис.
Источник: zaochnik.ru
Памятка по созданию методических материалов
Способом раскрытия тайны педагогического творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом, поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это далеко не так.
В предложенной Вам памятке обобщен опыт разных авторов. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с материалами.
Памятка предназначена: для педагогов дополнительного образования.
Четко сформулированные рекомендации по оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно, системно.
Методические материалы и их виды……………………………………
Рекомендации по содержанию и целям
создания методических материалов……………………………………..
Рекомендации по оформлению методических материалов:
• образовательные программы………………………………….……
• сценарии массовых мероприятий………………………………….
• методические разработки
и методические рекомендации…………………. ……………….
• конспекты учебных занятий……………………………………….
• творческие работы учащихся………………………………………
• фото и видео материалы……………………………………………
- тексты выступлений на семинарах и конференциях,
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
- СЦЕНАРИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- не отставать от «горячих», острых проблем дня;
- иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;
- раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действия педагога, коллектива;
- опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния дел данного вопроса на современном этапе;
- не становиться самоцелью, т.е. автору надо подумать о дальнейшей судьбе своих материалов, их жизненности и полезности;
- содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и материалы которых использованы в работе над методической продукцией.
- титульный лист
- пояснительная записка
- учебно-тематический план
- Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий:
- титульный лист (название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения);
- пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, условия и особенности реализации, предварительные организационные мероприятия);
- литературный сценарий (название, действующие лица, полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом);
- методические советы по проведению;
- используемый реквизит;
- рекомендуемая и используемая автором литература и музыкальный материал;
- приложения (дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, схемы, таблицы и т.д.)
- титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год);
- вступительная часть (адресность, актуальность, краткий анализ положения дел по данному вопросу)
- основная часть (описание методов, способов, приемов деятельности, ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания, способствующие внедрению их в практику)
- методические советы, примерные варианты реализации
- список использованной литературы
- титульный лист (название образовательного учреждения, название образовательной программы, год обучения, тема занятия; Ф.И.О. педагога, должность, Ф.И.О. консультанта, должность; дата проведения)
- тема, цель, задачи учебного занятия (образовательные, воспитательные, развивающие)
- форма проведения занятия (интегрированное занятие, занятие-соревнование, занятие-игра, лекция, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут, конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.)
- оборудование учебного занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства обучения, специальное оборудование и др.)
- структурное описание учебного занятия (организация начала занятия, проверка имеющихся знаний и умений учащихся, ознакомление с новыми знаниями и умениями, упражнения на освоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков, подведение итогов занятия)
- используемая автором литература
-80%
Источник: videouroki.net
III. Методическое обеспечение учебного процесса
3.1. Методическое обеспечение является важной составной частью учебного процесса Института и представляет собой совокупность мероприятий, проводимых руководящим и профессорско-преподавательским составом в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества учебных занятий, разработки и внедрения новых методов, форм и средств обучения студентов.
Руководство методическим обеспечением учебного процесса осуществляет проректор по учебно-методической работе, а организацию и проведение – методический отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы на учебный год вносятся в ежемесячный план-календарь основных мероприятий института.
3.2. Методическое обеспечение включает в себя учебно-методическую и научно-методическую работу.
Учебно-методическая работа включает:
- разработку методического содержания нормативных документов по качественной реализации учебных планов и программ, тематических и календарных планов учебных дисциплин;
- создание электронной базы учебных и учебно-методических пособий по каждой специальности подготовки студентов;
- исследование состояния и перспектив методического обеспечения учебного процесса на факультетском и кафедральном уровнях;
- совершенствование и повышение эффективности применения методов, форм и средств обучения студентов;
- непрерывное повышение педагогической квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава института;
- создание условий для их творческой работы.
- комплексирование научной деятельности структурных подразделений института по методическому обеспечению учебного процесса;
- анализ, обобщение и распространение методического опыта;
- разработку и апробацию новых методов, форм и средств обучения студентов, внедрение их в учебный процесс института.
- совершенствование учебных планов и программ;
- разработка методических материалов, необходимых для проведения учебных занятий;
- внедрение новых методов, форм и средств обучения студентов;
- повышение педагогического мастерства и методической культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава;
- подготовка учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, отвечающих требованиям Государственного образовательного стандарта;
- методическое обеспечение контроля всех видов учебных занятий;
- проведение педагогических и методических экспериментов, внедрение их результатов в учебный процесс.
- научно-методические исследования по различным вопросам учебного процесса;
- координацию разработки учебных планов и программ, их согласование и преемственность:
- обсуждение проблемы информатизации учебного процесса, повышения качества профессиональной подготовки специалистов на основе использования новых информационных технологий;
- рассмотрение вопросов организации и методики проведения различных видов практик, разработки и защиты выпускных квалификационных работ, других видов учебной работы;
- анализ и коррекцию учебной успеваемости студентов по результатам текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации;
- проведение методических занятий с руководящим и профессорско-преподавательским составом по вопросам педагогики и психологии высшей школы;
- обсуждение вопросов организации и методики самостоятельной работы студентов;
- выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной и методической работы преподавателей, кафедр, факультетов и филиалов;
- изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической работы других вузов;
- внедрение в учебный процесс инновационных методов, электронных учебников, компьютерных программ, видеоматериалов.
- повседневная работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методики преподавания учебных дисциплин;
- научные исследования по проблемам методики обучения студентов;
- заседания Ученого совета института и Советов факультетов, кафедр и предметно-методических комиссий по вопросам повышения эффективности методики обучения студентов;
- доклады и сообщения по методическим проблемам обучения студентов, вопросам общей и вузовской педагогики и психологии;
- издание информационно-методических бюллетеней по обобщению передового педагогического опыта;
- конкурсы на лучшее учебное и учебно-методическое пособие, лучшего преподавателя, методиста, лучшую кафедру, факультет, филиал;
- комплексные проверки филиалов, факультетов и кафедр;
- контроль и анализ учебных занятий и совершенствование методики их проведения.
- согласование содержания, организации и методики учебного процесса;
- разработка единых требований к преподаванию учебных дисциплин по специальностям;
- осуществление научно-методического руководства учебной, методической, научной и воспитательной работой в институте;
- рассмотрение графиков и логики прохождения учебных дисциплин, организации и методики их изучения, выработка научно-методических рекомендаций по реализации учебных планов и программ;
- разработка и внедрение в учебный процесс современных методов и форм обучения студентов, новых педагогических и информационных технологий;
- подготовка необходимых научно-методических и информационно-справочных материалов по различным вопросам учебного процесса;
- повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководящего и профессорско-преподавательского состава по всем основным образовательным программам;
- повышение профессионализма, педагогической и методической культуры руководящего и профессорско-преподавательского состава;
- создание электронных баз данных научно-методического совета и учебно-методических комиссий, содержащих требования Государственного образовательного стандарта, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы и др.;
- совершенствование нормативно-правовой базы методического обеспечения учебного процесса института.
- рассмотрение графиков и логики прохождения учебных дисциплин по специальности, организации и методики их изучения;
- выработка рекомендаций по совершенствованию учебных планов и программ, тематических планов по каждой дисциплине;
- разработка календарных планов изучения учебных дисциплин;
- разработка методических рекомендаций по преподаванию учебных дисциплин;
- оценка и утверждение учебно-методических комплексов и учебных программ по всем дисциплинам специальности;
- разработка и внедрение инновационных форм и методов обучения и преподавания по специальности;
- совершенствование методического и дидактического обеспечения учебных дисциплин;
- обсуждение тематики дипломных работ и проектов, программ и билетов выпускных государственных экзаменов, промежуточной аттестации обучающихся, форм текущего, в том числе месячного контроля;
- отражение в учебных программах и тематических планах изучаемых дисциплин воспитательных аспектов гуманистического содержания, элементов научно-методической работы и реализация их в ходе учебного процесса;
- участие в организации и проведении научно-методических и учебно-методических конференций, семинаров, дискуссий;
- рассмотрение программ различных видов практик, методики их организации и проведения;
- определение базовых учебников по учебным дисциплинам, перечня основной и дополнительной литературы;
- экспертиза и утверждение учебников, учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам специальности;
- изучение, обобщение и распространение методического опыта преподавания учебных дисциплин;
- совершенствование качества учебно-методической документации филиалов, факультетов и кафедр.
- руководит методической работой факультета и входящих в его состав кафедр, координирует ее с другими структурными подразделениями института;
- формирует и развивает методическое мастерство профессорско-преподавательского состава и методистов факультета;
- проводит научно-методические исследования по различным проблемам учебного процесса;
- организует и проводит контроль учебных и методических занятий;
- проводит педагогические и методические эксперименты, внедряет их результаты в учебный процесс;
- изучает и внедряет в учебную практику передовой педагогический и методический опыт;
- совершенствует качество учебно-методической документации.
- подготовку и проведение заседаний кафедры, методических совещаний и научно-методических семинаров;
- разработку и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;
- научно-методические исследования по вопросам обучения студентов и разработку частных методик преподавания учебных дисциплин;
- проведение педагогических и методических экспериментов, внедрение их результатов в учебный процесс;
- самостоятельную работу профессорско-преподавательского состава по повышению методического мастерства;
- проведение контроля учебных и методических занятий и др.
- разработку учебно-методических комплексов по вновь вводимым дисциплинам и подготовка их к изданию;
- переработку учебно-методических комплексов и подготовку их к изданию;
- разработку тематических планов изучения учебных дисциплин;
- переработку лекций;
- разработку планов для проведения групповых занятий;
- разработку методических материалов: тестов, заданий, вопросов, экзаменационных билетов и др.;
- разработку дидактических материалов для применения технических средств обучения в учебном процессе;
- контрольные посещения заведующим кафедрой, его заместителем и профессорами кафедры учебных и методических занятий, проводимых профессорами, доцентами, преподавателями и ассистентами;
- участие в работе научно-методического совета и учебно-методических комиссий;
- участие в научно-методических конференциях, совещаниях, семинарах;
- участие профессорско-преподавательского состава в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
- вести на высоком профессиональном уровне методическую работу;
- организовать методическое обеспечение всех видов учебных занятий;
- повышать свой научно-методический уровень, совершенствовать методическое мастерство;
- повышать свою профессиональную квалификацию и проходить переподготовку;
- изучать и активно использовать опыт методической работы других преподавателей кафедр, факультетов, филиалов.
- инструкторско-методические занятия – одно-два занятия за учебный год;
- показные занятия – не менее одного раза в семестр;
- открытые занятия – не менее двух раз в семестр;
- пробные занятия – по числу начинающих преподавателей и аспирантов.
- заключение о реализации гипотезы, положенной в основу эксперимента, соотношение выводов с общей и частной гипотезой;
- четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;
- оценку степени надежности и обоснованности выводов;
- практические предложения о внедрении в практику учебного процесса результатов проведенного исследования.
- учебную литературу: учебники, учебные пособия, тексты лекций, методические разработки, задачники, справочники и другие печатные материалы, необходимые для всех видов аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся;
- предметно-образные наглядные пособия: натурные объекты, макеты, модели, стенды и другие демонстрационные средства, используемые на занятиях;
- статические наглядные пособия: плакаты, карты, планы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы;
- динамические наглядные пособия: кинофильмы, видеофильмы, магнитофильмы;
- раздаточные материалы в виде копий схем, таблиц, графиков, размножаемых тем или иным способом на ротапринте, ротаторе, светокопированием и выдаваемых студентам на занятиях;
- материалы для контроля знаний: тесты, опросные карточки, бланки и другие материалы, используемые для текущего, промежуточного и итогового контроля студентов;
- материалы для планирования и организации самостоятельной работы студентов.
- определения целесообразного комплекта технических средств обучения и компьютерной техники для учебных занятий по конкретной учебной дисциплине;
- выявления оптимальной последовательности использования технических средств обучения и компьютерной техники для наиболее эффективного достижения различных учебных и воспитательных целей;
- определения наиболее рациональной структуры и размещения технических средств обучения и компьютерной техники, вспомогательного оборудования в аудитории;
- определения требований к дидактическим материалам: по содержанию и техническому выполнению;
- выявления воздействия используемого комплекта технических средств обучения и компьютерной техники на уровень понимания обучающимися преподносимого материала;
- определения требований и содержания подготовки преподавателя к учебным занятиям в условиях комплексного использования технических средств обучения и компьютерной техники.
- в аудитории должна быть предусмотрена возможность быстро и сравнительно просто изменять размещение рабочих мест и оборудования;
- иметь определенный избыток технических средств как по типам, так и по количеству и обеспечивать возможность проведения экспериментальной оценки и сравнения их дидактических и технических качеств;
- обеспечивать соответствие количества, расположения и оформления органов управления техническими средствами аудитории основным требованиям эргономики (минимальное число, удобство расположения и пользования, бесшумность и т. п.);
- обеспечивать возможность фиксации хода педагогического и методического экспериментов средствами звуко- и видеозаписи.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности;
- рабочий учебный план по специальности;
- оперативный учебный план по семестрам и годам обучения по специальности;
- программы учебных дисциплин;
- программы практик;
- фонд оценочных средств итоговой государственной аттестации;
- программы государственных экзаменов;
- методические указания (руководство) по выполнению дипломных работ и проектов;
- методические указания (руководство) по проведению итоговой государственной аттестации.
- требования Государственного образовательного стандарта (дидактические единицы) по учебной дисциплине;
Источник: studfile.net