Тема 2. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции 1. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции 2. Виды коррекционных программ 3. Требования к коррекционно-развивающим программам 4.Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
5. Отчетная документация по психолого-педагогической коррекции 1. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции Необходимость выделения проблем использования психологической информации как специального вопроса профессионального становления психолога представляется очень важной потому, что кроме психолога этой информацией пользуются все люди. В чем тогда профессиональное использование этой информации?
Рекомендуемые материалы
Уравнения Лагранжа 2-го рода
Теоретическая механика
699 290 руб.
Марианна Франке-Грикш — «ТЫ С НАМИ!» — Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОВЗ
Психология
Архив тестов
Психология
Психодиагностика самосознания
Психология
Юридическая психология
Психология
Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи
Психология
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Потенциал лидера
- Протокол доставки пользовательских дейтаграмм
- Фракталы в литературе
- 20 Народники и формирование политических партий
- 22. Способы и мероприятия по снижению загазованности воздуха
Источник: studizba.com
Основные требования к составления коррекционных программ
При составлении коррекционной программы оформляется пояснительная записка, в которой необходимо:
— указать основные подходы или общую психологическую модель лежащую в основе данной программы;
— описать основные этапы коррекционной программы, цели задачи этих этапов;
— описать осноные принципы положенные в основу коррекционной программы;
— определить тактику формы работы;
Определить в записке общее время коррекции, описать форму участия других лиц в коррекционной работе; писать оборудование; описать специфику проблемы.
Кратко описать основные меттодики и итехники.
— описать предусмотренный контроль динамики и оценку эффективности коррекционной программы.
Основные принципы составления коррекционных программы
1. Принцип системности. Предполагает целостный подход к анализу психических явлений. А так же необходимо исходить из прогноза развития, а не только из сиюминутной проблемы.
2. Принцип единства коррекционных и диагностических задач
3. Принцип причинной коррекции. Приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.
Технологии разработки индивидуальной АОП, программ коррекционно-развивающей работы с детьми
4. Деятельностный принцип. Организация активной деятельности самих клиентов.
5. Принцип нормативности развития — это учет и описание возрастных психологических новообразований индивид особенностей стадий развития ведущего вида деятельности. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
6. Принцип активного привлечения социального окружения (врачи педагоги значимые лица).
7. Принцип комплексности методов — являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
8. Опора на на более развитые психические процессы в коррекции.
9. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого к максимально сложному.
10. Учет эмоционального разнообразия и эмоциональной сложности материала. Увеличение объема материала постепенно д.б. создана атмосфера благополучия и комфорта.
11. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента – это соответствие психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой.
Тема 6: Оценка эффективности психокоррекции.
В психологической теории и практики оценки эффективности и результативности коррекционного воздействия задача достаточно сложная решаемая на 2х уровнях:
1. Теоретическая: разрабатываются теоретические подходы к проблеме.
2. Методические. Разрабатывается конкретный инструментарий (диагностические методики).
Вопрос об оценке коррекции актуален и сложен по ряду причин:
— оценка требует сложного определения однозначных методов, а в коррекции чаще всего используется комплексное воздействие;
— один и тот же метод в руках разных специалистов может давать разный результат;
— оценка работы должна даваться объективно т.е. сам психолог на должен иметь предпочтений интересов в методах работы;
— при оценке эффективности необходимо учитывать структуру личности самого психолога наличие у него качеств необходимых для прогнозирования успешности воздействия;
— необходимо сравнить непосредственные результаты сразу после коррекции, с опосредованными т.е. через определенное время.
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена на 2 уровнях: субъективном (анкета клиента, беседа) и объективном (тест методики оценки, опросники); с точки зрения:
1. Разрешение реальных трудностей развития Клиента;
2. Постановка целей и задач коррекционных программы
3. С точки зрения участников коррекционного процесса
Критерии эффективности коррекции:
— эмоц удовлетворенность и изменение общего эмоционального состояния
— Достижение поставленных целей и задач психокоррекции
Для окружения клиента
-степень удовлетворения запроса;
Оценка результативности и эффективности кор программы производилась методами
-субъективной оценки (анкетирования)
Факторы кот определяют эффективность корр. воздействия:
— Ожидание самого клиента
— Обязательно выясняется значение для клиента разрешения данной проблемы
— Характер проблем клиента
— Готовность клиента к сотрудничеству с психологом
— Ожидание психологом осуществляющего коррекционные мероприятий
— Проффессиональный и личный опыт психолога
— Специфическое воздействие конкретных методов коррекции.
Источник: megaobuchalka.ru
Требования к коррекционно-развивающим программам (стр. 1 из 3)
Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитой, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
Конечно, решение сложных задач воспитания и обучения зависит в значительной степени от профессионального мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологической подготовкой педагога, его стремлением к сотрудничеству с психологами, работающими в учреждениях образования – детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.
Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.
Один из наиболее сложных и ответственных видов совместной деятельности психолога и педагога – психологическая коррекция.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности коррекционно-развивающих программ, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей.
Цель контрольной работы – изучить требования к коррекционно-развивающим программам.
1. Характеристика требования к составлению программ коррекции
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:
· направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
· способности (общие, специальные, одаренность, талант);
· характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.
2. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему коррекционное воздействие
Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки.
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию
· Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.
· Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.
· Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.
Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия.
Теоретическийкомпонентпредполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.
В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм — приверженность многим подходам; общий континуальный подход.
Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода.
Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на начальных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стержневых, базовых представлений.
Общий континуальный подход — это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий, а техники и практические подходы — других.
Источник: smekni.com