Работа содержит 1 файл
Курсовая работа содержит 52 с., 4 таблицы, 20 источников, 2 приложения.
АНКЕТИРОВАНИЕ, ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ, ГИПОТЕЗА, ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ, МЕТОДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ, ПИЛОТАЖ, ЭКСПЛИЦИТНОСТЬ
Программа представляет собой научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического уровня знания, выраженного моделью и гипотезами, к способам его эмпирического получения, то есть объекту и инструментарию исследования. Независимо от того, является ли оно теоретически-прикладным или практически-прикладным, исходные посылки, цели и задачи, методическое обеспечение и организационная структура исследования предварительно определяются в его программе.
Цель – сравнительный анализ структуры и содержания программ качественного и количественного социологических исследований.
Методы использовавшиеся для написания данной работы: сравнительный анализ, синтез, индукция, дедукция.
Как с помощью функции ВПР в excel найти значения в интервале. Пошаговая инструкция на примере.
Результатом анализа информации содержащейся в данной курсовой работе является сопоставление и сравнение структуры и содержания программ качественного и количественного социологических исследований.
1 Схема программы социологического исследования 7
1.1 Структура и функции программы социологического исследования 7
1.2Основные требования, предъявляемые к программе социологическо-
го исследования 9
2 Содержание программы социологического исследования 13
2.1 Программа количественного социологического исследования 13
2.2 Программа качественного социологического исследования 26
Библиографический список 39
Приложение А Программа социологического исследования на тему: «Адап-
тация студентов первого курса (на примере АмГУ») 40
Приложение Б Анкета: «Адаптация студентов первого курса» 48
Приложение В Логическая структура анкеты 52
В основе социологического исследования лежит его программа. Программа социологического исследования — это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что с расширением фронта социологических исследований особо актуальными стали вопросы методологии и методики их проведения.
Опыт показал, что без солидного методологического фундамента социологические исследования положительных результатов дать не могут. Эффективность методик тоже оказалась в прямой зависимости от методологии, реализуемой при их разработке.
Программа социологического исследования — это документ, служащий руководством в течение всего исследовательского процесса. Этот документ включает в себя формулировку и обоснование научной проблемы, определение цели исследования, его объекта и предмета, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез исследования, задачи исследования, выборку объекта исследования, рабочий план исследования, методические и вспомогательные материалы. Поэтому просчеты на стадии планирования может поставить под угрозу достоверность или значимость результатов исследования.
Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы
Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования — необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
Столь ёмкая структура программы исследования не плод научной фантазии социологов. Она выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения самого исследования и анализа его результатов.
Предметом данной курсовой является программа социологического исследования.
Целью данной курсовой работы является сравнительный аанализ структуры и содержания программ качественного и количественного исследований.
1. Рассмотреть основные функции программы социологического исследования.
2. Сопоставить структуру программ качественного и количественного исследований.
3. Рассмотреть основные требования к программе социологического исследования.
Новизна информации, изложенной в работе, обуславливается тем, что при написании работы использовались современные источники.
При написании работы применялись такие методы, как анализ, индукция, дедукция, синтез и другие.
Основополагающим источником является В. А. Ядов. «Стратегия социологического исследования».
1 ОБЩАЯ СХЕМА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Структура и функции программы социологического исследования
Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, то есть от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.
1. Теоретико-прикладные (количественные) исследования, цель которых — содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и более глубокому и всестороннему объяснению возникающих социальных проблем.
2. Практически-прикладные (качественные) социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику [20, c. 37-38].
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы, ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает, в конечном счете, практическим интересам. В этом случае программы теоретико-прикладного и практически-прикладного исследований различаются.
В идеальном случае программа теоретико- прикладного социологического исследования включает следующие элементы.
Методологический раздел программы:
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2. Определение цели и постановка задач исследования.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел программы:
6. Принципиальный (стратегический) план исследования.
7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и так далее.
Программа практически-прикладного социологического исследования включает следующие элементы:
1. Формулировка задач.
2 Обоснование проблемы.
3. Формулировка цели.
4. Постановка общего вопроса.
5. Постановка подвопросов.
6. Обоснование выборочной совокупности.
7. Рабочий план исследования.
В отличие от программы теоретико- прикладного исследования, каковая может быть самостоятельной научной публикацией, программа прикладного исследования — весьма краткий рабочий документ объемом в несколько машинописных страниц.
Функции программы социологического исследования
Программа выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы социологического исследования позволяет чётко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным исследованиям по аналогичным проблемам.
Методическая функция программы социологического исследования позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория — факты — теория.
Организационную функцию обеспечивает разработка чёткой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса программы социологического исследования, как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.
В программе социологического исследования отражается определённая последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано с общей целью исследования. Все составляющие части программы социологического исследования логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. Принцип строгой поэтапности проведения исследования выдвигает особые требования к программе социологического исследования
1.2 Основные требования, предъявляемые к разработке программы социологического исследования
Составление программы — необходимое условие успешности всего социологического исследования. При составлении программы необходимо соблюдать ряд требований:
Источник: www.stud24.ru
Методические функции программы социологического исследования.
Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.
Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методическая функция программы состоит в том, что в программе разрабатывается общий логический план исследования. Методическая функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.
Методический раздел программы предназначен для выбора методов исследования, обоснования системы выборки единиц наблюдения, определения основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.
Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.
Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.
Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.
Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.
Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.
1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;
Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).
73.структура программы эмпирического социологического исследования.
Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.
Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.
Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.
Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.
После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.
Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.
Исследователь обычно выбирает самый подходящий с его точки зрения вид эмпирического исследования (разведывательное, описательное или аналитическое). Самый простой вид исследования — разведывательное — предусматривает предварительный сбор информации (своеобразную «прикидку») перед основным, более углубленным и представляется необходимым в том случае, если объект кажется неопределенным, а проблема не совсем четкой.
В ходе подобного исследования выявляются трудности, с которыми исследователь столкнется в будущем. Информационные материалы, полученные в результате этого относительно простого вида работ, могут пригодиться для более сложного — описательного исследования, которое в случае успеха позволит дать об изучаемом явлении не фрагментарное, а относительно целостное представление. Описательное исследование предусматривает классификацию элементов явления, определение из них наиболее существенных в соответствии с целями исследователя. Аналитическое исследование предусматривает анализ причин изучаемого явления, а также различные факторы, обусловливающие его стабильность, изменчивость, распространенность, требует применения разнообразных исследовательских методов, приемов, процедур и соответственно глубоких специальных знаний, богатого опыта, определенных навыков.
Источник: studopedia.info
Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.
Понятие и сущность методической работы
Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера
Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:
- Освоение наиболее рациональных приемов и методик касательно воспитания и обучения детей и подростков.
- Повышение уровня собственной подготовленности к организации и последующему проведению работы учебно-воспитательной направленности.
- Обмен опытом между участниками педагогического коллектива, а также определение и пропаганда лучшего опыта в области образования.
Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса
Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.
Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.
Принципы методической деятельности
Вам будет интересно: Чат «Тет-а-Тет» — что это такое?
Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:
- Методические принципы, которые включают в себя правило социальной обусловленности развития педагогических качеств в профессиональном плане, системности, научности, целостности единства, а также непрерывности.
- Педагогические принципы, куда входит единство воспитания, развития и обучения; перспективность и целенаправленность развития в профессиональном ключе; сбалансированность практики и теории; наглядность методической деятельности преподавателей и воспитателей; оптимизация; активность коллектива, осуществляющего свою деятельность в рассматриваемой сфере; единство индивидуальных и коллективных методик работы.
- Организационным принципам соответствуют следующие правила: всеобщность и обязательность, преемственность, комплексность, плановость, управляемость, координация и регулируемость, контроль и мониторинг, рациональность применения материальных средств, а также стимулирование методической работы.
Методики работы
Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:
- Теоретический семинар.
- Научно-практическая конференция.
- Семинар-практикум.
- Методическая декада.
- Дни науки.
- Методический мост.
- Методический фестиваль.
- Деловая игра.
- Методический ринг.
- Дискуссия.
- Мозговой Штурм.
- Педагогический клуб.
- Тренинг и видеотренинг.
- Лекторий.
- Педагогические чтения.
- Защита проекта.
- Профессиональная выставка.
- Открытый урок.
- Педагогический совет на определенную тему.
Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.
Назначение и задачи методической работы
Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:
- Повышение общей степени профессионально-педагогической культуры воспитателей и преподавателей.
- Повышение уровня предметно-методической, психолого-педагогической, философской и методологической подготовки воспитателей и учителей.
- Создание инновационной направленности в методической деятельности учителей, которая проявляется в систематическом рассмотрении, обобщении и дальнейшем распространении передового опыта в педагогической сфере, а также в работе, связанной с внедрением достижений соответствующей науки.
- Обогащение принципиально новыми технологиями воспитания и обучения в педагогической сфере.
- Организация деятельности, относящейся к изучению новых программ в области образования, других вариантов учебных планов, а также изменений в соответствующих государственных стандартах.
- Методическое сопровождение формирования учебных программ авторского типа, учебно-методических рекомендаций и комплексов.
- Организация работы, связанной с изучением инструктивно-методических материалов, новых нормативных актов.
- Предметно-методическая подготовка учителей к деятельности в условиях школы профильного типа, иными словами, на уровне преподавания непрофильных и профильных предметов.
- Оказание помощи воспитателям и преподавателям в их профессиональном развитии. Важно дополнить, что в данном случае уместны диагностическая индивидуализированная и дифференцированная основы для реализации задачи, а также консультативная помощь в организации самообразования педагогов.
- Проведение работы экспериментально-исследовательского плана.
Функции методической работы
Вам будет интересно: «Чикос», «ниньос» и «мучачос» — это слова для обозначения детей
Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:
- Аналитическая предполагает анализ существующих разработок методического плана, опыта коллег, а также актуальных материалов.
- Проектировочная, относящаяся к перспективному планированию и разработке содержательной составляющей обучения, подготовке и планированию обучающей работы.
- Конструктивная, в которую входит система действий по планированию предстоящего занятия (посредством отбора и композиционного планирования учебных сведений), а также представление форм предъявления материала учебного плана. Все это ведет к взаимодействию учителя и учеников в процессе создания профессиональных навыков, умений, а также новых знаний.
- Нормативная, которая в полной мере способствует исполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретном типа учреждений.
- Исследовательская, связанная с поиском новых методик и форм работы.
Виды методической деятельности
- Анализ документов учебно-программного типа, а также методических комплексов.
- Планирование системы уроков практического и теоретического обучения.
- Методический анализ материала, который используется в процессе обучения.
- Моделирование и последующее конструирование методик предъявления учебных сведений на уроках.
- Конструирование работы учащихся, связанной с формированием практических умений и технических понятий.
- Формирование методики обучения по тому или иному предмету.
- Конструирование работы учащихся, связанной с созданием практических умений и технических понятий.
- Разработка методов контроля профессиональных навыков, знаний и умений.
- Управление и оценка работы учеников.
- Рефлексия собственной деятельности в процессе подготовки к уроку, а также при анализе его итогов.
Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.
Рекомендации по организации методической работы
Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:
- Протоколов методических советов.
- Разработок и конспектов наиболее успешных методических мероприятий конкретного учреждения.
- Планов деятельности МО, лабораторий «мастер-класса», проблемных групп учащихся.
- Письменных материалов, которые отражают работу преподавателя, проблемных групп учащихся, МО, лабораторий «мастер-класса», по самоанализу и анализу педагогической деятельности.
- Аналитических справок, связанных с вопросом степени знаний учащихся. В данном случае целесообразно предоставление диаграмм и графиков.
- Текстов докладов, рефератов, текстов, сообщений.
- Обобщенных материалов касательно системы работы преподавателей конкретной школы, а также материалов печати по образовательным проблемам.
- Сформированных адаптированных и модифицированных методов, индивидуальных программ и технологий.
- Сведений с городских (районных) методических семинаров.
- Наград, дипломов, которые служат общественным признанием эффективности и результативности деятельности отдельных преподавателей, группировок, МО или лабораторий «мастер-класс».
Направления методической работы
Вам будет интересно: Милосердный — это что за слово? Разбираем сообща
Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:
- Учебно-методическая.
- Организационно-методическая.
- Научно-методическая.
- Инновационно-методическая.
Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.
Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:
- Организация системы методической работы для развития педагогического творчества и мастерства, а также для самореализации инициативы учителей.
- Обеспечение процесса, связанного с повышением квалификации, в плане материально-технического обеспечения.
- Планирование и дальнейшая организация методической работы с сотрудниками на основе диагностики.
- Вовлечение участников коллектива в рабочий процесс научно-педагогических объединений, а также в деятельность экспериментально-исследовательского характера.
- Организация обеспечения коллективной и индивидуальной работы в методическом плане.
- Организация рефлексивных активностей преподавателей, а также выявление способов решения проблем педагогической природы.
- Формирование в образовательном учреждении системы профессионального развития педагогов и, таким образом, совершенствование воспитательного и учебного процессов.
Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.
Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.
Источник: 1ku.ru