Требования к наличию, содержанию и структуре методической части дипломной работы различаются не только в разных вузах, но и на разных кафедрах одного и того же вуза. Иногда наличие методологической главы и вовсе не требуется. Если же требования вуза и кафедры включают методическую часть, то часто это отдельная глава в основной части дипломной работы. В ней студент должен продемонстрировать умение ориентироваться в современных методах исследования и прикладных методах решения поставленных задач, умение привлекать необходимые методы для решения поставленных задач.
Из чего состоит база исследования
Методическая база исследования это, как правило, один из элементов введения. Именно во введении студент впервые обозначает круг инструментов, которыми будет пользоваться для достижения цели. В дальнейшем, студент должен продемонстрировать владение данными методами, умение с их помощью решать поставленные научные задачи. Раскрывается методическая база исследования в отдельной главе дипломной работы.
БЕСЕДА ПРО ЕГЭ И ЕГО РОЛЬ! ПРАТУСЕВИЧ, ДИРЕКТОР 239, И ВОРОНОВ, УЧЁНЫЙ ИЗ КМЦ (МАЙКОП)! А ВЕДУ — Я!
Методическая основа исследования может включать теоретические и практические методы, необходимые для решения поставленной проблемы и разработки инновационного подхода, соответствующего поставленной цели дипломной работы. Также в дипломной работе могут быть использованы количественные и качественные методы.
Рисунок 1. Методы для дипломной работы
Рисунок 2. Примеры количественных и качественных методов
Как написать методическую часть в дипломной работе
План работы
Для реализации методической части в дипломной работе можно пользоваться следующим планом:
1. Составить и описать программу эмпирического исследования – описать цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования.
2. Дать характеристику применяемым методикам и методам, описать методологическую основу — перечислить и кратко описать основные методологические принципы, заложенные в основу эмпирического исследования. Важно описание принципов связать с темой. В этом абзаце нужно ответить на вопрос, почему для темы подходят именно эти принципы, методики и методы. Вводная фраза может быть, например, такой:
«В соответствии с целью и задачами работы для эмпирического исследования (такой-то темы) были подобраны следующие методики».
Описания методик могут быть реализованы по следующему плану:
- Предмет измерения методики;
- Автор методики, варианты адаптации;
- Материал для исследования (вопросы и т. д.);
- Задачи для испытуемых;
- Порядок обработки результатов обследования;
- Шкалы методики и их краткое описание;
- Нормативы и интерпретация результатов.
3. Описать объекты исследования и полученные результаты – это можно сделать только после выполнения исследования. Описывается и анализируется полученная статистика, качественная информация, выявляются различные зависимости.
Что такое: Программа социологического исследования?
Рисунок 3. Выбор методов в зависимости от темы работы и поставленной цели
Фразы-клише для начала методической части
Основные речевые шаблоны:
- В основу этой дипломной работы легли положения…методологии;
- Выпускная квалификационная работа базируется на положениях…методологии;
- Методологическую основу составили следующие положения… методологии;
- В исследовании были использованы следующие методы исследования…
- В нашем исследовании используются следующие методы…
- Методическая база нашего исследования включает…
- Перечислим методы исследования…
- В методологическую базу исследования входят такие методы, как…
Как оформить методологическую основу в дипломной работе
При оформлении методической основы в дипломной работе руководствуются требованиями ГОСТа, которые предъявляются к оформлению дипломной работы. Как правило, эта часть работы выделяется либо в самостоятельную главу, либо является частью практической главы, включающей в себя анализ результатов исследования и формулирование рекомендаций.
Примеры и образцы методической части
На рисунке 4 представлен вариант описания методической части во введении к дипломной работе. В этом случае уже во введении применение методов описано с учетом темы работы.
Рисунок 4. Образец описания методов во введении
На рисунке 5 представлен вариант методической части как самостоятельной главы дипломной работы. Методическая часть раскрывается посредством реализации содержания эмпирического исследования. При описании используемого метода дана характеристика выборки, описан применяемый метод.
Рисунок 5. Образец методической главы в дипломной работе
На рисунке 6 показан вариант анализа проведенного исследования.
Рисунок 6. Вариант анализа проведенного исследования
Ответы на вопросы
Каков должен быть средний объем методической части дипломной работы?
Это зависит от требований конкретного вуза: минимальный объем — 1 страница во введении, максимальный — самостоятельная глава объемом 10-15 страниц.
Сколько методов исследования нужно использовать в дипломной работе?
Количество методов определяется темой дипломной работы и поставленными задачами. Не имеет смысла указывать большой список методов и потом их не реализовать в работе. Все перечисленные во введении методы должны быть обоснованы и описаны в методической части.
Могут ли методы в дипломной работе быть только теоретическими и описательными?
Дипломная работа предполагает не только всестороннее изучение предмета, но и проведение практических исследований, реализацию экспериментов. Для обзора источников используются методы теоретического плана: анализ, синтез и т. п. Для экспериментальной части подбираются методы, связанные с получением и анализом эмпирических данных.
Источник: spravochnick.ru
Методическая часть программы социологического исследования
1. Методическая часть программы социологического исследования
2.
• ПРОГРАММА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ –
это один из
важнейших
социологических
документов, в котором
содержатся
методологические,
методические и
процедурные основы
исследования социального
объекта.
3.
• Программа
социологического
исследования — это по
существу, есть теория и
методология конкретного
исследования отдельного
эмпирического объекта или
явления и представляет
собой теоретикометодическую основу
процедур всех этапов
исследования сбора,
обработки и анализа
информации.
4.
• Программа социологического исследования
выполняет три функции:
• методологическую;
• методическую;
• организационную.
5.
• Методологическая функция позволяет четко
определить изучаемую проблему,
сформировать цели и задачи исследования,
определить и провести предварительный
анализ объекта и предмета исследования,
установить отношение данного исследования
к ранее выполненным или параллельно
выполняемым исследованиям по
аналогичным проблемам.
6.
• Методическая функция
позволяет разработать общий
логический план исследования,
на основе которого
осуществляется цикл
исследования: теория – факты.
7.
• Организационную функцию
обеспечивает разработка четкой
системы разделения обязанностей
между членами
исследовательского коллектива,
обеспечивает эффективную
организацию исследовательского
процесса.
8.
• Программа социологического исследования как
научный документ должна отвечать ряду
необходимых требований. В ней отражается
определенная последовательность, поэтапность
социологического исследования. Каждый этап это относительно самостоятельная часть
познавательного процесса — характеризуется
специфическими задачами, решение которых
связано общей целью исследования. Все
составляющие части программы
социологического исследования логически
связаны, подчинены общему замыслу научного
поиска. Принцип строгой поэтапности проведения
исследования выдвигает особые требования к
структуре и содержанию программы
социологического исследования.
9.
• Программа социологического
исследования состоит из двух
основных частей:
• Методологической;
• процедурной.
10.
• Методологическая часть начинается с
осмысления и анализа возникшей
проблемы и формирования проблемной
ситуации. Соотношение проблемы и
проблемной ситуации зависит от вида
исследования, от масштабности и
глубины социологического изучения
объекта. Определение объекта
эмпирического социологического
исследования предполагает получение
пространственно-временных и
качественно-количественных
характеристик. Эмпирическое
исследование ориентировано прежде
всего на достижение практической
цели, поиск алгоритмов решения тех
или иных социальных проблем,
выработку практических рекомендаций.
11.
• Разработка системы основных и
неосновных задач обеспечивает
комплексный характер исследования,
сочетание его теоретических и
практических аспектов. Важное место в
разработке программы исследования
занимает формулирование гипотез, которые
конкретизируют цель исследования и
представляют собой его главный
методологический инструмент. Гипотеза
должна соответствовать теории, быть
научно обоснованной, иметь смысл в
рамках изучаемой проблемы, должна
проверяться эмпирическим путем, быть
логичной, непротиворечивой. Основная
трудность формулирования гипотез
заключается в соотнесении их с целями и
задачами исследования и разработке
однозначных высказываний, которые имеют
ясные и точные понятия.
12.
• С целью использования единого
понятийного аппарата в программе
социологического исследования
определяются основные понятия, их
эмпирическая интерпретация и
операционализация, в ходе которых
осуществляется обнаружение элементов
основного понятия по строго заданным
критериям, которые отражают
качественные стороны предмета
исследования. Весь процесс логического
анализа сводится к переводу теоретических
(абстрактных) понятий к операциональным,
при помощи которых составляется
инструментарий для сбора эмпирических
данных. На этом заканчивается работа над
первой (методологической) частью
программы социологического исследования
и начинается работа над второй ее частью.
13.
• Процедурная часть программы
социологического исследования
включает методику и технику
исследования, т.е. описание
способов сбора, обработки и
анализа социологической
информации.
Источник: ppt-online.org
7.3. Методическая часть программы
Для проведения социологического исследования недостаточно просто определить объект исследования. Нерационально опрашивать всех людей, составляющих объект исследования (иногда это могут быть тысячи людей). На это уйдет много времени. Поэтому обычно социологические исследования имеют не сплошной, а выборочный характер.
То есть по определенным и строгим правилам исследователь отбирает небольшое (относительно всего объема выборки) число людей, которые по своим социально-демографическим признакам и другим каким-то характеристикам полностью соответствовали структуре изучаемого объекта. Эта операция носит название «выборка».
Генеральная совокупность — это объект исследования, который территориально, производственно и во времени ограничен и для которого выводы проведенного исследования будут правомерны.
Выборочная совокупность (выборка) — это отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности. Выборка будет своеобразной микромоделью всей генеральной совокупности, то есть по всем основным изучаемым качественным характеристикам и контрольным признакам она будет своей структурой максимально повторять структуру генеральной совокупности. Так составленная выборка будет репрезентативной (от французского слова «представительный»).
В репрезентативной выборке есть все элементы генеральной совокупности, а объекты, часто проявляющиеся в генеральной совокупности, чаще проявляются и в ней. Основной принцип построения выборки заключается в том, чтобы все элементы генеральной совокупности имели равные шансы попасть в выборку. Но как бы тщательно не соблюдался этот принцип, случайные ошибки все же будут иметь место в выборке. Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: ошибками, допущенными при регистрации, и случайными ошибками.
Если у нас сплошное исследование (т. е. полностью охватывается весь объект), то в идеальной ситуации ошибок репрезентативности не будет. Но если объект исследования огромен, то потребуется большое число анкетеров и интервьюеров, часто среди них бывают и недостаточно квалифицированные, а это ведет к увеличению ошибок регистрации. Проведение же выборочного исследования более подготовленными кадрами, которые молено лучше проинструктировать и проконтролировать, ведет к уменьшению ошибок регистрации. И тогда, если случайная ошибка не велика, то ошибка при проведении выборочного опроса в целом может быть меньше ошибки сплошного исследования.
Если разница в показателях выборки и генеральной совокупности более пяти процентов, то исследование проводить нельзя, так как будет иметь место искажение. Выводы такого социологического исследования не будут соответствовать действительности.
Каким должен быть оптимальный объем выборки»? На этот вопрос нет однозначного, конкретного ответа. Все зависит от генеральной совокупности и целей исследования. Социологи руководствуются обычно следующим принципом: чем более однороден по своим признакам, которые поддаются статистическому выражению, изучаемый объект, тем меньше может быть выборка.
Если выборка формируется по случайному принципу, то обычно она не превышает 10%. Иногда она может быть завышена, если это будет обусловлено целями исследования.
дни социологи считают, что если объект составляет 50 человек, то необходимо проводить сплошной опрос, если более 50, то можно применять выборочный метод. Другие придерживаются мнения, что если объект 500 человек и более, то только тогда необходимо применять выборочный метод. Для генеральной совокупности менее 5 тыс. человек достаточна выборка не менее 500 человек, а для генеральной совокупности 5 тыс. человек, и более, надо брать 10% ее состава, но не более 2 — 2,5 тыс. человек. Для проведения пробного опроса в масштабном исследовании достаточна выборка объемом 100 — 250 человек 28 .
Математики и статистики вывели формулу для определения объема выборки 29 .
где п — объем выборки; а — дисперсия, или мера рассеивания исследуемого признака в генеральной совокупности (степень однородности исследуемых единиц наблюдения); t — коэффициент доверия (заданная точность); А — предельная ошибка выборки.
Как видим, объем выборки (п) будет зависеть, с одной стороны, от разнородности исследуемого объекта, а с другой стороны, от степени точности. Чем больше разнородность объекта и больше степень точности, тем больше и объем выборки.
Чтобы вывести большую точность, для проведения исследования необходимо брать больше единиц наблюдения, например, если стоит задача установить эффективность исследования в пределах рублей, то точность необходима высокая, а если устанавливается эффективность в
Чтобы вывести среднее квадратическое отклонение генеральной совокупности, надо взять небольшую выборочную совокупность и, пользуясь учебником общей теории статистики, вывести из нее среднее квадратическое отклонение.
Предельная ошибка выборки зависит от выбора инструментария и приемов исследования. Если приемы исследования совершенные — то и предельная ошибка меньше.
Эта формула работает лишь в условиях больших чисел. А если необходимо провести исследование на одном предприятии или учреждении, то как тогда определить выборку?
Для этого можно использовать метод квот. Квотная выборка получила наибольшее распространение при сборе информации при помощи интервью. Под квотой понимается пропорция. Этим методом пользуются, когда имеются предварительные данные о важных элементах генеральной совокупности.
При этом берется какая-то часть (в процентном отношении) генеральной совокупности, непосредственно исследуется, а затем сопоставляется с целым по каким-то показателям. Это может быть возраст, образование, профессиональная подготовка и т. д. Показатели генеральной совокупности в этом случае берутся из официальной статистики.
Практика применения квотной выборки показала, что достаточно брать 10% единиц наблюдения генеральной совокупности, чтобы выборочная совокупность была обоснованной.
Как же набрать необходимые 10% единиц наблюдений? Рассмотрим основные способы формирования обследуемой совокупности и виды выборок.
Не строго случайные методы: целенаправленная, квотная и стихийная выборка.
Целенаправленная — выбираются типичные для генеральной совокупности элементы по каким-то определенным критериям.
Квотная — представляет собой модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов.
Стихийная — часто называется выборкой «первого встречного». Критерии выбора не задаются. Исследуя какую-то проблему через газету, заранее трудно предопределить структуру массы читателей, которые заполнят и вышлют обратно анкеты. Поэтому выводы такого исследования будут распространяться только на определенных читателей.
Существует три типа вероятностных (случайных) выборок: простая случайная выборка, систематическая случайная выборка, серийная выборка (часто ее называют гнездовой выборкой).
Простая случайная выборка — используется таблица случайных чисел. Существуют разные последовательности случайных чисел объемом от нескольких десятков до миллиона цифр.
Если генеральная совокупность не очень велика, то можно использовать другой способ. Единицы наблюдения пронумеруем, перенесем на карточки номера, тщательно перемешиваем или складываем в барабан и вытаскиваем необходимое количество карточек.
Систематическая случайная выборка — в этом случае отбор производится через какой-то определенный интервал из исходного списка. Им могут быть домовые книги, алфавитные списки, финансовые ведомости и т. д.
Первый элемент отбора определяется случайным способом (по таблице случайных чисел), так же им может быть средний элемент списка или стоящий рядом с ним. Потом выбор единиц отбора будет производиться через один и тот же интервал. Такая выборка в социологии называется шаговой. Однако применяя ее, необходимо следить, чтобы шаг отбора не совпадал с какой-то внутренней закономерностью изучаемой генеральной совокупности. Если составляется выборка для опроса рабочих в цехе, надо проверить, не попали ли в нее одни бригадиры.
Серийная (гнездовая) выборка — единицей отбора будет статистическая серия, т. е. совокупность статистически различных единиц. Эта выборка используется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на однородные группы, гнезда (семьи, бригады, территориальные общности и т. д.).
Серии, попавшие в выборку, подвергаются сплошному или выборочному обследованию.
Гнездовой отбор имеет большие преимущества. С помощью его легче произвести отбор и изучение не-
Краткая характеристика основных типов выборки
Источник: studfile.net