Методическая часть программы это

Вся общность (объект), на которую распространяется исследо­вание, носит название генеральная совокупность. Но поскольку обычно исследования носят не сплошной характер, то явления изу­чают по анализу выборки — определенного количества людей, ото­бранных по специальным параметрам. При этом система выборки должна точно отражать необходимые для изучения качества генеральной совокупности. В этом случае микромодель генеральной совокупности называют выборочной совокупностью (выборкой). Основные методы выборки:

— метод серийной выборки — генеральная совокупность разбивается на определенные части (серии) и из каждой части пропорциональ­но отбираются единицы для измерения (например, по 20% от групп студентов различных институтов);

— метод механической выборки — из генеральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й);

— метод гнездовой выборки — выбор для изучения определенной характерной группы из всей генеральной совокупности;

Социология. Лекция 3. Социологические исследования

— метод основного массива— опрос 60—70% всей генеральной совокупности;

— метод квотной выборки— отбор определенного количества рес­пондентов по ряду признаков (по профессии, образованию, возра­сту, доходу и др.).

Репрезентативным (достоверным) считается исследование, при котором отклонение по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%. Существуют расчеты репрезентативности выборок в зависимости от объема генеральной совокупности. Так, при пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках института численностью 100—200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же университета достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.

Методы сбора социологической информации

1. Наблюдение в социологии — это метод сбора первичных дан­ных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяется в сочетании с другими методами сбора информации. Классификация метода наблюдения приведена на рис. 1.

Контролируемое наблюдение — это наблюдение, в котором эле­менты изучаемой ситуации заранее определены, и именно они являются объектом внимания наблюдателя.

Неконтролируемое наблюдение — это наблюдение, в котором элементы, подлежащие изучению, заранее не определены, и наблю­датель определяет и фиксирует их в ходе наблюдения.

Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Рис. 1. Основания для классификации наблюдения

При включенном наблюдении исследователь в той или иной сте­пени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Если такое наблюдение проводится с согласия наблюдаемых, то оно носит название открытого; если участникам группы неиз­вестно, что за их поведением и поступками наблюдают, — это скрытое наблюдение.

Методы социологических исследований

Различие между полевым и лабораторным наблюдением заключается в том, что в первом случае наблюдение проводится в реаль­ной жизненной ситуации, а во втором — в искусственно создан­ных и контролируемых условиях.

Систематическое наблюдение проводится с определенной периодичностью, случайное — проводится случайно.

2. В практике СИ особое место занимает анализ документальных источников, в которых хранится разнообразная информация.

Документ— это любая информация, зафиксированная в печатном, рукописном виде, на магнитофонной или фотопленке. Классификация документов приведена на рис. 2.

Социолог в своей работе чаще всего имеет дело с письменными документами, представленными либо в статистической форме (от­четные документы), либо в виде статей, очерков, заметок в СМИ. Эти и другие документы можно изучать двумя способами:

— формализованным (контент-анализ, в пер. с англ. — анализ содержания).

Рис. 2. Основания для классификации документов

Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов; их число невелико, поэтому нет необходимости в количественной обработке информации. В связи с этим суть традиционного анализа — углубленное логи­ческое исследование содержания документов. Этот вид анализа зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов.

Потребность в социологическом изучении и обобщении большого объема информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода качественно-количественного изучения документов, контент-анализа. Применение контент-анализа целесообразно:

— когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

— при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда использование традиционного метода затруднено;

— при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью;

— когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемой информации, его специфические характеристики.

Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов оп­ределенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение; оценка эффекта воздействия сообщения.

3. Социологический опрос— еще один метод СИ — это письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, ответы на которые раскрывают изуча­емую проблему. Исследователь прибегает к методу опроса в тех случаях, когда источником необходимой информации могут быть непосредственные участники изучаемых явлений и процессов. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках опрашиваемых.

При изучении потребностей, интересов, мнений, ценностных ориентации людей опрос может быть единственным источником информации. Иногда информация, полученная этим методом, дополняется другими источниками (например, если изучается состояние трудо­вой дисциплины, то можно использовать не только социологиче­ский опрос, но и документы, наблюдение). Информация, высказанная респондентом, зачастую ярче и бо­гаче, чем та, которую можно получить другими методами.

Виды социологического опроса: письменный (анкетный опрос); устный (интервью); заочный (почтовые, телефонные, с помощью прессы); очный; экспертный; массовый. Очень эффективным при изучении малых групп является метод социометрии.

Анкетный опрос— один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые, являющиеся носителями информации, отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов.

Взаимодействие между исследователем и респондентом осу­ществляется посредством анкеты. Особенностью анкетного опро­са является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса. Опрос проводят, как правило, анкетеры, т.е. подготов­ленные специалисты, прошедшие инструктаж у разработчиков проекта.

Читайте также:
Программа для эндоскопа на планшет

Недостатком анкетного опроса является то, что он не гарантиру­ет полного возврата всех анкет. Центральная проблема анкетного опроса — формулирование вопросов, на которые будут отвечать респонденты. Основным кри­терием для выбора тем вопросов, их содержания и структуры явля­ются результаты операционального определения основных поня­тий исследования и их операционализация.

Вопросы анкеты классифицируются в зависимости от:

— содержания: вопросы о фактах; вопросы о знаниях, информи­рованности; вопросы о поведении; вопросы об установках;

— формализованности вариантов ответов: открытые (без заранее сформулированных ответов); полузакрытые (наряду с вариантами ответов оставляется место для свободных ответов); закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);

— выполняемых функций: содержательно-функциональные, служа­щие непосредственно для сбора информации по теме опроса; вопро­сы-фильтры, позволяющие «отсеять» от следующего функциональ­ного вопроса тех респондентов, которым этот вопрос не предназна­чается; контрольные, предназначенные для контроля искренности респондента; функционально-психологические, служащие для уста­новления социально-психологического контакта с респондентом.

Для правильного построения вопросов важно соблюдать следу­ющие основные требования: вопрос должен строго соответство­вать тому индикатору или операционному понятию, которое он описывает и измеряет; однозначно трактоваться респондентом; соответствовать культурному и образовательному уровню респондента; быть сформулирован нейтрально; не должен заключать в себе несколько вопросов; должен подчиняться требованиям «слу­чайной величины», т.е. варианты ответа на него должны быть равнозначными и составлять полную группу событий; сформули­рован лексически и грамматически корректно; текст вопроса не должен превышать 10—12 слов.

Интервью— это беседа, проводимая по заранее намеченной те­ме, которая раскрыта в специально подготовленном опроснике.

Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако это не совсем так. Интервьюер выступает в роли исследователя, который не только задает вопросы, но и направляет разговор, делая это незаметно.

Главное отличие между анкетным опросом и интервью — форма контакта исследователя и опрашиваемого: при анкетировании оно осуществляется при помощи анкеты, а при интервью — путем беседы интервьюера и респондента. В этом преимущество интервью: если опрашиваемый затрудняется с ответом, то интервьюер может прийти ему на помощь.

Различают интервью по месту проведения (на рабочем месте; в непринужденной обстановке), по процедуре проведения (индиви­дуальные; групповые; одноактные; многократные).

Метод социометрии, используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе определить его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного ана­лиза коллектива. Его суть — сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанных членами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображе­ния индивидуального выбора проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в опре­деленном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружес­кая предрасположенность) и т.д. Выбираемые критерии должны: быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респондентов); предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

— четко обозначают границы групп:

— каждому опрашиваемому выдают список групп, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер и предлагают сде­лать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

— респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

— на основе матрицы строится социограмма — графическое изображение схемы межличностных отношений. Социограмма позволяет увидеть структурные элементы меж­личностных отношений в коллективе; лидеров коллектива; микрогруппы.

Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью и т.д., предназначены прежде всего для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект — носитель проблемы и, соответственно, использовать — его в качестве источника информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса, явления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшими критериями отбора экспертов являются род занятий и стаж работы. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Цен­тральный критерий отбора экспертов — их компетентность. Для ее определения применимы с той или иной степенью точности два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка автори­тетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результа­ты опросов — экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оцен­ки в СИ: оценка состояния (включая причины) и прогноз тенден­ций развития различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почто­вый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями, предполагающий еди­новременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискути­руемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы.

Затем составляется организационный план исследования, в котором в строгой хронологической последовательности расписывается что, кому и когда делать: размножать анкеты, договориться о сроках и условиях проведения полевого исследования с конкрет­ными организациями, учреждениями, заключить соглашения с центрами машинной обработки данных, определить срок оконча­ния этапов исследования и подготовки отчета и т.д.

Обработка, анализ и использование результатов СИ

Заключительный этап эмпирического СИ предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этап обработки данных включает в себя поочередно следующие действия.

Читайте также:
Эта программа не может использоваться в данной операционной системе принтер canon

1. Редактирование информации, основное назначение которого — проверка, унификация и формализация той информации, которая была получена в ходе исследования. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке: проверка методи­ческого инструментария на точность, полноту и качество заполне­ния, выбраковка некачественно заполненных анкет.

Если в опроснике отсутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, либо на 2-3 в соци­ально-демографическом блоке, то такие опросники следует исклю­чить из основного массива как некачественные и способные внести искажение в социологическую информацию. При контроле анкет целесообразно проверить их и на предмет наличия противоречивых ответов на вопросы. В сложных ситуациях, когда противоречие в ответах на два вопроса или более неразрешимо, часть вопросов либо все эти вопросы соответствующей анкеты исключаются из обработ­ки на ЭВМ. В случае исключения из обработки 20% вопросов и более анкета подлежит выбраковке.

2. Затем информация кодируется, т. е. переводится на язык формализованной обработки и анализа. Осуществляется создание переменных. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации, необходимо провести обратную процедуру, т. е. перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.

3. После выяснения картины ответов на все вопросы анкеты можно приступать к составлению таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Осуществляется статистический анализ. Это действие является ключевым в процессе анализа социологических данных.

В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют различные математические методы, позволяющие полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, программы математико-статистической обработки.

Полученные с ЭВМ, сведенные в таблице или отображенные при помощи графиков и рисунков, результаты СИ представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления. Сама же процедура всестороннего и правильного объяснения этих социологических данных называется социологами интерпретацией, т.е. превращением социологических данных в показатели. Эти показатели уже не просто числовые величины (проценты, средняя арифметическая и т.д.), а социологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами исследователя (целью и задачами исследования), его знаниями, опытом. Каждый показатель, неся в себе определенную смысловую нагрузку, указывает на направленность последующих выводов и рекомендаций.

Далее дается сама оценка полученных данных, указываются ве­дущие тенденции в результатах, объясняются предположительные причины ответов. Полученные данные сопоставляются с гипотезами и устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.

На заключительном этапе результаты исследования оформляются документально — в виде отчетов, приложений к нему и ана­литической справки. Отчет включает в себя обоснование актуальности исследования и его характеристику, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практи­ческие рекомендации. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.

В заключение отметим, что СИ являются одним из самых точных инструментов измерения, анализа социальных явлений, хотя при всей значимости результатов их нельзя абсолютизировать. Наряду с другими методами познания СИ расширяют наши возмож­ности познания общества, повышают эффективность практической деятельности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Методическая часть программы социологического исследования.

Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение выборочной совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования, был бы нерационален.

Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер.Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.

Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы:

– опрос (анкетный опрос и интервьюирование, предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению);

– анализ документов (контент-анализ — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей, традиционный анализ — тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений);

– наблюдение (прямая регистрация событий исследователем);

– эсперимент (выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями).

Логическая структура инструментария для сбора социологической информации.

Логическая структура инструментария позволяет увидеть, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов. Кроме того, она позволяет определить порядок расположения вопросов в инструментарии. Для сбора первичной социологической информации определяются операционные понятия (напр., полученное образование), индикаторы (напр., уровень образования), тип шкалы измерений (напр., оценочная). Существуют определенные правила для разработки инструментария, требования к содержанию, к типу употребляемых вопросов (напр., в анкете) и т.д.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Логические схемы обработки полученных данных.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения и т.п. Данные можно определить как совокупность значений переменных, приписанных единицам исследования – объектам (людям, вещам, учреждениям).

Читайте также:
Как завершить программу делфи

Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Как правило, те и другие представляют уже обработанный при помощи математики результат исследования. Обработкой социологической информации называют математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

В основе математических процедур лежит теория вероятностей, определяющая технологию составления выборочной совокупности и электронной обработки данных. К ней тесно примыкает процедура эмпирического обобщения, называемая еще статистическим выводом. В его основе лежит индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Методическая часть программы социологического исследования. От 250 руб
  • Контрольная работа Методическая часть программы социологического исследования. От 250 руб
  • Курсовая работа Методическая часть программы социологического исследования. От 700 руб

Источник: students-library.com

2. Методическая часть программы.

Выборочная совокупность задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объёму и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность – сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта, т.е. формируется выборка.

В программе социологического исследования необходимо дать характеристику типа выборки с кратким обоснованием целесообразности её использования в соответствии с целями исследования, требованиями репрезентативности и организационными возможностями данного исследования.

Обоснование методов сбора эмпирических данных.

В этом разделе указываются технико-организационные параметры используемых методов сбора данных (МСД).

Например, если речь идет об анализе документов, то следует указать, какие именно источники (статистические формы, планы, отчёты и т.д.) будут изучаться; будут ли использоваться традиционные методы или формали­зованный анализ содержания.

Например, при использовании контент-анализа к программе следует приложить кодировочные карточки и инструкции для кодировщиков.

Например, использование метода опроса также требует описания его технико-организационной структуры: а) применяется ли анкетирование, интервьюирование или смешанная стратегия; б) где проводится опрос: по месту жительства, месту работы или в целевой аудитории (в кино, на приеме в ведомственной поликлинике, в заводских пунктах службы быта, в профилактории и т.п.)? Какая конкретно разновидность анкетирования применяется: раздаточная, курьерская, на рабочих местах; групповое (аудиторное) анкетирование; в присутствии анкетера или без него; почтовое, прессовое анкетирование? Столь же подробно надо охарактеризовать и методику интервьюирования: к программе желательно приложить инструкции для анкетеров (интервьюеров) и бланки вопросников.

Методы сбора информации.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление) и свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы). В настоящее время широкое распространение получило интервью по телефону.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение – целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или/и прочей специальной аппаратуры. Наблюдение может быть неформализованным (когда отсутствует детальный план наблюде­ния, определены лишь общие черты ситуации) или формализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте).

Анализ документов применяется в сочетании с другими методами и может носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и др.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников наблюдений и т.д. Из всех методов опроса наиболее часто используется анкетирование.

Социологическая анкета – объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты – дело сложное, трудоёмкое, требующее наличия определённых профессиональных навыков. Только соблюдая определённые требования при её составлении, можно получать объективные данные.

Методы обработки и анализа данных.

Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования; ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п.

С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обрабатывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анализировать; 4) интерпретировать.

Анализ данных – основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изучаемом объекте в виде признаков, определить её надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты исследования, установить направления и формы их практического применения.

Организационный план исследования.

Таким образом, в методическую часть программы социологического исследования входят три важных компонента, по отношению к которым другие элементы занимают второстепенное место: методы выборки, методы сбора данных, методы анализа данных.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru