Когда вы решаете запустить технологический стартап, то рано или поздно становитесь перед выбором: каким образом создавать продукт. Стоит ли жестко распланировать все этапы и делать все шаг за шагом? Или лучше работать короткими итерациями, чтобы была возможность отследить свою результативность и вовремя внести правки в будущий прототип?
Или разбить работу на несколько не зависящих друг от друга частей, и для каждой из них выделить отдельную команду? Все это определяют модели и методологии разработки продукта, которых десятки, и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. В этой статье рассмотрим наиболее популярные из них.
10 013 просмотров
Что такое модель разработки продукта и для чего она нужна
Модель разработки продукта — это то, через какие стадии он проходит во время создания и что происходит на каждой из них. Если речь идет о разработке программного обеспечения, то, как правило, проект проходит через шесть основных фаз. Это:
- Планирование. Определяем, что делаем и какие проблемы решаем. Ставим цели, выясняем, какие ресурсы нам нужны для реализации проекта. Изучаем рынок и конкурентов, прорабатываем альтернативные варианты разработки продукта.
- Анализ системы. Определяем и документируем требования конечного пользователя системы. Какие ожидания есть у нашего потребителя и как мы можем их осуществить? Можем ли мы это сделать вообще?
- Дизайн. Определяем элементы системы, ее компоненты, уровень безопасности, архитектуру, интерфейсы, типы данных. Рисуем дизайн, обсуждаем, проектируем.
- Разработка и внедрение. К началу этой стадии дизайн уже завершен, наступает очередь разработки. Пишем код, настраиваем систему под определенные требования и функции. К концу фазы система готова к установке и запуску.
- Тестирование. Проверяем, получили мы в итоге то, что хотели, или же результаты работы оказались другими. Тестируем продукт автоматизированными тестами, командой, предлагаем поработать с системой потенциальным пользователям. Определяем дефекты и недостатки в работе системы и устраняем их.
- Поддержка системы. Подготовка и выпуск обновлений, оценка производительности системы, замена/деактивация устаревших компонентов.
Это классическая схема, которая изменяется в зависимости от того, каким образом идет разработка, а также от специфики работы команды, размера бюджета и особенностей продукта. Именно здесь и наступает момент выбора модели разработки. Они подразделяются на классические и гибкие.
Модели и Методологии разработки ПО (Waterfall, V-model, Agile, Scrum, Kanban и другие) #8
Вот список классических моделей:
- Code and Fix (написание кода, проверка и устранение ошибок),
- Waterfall (проект последовательно проходит все стадии),
- V-Model (проведение тестирования одновременно с разработкой),
- Инкрементная модель (проект делится на составные компоненты, команда по очереди готовит каждый из них, затем происходит финальная сборка),
- Спиральная модель (предусматривает тщательную проработку рисков),
- Итеративная модель (сначала делается базовая модель продукта, затем следуют итерации по ее усовершенствованию),
- RAD-Model (скоростная разработка продукта).
Классические модели предполагают акцент на последовательности, сроках, конечных требованиях к продукту.
Создание программы по шагам. Планирование разработки программы. #product #dev #pm #owner
Что касается гибких моделей, то это всем известный Agile. Когда мы работаем над продуктом по гибкой модели, наш проект и требования к нему могут меняться в течение каждой итерации (гибкая модель, когда проект может изменяться с каждой итерацией), а что касается сроков, то работа может вестись бесконечно — вы будете совершенствовать продукт и добавлять в него новый функционал.
Наконец, методологии разработки — это применение той или иной модели на практике. Так, Agile-модель имеет целый ряд довольно популярных методологий — от мягкого Kanban, когда команда работает с доской с задачами, до жестких Scrum и XP.
Теперь рассмотрим особенности каждой из упомянутых моделей.
Code-and-Fix
Это одна из самых старых моделей разработки: она очень проста и подойдет стартапам, где команда невелика, нет особых конфликтов, вы знаете, что хотите сделать и имеете представление, как это сделать.
Как работает Code-and-Fix: у нас есть понимание, что мы хотим сделать. Начинаем программировать, затем смотрим, что получилось. Выявляем баги, правим их и снова смотрим — и так, пока наш продукт не начнет работать.
Плюсы методологии: не нужно тратить время на планы, документацию, митинги.
Минусы: иногда исправление одной ошибки приводит к тому, что у вас ломается вся система. В итоге приходится переделывать — снова и снова. Поэтому когда-то давно программисты, которые мучились с этой моделью разработки, решили уйти от ее мнимой простоты и изобрести другую.
Одним из первых выходов стал Waterfall, или водопадная (каскадная) модель разработки. Это классическая жесткая модель: у вас есть план, бюджет и вы строго выполняете этап за этапом.
Разработка продукта идет по ступенькам: вы изучаете требования, проектируете продукт, разрабатываете его, тестируете и затем поддерживаете его работу. Новый этап не начинается, пока не завершится предыдущий. Ошибки, допущенные на этапах изучения требований и проектирования, очень сложно исправить — как в финансовом плане, так и в техническом — и это самая большая проблема этой модели.
Водопадная модель хороша при разработке продукта, очень похожего на какой-либо другой: у вас есть модель, и вы просто работаете по образцу. Поскольку стартап — это не всегда разработка абсолютно нового продукта, иногда это создание усовершенствованной версии существующего решения, то каскадная модель может оказаться подходящим вариантом при выборе модели разработки. Главное, не наделать ошибок в расчетах.
Когда используется водопадная модель
Эта модель используется при разработке программ для строительства, медицины, работы с государственными контрактами. Если говорить о непрограммных продуктах, то каскадная модель применяется для строительства крупных объектов.
Емко этот метод описал Чак Кобб, автор книг по проектному менеджменту:
Если бы вы строили мост через реку, было бы смешно сказать: «Мы построим первый пролет, посмотрим, как это выходит, а затем решим, как закончить оставшиеся пролеты!”
Действительно, в таких объектах должен быть заранее утвержденный план, макет, прототип, и изменения, как правило, не предусматриваются.
Каскадную модель применяли: компания Cisco для разработки систем безопасности, IBM, Microsoft IT и даже Toyota.
V-Model — улучшенная версия водопадной модели. В отличие от последней V-model предполагает тщательную проверку и тестирование продукта уже на ранних стадиях разработки — оба процесса идут параллельно. При переходе на следующий этап разработки предусмотрен контроль всего, что было сделано до этого. Все найденные ошибки устраняются, и только затем наступает новая фаза работы над продуктом.
Тестирование начинается еще на стадии написания требований, для каждой фазы разработки предусмотрен свой тест-план. Кроме того, уже во время проверки текущего уровня идет разработка стратегии тестирования для следующего. При создании тестов определяются ожидаемые результаты тестирования, указываются критерии входа и выхода для каждого этапа работы над продуктом.
Здесь тоже нужно планирование и четко определенные требования к продукту, кроме того, у вас в команде должны быть тестировщики — без них модель окажется нерабочей.
Инкрементная модель
Эта модель разработки дает возможность делать продукт по частям — инкрементам. Каждая часть представляет собой готовый фрагмент итогового продукта, который в идеале не переделывается.
Разработка ПО: методологии
Разработка программного обеспечения может быть разной. Перед тем, как создать новый продукт, важно не только продумать саму идею проекта, но и определиться с методом его реализации. В этом помогут методологии. Знать их полезно не только программисту, но и тестировщику, т. к. методологии разработки ПО спрашивают практически на любом собеседовании.
В современных источниках полно данных о том, что это такое, а также как их отличать друг от друга. Однако новичкам бывает трудно разобраться в методах разработки и их особенностях. В данной статье соответствующая тема окажется максимально раскрыта. Основной упор сделан на так называемый Agile.
Жизненный цикл софта
Во время разработки программного обеспечения владелец продукта должен понимать, что у контента есть жизненный цикл. Это – этапы, которые проходит софт от начала создания до конца разработки и релиза. Обычно это: подготовка, проектирование, создание, поддержка. Каждый шаг способен делиться на несколько более мелких.
Наиболее подробно жизненный цикл ПО выглядит так:
- подготовка;
- проектирование;
- обдумывание дизайна;
- кодирование;
- тестирование;
- документирование;
- внедрение;
- поддержка.
Каждый шаг – это отдельная задача, которая помогает решать поставленные проблемы. Для разработки продуктов они крайне важны.
Примеры с жизненным циклом
Каждый этап разработки предусматривает свои особенности. Далее будет приведен пример жизненного цикла онлайн магазина в Сети. Он выглядит следующим образом:
- Подготовка. Человек решает запустить собственный магазин по продажам книг в интернете. Он анализирует потенциальных конкурентов. После – собирает данные о трафике, функциональных возможностях.
- Проектирование. Тот, кто решил выпустить в свет интернет-магазин, собрал команду или выбрал подрядчика для реализации задачи. С ними он проговорил архитектуру и внешний вид (дизайн) продукта.
- Создание. Это – этап заключения договора с разработчиками. Они стали реализовывать дизайн и прописывать кодификацию будущего магазинчика.
- Поддержка. Здесь происходит подписание акта приемки-передачи итогового продукта, а также расчет с разработчиками. Магазин размещен на реальных серверах и открыл свои двери для покупателей. Посетители не только приобретают продукцию, но и сообщают об обнаруженных ошибках/неполадках. Программисты оперативно исправляют жалобы, делая интернет-проект стабильно функционирующим.
Модель разработки – это то, что описывает стадии жизненного цикла продукта. А еще – что происходит на каждом из пройденных шагов.
Методология – это набор методов, которые отвечают за реализацию разработки. Сюда относят правила, принципы, техники создания программного обеспечения, которые делают процесс более грамотным и эффективным.
Какие есть модели разработки
Планирование алгоритма по созданию качественного программного обеспечения – это уже половина успеха итогового продукта. Для того, чтобы у заказчиков и программистов в ходе сотрудничества было меньше проблем, были придуманы разнообразные методы написания ПО. Каждый обладает собственными преимуществами и недостатками, которые должен оценить разработчик для конкретного заказа.
Среди подходов к созданию программных продуктов выделяют следующие варианты:
- code and fix – кодирование и устранение ошибок;
- v-model – подход, реализуемый посредством тестирования;
- incremental model – инкрементная модель;
- waterfall – «водопад», каскадный прием;
- iterative – итеративная;
- spiral – спиральный вариант;
- chaos model – «хаотичная» модель;
- prototype – прототипная.
Грамотный выбор метода написание продукта – это гарант качества результата при хорошо подобранной команде. На практике среди перечисленных подходов выделяют 5 основных: V-образную, каскадную, итерационную, инкрементную и спиральную. Работающий в команде разработчик человек должен хорошо разбираться в этих приемах. Именно они будут рассмотрены далее более подробно.
Водопадный подход
Для создания качественного ПО нужно хорошо разбираться не только в языках программирования, но и в методах коддинга. Первый вариант – это схема «водопад».
Впервые метод появился в 1970-х годах. Базируется на поэтапном выполнении: каждая следующая стадия начинается лишь после того, как заканчивается предыдущий шаг. При грамотной реализации «водопад» послужит наиболее быстрой, качественной и простой моделью.
Выше показана наглядная схема соответствующего приема. Запутаться в нем невозможно. «Водопад» — это четкий план, которого стоит придерживаться во время процесса разработки.
Преимущества
У каждого рассматриваемого варианта есть свои сильные и слабые стороны, начиная с самого начала продумывания итогового продукта. Waterfall – прием, который встречается на практике весьма часто.
Он имеет следующие преимущества:
- можно быстро и легко осуществлять контроль за процессом;
- «водопад» позволяет определять стоимость всего проекта на первых порах;
- после заключения договора development осуществляется «от и до», без остановок и тормозов;
- для проверки работоспособности кода нет необходимости в найме опытных и дорогостоящих тестировщиков.
Проверка полученных результатов при «водопаде» может осуществляться даже новичками путем изучения подробной технической документации.
Недостатки
Waterfall – это лучший по скорости метод по созданию программных продуктов. Но он имеет ряд недостатков:
- тестинг проводится на последних этапах создания ПО;
- комментарии по доработкам и полученному результату удастся дать только в самом конце процесса;
- написание кода осуществляется по технической документации, что несколько задерживает разработку.
Такой прием не лучшим образом подходит для сложных и крупных продуктов. Связано это с тем, что при обнаружении ошибки, ее исправление окажется долгим и дорогостоящим. А если у заказчиков в процессе создания контента появятся пожелания или критика, то разрабам предстоит переписывать почти всю кодификацию.
«Водопад» сгодится для космической и медицинской отраслей, где уже есть база документации. Основная задача для успешной реализации проекта по подобному принципу – это написание подробных требований к разработке. В процессе осуществления тестинга должно быть минимум ошибок или полное их отсутствие.
Через тестирование
Роль выбора метода по созданию ПО становится для программистов основополагающей. Когда решается этот вопрос, нужно оценивать преимущества и недостатки каждого подхода. Есть моделька V-образного типа. Это – следующее популярное направление.
Появилось оно в 1980-х годах. Усовершенствованная каскадная модель. В ней заказчик вместе с командой программистов одновременной составляет требование к системе, после чего описывает процесс тестирования. Требования выдвигаются для каждого этапа работки.
Выше – схема, объясняющая принцип работе соответствующего приема.
Среди преимуществ – это качество разработки. При помощи V-образа появляется возможность свести ошибки архитектуры продукта к минимуму.
Недостатки
Многим нравится разработка через тестирование. Но это – вариант, который сгодится для проектов, где на передовую выходит надежность. Связано это с недостатками метода:
- требуется грамотно подобранная команда тестировщиков;
- нужен немалый бюджет, особенно для крупных проектов;
- дороговизна исправления обнаруженных в ходе тестинга ошибок.
Подойдет для решения ПО, предназначенного для отслеживания поведения пациентов в клиниках, а также при разработке систем безопасности для транспортных средств. Это – только несколько примеров. В них сведение рисков на нет важнее, чем стоимость корректировки обнаруженных багов.
Инкрементная модель
Некоторые программисты создают программные продукты по частям. Здесь на помощь приходить Increment Model. Она – одна из самых старых. Начинается история такого подхода в 1930-х годах.
Чтобы лучше понять принцип работы такого приема, лучше рассмотреть наглядный пример. Нужно создать новую социальную сеть. Тогда по Increment Model разработка будет осуществляться так:
- Заказчик принял решение о создании социальной сети. Он составил подробное ТЗ. Разработчики изучили документацию и предложили дополнительные функции для будущей социалки. Пример – введение страницы с личной информацией, а также чаты. После – провести тестинг на потенциальной целевой аудитории.
- Команда разработчиков создает продукт и демонстрирует его заказчику. Далее – осуществляет запуск на рынок. Если и заказчиков, и посетителей все устраивает – работа над пилотным проектом продолжается. Она будет проводиться по частям.
- Программисты параллельно создают инструментарий для выгрузки фотографий, обмена файлами и прослушивания музыки. Также осуществляется реализация иных важных для социальной сети функций. Инкремент за инкрементом они начнут совершенствовать продукт, позволяя приблизиться к заданному ТЗ.
Предложенная схема наглядно дает понять, как работает инкрементная модель в программировании.
Преимущества
К сильным сторонам процесса относят:
- отсутствие необходимости крупных финансовых вложений на первоначальном этапе;
- быстрый фидбэк от потенциальной целевой аудитории;
- корректировка багов более дешевая, чем в предыдущих вариантах.
Здесь конечным результатом удастся насладиться в кратчайшие сроки. Но для успешного старта придется хорошенько подумать над техническим заданием. Если оно составлено без конкретики, разработчики не смогут воспользоваться инкрементным подходом.
Недостатки
Хотя Increment Model может показаться идеальным вариантом, особенно если успех проекта находится под вопросом, она тоже имеет ряд недочетов:
- возможные конфликты между разработчиками и программистами;
- разрабы будут доделывать мелочи, вместо того, чтобы в первую очередь подумать над основным функционалом.
Если в компании две команды программеров, они могут по-своему смотреть на реализацию всего ПО, а также его интерфейса. Иногда прийти к общему мнению не получается. Из-за этого каждая команда будет переделывать функционал и интерфейс «под себя». А это может сказываться на сроках сдачи результата.
Продолжение статьи читайте здесь.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!
Источник: otus.ru
Презентация, доклад на тему Урок Современные методы программирования
Модульное программирование — метод разработки программ по частям.Программный модуль – это любой фрагмент описания процесса, оформляемый как самостоятельный программный продукт, пригодный для использования в других описаниях процесса.1. Модульное программирование
- Главная
- Разное
- Урок Современные методы программирования
Слайд 1Методы программирования
Слайд 2Модульное программирование — метод разработки программ по частям.
Программный модуль – это
любой фрагмент описания процесса, оформляемый как самостоятельный программный продукт, пригодный для использования в других описаниях процесса.
1. Модульное программирование
Слайд 3В качестве модульной структуры программы принято использовать древовидную структуру.
При разработке
может использоваться метод восходящей разработки или метод нисходящей разработки.
Слайд 4Восходящий
метод
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Модуль 5
Головной модуль
Нисходящий
метод
Слайд 5Структурный подход базируется на двух основополагающих принципах:
использование процедурного стиля программирования;
последовательное
разбиение алгоритма задачи сверху вниз.
2. Структурное программирование
Слайд 6 1) Следование.
конструкции структурного программирования:
Слайд 7 2) Разветвление
Слайд 83) Повторение
Слайд 9В качестве основного метода построения текста программы современная технология программирования рекомендует
пошаговую детализацию.
Пошаговая детализация связана с использованием частично формализованного языка для представления указанных описаний, который получил название псевдокода.
Слайд 10На псевдокоде можно описать любую конструкцию структурного программирования.
Слайд 11Объектно-ориентированное программирование (ООП) является методом программирования, имитирующим то, как человек выполняет
какую-либо работу.
3. Объектно-ориентированный подход в разработке программ
Слайд 12ОБЪЕКТЫ
КЛАСС объектов – это множество предметов реального мира, имеющих одни
и те же характеристики и правила поведения.
Основные признаки объектно-ориентированной технологии
Слайд 13ИНКАПСУЛЯЦИЯ
Данные скомбинированы и объединены с процедурами и функциями, которые манипулируют
этими данными.
Слайд 14НАСЛЕДОВАНИЕ
Это определение объекта и затем использование его для построения иерархий
производных объектов.
Слайд 15ПОЛИМОРФИЗМ
Некоторому действию придаётся одно имя, которое совместно используется объектами всей
Слайд 16ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА
При наследовании свойств базовых классов часть методов и характеристик можно
спрятать внутри реализации класса.
Слайд 17АБСТРАГИРОВАНИЕ
Создание абстрактных классов, имеющих не реализованные методы.
Слайд 18УСТОЙЧИВОСТЬ
Под устойчивостью понимают продолжительное время существования объектов в системе.
Слайд 19Объектно-ориентированная программа состоит из набора объектов, у каждого из которых есть
свои атрибуты и методы.
Объекты взаимодействуют посредствам сообщений.
Слайд 20Жизненный цикл программного обеспечения
Слайд 21Разработка хорошего программного обеспечения должна учитывать долгий и продолжительный процесс, называемый
жизненным циклом программного обеспечения.
Этот процесс начинается с первоначальной идеи, включает в себя написание и отладку программ и продолжается многие годы, в течение которых в исходное программное обеспечение вносятся изменения и улучшения.
Источник: shareslide.ru