В пособии представлены контрольно-измерительные материалы, включающие в себя такие работы, как: комбинированные, творческие задания для дифференцированного тематического контроля знаний, умений и навыков студентов, контрольно-тренировочные задания, тесты и самостоятельные работы.
Предусмотрены задания, как базового, так и повышенного уровней сложности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Республики Коми
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Коми республиканский колледж культуры
Аттестация по всем темам
Итоговый междисциплинарный экзамен
Разработчик: Должность
Гусева преподаватель ГОУ СПО «Коми республиканский
Надежда Федоровна колледж культуры им. В.Т.Чисталева»
Одобрено предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин и библиотечного дела
Протокол №_______ от «______»_________________________20____г.
Председатель ПЦК Н.Ф.Гусева
Рекомендовано Методическим советом ГОУ СПО «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева»
Васильковская М.И. Режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ
Протокол №_______ от «______»_________________________20____г.
Председатель совета М.А.Анкудинова
Гусева Н.Ф., составление, 2011
Раздел 1.Текущий контроль
1. Тема 1.1. Понятие «социально-культурная деятельность» 6
2. Тема 1.2. Досуг как сфера социально-культурной деятельности 15
Самостоятельная работа 1
Самостоятельная работа 2
3.Тема 1.3. Принципы и функции социально-
культурной деятельности 18
4.Тема 1.4. Социальная миссия учреждений культуры 20
5.Тема 2.1. Система социальных институтов 25
6.Тема 2.2. Государство как социокультурный институт 28
7.Тема 2.3. Семья как изначальный социокультурный институт 29
8.Тема 2.4. Общественно-добровольные формирования 29
9.Тема 2.5. Коммерческие структуры в социально-
культурной сфере 30
10.Тема 2.6. Трудовой коллектив как социальный институт 31
11.Тема 2.7. Роль средств массовой информации
в решении социально-культурных проблем 32
12.Тема 3.1. Содержание, формы, средства и методы
социально-культурной деятельности 33
13.Тема 3.2. Общая методика подготовки и
проведения досуговых программ 35
14.Тема 3.3. Развивающие информационно-познавательные
технологии социально-культурной деятельности 38
15.Тема 3.4. Многообразие творческой деятельности
любителей в сфере досуга 38
16.Тема 3.5. Социокультурные технологии рекреационно-
развлекательного досуга 40
17.Тема 3.6. Сущность туристско-рекреационных техно логий
и их использование в процессе социально-
культурной деятельности 42
18.Тема 3.7. Этнонаправленные технологии
социокультурного обмена и сотрудничества 42
19.Тема 3.8. Методология и методика
социологических исследований досуга 44
20.Тема 3.9. Организационно-методическая поддержка
Вся драматургия за 10 минут / Киношколы-шарлатаны / Курсы для сценаристов
деятельности учреждений культуры 45
21.Тема 4.1. Основные направления и принципы работы
с детьми и подростками 46
22.Тема 4.2. Особенности работы с молодежной аудиторией 47
23.Тема 4.3. Поддержка культурной активности людей
среднего и пожилого возраста 48
24.Тема 4.4. Социально-культурная адаптация инвалидов 49
25.Тема 4.5. Роль учреждений социально-культурной сферы
в решении проблем национально-
этнических общностей, мигрантов и
других специфических групп населения 50
26.Тема 4.6. Методика организации общения людей
в социально-культурной сфере 51
Раздел 2. Рубежный контроль
1.Вопросы к экзамену по дисциплине
«Социально-культурная деятельность» 53
2.Защита курсовых проектов: Тематика курсовых работ
по дисциплине «Социально-культурная деятельность» 54
Раздел 3. Итоговый контроль
1.Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену
по специальности «Социально-культурная деятельность
и народное художественное творчество»
дисциплина: «Социально-культурная деятельность» 57
Приложение: Ответы к заданиям
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Социально-культурная деятельность» составлены в соответствии с программой, к каждой теме курса (текущий контроль), а также предлагаются вопросы по рубежному контролю и вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по дисциплине.
В пособии представлены контрольно-измерительные материалы, включающие в себя такие работы, как: комбинированные, творческие задания для дифференцированного тематического контроля знаний, умений и навыков студентов, контрольно-тренировочные задания, тесты и самостоятельные работы.
Предусмотрены задания, как базового, так и повышенного уровней сложности. Это:
— задания с выбором ответа: а) задания, содержащие предметный вопрос и предлагающие несколько ответов на него, один из которых правильный. Проверяемый уровень знаний – базовый; б) задания, предлагающие для анализа два суждения по определенной проблеме курса и требующие определить их истинность. Проверяемый уровень знаний – повышенный.
— задания с кратким ответом. Среди них четыре разновидности: а) задания, требующие восполнить пробел в схеме (базовый уровень проверки знаний); б) задания, требующие вставить пропущенное слово или словосочетание в предложенной фразе (повышенный уровень проверки знаний); в) задания на установление соответствия позиций, предложенных в двух столбцах или колонках (повышенный уровень); г) задания повышенного уровня на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка.
— задания со свободным развернутым ответом. Среди них следующие разновидности: а) задания на перечисление признаков, характеристик какого-либо явления или объекта одного класса (базовый уровень проверки знаний); б) задания, требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере (повышенный уровень).
Сборник дополнен приложением: «Ответы к заданиям».
Пособие адресовано студентам и преподавателям колледжа культуры.
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Тема 1.1. Понятие «социально-культурная деятельность»
1.С каким определением Вы согласны (подчеркните правильный ответ) :
Социально-культурная деятельность – это:
а) обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры;
б) совокупность интересов, духовных и материальных ценностей, норм и стилей жизни, характерных для определения возрастных, профессиональных и иных социальных общностей.
2.Предложите наиболее распространенные формы культурно-досуговой деятельности XVIII – начала XX вв.
3.Какое продолжение фразы совпадает с Вашим мнением (подчеркните правильный ответ)
Важнейший принцип педагогики досуга – это:
а) принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения;
б) принцип интереса.
4. Какое продолжение фразы совпадает с вашим мнением
(подчеркните правильный ответ):
Специалист-организатор досуга участвует:
а) в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп
б) в решении региональных проблем в ис торико- культурной, экологической, ре лигиозной и других сферах, являющих ся общими для различных социальных групп;
в) в создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга.
5.Перечислите характерные черты социально-культурной деятельности
6.Выделите из предложенного (подчеркните правильный ответ) :
Какие группы или отрасли включает в себя социально культурная сфера:
б) культура, искусство и средства массовой информации;
в) общественное питание;
г) образование и профессиональная подготовка кадров;
е) бытовое обслуживание;
ж) физическая культура и спорт;
з) социальное обеспечение.
I. Подберите предложенные термины к данным определениям понятий
Термин Определение понятия
___________________________- область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени.
___________________________- совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни общества организационно-управленческих принципов, материально-технических, финан совых, информационных, кадровых ресурсов, правового обеспечения и практических мер.
___________________________- человек, социальные группы, общество.
___________________________- процесс хоминизации, социализации и индивидуализации личности; внедрения культурных начал во все сферы жизнедея тельности.
___________________________- развитие личности средствами культуры.
___________________________- процесс и результат включения человека в социум, освоения и
воспроизводства им социального опыта, принятия требований норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нрав ственных, профессиональных, семейных и иных значимых функций.
___________________________- создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.
__________________________- это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
__________________________- совокупность интересов, духовных и материальных ценностей, норм и стилей жизни, характерных для определенных возрастных, профессиональных и иных социальных общностей.
__________________________- совокупность процессов, явлений и результатов духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства или материальных пред метов, обладающих эстетической ценностью.
__________________________- целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей.
__________________________- вещественные памятники достижений человечества в производственной, духовной и общественной жизни, способные удовлетворять духовные и эстетические потребности человека и од новременно содержащие в себе художественную, мемориаль ную или иную ценность.
_________________________- непреходящие ценности культуры, закрепленные идеалах, языке, искусстве, традициях, памятниках истории и др. переда ваемых из поколения в поколение атрибутах совокупного духовного опыта человечества.
_________________________- система единых ценностей, образцов духовной жизни и миро понимания, которые выработало человечество не протяжении своего развития.
_________________________- процесс и результат развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и т.д.), проявившегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия и реализации интеллектуально-сущностных сил человека.
_______________________- система духовных ценностей, отражающая идеалы современного человека и определяющих нравственность личности на добро вольное, осознанное служение обществу, это совокупность спо собов и результатов конструктивной, созидающей деятельности людей, в которой воплощается, утверждается и развивается чело веческая духовность.
________________________- культура, порожденная противоречивостью урбанизации, разрушением локальных сущностей и др. последствиями научно-технической революции. Эта культура определяется стихийными реакциями населения, стандартизованным характером произ водства и потребления, широким тиражированием произведе ний искусства, которые утрачивают свою уникальность.
_______________________- специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в процессе и результатах мате риального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
_______________________- интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивиро ванном стремлении и готовности участвовать и проявлять ини циативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сох ранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.
________________________- часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.
Термины: социально-культурная активность; культура; массовая культура; духовная культура; гуманитарная культура; общече ловеческая культура; объект культурной политики; культур ная политика; цель, сверхзадача культурной политики, пред мет культурной политики; социально-культурная деятель ность; культурная деятельность; субкультура; культурные ценности; художественная культура; культурное наследие; свободное время; культурно-досуговая деятельность; индиви дуализация; социализация.
1.Проанализируйте посещаемость учреждений культуры и домашних занятий в свободное время населения вашего города, района, села (в %).
Посещение учреждений культуры
Город, район, село
Часто (более 2-х раз в неделю)
Источник: nsportal.ru
Краткое изложение теоретических вопросов
1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие /И.Ю. Исаева,-М.: Флинта:НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-200 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2.Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. –
План изучения темы:
1. Методика — творческий процесс в технологии Культурно-досуговой деятельности
2. Общая характеристика средств, форм социально-культурной деятельности
3. Методы в социально-культурной деятельности. Классификация методов
Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой Культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.
Методика Культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Ме-. тодика представляет собой центральный блок в Культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика Культурно-досуговой деятельности — это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция — восприятие, а коммуникация — общение.
Методику выделяют в отдельный тип деятельности — методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процесса, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.
В основе методики Культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении Культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.
Методика Культурно-досуговой деятельности представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организаторов и методистов (сценаристов, режиссеров и других специалистов) и участников Культурно-досуговых программ и других посетителей учреждений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с возможностью и готовностью учреждений культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждений культуры, слияния в их работе организующих воздействий «сверху» с широкой инициативой и самодеятельностью «снизу».
В Культурно-досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять. К закономерностям методики Культурно-досуговой деятельности можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в Культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций.
В методической литературе употребляются понятия «общая методика» и «частная методика». Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями культуры. Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями культуры. Деление методики на общую и частную сложилось в процессе ее развития как особой области знания и практического действия. Такое деление позволяет работникам культуры более систематизированно осваивать знания и совершенствовать навыки.
При подготовке Культурно-досуговой программы технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации отдельных программ, и творческие работники — методисты, знающие основы драматургии и режиссуры.
Методика деятельности учреждений культуры находится в функциональной зависимости от решаемых ими задач. Содержание Культурно-досуговой деятельности можно идентифицировать с понятием ценности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные.
В содержании Культурно-досуговой деятельности находят отражение изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально-техническими и финансовыми возможностями.
Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятельности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, коллективов художественной самодеятельности, программах вечеров, тематике лекций, сценариях праздников или обрядов и т.д.
Содержание реализуется через функции и принципы Культурно-досуговой деятельности. Оно раскрывает проблему, обеспечивает решение задач, являясь одним из основных условий эффективности деятельности учреждений культуры.
Содержание Культурно-досуговой деятельности, как бы оно ни было умело определено и воплощено в соответствующие формы, останется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей учреждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о способах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.
Средства — один из важных компонентов Культурно-досуговой деятельности. Их назначение — быть «механизмом» доведения содержания деятельности учреждений культуры до населения. Средства Культурно-досуговой деятельности — это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.
Вполне может быть применима и данная классификация:
• Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия;
• Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены, зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение);
• Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура;
• Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.);
• Средства массовой информации.
В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств Культурно-досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.
К числу важнейших компонентов методики Культурно-досуговой деятельности относятся и формы деятельности учреждений культуры, или программы. Формы работы — один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент Культурно-досуговой деятельности.
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы реализации содержания их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.
Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также может иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания Культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.. И,наконец, формами называют способы организации Культурно-досуговой деятельности.
Под формами — программами Культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.
Обобщая различные определения, подчеркивая в них наиболее типичное, можно сказать, что метод — это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядоченная деятельность.
Методами Культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию.
В Культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.
Метод театрализации предполагает использования в досуговых программах приёмов драматургии. Драматургия — это выстраивание сюжетно-образного решения досуговой программы. Но если в театральном спектакле в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса, то в Культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, в том числе и аудитории. В первом случае режиссёр идет от пьесы к жизни, во втором наоборот — от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.
Суть метода иллюстрирования состоит в основной организации содержания информационного материала досуговой программы с помощью показа в какой-либо форме. Использование этого метода позволяет информации стать зримой.
Наряду с термином «метод» употребляется термин «методический прием». Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод — это совокупность приемов, объединенных общностью задачи и единым подходом к их решению.
Прием — это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов применяется с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.
В деятельности учреждений культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма — это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре — тоже методический прием. В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод — порицание); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).
Вопрос о методах Культурно-досуговой деятельности — сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия » метод», зависимость методов от содержания работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалисту необходимо овладеть ими, научиться их творчески применять.
Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом — лекция, в третьем — концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.
Вопросы и задания для самопроверки:
1.Как вы понимаете, что такое методика Культурно-досуговой деятельности?
2.Каковы основные закономерности методики Культурно-досуговой деятельности?
4.Что такое средства Культурно-досуговой деятельности?
5.Что такое форма и ее значение в методике?
Источник: studopedia.ru
2. Общая характеристика средств, форм и методов скд
Содержание КДД определяется интересами и запросами аудитории, событиями происходящими в стране и за рубежом, спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение, обычаями и традициями бытующими в данною местности, знаменательными и памятными датами в жизни общества, календарем гос праздников, годовым кругом народных праздником, уровнем профессионализмом работников клубного учреждения. Формы КДД — способы реализации содержания их деятельности, а так же способы и приемы организации клубной деятельности.
1. индивидуальные (используется в работе школ, студий).
2. групповые (клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества).
3. массовые (в действие включено большое количество участников). Средства КДД — основные инструменты с помощью которых осуществляется СКД, своеобразный «механизм» доведение содержания деятельности до аудитории. Они делятся на:
1. художественно — выразительные средства (живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия).
2. изобразительные средства (оформление клубного пространства).
3. технические средства (световая, аудио и видео аппаратура).
4. материальные средства (оборудование, инвентарь, муз. инструменты, реквизит и т.д.).
5. финансовые средства
Методы — пути достижения поставленной цели, способы и приемы практической реализации деятельности. Группа методов используемая при осуществлении КД программ называется родовым методом, который включает в себя:
1. метод театрализации (он предполагает использование в досуговых программах приемов драматургии).
2. метод иллюстрирования (суть метода состоит в основной организации содержания информационного материала досуговой программы с помощью показав в какой либо форме Два иллюстрирования: наглядное — фото, книжные выставки, слайды; и художественное — хореография, музыка.)
Источник: studfile.net