Мероприятия программы социальной адаптации что это

Технология социальной адаптации

Технология социальной адаптации – одна из базовых технологий всей социальной работы. Сущность этой технологии заключается в помощи клиенту научиться противостоять отрицательному воздействию окружающего мира.

Понятие «адаптация» изучается в различных науках: психологии, социологии, медицине и т.д. И в каждой из этих наук под адаптацией рассматривается активизация адаптивного потенциала личности, связанного с воздействием неблагоприятных воздействий внешних факторов среды.

Если говорить о социальной работе, то понятие «социальной адаптации» включает в себя аспекты психосоциального значения, которые связаны не только с самоактивизацией личности, но и с выработкой комплекса мероприятий социокультурного, психолого-педагогического и медико-социального характера.

Социальная адаптация — процесс приспособления человека к социальным условиям существования.

Несмотря на то, что социальная адаптация носит непрерывный характер, она, как правило, связывается с периодами, подразумевающими кардинальные изменения, как в деятельности индивида, так и в его социальном окружении.

Советы психолога. Проблемы социальной адаптации у детей

Социальная адаптация в любом из ее видов (профессиональная, учебная, бытовая и др.) включает в себя определенный социально-психологический аспект, так как в социальной среде выделяется как предметный, так и личностный компонент.

Технология социальной работы рассматривает социальную адаптацию с двух аспектов:

  • как структурно и процессуально — организованный процесс;
  • как процесс активного приспособления. Данный процесс включает овладение нормативными моделями поведения, навыками, социальными ролями.

Чем выше адаптивность личности, чем больше она будет противодействовать негативным влияниям среды.
Основным субъектом социальной адаптации является индивид.

Чаще всего рассматриваемая технология используется в организации социального обслуживания следующих граждан:

  • лиц пожилого возраста;
  • инвалидов;
  • лиц, освободившимися из мест заключения;
  • бездомных.

Многие исследователи утверждают, что социальная работа является универсальной технологией социальной работы, которая включает в себя все остальные функциональные технологии.

Социальная адаптация изучается некоторыми исследователями как компонент социализации.Это актуально для индивидов, которые были социализированы в какой-то среде, но в силу новых обстоятельств нуждаются в овладении новыми умениями и приспособлениями. В этом случае нужно подключение адаптивного механизма.

Адаптивный механизм

Адаптивный механизм представляет собой средства, с помощью которых самореализуется адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в структуре «адаптант — адаптирующая среда». Важным условием, влияющим на адаптивный механизм, является адаптивная потребность.

Адаптивная потребность — это настройка индивида на преодоление адаптивной ситуации, выражающаяся в стремлении изменить среду для достижения целей или привести свои модели поведения в соответствие с изменившимися требованиями социальной среды для достижения целей.

Социально-психологическая адаптация

Адаптивный механизм имеет три составляющие:

  • деятельность;
  • общение;
  • самосознание.

Воздействие на деятельность в адаптивном механизме предусматривает помощь человеку в овладении умениями по выполнению конкретных действий, которые позволяют создавать вокруг себя новые элементы среды, играющие значимую роль во всем адаптационном процессе.

Воздействие на общение заключается в изменении коммуникативного пространства (появление новых партнеров, обновление тематики общения) и выработке коммуникативных способностей. Т.е. любые действия индивида, которые позволят ему обновлять каналы коммуникации.

Воздействие на самосознание – самый сложный процесс, включающий в себя усиленную работу индивида над собой и деятельность социального окружения этого индивида.

Новое социальное самосознание включает осмысление своей социальной роли и связано с выработкой самостоятельной жизненной позицией индивида.

Элементы технологии социальной адаптации

Работа с клиентом с использованием технологий социальной адаптации включает в себя три элемента:

  1. Психологическая адаптация — принятие человеком новых условий жизнедеятельности, а так же осознание положительных моментов в изменившейся среде, преимуществ своего нового положения.
  2. Физиологическая адаптация — приспособление организма к новым физическим нагрузкам и ритму жизни.
  3. Социальная адаптация. Здесь она не повторяет форму технологии, а является общим компонентом адаптационного процесса.

Социальный аспект адаптации направлен на использование потенциала социальной среды, что включает в себя использование коммуникативных связей, бытового устройства и т.д.

Для того, чтобы успешно применять технологии социальной адаптации нужно иметь достоверные знания о клиенте: физиологические и психологические особенности, ценностные ориентиры и жизненные установки индивида.

Технология социальной адаптации предполагает адресный подход, при котором проводится комплексная оценка трудной жизненной ситуации клиента и учет его физиологических и психологических характеристик.
При применении этой технологии используется весь комплекс внешней среды для достижения функционирования индивида в системе социальных связей и отношений.
Важная роль в данном процессе отводится клиенту, его готовности стать на новый путь, изменить себя, выбрать новые ценностные ориентиры.
Таким образом, социальная адаптация использует за основу субъективные и объективные факторы жизнедеятельности человека.

Например, важна роль социальной адаптации в изменении социального статуса бездомных. Наблюдается высокий уровень значимости социальной адаптации в работе с пожилыми гражданами и инвалидами. Так, в процессе социальной адаптации инвалиды овладевают новыми социальными и трудовыми навыками. Так же важна роль социальной адаптации с малоимущими семьями путем самообеспечения через систему социального контракта.

Социальный контракт

Государство предлагает меры материальной поддержки малообеспеченным семьям как одну из методик противодействия расширению бедности в нашей стране. Данная практика распространена во многих странах, однако, по мнению многих экспертов, подобные меры позволяют лишь временно повысить уровень потребления в семье. В целом, они слабо затрагивают сам механизм роста социальной адаптации семьи и не стимулируют развитие адаптивного потенциала семьи.
Во многих случаях материальная поддержка семье приводит к росту иждивенчества, особенно в асоциальных семьях.

Читайте также:
Квартирная программа что это

Таким образом, появилась необходимость социальных служб в пересмотре порядка и форм оказания материальной помощи малоимущему населению.

Различные реформы с внедрением системы социального контракта на уровне муниципальных районов проводились с начала 2000-х годов, преимущественно в северных регионах России. Инициаторами введения новых технологий социальной адаптации стали муниципалитеты, так как эти органы власти наиболее приближены к населению в вопросах социальных потребностей и социальной поддержки.

Специфика социального контракта в том, что происходит заключение договора между малообеспеченной семьей и органом социальной защиты населения, согласно которому устанавливаются взаимные обязательства по решению социально-бытовых проблем семьи. Трудоспособные члены семьи имеют возможность устроиться на работу или получить специальное образование. Получив от государства определенную денежную сумму, они имеют право потратить ее на открытие собственного дела или нужды в самозанятости.

Органы социальной защиты, представляющие государство, осуществляют социальное сопровождение таких семей, предоставляя различные виды помощи: психологическую, юридическую, хозяйственную, бытовую и т.д.

Социальная адаптация – востребованная технология социальной работы, направленная на развитие внутреннего ресурса объекта социальной работы. В качестве такого объекта могут выступать социальные группы, индивиды.

Социальный контракт довольно перспективное и успешное направление социальной работы во взаимодействии с малоимущими семьями, т.к. он способствует не только раскрытию ресурсов семьи, но и связан с ростом социальной ответственности каждого члена семьи.

Когда речь идет о социальной адаптации малоимущей семьи, важно конкретизировать два вопроса:

  1. Какой вид семейного ресурса нуждается в активизации.
  2. Какой ресурс привлекается извне вследствие реализации данной технологии.

Так же необходимо заострить внимание на коммуникативном, самореализационном, психолого-педагогическом и когнитивном факторах успеха социального контракта. При его использовании повышается не только уровень коммуникативной адаптированности семьи, но расширяется включенность членов семьи в социальные процессы.
Социальный контракт способствует укреплению членов семьи в проблемах распоряжения и добычи капитала. Так же происходит снижение зависимости малообеспеченной семьи от социальных служб, законодательных нововведений.

В любом случае происходит формирование условного отношения к социальное помощи, которое исходит из партнерских отношений с органами социальной защиты, и возложенной на себя ответственностью за правильное использование предоставленной социальной помощи.

Социальный контракт как технология за последние годы зарекомендовал себя в качестве довольно успешной технологии и эффективной модели противодействия социальному неблагополучию многих российских семей. Данная технология ставит целью не только снизить уровень бедности в стране, но и сформировать новую форму взаимоотношений социального государства и гражданина, согласно которой зависимость гражданина от государства приведет к тому, что человек выйдет к новым граням своего жизнеустройства. Социальный контракт продемонстрировал востребованность в свете модернизации социальной защиты населения.

Источник: zaochnik.com

Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы

Читающий ребенок

Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разбёрем её основные виды, примеры и как проходит процесс.

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Пример социальной адаптации

Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.

Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.

Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.

Уровни социальной адаптации

Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.

Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.

Читайте также:
Программа офис ворлд что это

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

  1. общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
  2. социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
  3. индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:

  • Управленческая (организационная). Если не будет управления, человек не получит благоприятные условия, не будет создано предпосылок, чтобы его социальная роль развивалась, оказывать на него воздействие, обеспечивать деятельность, которая отвечает интересам личности и общества.
  • Экономическая. Для данного процесса характерна высокая сложность. В ходе него индивиды и субъекты усваивают новые социально-экономические нормы и принципы экономических отношений. Здесь особую важность имеет «социальный блок», в составе которого процесс адаптации к социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, существующие в реальности. Важно, чтобы они отвечали как физиологическим потребностям человека, так социально-культурным. Полноценная социальная адаптация человека невозможна, если он живет в бедности, его едва сводит концы с концами.
  • Педагогическая. Адаптация индивида к образованию, обучению, воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности. Для педагогов сегодня особенно актуальна проблема дезадаптации индивидов детского и подросткового возраста.
  • Психологическая. С точки зрения психологии, процесс адаптации подразумевает приспособление органов чувств к стимулам, которые на них воздействуют, чтобы рецепторы были лучше защищены от лишней нагрузки. Психологическая адаптация – это непрерывный процесс, в котором пребывает индивид, потому что происходят постоянные изменения социально-экономических условий жизни, политические и моральные ориентации, экология и другие факторы.
  • Профессиональная. В ходе профессиональной адаптации индивид приспосабливается к новой деятельности, новому окружению, условиям труда, особенностям профессии. Успешность определяется склонностью человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадением личностной и общественной мотиваций трудовой деятельности и др.

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Этапы социальной адаптации

Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:

  • от рождения до 1 года – полная зависимость ребенка от взрослых, с которыми происходит постоянное взаимодействие;
  • 1-3 года – начинается копирование членов семейства, применение средств манипуляций;
  • 3-6 лет – первый выход за пределы семейного социума, открытие и изучение новых ролей, соотношение себя и других членов семьи, сознательное копирование;
  • 6-10 лет – начало школьной жизни, приспособление к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, проявление индивидуальных личностных качеств;
  • 10-11 – 14-15 лет – активное налаживание коммуникации и взаимодействие с одногодками, формируется самосознание, поиск индивидуальности, проявление чувств к противоположному полу.

Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.

Как проходит социальная адаптация: основные стадии

Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:

  1. Освоение норм и правил поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются индивидуум. Это объясняется тем, что он недостаточно знаком с новой средой, ее порядками, а также тем, что индивид сознательно не принимает и отрицает ее ценности.
  2. Этап терпимости. В это время происходит признание равноценности друг друга индивидом и средой.
  3. Вхождение индивида в новую среду. Он начинает приспосабливаться к ней, что выражается во взаимных уступках. Не только индивид признает ценности общества, которое его принимает, но и само общество принимает ценности и установки индивида.
  4. Индивид полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция. Осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни индивида, он принимает новые установки, действующие в обществе.
Читайте также:
Программа контур диадок что это такое

Заключение

Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.

Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.

Источник: dnevnik-znaniy.ru

Программа социальной адаптации девиантных подростков

Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.

Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.

Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.

  1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
  2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
  3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

  1. Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.
  2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
  3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».

Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.

Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 4-6 человек.

Объём тренинговой работы – 14 часов.

  • тренинг – 7 2-х часовых занятий 1 раз в две недели;
  • индивидуально-коррекционная работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу.

Для проведения групповой работы необходим кабинет и помещение для индивидуального консультирования.

Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник функциональной оценки и коррекции поведения, нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии, видеомоделирования и кинолекториев.

Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.

Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.

Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.

  1. Измерение социального интеллекта подростков.
  2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.
  3. Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 2 часа, общий объем – 14 часов.
  4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков.

Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Логика построения групповых коррекционных занятий:

  • 1 занятие – создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;
  • 2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
  • 3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
  • 4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
  • 5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
  • 6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
  • 7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.

Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 3,5 месяца.

Источник: www.b17.ru

Официальный портал муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Министерство труда и социального развития Республики Алтай Гос УслугиОценка качества

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сообщить о проблеме

Виртуальная республика Алтай

  • * Меры социальной поддержки
  • Детские пособия

Главная *СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ

При положительном решении разрабатывается индивидуальная программа социальной адаптации, в которой четко перечисляются все виды и размер предоставляемой семье или гражданину социальной поддержки, а также мероприятия, которые, подписав контракт, стороны будут обязаны выполнять.

Помните: социальный контракт заключается на срок от 9 до 12 месяцев. Окончательный срок его реализации зависит от содержания программы социальной адаптации и промежуточных результатов. Кроме того, в зависимости от результатов контракта, он может быть расторгнут ранее срока.

Источник: usznga.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru